СОЦИАЛЬНО-ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СОВРЕМЕННОМ РЫНКЕ ТРУДА
Современное развитие общества, экономики, образования вызывает необходимость разработки механизмов формирования человека ХХI века - личности, способной к анализу существующей ситуации, активно участвующей в социокультурной деятельности, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Одним из таких механизмов признан компетентностный подход к оценке достижений учащихся в образовательном процессе.
Складывающаяся в настоящее время в России ситуация в профессиональном образовании, связанная с поиском путей интеграции российского образования в мировое образовательное прострaнcтво, определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к построению этого процесса. «В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить её конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых динамичных социально-экономических условиях. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями» [1].
Такое понимание целей профессионального образования предполагает определение его конечных результатов не сточки зрения профессиональных знаний, умений и навыков, а с точки зрения компетенций и компетентности, которые выступают новой парадигмой результатов образования.
Эти приоритеты закреплены в ряде документов, таких как «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» и «Приоритетные направления развития образовательной системы РФ (2004)», определивших переход на компетентностно-ориентированное образование в качестве ближайшей задачи. Решение указанной задачи требует обновления методологии, содержания, методов, технологий и соответствующей среды обучения. Кроме того, для организации образовательного процесса, соответствующего требованиям компетентностного подхода, необходимы образовательные учреждения, способные выполнять соответствующие функции. По мнению В.В. Маскина, А.А. Петренко, Т.К. Меркуловой, к данного рода функциям можно отнести следующие:
- обеспечение самоопределения, самообразования, саморазвития личности ученика через создание благоприятных педагогических условий для её творческой, личностно-ориентированной самореализации;
- развитие духовно-нравственной сферы личности ученика, способного самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, сознания, культурного уровня;
- социализация личности ученика, обучение самоопределению в окружающем мире (природе и обществе), в прострaнcтве изменений посредством овладения способами преобразования реальности, собственной деятельности, личностного развития через коммуникативную культуру, духовно-нравственные образцы, нормы поведения во всех сферах жизнедеятельности;
- обеспечение и охрана здоровья учащихся [3].
Современные образовательные учреждения, в том числе и профессиональные, ищут пути реализации этих функций. Киренский профессионально-педагогический колледж считает одной из своих важнейших задач сегодня переход к компетентностному подходу. Его реализация возможна, на наш взгляд, только при учете двух факторов: возрастных психолого-педагогических и социальных особенностей состава обучающихся и экономических и социокультурных условий северного региона Иркутской области, которые вносят существенные коррективы в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов для работы в различных областях жизнедеятельности.
Основной контингент студентов учреждения среднего профессионального образования составляют юноши и дeвyшки в возрасте от 15-16 до 19-20 лет. В психологии данный возрастной период охватывает раннюю (15-18 лет) и позднюю юность (18-23 года).
Студенческому возрасту присущи определенные психические новообразования. В психологических исследованиях последних лет выделяются следующие основные новообразования этого возрастного периода: усваивается мужская или женская роль, идет подготовка к семейной жизни, вступлению в бpaк; формируется социальная ответственность и готовность вхождения в новые социальные общности; «примериваются» различные социальные роли и обретается личностная идентичность; происходит становление интеллектуальной системы и её дальнейшее развитие, что связано с вхождением в широкий социум; рефлексия, способность мысленного обращения к своим собственным мыслям, теоретизирование, идеализация; способность различать противоречия в словах, действиях, поступках; молодые люди стремятся к самореализации и индивидуализации (М.Г. Дзугкоева); решающим условием быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования и повышения квалификации становится профессиональная готовность (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, В.С. Лукина); достигается социальная зрелость, что предполагает возможность выполнения социальных обязанностей и принятие на себя ответственности за свою жизнь; «субъективно достижение социальной зрелости переживается появлением у молодого человека чувства взрослости» (О.В. Хухлаева).
