НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТЬЮ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

Kyницына Н.Н. Фирсин Ю.А. Статья в формате PDF 149 KB Реформирование российской экономики оказывает непосредственное влияние на пpaктику принятия экономических и финансовых решений в банковской отрасли. Меняются функции правительственных институтов, механизмы формирования скоординированных действий, содержание и процеДypa управления. Эти процессы меняют и методологию диагностики ретроспективы, исследования будущего, подходы к планированию и прогнозированию деятельности кредитных организаций. Для поддержания их устойчивости и борьбы с кризисами требуется участие государственных органов регулирования и контроля.

Оценивая опыт антикризисного управления и регулирования в российской банковской сфере, следует подчеркнуть, что за более чем десять лет функционирования она не раз сталкивалась с трудностями в своей деятельности, которые нередко выливались в банкротства отдельных банков или даже в общие кризисы банковской системы в целом. В течение этого времени коммерческие банки и регулирующие органы, разумеется, применяли инструменты антикризисного управления, которые в той или иной степени призваны были разрешить сложившиеся ситуации, преодолеть их последствия и восстановить эффективную работу банковской системы.

Анализируя зарубежный опыт, нельзя не отметить, что основополагающая роль в сохранении устойчивости банковского сектора в значительной степени принадлежит государственным институтам. На государственном уровне основным субъектом управления выступает Центральный Банк РФ. За ним законодательно закреплены функции по разработке и проведению совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики, функции кредитора последней инстанции, выдачи и отзыва лицензии у кредитных организаций, анализу и прогнозированию состояния экономики РФ, функции по надзору за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, за соблюдением ими банковского законодательства, нормативных актов Банка России, установленных обязательных нормативов. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Своей деятельностью Центральный Банк стремится не только непосредственно поддержать устойчивость банковской системы, но и стимулирует сами банки к внедрению инструментов, препятствующих возникновению кризисных ситуаций.

Представляется целесообразным расширить сферу мониторинга банковской политики со стороны Банка России в силу следующих причин. В результате мониторинга банковской политики появляется возможность оперативного реагирования со стороны центрального аппарата Банка России на изменение рисков и возможность своевременного корректирования валютной и денежно-кредитной политики страны. Кроме того, создается основа для проведения центральным аппаратом Банка России дифференцированной по регионам страны политики как в части формирования кредитной инфраструктуры, так и в части кредитной и депозитной политики. Главным управлениям Банка России по территориям предоставляется возможность отслеживать изменения в политике региональных банковских систем и увязывать ее с экономической политикой региональных властей. Региональные органы власти могут использовать информацию территориальных управлений Банка России, полученную в результате мониторинга, для оперативного управления экономикой региона и разными ее секторами. Еще один весомый аргумент - возможность организовать прогнозное управление банками и экономикой региона, так как мониторинг, наряду с данными о текущей политике, содержит информацию о политике банков на перспективу. Обеспечивается большая реальность текущих и прогнозных оценок устойчивости банковской системы в результате одновременного прогнозирования результатов деятельности банков со стороны ГУ Банка России в регионе и со стороны банков-участников мониторинга. Кроме того, коммерческие банки по результатам анализа могут определить свое место в банковской системе региона, а также оценить адекватность своей политики экономической политике других банков региона.

Не следует, вместе с тем, забывать, что в силу уникальности каждого российского региона, при наличии общероссийских тенденций в экономической политике могут быть особенности проводимой политики в регионах, что находит отражение в политике управления устойчивость региональных банковских систем. Последовательность и состав инструментов банковской политики может по регионам не совпадать, а также меняться в зависимости от стадии экономического цикла, от направленности в данный момент социально-экономической политики в стране и регионе.

Одновременно можно расширить возможности мониторинга банковской политики па макроуровне. Банк России, разpaбатывая совместно с Правительством РФ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики» на каждый предстоящий год, может добиться лучшей реализации поставленных задач, если в дополнение к прогнозу на макроуровне будут составляться сводные прогнозы политики банков каждого региона. Поэтому территориальным управлениям Банка России целесообразно на каждый год составлять прогноз политики банков региона.

Государство может использовать и непрямые методы участия: провести реструктуризацию налоговых обязательств, пересмотреть систему налогообложения банков, выкупить просроченные обязательства предприятий перед банками или конвертировать депозиты государственных предприятий в капитал банков.

