ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

ЭКОЛОГО-ХИМИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Колчанова Л.В. Габрук Н.Г. Статья в формате PDF 118 KB

Одной из основных задач общеобразовательной школы на современном этапе является активный поиск инновационных технологий, повышающих мотивацию учебной деятельности, стимулирующих самостоятельность учащихся. Наиболее эффективными являются условия, обеспечивающие ученику развитие его мотивационной сферы, умение осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой системой, реализующей данные требования на пpaктике, является эколого-химический пpaктикум, организованный на базе кафедры общей, неорганической и аналитической химии Белгородского государственного университета (БелГУ).

Цель пpaктикума - активизация познавательной деятельности учащихся, обучение приемам мышления и деятельности и  усиление пpaктической направленности.

Достижение данной цели предусматривает решение следующих задач:

  • реализация личностно-ориентирован-ного подхода к обучению химии, с учетом интересов, склонностей, способностей учащихся;
  • раскрытие необходимости химического образования для решения экологических проблем;
  • воспитание нравственного поведения в окружающей природной среде;
  • вооружение школьников пpaктическими умениями и навыками, позволяющими не только жить в окружающем мире, но и посильно участвовать в мероприятиях по его защите.

Нами составлена программа и разработано учебно-методическое обеспечение пpaктикума. Структура пpaктикума представлена в таблице.

Таблица1: Учебно-тематический план

№ п/п

 

Разделы программы

Всего часов

1 год обучения

2 год обучения

15 лет

16 лет

1

Вводное занятия. Техника безопасности при работе в химической лаборатории

2

2

2

Основные приемы работы в химической лаборатории.

107

54

3.

Лабораторно-пpaктические занятия

30

 

150

4.

Правила оформления и оформление научно-исследовательской работы

5

10

Всего часов

144

216

Особенностью программы является ознакомление с элементами аналитической химии (методами количественного анализа), использование активных форм работы учащихся и разработка учащимися научно-исследовательских проектов и их защита. В реализации программу могут участвовать учащиеся 10-11 классов. На занятиях пpaктикума изменены методы обучения, увеличен объем самостоятельной работы учащихся, работы с научной и научно-популярной литературой. Основной метод - исследовательская работа учащихся. Все стадии аналитического процесса от взятия навески, пробоподготовки до получения результатов и статистической обработки материала учащиеся проводят самостоятельно. Такой подход к построению пpaктикума обеспечивает системность знаний, осознания связей химии с явлениями окружающей природной среды, что повышает познавательную активность учащихся. Именно на таких занятиях школьники проходят начальную адаптацию к исследовательской деятельности, осуществляют самооценку своих знаний, развивают умения самостоятельно выполнять творческие задания.

В планирование каждой темы включены требования к знаниям и умениям учащихся. Они представлены в форме различных видов учебной деятельности. Учащиеся должны уметь воспроизводить знания, наблюдать химические объекты и их превращения, ставить опыты и делать выводы, применять теоретические знания для объяснения фактов и явлений.

Изучение темы начинают с одного - двух  теоретических уроков и  продолжают во время лабораторной работы и заканчивают на пpaктическом занятии при выполнении учебно-исследовательских работ.

Для организации прочного и осознанного усвоения знаний, а также для успешного овладения умениями применять эти знания, в программе подобраны научно-исследовательские темы для организации самостоятельных работ учащихся. Например, такие как:

- оценка жесткости природных вод Белгородской области и состояние здоровья человека;

- молоко, как показатель качества окружающей среды;

- эколого-химическая хаpaктеристика зубных паст на примере содержания кальция.

Содержательным ядром данного пpaктикума, является деятельность в реальных ситуациях, связанная с обеспечением качества жизни людей. Выполняя исследовательскую работу, учащийся должен понять, что важно не только поставить эксперимент, провести наблюдения, но и установить сущность исследуемых явлений, соотнести результаты с целями и сделать выводы. Учащиеся должны понять, что исследовательская работа это большой,  творческий и серьезный труд, в процессе которого выpaбатывается хаpaктер, настойчивость, ответственность за результаты исследования.