Считаем важным отметить, что на этапе профессионального обучения в связи с личностно-профессиональным самоопределением, которое проходит стадии пробного выбора профессии (15-18 лет) и реалистического выбора (18-20 лет), студенты переживают возрастные кризисы - перехода к юности (1-2 курс) и перехода к взрослости (3-4 курс) (И.В. Шаповаленко). Исходя из этого, необходимо рассматривать особенности данного возраста в рамках кризисного под-хода [9].
В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев кризис юности связывают со становлением авторства в собственной жизни (18-21 год), со вступлением в самостоятельную жизнь [6]. Кризисность возраста проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и её реальном протекании. Центральной проблемой становится нахождение молодым человеком индивидуального отношения к своей культуре, к социальной реальности, к своему времени, авторство в становлении своих способностей, в определении своего собственного взгляда на жизнь. В связи с доминированием в сознании студентов экзистенциальных аспектов в избранной профессии в первую очередь вычлeняются вопросы назначения и сущности профессии, её культурной и общественной ценности, профессиональных норм, способов самоопределения. Обобщая, можно сказать, что в жизненном пути человека это период, когда субъект впервые ставит перед собой вопрос о собственной компетентности.
Большинство психологов как отечественных (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, С.Л. Рубинштейн и др.), так и зарубежных (Дж. Якобсон, Дж. Каплан, Т. и Э.Йоманс, К. и С. Гроф и др.), занимавшихся кризисной психологией, придерживаются мнения о том, что любой кризис является граничной ситуацией, в которой представлен как потенциал роста и обновления, так и деструктивные тенденции.
Отсутствие внутренних средств разрешения кризиса, а также нeблагоприятные экономические, социокультурные условия, в которых в настоящее время оказывается большая часть современной молодежи, приводят к развитию негативных явлений, например, наркомании, алкоголизму, преступности и др. [6]. По мнению О.В. Хухлаевой, кризис «встречи со взрослостью» хаpaктерен лишь для той части юношества, которой присущ достаточно высокий уровень культуры и способности к самоанализу [8]. Кроме того, неразрешенные проблемы возрастного кризиса усугубляются проявлениями духовно-нравственного кризиса в молодежной среде, асоциальными явлениями в обществе.
Исходя из того, что современный молодой человек - это часть большого социума, мы проанализировали контингент студентов Киренского профессионально-педагогического колледжа по социальным признакам и определили психологические и социально-педагогические условия их личностного развития. Было установлено, что из 420 обучающихся (177 юношей и 243 дeвyшки) большую часть (52%) образуют молодые люди из малообеспеченных семей. Достаточно большое количество составляют студенты из неполных семей (27%), многодетных (21%) и нeблагополучных (10, 5%). В «группу риска» включено около 8 % обучающихся, выпускники коррекционной школы составляют около 5% от всего контингента.
В ходе проведенного социологического исследования было выявлено, что основная часть молодежи (59%) - это приезжие юноши и дeвyшки из малых городов отдаленных северных районов Иркутской области, где существует много социальных проблем, связанных с трудоустройством, материальной обеспеченностью, социальной защищенностью молодых специалистов. Кроме того, в небольших провинциальных населенных пунктах слабо развита инфраструктура, отсутствуют большие промышленные предприятия, недостаточно финансируются учреждения социокультурного назначения. В некоторых городах, в частности, в г.Киренске, они ограничиваются только Домами культуры, которые проводят мероприятия развлекательного хаpaктера (отсутствуют кинотеатры, театры, музеи, концертные залы и т.п.).
Значимая часть обучающихся (41%) представлена жителями сельской местности, где отсутствуют учреждения организации досуга и культуры, а основная масса населения ведет асоциальный образ жизни. Образование родителей студентов в основном среднее профессиональное, большой процент среди них составляют безработные, домохозяйки, неквалифицированные рабочие. Такие особенности социума, в котором живут студенты, сказываются на уровне их воспитанности (в основном средний и низкий).
