ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Предметный анализ предлагаемой Скиннером [1] классификации наказаний и поощрений (таблица) подчёркивает её выделенное положительное целеполагание - фактически эта классификация имеет только положительную ветвь! И хотя позитивное подкрепление - значительно более эффективнее негативного контроля (даже только и потому, что позитивные подкрепляющие стимулы не дают негативных побочных явлений!) именно в этом и скрыта громадная опасность - неуправляемое добро хуже любой формы негатива.
Степень владения средствами оперантного обучения опосредовано раскрывает частный алгоритм выявления опасности необученности преподавателя-воспитателя (особенно - учебного мастера): промежуточной позиции в воспитании НЕ СУЩЕСТВУЕТ! Неверные шаги, не правильное применение элементов воспитания и в целом невладение аппаратом воспитательных мер ведёт к усугублению негативной воспитанности. Ошибки в процеДypaх воспитательной функции (составляющих неотъемлемую часть педагогической технологии), т.е. фактически чисто технологическая необученность преподавателя, ведут к нарастанию нежелательной обученности.
Таблица 1.
|
Реакция |
Приятный стимул |
Неприятный стимул |
Стимул |
Позитивно подкрепление |
желательная |
предъявление |
|
положительный |
Позитивное наказание |
негативная |
- |
предъявление |
аверсный |
Негативное подкрепление |
желательная |
- |
устранение |
- |
Негативное наказание |
негативная |
устранение |
- |
- |
Стратегии обучения могут быть построены на различных исходных платформах: - научение избеганием обратного (аверсивного) стимула, разработка различных по форме и насыщенности договоров с самим собой - например принятие различных обязательств и гарантий как сугубо личностных, так и в составе бригады, экипажа и др., в этих обстоятельствах важно не допустить значительных отклонений от принятых норм и условий успешности достижения цели обучения.
В реальных условиях обучения, критериально описываемых и ограничиваемых всеми участниками и элементами учебного процесса (обучающимися, обучающими, педагогической системой и т.д.), ярко проявляются понятия:
- "уровень минимальной цели" - тройка для одних - удача, но для других - поражение в ожиданиях; минимальная цель, устанавливаемая каждым обучаемым, разделяет возможные поощрения, которые ещё будут являться для него позитивными стимулами и теми, которые уже становятся наказанием;
- "свобода деятельности", что понимается как определённое поведение, которое приведёт к одной из шести категорий:
- статус признания - ощущение широкой компетенции в референтном коллективе;
- защита-зависимость - потребность в защите от неприятностей, ошибок;
- доминирование - потребность влиять на поведение других члeнов группы;
- независимость - неприкосновенность широких границ личностной свободы;
- любовь и привязанность - потребность в отношениях низкого порога тревожности, что в значительной степени предопределяет процедуры формирования малых коллективов;
- физический комфорт - жизнебезопасность, спокойствие, свобода от боли и дискомфорта собственной ущербности (особенно больно переживаемой на фоне удач сверстников).
Ценности (предпочтительность) отдельно выделенных потребностей каждого обучаемого определяют хаpaктеристики личности, её индивидуальность, а, следовательно, и области наиболее эффективного воздействия на неё.
Одним из направлений разработки конкретных элементов управления личностью (обучаемым) является теория конструктивного альтернативизма, разработанная Дж.А.Келли. Им предложена теория личностных конструктов, представляющих собой идеи, мысли, которые человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт.
В пpaктическом обучении, на первом этапе, конструктами могут быть инструкции, т.е. это - самые начальные алгоритмы профессиональной деятельности, в некотором роде ограничения, калибры, эталоны, задаваемые условия пригодности, положения техники безопасности и т.п. По крайней мере, три элемента необходимы для формирования конструкта: два должны восприниматься как схожие, а третий должен восприниматься как отличный от этих двух: принцип т.н. устойчивого наложения.
