ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Лобашев В.Д. Статья в формате PDF 123 KB

Предметный анализ предлагаемой Скиннером [1] классификации наказаний и поощрений (таблица) подчёркивает её выделенное положительное целеполагание - фактически эта классификация имеет только положительную ветвь! И хотя позитивное подкрепление - значительно более эффективнее негативного контроля (даже только и потому, что позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений!) именно в этом и скрыта громадная опасность - неуправляемое добро хуже любой формы негатива.

Степень владения средствами оперантного обучения опосредовано раскрывает частный алгоритм выявления опасности необученности преподавателя-воспитателя (особенно - учебного мастера): промежуточной позиции в воспитании НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Неверные шаги, не правильное применение элементов воспитания и в целом невладение аппаратом воспитательных мер ведёт к усугублению негативной воспитанности. Ошибки в процеДypaх воспитательной функции (составляющих неотъемлемую часть педагогической технологии), т.е. фактически чисто технологическая необученность преподавателя, ведут к нарастанию нежелательной обученности.

Таблица 1.

 

Реакция

Приятный стимул

Неприятный стимул

Стимул

Позитивно подкрепление

желательная

предъявление

 

положительный

Позитивное наказание

негативная

-

предъявление

аверсный

Негативное подкрепление

желательная

-

устранение

-

Негативное наказание

негативная

устранение

-

-

Стратегии обучения могут быть построены на различных исходных платформах: - научение избеганием обратного (аверсивного) стимула, разработка различных по форме и насыщенности договоров с самим собой - например принятие различных обязательств и гарантий как сугубо личностных, так и в составе бригады, экипажа и др., в этих обстоятельствах важно не допустить значительных отклонений от принятых норм и условий успешности достижения цели обучения.

В реальных условиях обучения, критериально описываемых и ограничиваемых всеми участниками и элементами учебного процесса (обучающимися, обучающими, педагогической системой и т.д.), ярко проявляются понятия:

- "уровень минимальной цели" - тройка для одних - удача, но для других - поражение в ожиданиях; минимальная цель, устанавливаемая каждым обучаемым, разделяет возможные поощрения, которые ещё будут являться для него позитивными стимулами и теми, которые уже становятся наказанием;

- "свобода деятельности", что понимается как определённое поведение, которое приведёт к одной из шести категорий:

  • статус признания - ощущение широкой компетенции в референтном коллективе;
  • защита-зависимость - потребность в защите от неприятностей, ошибок;
  • доминирование - потребность влиять на поведение других члeнов группы;
  • независимость - неприкосновенность широких границ личностной свободы;
  • любовь и привязанность - потребность в отношениях низкого порога тревожности, что в значительной степени предопределяет процедуры формирования малых коллективов;
  • физический комфорт - жизнебезопасность, спокойствие, свобода от боли и дискомфорта собственной ущербности (особенно больно переживаемой на фоне удач сверстников).

Ценности (предпочтительность) отдельно выделенных потребностей каждого обучаемого определяют хаpaктеристики личности, её индивидуальность, а, следовательно, и области наиболее эффективного воздействия на неё.

Одним из направлений разработки конкретных элементов управления личностью (обучаемым) является теория конструктивного альтернативизма, разработанная Дж.А.Келли. Им предложена теория личностных конструктов, представляющих собой идеи, мысли, которые человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.

В пpaктическом обучении, на первом этапе, конструктами могут быть инструкции, т.е. это - самые начальные алгоритмы профессиональной деятельности, в некотором роде ограничения, калибры, эталоны, задаваемые условия пригодности, положения техники безопасности и т.п. По крайней мере, три элемента необходимы для формирования конструкта: два должны восприниматься как схожие, а третий должен восприниматься как отличный от этих двух: принцип т.н. устойчивого наложения.

