ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Одной из основных задач общеобразовательной школы на современном этапе является активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся. Наиболее эффективными являются условия, обеспечивающие ученику развитие его мотивационной сферы, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой системой, реализующей данные требования на пpaктике, является эколого-химический пpaктикум, организованный на базе кафедры общей, неорганической и аналитической химии Белгородского государственного университета (БелГУ).
Цель пpaктикума - активизация познавательной деятельности учащихся, обучение приемам мышления и деятельности и усиление пpaктической направленности.
Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:
- реализация личностно-ориентирован-ного подхода к обучению химии, с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся;
- раскрытие необходимости химического образования для решения экологических проблем;
- воспитание нравственного поведения в окружающей природной среде;
- вооружение школьников пpaктическими умениями и навыками, позволяющими не только жить в окружающем мире, но и посильно участвовать в мероприятиях по его защите.
Нами составлена программа и разработано учебно-методическое обеспечение пpaктикума. Структура пpaктикума представлена в таблице.
Таблица1: Учебно-тематический план
№ п/п |
Разделы программы |
Всего часов |
|
1 год обучения |
2 год обучения |
||
15 лет |
16 лет |
||
1 |
Вводное занятия. Техника безопасности при работе в химической лаборатории |
2 |
2 |
2 |
Основные приемы работы в химической лаборатории. |
107 |
54 |
3. |
Лабораторно-пpaктические занятия |
30
|
150 |
4. |
Правила оформления и оформление научно-исследовательской работы |
5 |
10 |
Всего часов |
144 |
216 |
Особенностью программы является ознакомление с элементами аналитической химии (методами количественного анализа), использование активных форм работы учащихся и разработка учащимися научно-исследовательских проектов и их защита. В реализации программу могут участвовать учащиеся 10-11 классов. На занятиях пpaктикума изменены методы обучения, увеличен объем самостоятельной работы учащихся, работы с научной и научно-популярной литературой. Основной метод - исследовательская работа учащихся. Все стадии аналитического процесса от взятия навески, пробоподготовки до получения результатов и статистической обработки материала учащиеся проводят самостоятельно. Такой подход к построению пpaктикума обеспечивает системность знаний, осознания связей химии с явлениями окружающей природной среды, что повышает познавательную активность учащихся. Именно на таких занятиях школьники проходят начальную адаптацию к исследовательской деятельности, осуществляют самооценку своих знаний, развивают умения самостоятельно выполнять творческие задания.
В планирование каждой темы включены требования к знаниям и умениям учащихся. Они представлены в форме различных видов учебной деятельности. Учащиеся должны уметь воспроизводить знания, наблюдать химические объекты и их превращения, ставить опыты и делать выводы, применять теоретические знания для объяснения фактов и явлений.
Изучение темы начинают с одного - двух теоретических уроков и продолжают во время лабораторной работы и заканчивают на пpaктическом занятии при выполнении учебно-исследовательских работ.
Для организации прочного и осознанного усвоения знаний, а также для успешного овладения умениями применять эти знания, в программе подобраны научно-исследовательские темы для организации самостоятельных работ учащихся. Например, такие как:
- оценка жесткости природных вод Белгородской области и состояние здоровья человека;
- молоко, как показатель качества окружающей среды;
- эколого-химическая хаpaктеристика зубных паст на примере содержания кальция.
Содержательным ядром данного пpaктикума, является деятельность в реальных ситуациях, связанная с обеспечением качества жизни людей. Выполняя исследовательскую работу, учащийся должен понять, что важно не только поставить эксперимент, провести наблюдения, но и установить сущность исследуемых явлений, соотнести результаты с целями и сделать выводы. Учащиеся должны понять, что исследовательская работа это большой, творческий и серьезный труд, в процессе которого выpaбатывается хаpaктер, настойчивость, ответственность за результаты исследования.
В процессе обучения учащиеся изучают природные объекты, объясняют их природные и антропогенные изменения, формулируют выводы, комментируют графики, таблицы, диаграммы, предсказывают возможные изменения изучаемых объектов и анализируют полученную информацию.
