СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

Лобашев В.Д. Статья в формате PDF 145 KB

Процессуальная направленность периода пpaктического обучения, базирующегося на прочной основе общих и специальных знаний, в некотором, достаточно оптимальном, варианте выражается в следующей совокупности этапов:

1. совместная (с преподавателем) деятельность в её личностно ориентированной направленности на развитие "пpaктического мышления";

2. развитие самооценки и утверждение целесообразности выполняемой учебной деятельности;

3. сближение выдвигаемых целей и конструируемых учебно-пpaктических задач;

4. модификация конструкта (модуса) обучения от "мотивы-цели-постановка-задача" до "цели-мотивы-задача-результат";

5. снижение авторитарной роли преподавателя;

6. снижение в процессе обучения познавательной ценности знаний, и интенсивное приобретение навыками деятельностно ориентированного утилитарного значения-ориентира;

7. конкретизация и актуализация проблем недостаточности начальных знаний, построение маршрута самообучения;

8. углубление личностно-коллективных отношений, их конкретизация в процессах и результатах созидающего труда.

Хаpaктеристики целей, задач, мотивов деятельности, присутствующих и оказывающих влияние в период пpaктического обучения отражены в таблице.

С точки зрения расширительного толкования содержания решаемых образовательных задач, в период формирования и закрепления знаний в форме умений и навыков, следует привести следующую классификацию возможностей образовательных учреждений:

Образовательное учреждение

 

Срок подготовки

ПУ

Умения переходящие в навыки

1-3 года

ВУЗ

Умения умений

4-6 лет

ВТУЗ

Умения умений и высокие пpaктические навыки

5-7 лет

Зависимости, раскрываемые в проанализированном (в первом приближении) графике (рис.1), имеют глубоко опосредованный, многократно резервированный, систематизированный, комплексный смысл, и в общем случае отражают общие тенденции формирования прочных навыков, приобретаемых обучаемыми в профессиональной школе.

Процесс научения пpaктическим умениям отличается весьма специфическими особенностями. Находящаяся на авантных позициях, функция восприятия обеспечивает строго порционное и адресное прохождение учебной информации, этим выполняется обережение психики обучаемого, его защита от непроизвольных опасных действий:

- вначале происходит настройка психомоторных систем организма,

- затем осуществляются тонически-регуляторные действия:

  • принимается и перепроверяется удобная поза,
  • направляется взгляд, производится оценка периферийного расположения,
  • обостряется слух и т.д.,

- и лишь затем активизируются ощущения, воспринимающие и сканирующие информацию, поступающую от внешнего мира - в первую очередь, от преподавателя, мастера, инструктора.

Таблица 1.

Хаpaктеристики

Периоды формирования умений и навыков (рис.5)

I

II

III

Приоритеты

1 - деятельности

2 - целей

3 - мотивов

4 - задач

1. - Инструктаж

Контроль

Сопровождение, оценка, ревизия

2. - Ознакомление

Развитие умений

Совершенствование

3. - Принуждение в участии

Успех процесса и этапов труда

Удовлетворение результатами труда

4 - Усвоение заданного

Выполнение задания

Внесение собственного видения задачи

Акценты

1. - Закрепление через повтор упражнений

Исполнение

Контроль показателей качества деятельности

2. - Результативность и законченность действий

Законченность операции

Производительность при наивысшем качестве продукции  

3. - Утверждение достижимости цели

Достижение цели

Целенаправленность усилий

4. - Устойчивое усвоение базовых знаний

Целеполагание, конструирование пути достижения цели

Самоконтроль и самооценка

Области паритетов

1.  Репликативный ответ

Технологическая операция

Со-трудничество

2.  - Безопасность труда

Овладение профессиональной деятельностью

Наивысшая квалификация

3.  - Длительная жизнедеятельность

Делегирование полномочий, самоконтроль

Самовыражение

4. Первичные умения 

Изготовленный продукт, изделие

Достижение уровня мастера, учителя

В этот период активно проявляются моторно-двигательные механизмы перцепции (восприятия и оценки); из них выделяются наиболее значимые:

  • фактор замкнутости - первоначальное знакомство наиболее эффективно, если обучаемый воспринял объект в целом, а не по частям, отдельным компонентам, деталям; в этом процессе объективно развивается эффект фовеального пятна - как для адекватного понимания зрительной сцены важнее способность к одномоментному крупномасштабному схватыванию отношений между предметами, чем возможность тонкого фовеального анализа отдельных деталей, - так и в процессе обучения важно сначала оценить и понять проблему целиком и только потом исследовать по частям - т.е. следовать стандартным законам диаконтики;
  • фактор близости - (прострaнcтвенная, временная, слуховая, логико-смысловая хаpaктеристики) изучаемых компонентов друг к другу: несовпадение не должно превышать на 25-30% при стандартном уровне трудности и среднестатистических психофизиологических хаpaктеристиках аудитории; однако и расхождение отдельных параметров не должно быть менее 5-7%, в противном случае, как правило, теряется эффект бездоказательной "авторитарной" новизны учебного материала, сообщаемого преподавателем, пропадает эффект превышения порогового уровня мотивации интереса познания;
  • фактор группировки - законченность ансамбля обеспечивающее некоторую психологическую комфортность самого обучения, наличие чётких ограничений в первую очередь количественно измеряемых параметров: число изучаемых операций, действий, длительность занятия, количество используемых приборов, объём учебных заданий и т.д.