Следует напомнить, что одним из важных факторов, способствующих достижению и сохранению устойчивости в развитии, является эффективный банковский менеджмент. К числу инструментов управления можно отнести закрытие или сокращение неприбыльных филиалов, отказ от параллельных направлений бизнеса, усиление конкурентных преимуществ банка, твиннинг (соединение) с надежным партнером (предпочтительнее привлечение иностранных банков к партнерству).

С целью поддержания устойчивости необходимо наличие законодательно прописанного механизма вмешательства государства в банковскую систему при угрозе возникновения кризисных явлений в ней. Границы вмешательства государства в деятельность банков могут быть четко определены: компетентностью политических решений, связанных с внесением необходимых поправок в существующее законодательство; системой полномочий и ответственности в области регулирования и контроля за деятельностью банков; предоставлением гарантий под стабилизационные кредиты и оздоровительные вливания капитала, производимых через систему страховых фондов банковской системы или создаваемых за счет средств самих банков.

Профилактические меры диагностики состояния коммерческих банков являются неотъемлемым элементом развития банковской системы большинства экономически развитых стран мира, так как для обеспечения устойчивого функционирования необходимы не столько кардинальные методы оздоровления, сколько исключение серьезных проблем в массовых масштабах у многих банков. Очевидно, что научное понимание организации эффективного управления устойчивостью банковской системы, по нашему мнению, предполагает выделение нескольких этапов: подготовительный; профилактический; работа в условиях нестабильности. Полагаем, что наиболее важными в целях достижения и сохранения устойчивости являются первые два из них.

Подготовительный этап нацелен на создание и развитие механизма, позволяющего своевременно выявить проблемы, угрожающие нормальному функционированию банковского сектора, оценить силу их влияния и выработать подходы к решению проблем.

Наиболее хаpaктерной чертой профилактической работы является организация мероприятий, позволяющих снизить до минимума вероятность нeблагоприятного влияния выявленных потенциальных проблем кредитных организаций на финансовое положение банковской системы в будущем. На этом этапе необходима: организация постоянной работы по выявлению потенциальных проблем банков, способных нанести серьезную угрозу в перспективе; проведение анализа устойчивости в динамике; разработка и осуществление превентивных мероприятий, направленных на снижение вероятности ухудшения финансового состояния банков.

Работа в условиях нестабильности направлена на принятие активных мер по решению возникших проблем, которые позволили бы нормализовать работу банковского сектора.

Несомненно, что при выборе той или иной концепции управления банковским бизнесом необходимо учитывать организационные особенности регионального банковского маркетинга, которые заключаются в следующем. Региональные банковские системы, проводя исследования, изучают экономику, как конкретного региона, так и анализируют динамику российской экономики в целом, поскольку на территории регионов функционируют филиалы коммерческих банков других территориальных образований. Результаты анализа должны быть, по возможности, более точными, так как от этого зависит выбор или корректировка инновационной политики в условиях недостаточного уровня устойчивости. В связи с ограниченностью рынка банковских услуг рамками региона, ответственность сотрудников региональных банков, осуществляющих оценку устойчивости системы, намного выше, так как на основе полученных ими результатов принимаются решения, связанные с вложением средств в проекты, от выбора которых, в конечном счете, и зависит ее стабильность.

Поскольку банковская система - это научно-обоснованный организационно-экономический механизм рационального построения и управления банковским капиталом, следовательно, первоочередной задачей становится разработка действенного механизма его регулирования и управления. Снижению негативного влияния факторов неопределенности, а также поддержанию тенденций роста в банковской сфере в ближайшие, как минимум, пять лет будут способствовать меры, направленные на сохранение и стабилизацию социально-политических условий со стороны государственных органов, ориентированных на развитие рыночных отношений и повышение устойчивости банковской деятельности.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что весь комплекс перечисленных мер, который, бесспopно, не является исчерпывающим, может способствовать сохранению устойчивости региональной банковской системы.

Исследование проведено в рамках Гранта Президента РФ на 2005-2006 год №МД-2897.2005.6



ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСАНЧАСТИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДСАНЧАСТИ Статья в формате PDF 90 KB...

27 11 2022 21:27:26

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ

ЦИТОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЭРИТРОБЛАСТОВ Статья в формате PDF 83 KB...