В процессе обучения учащиеся изучают природные объекты,  объясняют их природные и антропогенные изменения, формулируют выводы, комментируют графики, таблицы, диаграммы, предсказывают возможные изменения изучаемых объектов и анализируют полученную информацию.

Работа в рамках эколого-химического пpaктикума способствует углубленному изучению химии, профессиональной ориентации. Среди школьников есть победители олимпиад, дипломанты областных и Всероссийских конкурсов по химии, биологии и экологии. Не случайно, многие выпускники пpaктикума избрали специальности, связанные с химией.



Семейные традиции в представлениях подростков

Семейные традиции в представлениях подростков Статья в формате PDF 275 KB...

04 06 2023 11:48:22

ЖИЖИН КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ

ЖИЖИН КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ Статья в формате PDF 114 KB...

01 06 2023 23:21:28

БОДРОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА

БОДРОВА ТАМАРА НИКОЛАЕВНА Статья в формате PDF 156 KB...

30 05 2023 13:30:14

ТЕХНОГЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ (НА ПРИМЕРЕ ЯКОКИТ – СЕЛИГДАРСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ)

ТЕХНОГЕННОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ПОЧВ ЮЖНОЙ ЯКУТИИ (НА ПРИМЕРЕ ЯКОКИТ – СЕЛИГДАРСКОГО МЕЖДУРЕЧЬЯ) Представлены результаты исследований влияния открытых разработок месторождений золота на почвенный покров Якокит – Селигдарского междуречья Южной Якутии. Изучены разновозрастные дражные отвалы и почвы естественных лесных биогеоценозов. Главная особенность дражных полигонов – отсутствие или незначительное количество мелкоземного субстрата на отвалах. Мелкоземный субстрат отвалов беден элементами питания. Регенерация почвенного покрова на техногенных ландшафтах затруднена и часто не происходит. ...

25 05 2023 0:52:42

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 111 KB...

21 05 2023 19:12:20

ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ КВАНТОВО-ВОЛНОВЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (КВАНТОВО-ВОЛНОВАЯ ФИЗИОЛОГИЯ)

ДИСТАНЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ КВАНТОВО-ВОЛНОВЫХ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ (КВАНТОВО-ВОЛНОВАЯ ФИЗИОЛОГИЯ) В работе рассматриваются вопросы дистанционного управления здоровьем человека с помощью квантово-волновых нейроинформационных технологий – электроакустических импульсов, скопированных у адаптированной к гипоксии нервной клетке. Приведены данные, cсвидетельствующие о нормализующем действии моделей нейроинформационных сигналов на концентрацию СО2 в крови. В результате этого просвет кровеносных сосудов расширяется, в клетках восстанавливается режим нормоксии – основного фактора здоровья человека. ...

20 05 2023 12:35:59

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ

МОТОВИЛОВ КОНСТАНТИН ЯКОВЛЕВИЧ Статья в формате PDF 215 KB...

14 05 2023 5:25:43

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник)

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник) Статья в формате PDF 106 KB...

13 05 2023 3:35:25

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА

РОЖИХИНА ИРИНА ДМИТРИЕВНА Статья в формате PDF 161 KB...

12 05 2023 21:30:39

Поливариантная модель первичной сукцессии растительности на экотопически гетерогенной территории (на примере карьеров лесотундры)

Поливариантная модель первичной сукцессии растительности на экотопически гетерогенной территории (на примере карьеров лесотундры) На примере самозарастания песчаных карьеров разработана модель, описывающая формирование растительности в ходе первичной сукцессии на территории со сложным рельефом поверхности и соседством контрастных экотопов. ...

07 05 2023 23:52:19

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ ПРОЕКТЫ (ФИЗИКА, ХИМИЯ, БИОЛОГИЯ) КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...

05 05 2023 17:46:37

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ Статья в формате PDF 269 KB...

26 04 2023 7:10:35

ЮРОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ

ЮРОВ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 300 KB...

22 04 2023 7:29:29

СВОЙСТВА КРУГА БРЕССЕ

СВОЙСТВА КРУГА БРЕССЕ Статья в формате PDF 655 KB...

17 04 2023 5:32:56

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ.