ПЕРСПЕКТИВЫ ЛАЗЕРНЫХ МАРКШЕЙДЕРСКО-ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ
Разработка лазерных приборов нового поколения на базе современных достижений электроники способствовала коренным изменениям в методике маркшейдерско-геодезических работ. Прогресс в развитии лазерных приборов способствует повышению производительности труда и облегчению многих измерительных операций, поэтому лазерные приборы находят все более широкое применение в маркшейдерском деле и геодезии. Рассмотрим вопросы использования наиболее простых приборов - ручных электронных дальномеров и лазерных нивелиров.
Первый ручной лазерный дальномер с полупроводниковым лазерным диодом (ПЛД) под названием Disto был изготовлен швейцарской фирмой Leica и предназначался для измерения небольших дистанций при диффузном отражении лучей лазера от объекта. Имея относительно небольшие габариты (255х88х46 мм) и массу порядка 0,5 кг этот прибор измерял расстояния до 30 м с точностью 3 мм [2].
На базе ручного дальномера Disto фирмой Leica разработаны модели нескольких типов приборов, различающиеся дальностью действия и точностью измерений, появились также ручные дальномеры фирм Sokkia (Япония), Jenoptik (Германия), Stabila (Германия) и Bosch (Германия), имеющие близкие параметры.
Нами были выполнены исследования точности измерения дистанции ручным дальномером Leica Disto basic с заводским номером Art N663300 S N1232786. При экспериментах корпус дальномера фиксировался на головке геодезического штатива и снималось 10 парных отсчетов по индикатору на каждый наблюдаемый объект, наблюдения проводились на открытом воздухе, летом, в дневное время суток, при пасмурной и солнечной погоде. Визирование осуществлялось на объекты, выполненные из бетона, красного кирпича, доломита и пластика. Дистанция L до наблюдаемого объекта колeбaлась от 15 до 25 м, при этом эксперименты проводились с изменением угла встречи луча с объектом от 60ْ до 90ْ.
Оценка точности измерений выполнялась по известной формуле:
, (1)
где m - средняя квадратическая погрешность (СКП) отдельного измерения; - разность парных отсчетов по индикатору дальномера в цикле; d - число пар в каждом цикле наблюдений (d = 10).
По результатам выполненных экспериментов установлено, что СКП измерения расстояний исследуемым дальномером, вычисленная по формуле (1), не превышала 2 мм для большинства объектов; зависимости точности измерений от величины угла встречи лазерного луча с объектом и влияния внешней засветки не установлено. Полученная величина СКП измерения расстояний хорошо коррелируется с декларируемой точностью прибора, хаpaктеризующейся предельной ошибкой 5 мм. Отмечено снижение точности измерения расстояний при наведении на пластик (m = 28 мм), что следует отнести к возможному изменению полярности отраженного лазерного луча для случая, близкого к зеркальному отражению, поскольку прибор рассчитан на диффузное отражение от объекта.
Таким образом, как показали результаты выполненных экспериментов, ручные лазерные дальномеры Disto обеспечивают достаточно высокую точность измерений и могут успешно применяться в производственных условиях. Целесообразно продолжить исследование точности таких приборов при маркшейдерских измерениях в подземных горных выработках.
Лазерные нивелиры различных конструкций также находят широкое применение при выполнении маркшейдерских работ. Согласно результатам исследований отечественного лазерного нивелира Лимка-горизонт, лазерный луч которого приводится в горизонтальное положение цилиндрическим уровнем с ценой деления 30″, использование неколлимированного луча ПЛД вполне обеспечивает точность технического нивелирования [3]. Выполненные исследования подтвердили целесообразность использования таких приборов при производстве маркшейдерско-геодезических работ, требующих горизонтирования луча с СКП порядка 6,1″. Однако необходимость приведения лазерного луча к горизонту с помощью точного цилиндрического уровня ограничивает область применения нивелиров типа Лимка-горизонт.
Более удобными являются лазерные нивелиры на базе ПЛД с компенсаторами углов наклона, в качестве которых удобнее использовать ЖК клинового типа со сферическими ампулами, обеспечивающие высокую надежность приборов. Принципиальная схема такого нивелира представлена в работе [3].
Таким образом, проведенные исследования будут способствовать широкому внедрению лазерных приборов в пpaктику маркшейдерско-геодезических измерений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гусев Н.А. Маркшейдерско-геодезические инструменты и приборы. М.: Недра, 1968.- 318 с.
