ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОДИНОЧЕСТВА ПОДРОСТКА

Глушкова Н.И. Хмеленко А.А. Статья в формате PDF 125 KB

Проблема одиночества была актуальной на протяжении всей истории человечества. Сейчас она еще более актуальна. Современная ситуация в обществе хаpaктеризуется значительными структурными и динамическими изменениями в социальной, экономической и политической жизни. Дальнейшее расслоение общества, переход к рыночной экономике приводят к повышению напряженности в социальных отношениях и способствуют социальной разобщенности людей. В этих условиях поиск путей конструктивного решения проблем одиночества приобретает особую актуальность.

В настоящее время не существует единого мнения о феномене одиночества - это норма или патология. Однако общим в различных психологических  подходах является понимание одиночества как тяжелого эмоционального переживания, овладевающего чувствами, мыслями, поступками личности  и возникающего в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении и понимании человека значимыми людьми.

В наибольшей мере изменения, происходящие в обществе, затрагивают пожилых людей и подростков как наименее социально  защищенные  группы, но особенно трудно приходится подросткам. Это связано, прежде всего, с развитием рефлексии в этом возрасте и переходом на новый уровень самосознания, с усилением потребностей в самопознании, принятии и признании, общении и обособлении, с кризисом самооценки. Возникновение самосознания - результат осознания подростком заметных изменений в своём внешнем облике и как следствие возникновение острого интереса к самому себе. Резкая дисгармония физического и психического облика проецируется на окружающий мир, который начинает казаться конфликтным и напряжённым. Подросток легко идеализирует окружающих людей и так же легко в них разочаровывается, ему свойственны острые нравственные переживания, мировоззренческие искания.

В эмпирическом исследовании проблемы одиночества принимали участие подростки в возрастном диапазоне от 13 до 15 лет школ г. Ставрополя. Для решения поставленной проблемы и проверки исходных положений нами использован комплекс методик: шкала «социальной интроверсии» из  MMPI; опросник «Одиночество» (для подростков) О.С. Долгиновой; методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона; тест мотивации аффиляции А. Меграбяна.

Нами экспериментально подтверждено, что подросток, стремясь доказать себе и окружающим свою самостоятельность, ценность своей личности, её уникальность и неповторимость, неизбежно сталкивается с состоянием одиночества, «разговором с собой», которое в свою очередь помогает ему в этом обособлении, индивидуализации, развитии его личности.

Осознание состояния одиночества  связано с актуализацией расширяющихся социальных потребностей, присущих подростковому возрасту. Среди них: потребности в установлении значимых межличностных отношений; потребности в расширении дружеских отношений, в знакомстве с людьми различных социальных ориентаций и социального опыта; потребности в причастности, признании и с различным социальным опытом, желании быть принятым различными социальными группами.

Мы увидели, другой психологически обоснованной потребностью в подростковом возрасте является потребность в уединении, поскольку только наедине с самим собой подросток может осмыслить и "переварить" происходящие с ним изменения, оценить себя и свои отношения, определить линию своего поведения и свою позицию.

Тем не менее, по мнению ряда отечественных и зарубежных ученых (А.В. Мудрик, Дж. Р. Олди и др.),  резкое преобладание потребности в уединении является тревожным признаком и приводит к состоянию хронического одиночества. Иными словами, постоянное желание подростка быть в одиночестве служит тревожным сигналом и показателем его  негативных взаимоотношений со сверстниками, а возможно, и деструктивных изменений во внутреннем мире.

Нас заинтересовало, почему изначально нормальная для подросткового возраста потребность в уединении трaнcформируется в сознательное самоустранение и избегание общения? Интересно также, что думают сами подростки об одиночестве, его причинах и проявлениях.

В результате эмпирического исследования нами выявлено, что взгляд подростков на одиночество несколько отличается от точки зрения некоторых психологов-исследователей. Следует  выделить ряд личностных, социальных и ситуативных факторов, способствующих закреплению тенденции самоустранения и возникновению чувства одиночества. Причем приоритет отдается личностным факторам, таким, как низкая самооценка, застенчивость, излишняя самокритичность, негативное самовосприятие и коммуникативная некомпетентность, а также некоторые хаpaктеро-логические  особенности, например эгоизм, агрессивность.         

К социальным факторам исследователи относят социальное отторжение, то есть неприятие подростка группой сверстников, и отсутствие "своего" круга общения. Последнее может быть связано с переездом на новое место жительства, сменой школы, потерей близкого друга и т.п.