25 11 2022 18:59:12

ЗЕМНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ, МОНОПОЛЬ, ШАРОВАЯ МОЛНИЯ

ЗЕМНОЙ ЭЛЕКТРОМАГНЕТИЗМ, МОНОПОЛЬ, ШАРОВАЯ МОЛНИЯ Предложен новый подход к изучению земного магнетизма. В центре Земли монополь µ, шаровая молния возникает в пучностях стоячих волн монополя. Гравитация – квадрупольное излучение µ. ...

22 11 2022 6:47:20

Как учить школьников задачам на построение?

Как учить школьников задачам на построение? Статья в формате PDF 262 KB...

18 11 2022 21:18:25

МЕСТО ТОРГОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

МЕСТО ТОРГОВОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В данной работе авторами выдвигается и обосновывается тезис о том, что торгово-коммерческая деятельность является определяющим фактором в системе рыночных отношений. ...

17 11 2022 21:21:24

ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧИНОК RANA ARVALIS И RANA TEMPORARIA ПРИ СОВМЕСТНОМ ОБИТАНИИ

ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧИНОК RANA ARVALIS И RANA TEMPORARIA ПРИ СОВМЕСТНОМ ОБИТАНИИ Проведено исследование экологических ниш двух видов бурых лягушек при совместном обитании на водоемах. В период скопления на кладках у R. temporaria идет отбор крупных особей, ускоренно развивающихся за счет питания мелкими собратьями. R. arvalis – скоплений не образуют и являются типичными детритофагами. Успех роста и развития первого вида зависит от облигатного каинизма и нeкpoфагии. При отсутствии такой возможности питание схоже с питанием личинок R. arvalis. Выявлены различия в поведении личинок при появлении опасности. Крупные личинки R. temporaria, уходят на глубину, мелкие - мимикрируют под цвет грунта и становятся малоподвижными. Личинки R. arvalis не имеют маскировочной окраски, при возникновении опасности зарываются в грунт или прячутся в укрытиях. ...

11 11 2022 14:21:27

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АГРОСТЕПЕЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ДОЛИНЫ СРЕДНЕЙ ЛЕНЫ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЯКУТИЯ)

ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА АГРОСТЕПЕЙ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ НАРУШЕННОЙ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ДОЛИНЫ СРЕДНЕЙ ЛЕНЫ (ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЯКУТИЯ) Анализ опыта по восстановлению методом агростепей растительности на нарушенных кормовых угодьях долины средней Лены показал, что метод при соблюдении экологических условий и видового состава участков обеспечивает восстановление растительности, проявляющееся в повышении проективного покрытия и доминировании в травостое целинных видов. Соответствие экологических условий и видового состава травостоя при подборе участков обеспечивает восстановление растительности нарушенных участков до 70–75 % и доминирование в травостое целинных видов до 60–65 % в условиях нормального и сильного засоления. ...

08 11 2022 7:56:45

РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ

РЕКЛАМА КАК ИНСТРУМЕНТ МАНИПУЛЯЦИИ СОЗНАНИЕМ Статья в формате PDF 119 KB...

06 11 2022 2:50:34

Бражников Андрей Викторович

Бражников Андрей Викторович Статья в формате PDF 84 KB...

03 11 2022 1:16:36

К вопросу о малигнизации папиллом гортани

К вопросу о малигнизации папиллом гортани Статья в формате PDF 122 KB...

02 11 2022 21:52:17

ЗЫБАЛОВ ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ

ЗЫБАЛОВ ВЛАДИМИР СТЕПАНОВИЧ Статья в формате PDF 230 KB...

31 10 2022 14:36:52

БОЧКАРЁВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ

БОЧКАРЁВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 189 KB...

27 10 2022 7:49:39

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ КОБЫЛЬЕГО МОЛОКА

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ НА ОСНОВЕ КОБЫЛЬЕГО МОЛОКА Статья в формате PDF 257 KB...

26 10 2022 19:41:38

ПОХОДЕНЬКО ИРИНА ВИКТОРОВНА

ПОХОДЕНЬКО ИРИНА ВИКТОРОВНА Статья в формате PDF 83 KB...

25 10 2022 0:35:54

УЧАСТИЕ ЭПИФИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ

УЧАСТИЕ ЭПИФИЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИММУННОЙ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 110 KB...

24 10 2022 11:12:16

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА

КУЛЬТУРА И ПРИРОДА Статья в формате PDF 127 KB...

16 10 2022 22:20:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::