Работа в рамках эколого-химического пpaктикума способствует углубленному изучению химии, профессиональной ориентации. Среди школьников есть победители олимпиад, дипломанты областных и Всероссийских конкурсов по химии, биологии и экологии. Не случайно, многие выпускники пpaктикума избрали специальности, связанные с химией.
Статья в формате PDF
103 KB...
03 06 2023 9:48:43
Статья в формате PDF
151 KB...
02 06 2023 10:14:42
31 05 2023 1:15:59
Статья в формате PDF
144 KB...
29 05 2023 21:43:12
Статья в формате PDF
113 KB...
28 05 2023 0:41:21
Статья в формате PDF
384 KB...
27 05 2023 9:59:45
Статья в формате PDF
250 KB...
26 05 2023 22:18:53
Представлены результаты исследований влияния открытых разработок месторождений золота на почвенный покров Якокит – Селигдарского междуречья Южной Якутии. Изучены разновозрастные дражные отвалы и почвы естественных лесных биогеоценозов. Главная особенность дражных полигонов – отсутствие или незначительное количество мелкоземного субстрата на отвалах. Мелкоземный субстрат отвалов беден элементами питания. Регенерация почвенного покрова на техногенных ландшафтах затруднена и часто не происходит.
...
25 05 2023 0:52:42
Статья в формате PDF
124 KB...
24 05 2023 22:53:26
Статья в формате PDF
253 KB...
23 05 2023 4:21:16
Статья в формате PDF
131 KB...
22 05 2023 7:48:39
В работе рассматриваются вопросы дистанционного управления здоровьем человека с помощью квантово-волновых нейроинформационных технологий – электроакустических импульсов, скопированных у адаптированной к гипоксии нервной клетке. Приведены данные, cсвидетельствующие о нормализующем действии моделей нейроинформационных сигналов на концентрацию СО2 в крови. В результате этого просвет кровеносных сосудов расширяется, в клетках восстанавливается режим нормоксии – основного фактора здоровья человека.
...
20 05 2023 12:35:59
Статья в формате PDF
122 KB...
19 05 2023 15:53:37
Статья в формате PDF
254 KB...
18 05 2023 21:44:38
Статья в формате PDF
306 KB...
17 05 2023 12:35:22
Статья в формате PDF
123 KB...
16 05 2023 15:44:52
Статья в формате PDF
267 KB...
15 05 2023 5:31:29
Статья в формате PDF
117 KB...
11 05 2023 17:47:36
Статья в формате PDF
192 KB...
10 05 2023 5:55:14
Статья в формате PDF
216 KB...
09 05 2023 3:29:32
Статья в формате PDF
138 KB...
08 05 2023 13:55:36
На примере самозарастания песчаных карьеров разработана модель, описывающая формирование растительности в ходе первичной сукцессии на территории со сложным рельефом поверхности и соседством контрастных экотопов.
...
07 05 2023 23:52:19
06 05 2023 5:28:23
В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов.
...
05 05 2023 17:46:37
Статья в формате PDF
172 KB...
04 05 2023 9:49:29
Статья в формате PDF
257 KB...
03 05 2023 12:16:38
Статья в формате PDF
140 KB...
02 05 2023 7:55:47
Статья в формате PDF
103 KB...
01 05 2023 3:13:33
Статья в формате PDF
141 KB...
30 04 2023 16:54:42
Статья в формате PDF
113 KB...
29 04 2023 4:57:18
Статья в формате PDF
474 KB...
28 04 2023 3:27:36
Статья в формате PDF
135 KB...
27 04 2023 1:19:30
Статья в формате PDF
250 KB...
25 04 2023 18:17:49
24 04 2023 18:52:15
Статья в формате PDF
257 KB...
23 04 2023 6:18:44
Статья в формате PDF
132 KB...
21 04 2023 9:43:45
Статья в формате PDF
301 KB...
20 04 2023 15:57:45
Статья в формате PDF
284 KB...
19 04 2023 10:37:56
Статья в формате PDF
303 KB...
18 04 2023 12:24:59
Статья в формате PDF
137 KB...
16 04 2023 23:44:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::