ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Предметный анализ предлагаемой Скиннером [1] классификации наказаний и поощрений (таблица) подчёркивает её выделенное положительное целеполагание - фактически эта классификация имеет только положительную ветвь! И хотя позитивное подкрепление - значительно более эффективнее негативного контроля (даже только и потому, что позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений!) именно в этом и скрыта громадная опасность - неуправляемое добро хуже любой формы негатива.
Степень владения средствами оперантного обучения опосредовано раскрывает частный алгоритм выявления опасности необученности преподавателя-воспитателя (особенно - учебного мастера): промежуточной позиции в воспитании НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Неверные шаги, не правильное применение элементов воспитания и в целом невладение аппаратом воспитательных мер ведёт к усугублению негативной воспитанности. Ошибки в процеДypaх воспитательной функции (составляющих неотъемлемую часть педагогической технологии), т.е. фактически чисто технологическая необученность преподавателя, ведут к нарастанию нежелательной обученности.
Таблица 1.
|
Реакция |
Приятный стимул |
Неприятный стимул |
Стимул |
Позитивно подкрепление |
желательная |
предъявление |
|
положительный |
Позитивное наказание |
негативная |
- |
предъявление |
аверсный |
Негативное подкрепление |
желательная |
- |
устранение |
- |
Негативное наказание |
негативная |
устранение |
- |
- |
Стратегии обучения могут быть построены на различных исходных платформах: - научение избеганием обратного (аверсивного) стимула, разработка различных по форме и насыщенности договоров с самим собой - например принятие различных обязательств и гарантий как сугубо личностных, так и в составе бригады, экипажа и др., в этих обстоятельствах важно не допустить значительных отклонений от принятых норм и условий успешности достижения цели обучения.
В реальных условиях обучения, критериально описываемых и ограничиваемых всеми участниками и элементами учебного процесса (обучающимися, обучающими, педагогической системой и т.д.), ярко проявляются понятия:
- "уровень минимальной цели" - тройка для одних - удача, но для других - поражение в ожиданиях; минимальная цель, устанавливаемая каждым обучаемым, разделяет возможные поощрения, которые ещё будут являться для него позитивными стимулами и теми, которые уже становятся наказанием;
- "свобода деятельности", что понимается как определённое поведение, которое приведёт к одной из шести категорий:
- статус признания - ощущение широкой компетенции в референтном коллективе;
- защита-зависимость - потребность в защите от неприятностей, ошибок;
- доминирование - потребность влиять на поведение других члeнов группы;
- независимость - неприкосновенность широких границ личностной свободы;
- любовь и привязанность - потребность в отношениях низкого порога тревожности, что в значительной степени предопределяет процедуры формирования малых коллективов;
- физический комфорт - жизнебезопасность, спокойствие, свобода от боли и дискомфорта собственной ущербности (особенно больно переживаемой на фоне удач сверстников).
Ценности (предпочтительность) отдельно выделенных потребностей каждого обучаемого определяют хаpaктеристики личности, её индивидуальность, а, следовательно, и области наиболее эффективного воздействия на неё.
Одним из направлений разработки конкретных элементов управления личностью (обучаемым) является теория конструктивного альтернативизма, разработанная Дж.А.Келли. Им предложена теория личностных конструктов, представляющих собой идеи, мысли, которые человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.
В пpaктическом обучении, на первом этапе, конструктами могут быть инструкции, т.е. это - самые начальные алгоритмы профессиональной деятельности, в некотором роде ограничения, калибры, эталоны, задаваемые условия пригодности, положения техники безопасности и т.п. По крайней мере, три элемента необходимы для формирования конструкта: два должны восприниматься как схожие, а третий должен восприниматься как отличный от этих двух: принцип т.н. устойчивого наложения.
Выделяют следующие формальные свойства конструктов:
1. Диапазон применимости конструкта - каждый ученик один и тот же, предложенный к восприятию материал воспринимает на основании своих конструктов: каждый обучаемый определяет объём, область применения (релевантности), воспринимаемой информации, при этом сам процесс переработки "Я-релевантной" информации контролирует как причины, так и следствия внешнего поведения - реакцию на воздействия преподавателя; результаты выполненной переработки позволяют обосновать процедуры и методы воспитания "рабочего" поведения, обосновать параметры индивидуального обучения, оптимизировать объёмы учебной информации и др.;
2. Фокус применимости - узкая область наиболее полной применимости конкретного конструкта, наиболее часто приводящая к успеху в его применении - наиболее ярок в условиях средней школы - пример использования математических алгоритмов в решении алгебраических уравнений;
3. Проницаемость - непроницаемость (открытость - закрытость зон влияния), мера способности оказывать влияние и быть подверженным влияниям других конструктов;
4. Обязательное наличие эмерджментных (отмечающих сходства) и имплицитных (подчеркивающих и фиксирующих различия) полюсов конструкта.