Нами установлено, что взаимодействие подростка с равноправными партнерами развивает у него способность свободно вступать в разного рода контакты, координировать свои действия, мысли и чувства с действиями, мыслями и чувствами других, предвидеть причинно-следственные связи в социальных взаимодействиях; снижает когнитивный эгоцентризм в социальных отношениях и, как следствие этого, совершенствует индивидуальные системы когнитивной координации; способствует развитию рефлексии, формированию социальной чувствительности и мopaльных установок. В целом общение с ровесниками открывает для подростков новые возможности социоэмоциональной регуляции поведения. Но бывает так, что подросток  по какой-либо причине лишается полноценного общения со сверстниками, и на его развитие сказываются последствия социальной изоляции.

Понятие "социальная изоляция" в данном случае выступает в качестве обобщающего  термина, описывающего разные формы одиночного поведения, инициатором которого является сам подросток, а не его окружение. Социальная изоляция может иметь разные лики. Одним из них является застенчивость, которая проявляется в тревоге или страхе подростка при встрече с незнакомыми людьми преимущественно в новых ситуациях. Ее мотивация связана с боязнью социальных оценок. Близким, но не идентичным этой форме "социальной изоляции" является "сдержанное поведение". Его можно наблюдать в ситуациях, когда подросток находится вблизи других людей (знакомых или незнакомых), но не вступает с ними в контакты, ограничиваясь наблюдением за их действиями. Такое поведение отражает тревожность, которую подросток испытывает перед лицом социальных стимулов и свидетельствует о нарушениях в сфере социальных взаимоотношений подростков.

В целом мы можем считать безусловно доказанным, что в подростковом возрасте одиночество необходимо рассматривать с позиции нормы и патологии. С одной стороны, одиночество играет существенную роль в процессе индивидуализации личности, являясь по сути психологической нишей созревания личности подростка. С другой стороны, одиночество обладает свойством подчинять себе другие психические процессы и состояния; одиночество нарушает внутреннюю целостность личности; одиночество может быть механизмом психологической защиты; одиночество ведет к формированию сверхожиданий и переоценке вклада другого человека в собственное развитие.



РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА В КАЗАХСТАНЕ

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА В КАЗАХСТАНЕ Статья в формате PDF 124 KB...

03 07 2022 0:59:29

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ

ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ В РОССИИ Статья в формате PDF 114 KB...

29 06 2022 14:52:44

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА

ПЯТИСТЕРЖНЕВАЯ ФЕРМА СЛОЖНОГО ТИПА Статья в формате PDF 300 KB...

26 06 2022 2:36:18

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 103 KB...

24 06 2022 16:54:30

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛАГАЛИЩНОЙ ЖИДКОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ ВЛАГАЛИЩНОЙ ЖИДКОСТИ Статья в формате PDF 283 KB...

23 06 2022 14:27:32

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ

БИОДИНАМИКА ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ Статья в формате PDF 657 KB...

21 06 2022 17:44:53

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА И ГЕОГЕЛЬМИНТОЗЫ Статья в формате PDF 237 KB...

20 06 2022 6:37:46

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НОРМАЛИЗАЦИИ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЕЙ

ПРИМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ДЕФЕКТОВ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И НОРМАЛИЗАЦИИ МИМИКИ У ДЕТЕЙ С ПАТОЛОГИЕЙ ЗРЕНИЯ, СТРАДАЮЩИХ ДИЗАРТРИЕЙ Использование массажа позволяет в короткие сроки преодолеть имеющиеся нарушения тонуса артикуляционной мускулатуры. Нормальные образцы движений могут быть выработаны только на базе физиологического мышечного тонуса. ...

19 06 2022 16:45:15

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ В СССР Статья в формате PDF 310 KB...

05 06 2022 22:25:20

ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ Г. О. ШУИ

ПРОМЫШЛЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПОЧВ Г. О. ШУИ Статья в формате PDF 250 KB...

04 06 2022 1:36:22

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СЛИЗИ Статья в формате PDF 108 KB...

03 06 2022 16:20:44

СТРУЙНОЕ РАСПЫЛИВАНИЕ ЖИДКОСТИ В ПРОТРАВЛИВАТЕЛЕ

СТРУЙНОЕ РАСПЫЛИВАНИЕ ЖИДКОСТИ В ПРОТРАВЛИВАТЕЛЕ Статья в формате PDF 391 KB...

02 06 2022 19:50:11

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике

Возрастные параметры прироста массы тела бычков симментальской породы при смешанной инвазии фасциолеза и дикроцелиоза в Кабардино-Балкарской Республике В возрастные периоды от 6 до 9 мес. инвазированные смешанной инвазией фасциолеза и дикроцелиоза бычки симментальской породы пастбищного содержания отставали в приросте массы тела на 9,7 %, в возрасте от 12 до 15 мес. на 12,9 % и в возрасте от 15 до 18 мес. на 15,5 %, что отрицательно влияет на убойные и технологические качества животных. ...

30 05 2022 18:13:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::