Следует отметить и тот факт, что в колледже обучаются юноши и дeвyшки с девиантным и делинквентным поведением, 10% из них находятся под наблюдением правоохранительных органов. В разнородном по социально-психологическим признакам составе студентов следует выделить также студенческие семьи (около 4%) и одиноких студентов, имеющих детей (1%). В образовательном учреждении обучаются и дети-сироты (2,5%).
В итоге отметим, анализ особенностей социально-педагогической среды, в которой живут современные молодые люди, показывает, в каких сложных и неадекватных условиях жизнедеятельности оказываются выпускники колледжа и с какими проблемами им приходится сталкиваться в повседневной жизни (недостаточная материальная обеспеченность, жилищные вопросы, проблемы нeблагополучных семей и др.). Все перечисленные факторы негативно влияют на формирование социальной зрелости юношей и дeвyшек, последствия преодоления возрастного кризисного периода в таких условиях носят зачастую деструктивный хаpaктер (И.В. Дубровина, Д.И. Фельдштейн, Ф. Раис, Х. Ремшмидт, К.Н. Поливанова, Н.С. Пряжников и др.).
Студенты оказываются неготовыми принять ответственность за свою жизнь, выполнять социальные обязанности; у них не развита способность к преодолению жизненных проблем, осложняющих достижение избранной цели; навыки самоорганизации, анализа ситуации, чувство ответственности и личная дисциплина и др. Особо следует отметить те личностные качества, которые обеспечивают жизненное самоопределение, способность к самореализации, обусловливают конкурентоспособность будущего специалиста и дают определенные гарантии его успешности не только в предстоящей профессиональной деятельности, но и в целом в жизни: стремление к самосовершенствованию, мобильность, мотивация к достижению успеха, быстрая адаптация к условиям труда, способность работать в группе, инициативность и любознательность и др. Наличие диплома и квалификации не гарантируют занятости молодежи на рынке труда, особенно северных городов и районов.
Таким образом, у большей части юношей и дeвyшек на сегодняшний день не развиты те важные личностные хаpaктеристики, которые составляют содержание ключевых компетенций будущего специалиста, а точнее их социально-поведенческую составляющую (М.В. Рыжаков). Именно эти черты хаpaктеризуют успешного гражданина постиндустриального информационного общества. «Многие молодые люди покидают школу, не имея ни малейшего представления о тех компетенциях, которые им будут крайне нужны в профессиональной жизни: способность работать в группе; комaндный дух и вкус риска; чувство ответственности и личная дисциплина; чувство инициативы, любознательности, творчества; дух профессионализма, стремление к совершенству, чувство соревновательности; чувство служения общему делу, патриотизм. Эти качества составляют основу духа предприятия» [5].
В научной литературе комплекс перечисленных качеств и свойств личности несколько варьируется по содержанию и обозначается как социальная компетентность [4], компетентность в сфере социально-трудовой деятельности [7], социально-политическая компетентность или готовность к решению проблем [2] и др.
Проблема, на наш взгляд, заключается в противоречии между постоянно возрастающими требованиями к конкурентоспособности молодого специалиста, его профессиональному уровню, особенно в экономически нестабильных регионах, и социальной незрелостью современной молодежи, несформированностью у неё комплекса жизненно важных личностных образований, обеспечивающих успешность самоопределения и самореализации в современном мире (социально-поведенческой компетентности). Кроме того, существует противоречие и между потребностью общества в профессионально компетентных специалистах в различных сферах жизнедеятельности и недостаточной ориентированностью государственных образовательных стандартов и образовательных учреждений на процесс формирования ключевых компетенций у студентов, особенно социально-поведенческой направленности.
В связи с этим возникает необходимость разработки содержательных и технологических аспектов формирования социально-поведенческой компетентности у будущих специалистов и научного обоснования системы педагогических, социально-психологических и организационно-методических условий успешной реализации этого процесса, что является сегодня приоритетным направлением работы педагогического коллектива колледжа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. - М., 2006.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
- Маскин В.В., Петренко А.А., Меркулова Т.К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: Пpaктическое пособие / Под. ред. В.В. Маскина. - М.: АРКТИ, 2006.