Выделяют следующие формальные свойства конструктов:
1. Диапазон применимости конструкта - каждый ученик один и тот же, предложенный к восприятию материал воспринимает на основании своих конструктов: каждый обучаемый определяет объём, область применения (релевантности), воспринимаемой информации, при этом сам процесс переработки "Я-релевантной" информации контролирует как причины, так и следствия внешнего поведения - реакцию на воздействия преподавателя; результаты выполненной переработки позволяют обосновать процедуры и методы воспитания "рабочего" поведения, обосновать параметры индивидуального обучения, оптимизировать объёмы учебной информации и др.;
2. Фокус применимости - узкая область наиболее полной применимости конкретного конструкта, наиболее часто приводящая к успеху в его применении - наиболее ярок в условиях средней школы - пример использования математических алгоритмов в решении алгебраических уравнений;
3. Проницаемость - непроницаемость (открытость - закрытость зон влияния), мера способности оказывать влияние и быть подверженным влияниям других конструктов;
4. Обязательное наличие эмерджментных (отмечающих сходства) и имплицитных (подчеркивающих и фиксирующих различия) полюсов конструкта.
Валидность конструкта проверяется и корректируется в первую очередь с помощью саморегулирования.
Типы конструктов, выделяемые в педагогической пpaктике:
Упредительные - исключающие из классификатора по определённому признаку все конструкты, попавшие в другую классификацию; контрастны и безапелляционны; например, отличник в одних областях априори наделяется способностью к обучаемости и в других науках;
Констелляторные - векторы хаpaктеристик, при фиксации отдельного аргумента которых, остальные аргументы строго стабилизируются, что представляет собой набор своеобразные клише отождествлений, например, - "если деталь выполнена из металла, то она - жёсткая и тяжёлая";
Предполагающие - гибкие, расширительные некоррелирующие строго одни качества из других; позволяют мыслить гибко и ситуационно.
Конкурирующие - способные гибко отражать внешние и внутренние ситуационные факторы процесса обучения и, как правило, имеющие оттенок оценивания
Первые два типа конструктов обеспечивают оперативные, быстрые решения, однако их алгоритмы необходимо разpaбатывать и тренировать выполнение схемного решения заранее.
Кроме того, рассматриваются и некоторые другие классификации, выделяющие иные свойства конструктов:
- по спектру включаемых явлений - всесторонние - частные,
- по степени регулирования деятельности - основные - периферические,
- по устойчивости и неизменности выдаваемого прогноза - жёсткие - свободные.
Графическая интерпретация (достаточно приближенная модель) основных положений оперантного обучения в приложении к технологиям формирования учебных умений и навыков в профессиональном обучении может быть представлена в виде графика - рис.1.
Представленный обзор и конспективное раскрытие содержания факторов может служить основой разработки методики конструирования отдельного учебного модуля.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности - СПб: Питер, 200. - 608 с.
Работа представлена на заочную электронную конференцию «Современная социология и образование», заочная электронная конференция, 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 15.09.2006 г.
Статья в формате PDF
121 KB...
05 07 2022 23:22:13
Статья в формате PDF
138 KB...
04 07 2022 12:33:37
Статья в формате PDF
295 KB...
02 07 2022 10:16:29
Статья в формате PDF
113 KB...
30 06 2022 14:55:21
Статья в формате PDF
281 KB...
29 06 2022 19:18:29
Статья в формате PDF
253 KB...
28 06 2022 6:50:14
Статья в формате PDF
111 KB...
27 06 2022 5:19:11
Статья в формате PDF
112 KB...
26 06 2022 5:20:14
Статья в формате PDF
171 KB...
25 06 2022 18:18:40
24 06 2022 22:21:34
Статья в формате PDF
227 KB...
23 06 2022 13:28:21
Статья в формате PDF 126 KB...
