СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА

Федосова И.В. Скорнякова Н.Д. Косыгина В.А. Статья в формате PDF 132 KB

Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека ХХI века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе.

Складывающаяся в настоящее время в России ситуация в профессиональном образовании, связанная с поиском путей интеграции российского образования в мировое образовательное прострaнcтво, определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к построению этого процесса. «В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить её конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями» [1].

Такое понимание целей профессионального образования предполагает определение его конечных результатов не сточки зрения профессиональных знаний, умений и навыков, а с точки зрения компетенций и компетентности, которые выступают новой парадигмой результатов образования.

Эти приоритеты закреплены в ряде документов, таких как «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (2004)», определивших переход на компетентностно-ориентированное образование в качестве ближайшей задачи. Решение указанной задачи требует обновления методологии, содержания, методов, технологий и соответствующей среды обучения. Кроме того, для организации образовательного процесса, соответствующего требованиям компетентностного подхода, необходимы образовательные учреждения, способные выполнять соответствующие функции. По мнению В.В. Маскина, А.А. Петренко, Т.К. Меркуловой, к данного рода функциям можно отнести следующие:

- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для её творческой, личностно-ориентированной самореализации;

- развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;

- социализация личности ученика, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в прострaнcтве изменений посредством овладения способами преобразования реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;

- обеспечение и охрана здоровья учащихся [3].

Современные образовательные учреждения, в том числе и профессиональные, ищут пути реализации этих функций. Киренский профессионально-педагогический колледж считает одной из своих важнейших задач сегодня переход к компетентностному подходу. Его реализация возможна, на наш взгляд, только при учете двух факторов: возрастных психолого-педагогических и социальных особенностей состава обучающихся и экономических и социокультурных условий северного региона Иркутской области, которые вносят существенные коррективы в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов для работы в различных областях жизнедеятельности.

Основной контингент студентов учреждения среднего профессионального образования составляют юноши и дeвyшки в возрасте от 15-16 до 19-20 лет. В психологии данный возрастной период охватывает раннюю (15-18 лет) и позднюю юность (18-23 года).

Студенческому возрасту присущи определенные психические новообразования. В психологических исследованиях последних лет выделяются следующие основные новообразования этого возрастного периода: усваивается мужская или женская роль, идет подготовка к семейной жизни, вступлению в бpaк; формируется социальная ответственность и готовность вхождения в новые социальные общности; «примериваются» различные социальные роли и обретается личностная идентичность; происходит становление интеллектуальной системы и её дальнейшее развитие, что связано с вхождением в широкий социум; рефлексия, способность мысленного обращения к своим собственным мыслям, теоретизирование, идеализация; способность различать противоречия в словах, действиях, поступках; молодые люди стремятся к самореализации и индивидуализации (М.Г. Дзугкоева); решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации становится профессиональная готовность (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Лукина); достигается социальная зрелость, что предполагает возможность выполнения социальных обязанностей и принятие на себя ответственности за свою жизнь; «субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости» (О.В. Хухлаева).

Считаем важным отметить, что на этапе профессионального обучения в связи с личностно-профессиональным самоопределением, которое проходит стадии пробного выбора профессии (15-18 лет) и реалистического выбора (18-20 лет), студенты переживают возрастные кризисы - перехода к юности (1-2 курс) и перехода к взрослости (3-4 курс) (И.В. Шаповаленко). Исходя из этого, необходимо рассматривать особенности данного возраста в рамках кризисного под-хода [9].

В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (18-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь [6]. Кризисность возраста проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и её реальном протекании. Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени, авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных аспектов в избранной профессии в первую очередь вычлeняются вопросы назначения и сущности профессии, её культурной и общественной ценности, профессиональных норм, способов самоопределения. Обобщая, можно сказать, что в жизненном пути человека это период, когда субъект впервые ставит перед собой вопрос о собственной компетентности.

Большинство психологов как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Дж. Якобсон, Дж. Каплан, Т. и Э.Йоманс, К. и С. Гроф и др.), занимавшихся кризисной психологией, придерживаются мнения о том, что любой кризис является граничной ситуацией, в которой представлен как потенциал роста и обновления, так и деструктивные тенденции.

Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса, а также нeблагоприятные экономические, социокультурные условия, в которых в настоящее время оказывается большая часть современной молодежи, приводят к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму, преступности и др. [6]. По мнению О.В. Хухлаевой, кризис «встречи со взрослостью» хаpaктерен лишь для той части юношества, которой присущ достаточно высокий уровень культуры и способности к самоанализу [8]. Кроме того, неразрешенные проблемы возрастного кризиса усугубляются проявлениями духовно-нравственного кризиса в молодежной среде, асоциальными явлениями в обществе.

Исходя из того, что современный молодой человек - это часть большого социума, мы проанализировали контингент студентов Киренского профессионально-педагогического колледжа по социальным признакам и определили психологические и социально-педагогические условия их личностного развития. Было установлено, что из 420 обучающихся (177 юношей и 243 дeвyшки) большую часть (52%) образуют молодые люди из малообеспеченных семей. Достаточно большое количество составляют студенты из неполных семей (27%), многодетных (21%) и нeблагополучных (10, 5%). В «группу риска» включено около 8 % обучающихся, выпускники коррекционной школы составляют около 5% от всего контингента.

В ходе проведенного социологического исследования было выявлено, что основная часть молодежи (59%) - это приезжие юноши и дeвyшки из малых городов отдаленных северных районов Иркутской области, где существует много социальных проблем, связанных с трудоустройством, материальной обеспеченностью, социальной защищенностью молодых специалистов. Кроме того, в небольших провинциальных населенных пунктах слабо развита инфраструктура, отсутствуют большие промышленные предприятия, недостаточно финансируются учреждения социокультурного назначения. В некоторых городах, в частности, в г.Киренске, они ограничиваются только Домами культуры, которые проводят мероприятия развлекательного хаpaктера (отсутствуют кинотеатры, театры, музеи, концертные залы и т.п.).

Значимая часть обучающихся (41%) представлена жителями сельской местности, где отсутствуют учреждения организации досуга и культуры, а основная масса населения ведет асоциальный образ жизни. Образование родителей студентов в основном среднее профессиональное, большой процент среди них составляют безработные, домохозяйки, неквалифицированные рабочие. Такие особенности социума, в котором живут студенты, сказываются на уровне их воспитанности (в основном средний и низкий).

Следует отметить и тот факт, что в колледже обучаются юноши и дeвyшки с девиантным и делинквентным поведением, 10% из них находятся под наблюдением правоохранительных органов. В разнородном по социально-психологическим признакам составе студентов следует выделить также студенческие семьи (около 4%) и одиноких студентов, имеющих детей (1%). В образовательном учреждении обучаются и дети-сироты (2,5%).

В итоге отметим, анализ особенностей социально-педагогической среды, в которой живут современные молодые люди, показывает, в каких сложных и неадекватных условиях жизнедеятельности оказываются выпускники колледжа и с какими проблемами им приходится сталкиваться в повседневной жизни (недостаточная материальная обеспеченность, жилищные вопросы, проблемы нeблагополучных семей и др.). Все перечисленные факторы негативно влияют на формирование социальной зрелости юношей и дeвyшек, последствия преодоления возрастного кризисного периода в таких условиях носят зачастую деструктивный хаpaктер (И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, Ф. Раис, Х. Ремшмидт, К.Н. Поливанова, Н.С. Пряжников и др.).

Студенты оказываются неготовыми принять ответственность за свою жизнь, выполнять социальные обязанности; у них не развита способность к преодолению жизненных проблем, осложняющих достижение избранной цели; навыки самоорганизации, анализа ситуации, чувство ответственности и личная дисциплина и др. Особо следует отметить те личностные качества, которые обеспечивают жизненное самоопределение, способность к самореализации, обусловливают конкурентоспособность будущего специалиста и дают определенные гарантии его успешности не только в предстоящей профессиональной деятельности, но и в целом в жизни: стремление к самосовершенствованию, мобильность, мотивация к достижению успеха, быстрая адаптация к условиям труда, способность работать в группе, инициативность и любознательность и др. Наличие диплома и квалификации не гарантируют занятости молодежи на рынке труда, особенно северных городов и районов.

Таким образом, у большей части юношей и дeвyшек на сегодняшний день не развиты те важные личностные хаpaктеристики, которые составляют содержание ключевых компетенций будущего специалиста, а точнее их социально-поведенческую составляющую (М.В. Рыжаков). Именно эти черты хаpaктеризуют успешного гражданина постиндустриального информационного общества. «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; комaндный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия» [5].

В научной литературе комплекс перечисленных качеств и свойств личности несколько варьируется по содержанию и обозначается как социальная компетентность [4], компетентность в сфере социально-трудовой деятельности [7], социально-политическая компетентность или готовность к решению проблем [2] и др.