Валидность конструкта проверяется и корректируется в первую очередь с помощью саморегулирования.
Типы конструктов, выделяемые в педагогической пpaктике:
Упредительные - исключающие из классификатора по определённому признаку все конструкты, попавшие в другую классификацию; контрастны и безапелляционны; например, отличник в одних областях априори наделяется способностью к обучаемости и в других науках;
Констелляторные - векторы хаpaктеристик, при фиксации отдельного аргумента которых, остальные аргументы строго стабилизируются, что представляет собой набор своеобразные клише отождествлений, например, - "если деталь выполнена из металла, то она - жёсткая и тяжёлая";
Предполагающие - гибкие, расширительные некоррелирующие строго одни качества из других; позволяют мыслить гибко и ситуационно.
Конкурирующие - способные гибко отражать внешние и внутренние ситуационные факторы процесса обучения и, как правило, имеющие оттенок оценивания
Первые два типа конструктов обеспечивают оперативные, быстрые решения, однако их алгоритмы необходимо разpaбатывать и тренировать выполнение схемного решения заранее.
Кроме того, рассматриваются и некоторые другие классификации, выделяющие иные свойства конструктов:
- по спектру включаемых явлений - всесторонние - частные,
- по степени регулирования деятельности - основные - периферические,
- по устойчивости и неизменности выдаваемого прогноза - жёсткие - свободные.
Графическая интерпретация (достаточно приближенная модель) основных положений оперантного обучения в приложении к технологиям формирования учебных умений и навыков в профессиональном обучении может быть представлена в виде графика - рис.1.
Представленный обзор и конспективное раскрытие содержания факторов может служить основой разработки методики конструирования отдельного учебного модуля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности - СПб: Питер, 200. - 608 с.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современная социология и образование», заочная электронная конференция, 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 15.09.2006 г.
Статья в формате PDF 577 KB...
17 09 2024 20:56:56
Статья в формате PDF 117 KB...
16 09 2024 2:44:32
Статья в формате PDF 195 KB...
12 09 2024 5:49:52
Статья в формате PDF 117 KB...
11 09 2024 14:28:44
Статья в формате PDF 110 KB...
08 09 2024 21:31:39
Статья в формате PDF 250 KB...
07 09 2024 10:33:26
Статья в формате PDF 117 KB...
05 09 2024 17:22:21
04 09 2024 6:53:19
Статья в формате PDF 167 KB...
03 09 2024 9:57:14
Статья в формате PDF 127 KB...
02 09 2024 2:56:42
Статья в формате PDF 286 KB...
01 09 2024 2:33:14
Целью настоящей работы является выявление мест редких и нуждающихся в охране видов лишайников дельты Волги. ...
31 08 2024 13:58:56
Статья в формате PDF 107 KB...
30 08 2024 5:51:47
Статья в формате PDF 118 KB...
29 08 2024 12:42:31
Статья в формате PDF 126 KB...
28 08 2024 16:29:50
Статья в формате PDF 262 KB...
27 08 2024 5:42:33
26 08 2024 14:39:10
В работе исследовали влияние этацизина и димефосфона на cмepтность белых мышей и динамику поведенческих реакций в условиях хронического гиподинамического стресса. Показано токсическое влияние этацизина: увеличение cмepтности животных и негативное влияние на поведенческие реакции. Димефосфон не оказывал влияния на летальность и проявлял стресспротекторное ...
25 08 2024 9:24:30
Статья в формате PDF 253 KB...
24 08 2024 6:49:24
Статья в формате PDF 104 KB...
23 08 2024 17:19:10
22 08 2024 13:56:20
Статья в формате PDF 106 KB...
21 08 2024 4:48:25
Статья в формате PDF 138 KB...
20 08 2024 15:34:29
Статья в формате PDF 140 KB...
19 08 2024 20:12:56
Статья в формате PDF 117 KB...
18 08 2024 15:55:12
Статья в формате PDF 263 KB...
17 08 2024 21:51:20
Статья в формате PDF 116 KB...
16 08 2024 16:11:55
Статья в формате PDF 125 KB...
15 08 2024 16:53:55
Статья в формате PDF 132 KB...
14 08 2024 12:26:50
Статья в формате PDF 263 KB...
13 08 2024 0:55:43
Статья в формате PDF 121 KB...
12 08 2024 10:43:11
Статья в формате PDF 105 KB...
10 08 2024 11:22:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::