- Надолинец Л. Д. Ручные лазерные дальномеры //Геодезист. - 2001. - № 1. С. 22 - 23.
- Терещенко Т. Ю. Разработка методики маркшейдерских работ при подземном строительстве с использованием лазерных приборов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. техн. наук - М.: Московский государственный горный университет, 2004. - 22 с.
Статья в формате PDF
121 KB...
24 03 2025 12:57:21
Статья в формате PDF
138 KB...
23 03 2025 23:59:22
Статья в формате PDF
110 KB...
22 03 2025 1:11:58
Статья в формате PDF
270 KB...
21 03 2025 22:13:55
В статье дается анализ состояния проблемы естественнонаучного образования в свете гуманистических подходов к образованию личности и на фоне основных тенденций и противоречий развития образовательных систем России.
В центре исследования саморазвивающаяся, самообразующаяся личность. Преподаватель рассматривается как создатель проекта, организатор, помощник, фасилитатор учебной деятельности студента.
Естественнонаучная составляющая образования показана как неотъемлемая часть культуры. В качестве альтернативы традиционной (линейной, унифицированной) технологии обучения в высшем учебном заведении предлагается концептуальная авторская модель управления естественнонаучным образованием.
...
19 03 2025 13:40:49
Статья в формате PDF
121 KB...
18 03 2025 3:31:51
Статья в формате PDF
110 KB...
16 03 2025 8:26:18
Статья в формате PDF
108 KB...
15 03 2025 2:52:43
Статья в формате PDF
106 KB...
14 03 2025 4:38:33
Статья в формате PDF
196 KB...
13 03 2025 20:40:11
Статья в формате PDF
125 KB...
12 03 2025 0:39:52
Статья в формате PDF
114 KB...
11 03 2025 12:52:32
Статья в формате PDF
124 KB...
10 03 2025 19:35:26
Статья в формате PDF
305 KB...
09 03 2025 17:26:21
Статья в формате PDF
104 KB...
07 03 2025 13:14:22
Статья в формате PDF
115 KB...
06 03 2025 2:35:48
Статья в формате PDF
144 KB...
05 03 2025 15:18:40
Статья в формате PDF
251 KB...
04 03 2025 6:31:39
Статья в формате PDF
112 KB...
03 03 2025 8:33:29
Статья в формате PDF
161 KB...
02 03 2025 5:52:52
Статья в формате PDF
107 KB...
01 03 2025 7:13:11
Статья в формате PDF
253 KB...
28 02 2025 19:19:12
Статья в формате PDF
120 KB...
27 02 2025 1:26:11
Статья в формате PDF
319 KB...
26 02 2025 7:14:14
Статья в формате PDF
133 KB...
25 02 2025 7:40:40
Статья в формате PDF
141 KB...
24 02 2025 12:56:51
Статья в формате PDF
151 KB...
23 02 2025 7:48:48
Статья в формате PDF
101 KB...
22 02 2025 8:54:18
Статья в формате PDF
272 KB...
21 02 2025 18:14:42
Статья в формате PDF
112 KB...
20 02 2025 12:39:33
Статья в формате PDF
245 KB...
19 02 2025 18:30:40
Статья в формате PDF
127 KB...
18 02 2025 0:32:23
Проведена разработка метода междисциплинарного экологического проектирования на основе профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологии обучения. Метод позволяет интегрировать знания студентов технических специальностей из разных наук вокруг решения одной проблемы экологического содержания. Метод представляет собой процесс творчества студентов, решающий нестандартные научно-учебные задачи. Центральным понятием междисциплинарного экологического проектирования является проект. Ведущие хаpaктеристики проекта новизна, оригинальность и возможность последующего воплощения в пpaктику. Выполнение проектов требует от студентов проявления самостоятельности, нестандартных подходов к решению насущных экологических проблем, что соответствует современным тенденциям реформирования высшего профессионального образования. В целом междисциплинарное экологическое проектирование ориентировано на развитие самостоятельности студентов, их интеллектуальной, познавательной и творческой активности, позволяет выстроить учебный процесс в соответствии с профессионально-интегрированной интенсивно-коммуникативной технологией, способствует развитию экологического сознания и формированию экологической компетенции студентов технических специальностей.
...
17 02 2025 11:20:41
Статья в формате PDF
333 KB...
16 02 2025 11:12:52
Статья в формате PDF
120 KB...
15 02 2025 14:58:31
Статья в формате PDF
103 KB...
14 02 2025 20:18:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::