НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА
Оценивая опыт антикризисного управления и регулирования в российской банковской сфере, следует подчеркнуть, что за более чем десять лет функционирования она не раз сталкивалась с трудностями в своей деятельности, которые нередко выливались в банкротства отдельных банков или даже в общие кризисы банковской системы в целом. В течение этого времени коммерческие банки и регулирующие органы, разумеется, применяли инструменты антикризисного управления, которые в той или иной степени призваны были разрешить сложившиеся ситуации, преодолеть их последствия и восстановить эффективную работу банковской системы.
Анализируя зарубежный опыт, нельзя не отметить, что основополагающая роль в сохранении устойчивости банковского сектора в значительной степени принадлежит государственным институтам. На государственном уровне основным субъектом управления выступает Центральный Банк РФ. За ним законодательно закреплены функции по разработке и проведению совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики, функции кредитора последней инстанции, выдачи и отзыва лицензии у кредитных организаций, анализу и прогнозированию состояния экономики РФ, функции по надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, за соблюдением ими банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Своей деятельностью Центральный Банк стремится не только непосредственно поддержать устойчивость банковской системы, но и стимулирует сами банки к внедрению инструментов, препятствующих возникновению кризисных ситуаций.
Представляется целесообразным расширить сферу мониторинга банковской политики со стороны Банка России в силу следующих причин. В результате мониторинга банковской политики появляется возможность оперативного реагирования со стороны центрального аппарата Банка России на изменение рисков и возможность своевременного корректирования валютной и денежно-кредитной политики страны. Кроме того, создается основа для проведения центральным аппаратом Банка России дифференцированной по регионам страны политики как в части формирования кредитной инфраструктуры, так и в части кредитной и депозитной политики. Главным управлениям Банка России по территориям предоставляется возможность отслеживать изменения в политике региональных банковских систем и увязывать ее с экономической политикой региональных властей. Региональные органы власти могут использовать информацию территориальных управлений Банка России, полученную в результате мониторинга, для оперативного управления экономикой региона и разными ее секторами. Еще один весомый аргумент - возможность организовать прогнозное управление банками и экономикой региона, так как мониторинг, наряду с данными о текущей политике, содержит информацию о политике банков на перспективу. Обеспечивается большая реальность текущих и прогнозных оценок устойчивости банковской системы в результате одновременного прогнозирования результатов деятельности банков со стороны ГУ Банка России в регионе и со стороны банков-участников мониторинга. Кроме того, коммерческие банки по результатам анализа могут определить свое место в банковской системе региона, а также оценить адекватность своей политики экономической политике других банков региона.
Не следует, вместе с тем, забывать, что в силу уникальности каждого российского региона, при наличии общероссийских тенденций в экономической политике могут быть особенности проводимой политики в регионах, что находит отражение в политике управления устойчивость региональных банковских систем. Последовательность и состав инструментов банковской политики может по регионам не совпадать, а также меняться в зависимости от стадии экономического цикла, от направленности в данный момент социально-экономической политики в стране и регионе.
Одновременно можно расширить возможности мониторинга банковской политики па макроуровне. Банк России, разpaбатывая совместно с Правительством РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» на каждый предстоящий год, может добиться лучшей реализации поставленных задач, если в дополнение к прогнозу на макроуровне будут составляться сводные прогнозы политики банков каждого региона. Поэтому территориальным управлениям Банка России целесообразно на каждый год составлять прогноз политики банков региона.
Государство может использовать и непрямые методы участия: провести реструктуризацию налоговых обязательств, пересмотреть систему налогообложения банков, выкупить просроченные обязательства предприятий перед банками или конвертировать депозиты государственных предприятий в капитал банков.
Следует напомнить, что одним из важных факторов, способствующих достижению и сохранению устойчивости в развитии, является эффективный банковский менеджмент. К числу инструментов управления можно отнести закрытие или сокращение неприбыльных филиалов, отказ от параллельных направлений бизнеса, усиление конкурентных преимуществ банка, твиннинг (соединение) с надежным партнером (предпочтительнее привлечение иностранных банков к партнерству).
С целью поддержания устойчивости необходимо наличие законодательно прописанного механизма вмешательства государства в банковскую систему при угрозе возникновения кризисных явлений в ней. Границы вмешательства государства в деятельность банков могут быть четко определены: компетентностью политических решений, связанных с внесением необходимых поправок в существующее законодательство; системой полномочий и ответственности в области регулирования и контроля за деятельностью банков; предоставлением гарантий под стабилизационные кредиты и оздоровительные вливания капитала, производимых через систему страховых фондов банковской системы или создаваемых за счет средств самих банков.
Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются неотъемлемым элементом развития банковской системы большинства экономически развитых стран мира, так как для обеспечения устойчивого функционирования необходимы не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих банков. Очевидно, что научное понимание организации эффективного управления устойчивостью банковской системы, по нашему мнению, предполагает выделение нескольких этапов: подготовительный; профилактический; работа в условиях нестабильности. Полагаем, что наиболее важными в целях достижения и сохранения устойчивости являются первые два из них.