Выделяют следующие формальные свойства конструктов:

1. Диапазон применимости конструкта - каждый ученик один и тот же, предложенный к восприятию материал воспринимает на основании своих конструктов: каждый обучаемый определяет объём, область применения (релевантности), воспринимаемой информации, при этом сам процесс переработки "Я-релевантной" информации контролирует как причины, так и следствия внешнего поведения - реакцию на воздействия преподавателя; результаты выполненной переработки позволяют обосновать процедуры и методы воспитания "рабочего" поведения, обосновать параметры индивидуального обучения, оптимизировать объёмы учебной информации и др.;

2. Фокус применимости - узкая область наиболее полной применимости конкретного конструкта, наиболее часто приводящая к успеху в его применении - наиболее ярок в условиях средней школы - пример использования математических алгоритмов в решении алгебраических уравнений;

3. Проницаемость - непроницаемость  (открытость - закрытость зон влияния), мера способности оказывать влияние и быть подверженным влияниям других конструктов;

4. Обязательное наличие эмерджментных (отмечающих сходства) и имплицитных (подчеркивающих и фиксирующих различия) полюсов конструкта.

Валидность конструкта проверяется и корректируется в первую очередь с помощью саморегулирования.

Типы конструктов, выделяемые в педагогической пpaктике:

Упредительные - исключающие из классификатора по определённому признаку все конструкты, попавшие в другую классификацию; контрастны и безапелляционны; например, отличник в одних областях априори наделяется способностью к обучаемости и в других науках;

Констелляторные - векторы хаpaктеристик, при фиксации отдельного аргумента которых, остальные аргументы строго стабилизируются, что представляет собой набор своеобразные клише отождествлений, например, - "если деталь выполнена из металла, то она - жёсткая и тяжёлая";

Предполагающие - гибкие, расширительные некоррелирующие строго одни качества из других; позволяют мыслить гибко и ситуационно.

Конкурирующие - способные гибко отражать внешние и внутренние ситуационные факторы процесса обучения и, как правило, имеющие оттенок оценивания

Первые два типа конструктов обеспечивают оперативные, быстрые решения, однако их алгоритмы необходимо разpaбатывать и тренировать выполнение схемного решения заранее.

Кроме того, рассматриваются и некоторые другие классификации, выделяющие иные свойства конструктов:

- по спектру включаемых явлений - всесторонние  - частные,

- по степени регулирования деятельности - основные  - периферические,

- по устойчивости и неизменности выдаваемого прогноза - жёсткие  -  свободные.

Графическая интерпретация (достаточно приближенная модель) основных положений оперантного обучения в приложении к технологиям формирования учебных умений и навыков в профессиональном обучении может быть представлена в виде графика - рис.1.

Представленный обзор и конспективное раскрытие содержания факторов может служить основой разработки методики конструирования отдельного учебного модуля.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности - СПб: Питер, 200. - 608 с.

Работа представлена на  заочную электронную конференцию «Современная социология и образование», заочная электронная конференция, 15-20 сентября 2006 г.  Поступила в редакцию 15.09.2006 г.



ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

ПРОЦЕССЫ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В статье дано определение техническому состоянию техники, представлены виды технических состояний и процессы изменения технического состояния при эксплуатации. Бытовая техника при эксплуатации может принимать исправное и неисправное состояние, а также работоспособное и неработоспособное состояние. Показана взаимосвязь видов технических состояний в виде графа переходов технических состояний, позволяющий проводить технологию восстановления работоспособности техники. Определен порядок восстановления бытовой техники и сформулирован критерий отказа техники. Рассмотрены признаки восстановления бытовой техники по отношению к восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. Показано, что к невосстанавливаемой технике относится техника, нахоящаяся в предельном состоянии или в результате ресурсного отказа. Рассмотрены признаки предельного состояния для восстанавливаемой и невосстанавливаемой техники. ...

06 12 2022 2:36:31

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ

ПОДСИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНОЙ ПАМЯТЬЮ Статья в формате PDF 275 KB...

05 12 2022 9:39:39

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ)

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (ПОНЯТИЕ ВРЕМЕНИ) Статья в формате PDF 250 KB...