22 06 2022 3:38:14
Статья в формате PDF
105 KB...
21 06 2022 8:48:54
Статья в формате PDF
127 KB...
20 06 2022 1:56:14
Статья в формате PDF
121 KB...
19 06 2022 5:41:18
Статья в формате PDF
117 KB...
18 06 2022 0:15:26
Статья в формате PDF
110 KB...
17 06 2022 20:57:23
Статья в формате PDF
106 KB...
16 06 2022 23:45:39
Статья в формате PDF
137 KB...
15 06 2022 0:37:48
Статья в формате PDF
145 KB...
14 06 2022 13:37:32
Статья в формате PDF
250 KB...
13 06 2022 2:59:39
Статья в формате PDF
122 KB...
11 06 2022 20:41:39
Статья в формате PDF
118 KB...
10 06 2022 10:46:40
Проведен анализ результатов многолетних исследований по выявлению состава и объема видового разнообразия,расположенных в наземных экосистемах региона. Наибольшая видовая насыщенность отмечена в среднегорной части района – темнохвойных лесах, где господствует пихта кавказская (запас на исследуемых территориях – 3950 тыс.м3, сомкнутость от 0,5 до 0,9). Нижний подъярус составляют бук восточный, эндемики – дуб скальный, липа кавказская, третичные реликты: граб кавказский, тис ягодный.Геоботанические описания экосистем субальпийских лугов Лагонакского нагорья(1500 м н.у.м.) показал всего 39 видов растений, что говорит о низком видовом богатстве этого сообщества. Число видов на площади 16 м2 изменялось от 7 до 26, в среднем 14,3 вида. Проективное покрытие почвы цветковыми растениями в среднем составляет 19 %. Экосистемы субальпийских лугов хаpaктеризуются высокой относительной численностью животного населения при сравнительно небольшом количестве видов. Здесь доминирует полевка кустариниковая – 51,3 %, обычны – крот кавказский– 2,0 %, другие виды редки, но хаpaктерны – бурозубка кавказская– 6,4 %, мышовка кавказская, а вдоль ручьев – полевка Роберта – 8,2 %. Регулярное сенокошение лугов приводит к обеднению флористического состава, снижению общей высоты травостоя и как следствие, к деградации, выпадению бурозубки кавказской, крота кавказского и полевки прометеевой, численность которых падает до 1,0 %. В результате антропогенного пресса в экосистемах горных поясов, первоначальная структура растительного и животного состава изменена почти на 70 % исследуемой территории. Экосистемы, сформированные в каменных осыпях, криволесьях, парковых лесах региона хаpaктеризуются богатым видовым составом и эндемичностью (от 30 до 70 %). Наиболее эффективным способом сохранения редких видов является охрана их в местах естественного обитания на особо охраняемых территориях. Необходимо выделить эталонные участки с редкими и уязвимыми видами и контролировать с учетом их экологических особенностей (например, горные склоны Пшеха-Су и Фишт с видами – лисохвост пушистоцветковый, лютик Елены, лапчатка чудесная, овсяница кавказская, овсяница джимильская; серна,тур западнокавказский,улар кавказский).
...
09 06 2022 19:38:44
Статья в формате PDF
154 KB...
08 06 2022 5:48:49
Статья в формате PDF
121 KB...
04 06 2022 7:57:28
Статья в формате PDF
303 KB...
03 06 2022 15:50:41
Статья в формате PDF
113 KB...
02 06 2022 14:49:15
Статья в формате PDF
111 KB...
30 05 2022 4:46:27
Статья в формате PDF
106 KB...
27 05 2022 22:54:33
Статья в формате PDF
102 KB...
26 05 2022 12:12:42
Статья в формате PDF
115 KB...
25 05 2022 1:26:39
Статья в формате PDF
429 KB...
24 05 2022 22:37:10
23 05 2022 13:32:50
21 05 2022 19:10:25
Статья в формате PDF
107 KB...
20 05 2022 4:44:21
Статья в формате PDF
116 KB...
19 05 2022 6:44:30
Статья в формате PDF
987 KB...
18 05 2022 7:22:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::