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., 2002.
- Рыжаков М.В. Ключевые компетенции: возможности применения // Стандарты и мониторинг в образовании. - 1999. - № 4. - С.12-22.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М., 2000.
- Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М., 2001.
- Хухлаева О.В. Особенности психологического здоровья современных студентов // Педагогическое образование и наука. - 2001. - № 1. - С.37-40.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: Гардарики, 2004.
Построена октетная электродинамика. Обсуждена возможность объединения механики и электродинамики. Выявлена дальнодействующая структуризация октетного прострaнcтва. Исследуются свойства интервала.
...
08 08 2022 20:21:57
Статья в формате PDF
112 KB...
07 08 2022 18:29:24
Статья в формате PDF
106 KB...
06 08 2022 15:24:50
Статья в формате PDF
113 KB...
05 08 2022 16:30:49
Статья в формате PDF
185 KB...
04 08 2022 10:49:12
Статья в формате PDF
117 KB...
03 08 2022 3:11:14
Статья в формате PDF
395 KB...
02 08 2022 16:51:54
Статья в формате PDF
211 KB...
01 08 2022 17:44:27
Статья в формате PDF
122 KB...
30 07 2022 19:18:43
Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1.
...
29 07 2022 12:12:14
Статья в формате PDF
110 KB...
28 07 2022 7:11:53
Статья в формате PDF
255 KB...
27 07 2022 1:51:36
Статья в формате PDF
135 KB...
26 07 2022 13:19:31
25 07 2022 15:37:59
24 07 2022 6:24:20
Статья в формате PDF
253 KB...
23 07 2022 15:38:47
Статья в формате PDF
133 KB...
21 07 2022 1:51:33
Статья в формате PDF
1477 KB...
20 07 2022 14:15:35
В статье приведены данные оценки экологического состояния атмосферной среды Промышленного района города Ставрополя, с помощью методов лихеноиндикации. Исследованиями были охвачены придорожные лесополосы проспекта Кулакова и улицы Доваторцев и лесной массив – «Русский лес».
...
19 07 2022 5:46:50
Статья в формате PDF
120 KB...
18 07 2022 13:54:59
Статья в формате PDF
122 KB...
17 07 2022 2:23:40
Среди образовательных технологий заметно выделяются научные олимпиады школьников. Участники олимпиад организуют свою мыслительную деятельность на познание явлений природы, овладение умением пользоваться ими, что формирует в сознании естественнонаучную картину мира, закладывая основы целостной личности.
...
16 07 2022 1:59:15
Статья в формате PDF
117 KB...
15 07 2022 21:50:15
Статья в формате PDF
105 KB...
14 07 2022 18:22:31
Статья в формате PDF
300 KB...
13 07 2022 3:35:23
Статья в формате PDF
144 KB...
12 07 2022 10:54:50
Статья в формате PDF
129 KB...
11 07 2022 7:58:36
Статья в формате PDF
109 KB...
10 07 2022 19:31:27
Статья в формате PDF
116 KB...
09 07 2022 22:56:57
Статья в формате PDF
211 KB...
08 07 2022 11:18:24
Статья в формате PDF
126 KB...
04 07 2022 11:36:26
03 07 2022 18:43:19
Статья в формате PDF
141 KB...
02 07 2022 4:27:54
Статья в формате PDF
112 KB...
01 07 2022 11:51:26
Статья в формате PDF
261 KB...
30 06 2022 23:13:42
Статья в формате PDF
104 KB...
29 06 2022 14:33:43
Статья в формате PDF
579 KB...
28 06 2022 1:45:55
Статья в формате PDF
257 KB...
27 06 2022 2:37:23
Статья в формате PDF
273 KB...
24 06 2022 12:44:29
Статья в формате PDF
123 KB...
23 06 2022 8:53:35
Статья в формате PDF
210 KB...
22 06 2022 9:43:50
Статья в формате PDF
104 KB...
21 06 2022 5:44:33
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::