Проблема, на наш взгляд, заключается в противоречии между постоянно возрастающими требованиями к конкурентоспособности молодого специалиста, его профессиональному уровню, особенно в экономически нестабильных регионах, и социальной незрелостью современной молодежи, несформированностью у неё комплекса жизненно важных личностных образований, обеспечивающих успешность самоопределения и самореализации в современном мире (социально-поведенческой компетентности). Кроме того, существует противоречие и между потребностью общества в профессионально компетентных специалистах в различных сферах жизнедеятельности и недостаточной ориентированностью государственных образовательных стандартов и образовательных учреждений на процесс формирования ключевых компетенций у студентов, особенно социально-поведенческой направленности.

В связи с этим возникает необходимость разработки содержательных и технологических аспектов формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов и научного обоснования системы педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий успешной реализации этого процесса, что является сегодня приоритетным направлением работы педагогического коллектива колледжа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М., 2006.
  2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
  3. Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Пpaктическое пособие / Под. ред. В.В. Маскина. - М.: АРКТИ, 2006.
  4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
  5. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции: возможности применения // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 4. - С.12-22.
  6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2000.
  7. Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
  8. Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. - 2001. - № 1. - С.37-40.
  9. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004.


ОВСЯНЫЙ ХЛЕБ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ

ОВСЯНЫЙ ХЛЕБ С ГРЕЦКИМ ОРЕХОМ Статья в формате PDF 254 KB...

09 08 2022 6:15:38

ПОСТЭФИРНАЯ ГИПЕРСИММЕТРИЯ ВСЕЛЕННОЙ. ЧАСТЬ 5

ПОСТЭФИРНАЯ ГИПЕРСИММЕТРИЯ ВСЕЛЕННОЙ. ЧАСТЬ 5 Построена октетная электродинамика. Обсуждена возможность объединения механики и электродинамики. Выявлена дальнодействующая структуризация октетного прострaнcтва. Исследуются свойства интервала. ...

08 08 2022 20:21:57

ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ

ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ Статья в формате PDF 125 KB...

31 07 2022 13:13:59

ТИПЫ БЕРИЛЛИЕВОГО ОРУДЕНЕНИЯ АЛТАЯ

ТИПЫ БЕРИЛЛИЕВОГО ОРУДЕНЕНИЯ АЛТАЯ Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1. ...

29 07 2022 12:12:14

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ Статья в формате PDF 226 KB...

22 07 2022 11:35:22

ИЗУЧЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ

ИЗУЧЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЙ НАГРУЗКИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ МЕТОДОМ ЛИХЕНОИНДИКАЦИИ В статье приведены данные оценки экологического состояния атмосферной среды Промышленного района города Ставрополя, с помощью методов лихеноиндикации. Исследованиями были охвачены придорожные лесополосы проспекта Кулакова и улицы Доваторцев и лесной массив – «Русский лес». ...

19 07 2022 5:46:50

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ

УСТОЙЧИВАЯ МОТИВАЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО КРУГОЗОРА УЧАСТНИКОВ КЛАССИЧЕСКОЙ ХИМИЧЕСКОЙ ОЛИМПИАДЫ Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности. ...

16 07 2022 1:59:15

СИСТЕМНАЯ МЕДИЦИНА В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПРАКТИКЕ

СИСТЕМНАЯ МЕДИЦИНА В САНАТОРНО-КУРОРТНОЙ ПРАКТИКЕ Статья в формате PDF 144 KB...

12 07 2022 10:54:50

ЦЕНТИЛИ В КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ТРУДА ИНТЕРНА

ЦЕНТИЛИ В КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ТРУДА ИНТЕРНА Статья в формате PDF 132 KB...

07 07 2022 4:53:25

БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОНООСФЕРЫ

БИОФИЗИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ БИОНООСФЕРЫ Статья в формате PDF 164 KB...

06 07 2022 17:56:12

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ Статья в формате PDF 181 KB...

05 07 2022 8:32:23

ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВЛАГАЛИЩНОГО СВОДА

ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ВЛАГАЛИЩНОГО СВОДА Статья в формате PDF 127 KB...

26 06 2022 9:17:40

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ

HИКОЛAЕВ HИКОЛАЙ CПИPИДОНОВИЧ Статья в формате PDF 86 KB...

25 06 2022 16:10:50

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::