Подготовительный этап нацелен на создание и развитие механизма, позволяющего своевременно выявить проблемы, угрожающие нормальному функционированию банковского сектора, оценить силу их влияния и выработать подходы к решению проблем.
Наиболее хаpaктерной чертой профилактической работы является организация мероприятий, позволяющих снизить до минимума вероятность нeблагоприятного влияния выявленных потенциальных проблем кредитных организаций на финансовое положение банковской системы в будущем. На этом этапе необходима: организация постоянной работы по выявлению потенциальных проблем банков, способных нанести серьезную угрозу в перспективе; проведение анализа устойчивости в динамике; разработка и осуществление превентивных мероприятий, направленных на снижение вероятности ухудшения финансового состояния банков.
Работа в условиях нестабильности направлена на принятие активных мер по решению возникших проблем, которые позволили бы нормализовать работу банковского сектора.
Несомненно, что при выборе той или иной концепции управления банковским бизнесом необходимо учитывать организационные особенности регионального банковского маркетинга, которые заключаются в следующем. Региональные банковские системы, проводя исследования, изучают экономику, как конкретного региона, так и анализируют динамику российской экономики в целом, поскольку на территории регионов функционируют филиалы коммерческих банков других территориальных образований. Результаты анализа должны быть, по возможности, более точными, так как от этого зависит выбор или корректировка инновационной политики в условиях недостаточного уровня устойчивости. В связи с ограниченностью рынка банковских услуг рамками региона, ответственность сотрудников региональных банков, осуществляющих оценку устойчивости системы, намного выше, так как на основе полученных ими результатов принимаются решения, связанные с вложением средств в проекты, от выбора которых, в конечном счете, и зависит ее стабильность.
Поскольку банковская система - это научно-обоснованный организационно-экономический механизм рационального построения и управления банковским капиталом, следовательно, первоочередной задачей становится разработка действенного механизма его регулирования и управления. Снижению негативного влияния факторов неопределенности, а также поддержанию тенденций роста в банковской сфере в ближайшие, как минимум, пять лет будут способствовать меры, направленные на сохранение и стабилизацию социально-политических условий со стороны государственных органов, ориентированных на развитие рыночных отношений и повышение устойчивости банковской деятельности.
Подводя итог изложенному, следует отметить, что весь комплекс перечисленных мер, который, бесспopно, не является исчерпывающим, может способствовать сохранению устойчивости региональной банковской системы.
Исследование проведено в рамках Гранта Президента РФ на 2005-2006 год №МД-2897.2005.6
Статья в формате PDF 193 KB...
19 04 2024 21:20:42
Статья в формате PDF 123 KB...
16 04 2024 6:31:51
Статья в формате PDF 135 KB...
15 04 2024 10:35:23
При управлении автоматическими космическими аппаратами (КА) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении КА со сложными бортовыми системами, хаpaктеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи комaндных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления КА показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача комaнд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета КА [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на КА. Ожидается, что использование в пpaктике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...
14 04 2024 1:16:20
Статья в формате PDF 109 KB...
11 04 2024 1:17:26
Статья в формате PDF 112 KB...
09 04 2024 11:15:46
Статья в формате PDF 120 KB...
08 04 2024 10:18:10
Статья в формате PDF 109 KB...
07 04 2024 20:57:15
Статья в формате PDF 261 KB...
06 04 2024 15:48:43
Статья в формате PDF 106 KB...
04 04 2024 1:48:40
Статья в формате PDF 125 KB...
03 04 2024 17:24:49
Статья в формате PDF 111 KB...
02 04 2024 18:35:25
Статья в формате PDF 338 KB...
01 04 2024 5:19:20
Статья в формате PDF 111 KB...
31 03 2024 6:14:52
Статья в формате PDF 294 KB...
30 03 2024 19:22:54
Статья в формате PDF 102 KB...
28 03 2024 20:56:28
Статья в формате PDF 132 KB...
27 03 2024 16:35:48
Статья в формате PDF 120 KB...
24 03 2024 4:41:40
Статья в формате PDF 104 KB...
23 03 2024 10:35:48
22 03 2024 9:14:49
Статья в формате PDF 191 KB...
20 03 2024 2:39:17
Статья в формате PDF 257 KB...
19 03 2024 1:39:21
Статья в формате PDF 111 KB...
18 03 2024 0:36:22
В работе приведены результаты применения ГИС технологий в различном масштабе для анализа структуры растительности и влияние антропогенной нагрузки на параметры растительного покрова регионов, в целом, и отдельных сообществ Якутии, в частности. Примененные подходы могут быть использованы в различном масштабе для анализа степени антропогенного пресса территорий и анализа растительности. ...
17 03 2024 13:34:47
16 03 2024 10:22:54
Статья в формате PDF 254 KB...
15 03 2024 14:20:14
Статья в формате PDF 135 KB...
13 03 2024 22:28:20
Статья в формате PDF 115 KB...
12 03 2024 17:16:32
Статья в формате PDF 123 KB...
11 03 2024 16:40:52
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::