30 11 2022 19:54:43

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕМОНТА БЫТОВОЙ ТЕХНИКИ В статье показано, что ремонт бытовой техники в зависимости от сложности и условий эксплуатации подразделяется на ремонт непосредственно на дому у заказчика, ремонт в мастерской. Ремонт на дому у заказчика связан с выполнением мелкого и среднего ремонта, т.е. когда ремонт технически возможен и экономически целесообразен. Ремонт в мастерской выполняется тогда, когда невозможно его выполнить в домашних условиях. Кроме того , ремонт бывает в гарантийный период и в послегарантийный периоды эксплуатации. Во всех случаях оплата за ремонт осуществляется по своим правилам, ...

28 11 2022 5:33:43

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ

О ПОСЛЕДСТВИЯХ ОПУСТЫНИВАНИЯ В РАВНИННОМ ДАГЕСТАНЕ Статья в формате PDF 117 KB...

23 11 2022 19:48:42

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 125 KB...

21 11 2022 3:43:28

Без уравнений нет математики

Без уравнений нет математики Статья в формате PDF 310 KB...

20 11 2022 16:59:39

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ

ПЕРВОЕ НАЧАЛО ТЕРМОЛЕВИТАЦИИ Статья в формате PDF 114 KB...

13 11 2022 20:59:28

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕКЦИИ МОЗГА ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ИМПУЛЬСНО-ГИПОКСИЧЕСКИМИ АДАПТАЦИЯМИ

ТЕРМОДИНАМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТЕКЦИИ МОЗГА ОТ ЗЛОКАЧЕСТВЕННЫХ ОПУХОЛЕЙ ИМПУЛЬСНО-ГИПОКСИЧЕСКИМИ АДАПТАЦИЯМИ Установлен факт защитного влияния нового бионического режима импульсно-гипоксических адаптаций на восстановительные процессы коры мозга после удаления внутричерепных опухолей у нейрохирургических больных. Механизмом протекции мозга от рецидива злокачественных опухолей может быть согласование ритмов энергопродукции и энергопотрeбления в процессе формирования адаптации. ...

06 11 2022 4:58:24

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ Анализ данных литературы свидетельствует о том, что инициирующими патогенетическими факторами развития гестоза являются недостаточность инвазии трофобласта в стенку матки и неполноценность плацентации, то есть ограничение ее поверхностной плацентарной площадкой. Последнее обусловлено генетически детерминированными факторами, в частности, аномалиями структуры интегринов, приводящими к нарушению инвазии трофобласта в децидуальную оболочку матки, в том числе в маточно-плацентарные артерии. При этом в сосудах плаценты и субплацентарной зоны сохраняются мышечные элементы, реагирующие развитием спазма и ишемии на действие вазопрессорных нервных и гумopaльных влияний. ...

01 11 2022 13:49:11

ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ КРЫС С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РЕЗОРБЦИИ

ВЛИЯНИЕ ПОСТОЯННОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ НА СОСТОЯНИЕ КОСТНОЙ ТКАНИ КРЫС С ПОВЫШЕННЫМ УРОВНЕМ РЕЗОРБЦИИ Исследовано влияние постоянного магнитного поля на морфо-функциональное состояние костной ткани крыс в условиях повышенной резорбции. Показано, что воздействие на животных постоянным магнитным полем 9 мТл предотвращает деградацию коллагена и потерю костной массы у крыс, подвергавшихся действию высокой температуры, и не влияет на состояние костной ткани интактных животных. ...

28 10 2022 5:43:31

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ РЕЛАПАРОТОМИИ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ БОЛЬНЫХ ПОСЛЕ РЕЛАПАРОТОМИИ Статья в формате PDF 242 KB...

26 10 2022 7:33:46

ТЕЛЕМАТИКА

ТЕЛЕМАТИКА Статья в формате PDF 121 KB...

20 10 2022 23:22:35

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::