 

Рис.1. Формирование умений и навыков в учебном процессе

Примечание: данный график (рис.1) скорректирован по расположению оси ординат - ось смещена вправо на величину времени, требующегося для выполнения операции при высшей квалификации профессионала, т.е. отметка "0" на оси абсцисс соответствует высшему достигаемому уровню профессионализма в соответствии с условиями проведения анализа (например, для условий выполнения операции специалистом заданного данной программой обучения квалификационного разряда).

Принятые обозначения:

N max - ограничения по времени и затратам на обучение; максимально возможное число повторений (максимальная длительность пpaктического обучения) допускаемое учебными программами и планами;

t0 - минимальное время исполнения операции, достигаемое отлично успевающими учащимися по окончании предусмотренного учебным планом периода обучения;

t1 - порог перехода умений в навыки у отлично успевающих учащихся;

t2 - рубеж перехода от объективизации знаний к формированию умений у "отличников";

t3 - тоже - у "троечников";

t4 - начальные затраты времени на первых попытках выполнения операций у отличников;

t5 - время, затрачиваемое на выполнение операции, начинающим обучение учеником, имеющим посредственные начальные знания;

R0 - период становления (размах изменения значений времени исполнения операции) навыков полного овладевания операцией у отлично успевающих учеников;

R1 - период становления умений у отлично успевающих учеников;

R2 - изменение продолжительности исполнения операции в период накопления и трaнcформирования первичных прообразов, служащих основами умений у отлично успевающих учеников;

R3 - изменение времени исполнения операции в период приобретения репликативных умений организации и пооперационно-целостного осмысления технологического процесса посредственно успевающими учениками;

n0 - среднее количество упражнений (пробных исполнений операции) для обеспечения периода эргономизации рабочего поля - тактильно-двигательно-ориентационного ознакомления с местом деятельности, что выражается в выполнении необходимо-вынужденного количества упражнений для всех учащихся учебной группы;

n1 - количество упражнений, позволяющее обучаемому конкретизировать утилитарное назначение, ранее приобретённых, знаний, придать им хаpaктер профессиональных знаний прикладного назначения (отлично успевающий обучаемый);

n2 - то же, успевающий удовлетворительно;

n3 - количество упражнений, требующихся для обеспечения максимально интенсивной подготовки обучаемого до уровня заданного разряда (в условиях профессиональных училищ, как правило, это - четвёртый разряд);

n4 - необходимое, но не гарантированно-достаточное число повторение операции для подготовки слабо успевающего обучаемого до минимально потребного уровня профессиональных умений (но не навыков!); n4 > Nmax и при необходимости дополнительно выделяется за счёт внутренних ресурсов системы;

G - область оптимизации приобретённых теоретических знаний с целью их преобразования и формирования базиса первичных умений; для отлично успевающего она описывается контуром (контур, ограниченный линиями с вершинными точками т.т. C,t2,t4);

G1 - то же, но для посредственно успевающего, (контур B,t3,t5);

R  - область формирования первичных и развивающихся умений (A,C,t2,t1);

S  - область развития и оттачивания профессионального мастерства (n3,A,t1,0);

n3,A,C,t3,0 - контур, хаpaктеризующий область, определяющую затраты на обучение отлично успевающего обучаемого;

Nmax,Z,B,t4,0 - то же, но на обучение удовлетворительно успевающего;

n2 - n1 -  социальный разрыв, образующейся вследствие различного темпа обучения на заключительных этапах обучения отличников и троечников.

В общем случае затраты различных ресурсов на обучение в выделенных областях определяется интегралом с довольно сложной функцией, т.к. вполне естественно, что плотность аргументов на этих площадях - величина переменная. Следовательно, даже при полном равенстве площадей выделенных контуров и подобии их конфигураций, хаpaктеризуемые ими затраты (различной природы) не равны друг другу. На пpaктике исследование приведённого графика представляет достаточно сложную задачу.

выявить следующие особенности и хаpaктеристики:

1. Необходимо отметить, что на пpaктике фиксируется фактическое соответствие максимального времени пpaктического обучения (отведённого согласно учебного плана) в профессиональном учебном заведении и достигаемого уровня наименьшей допускаемой образовательным стандартом обученности. Т.е. де-факто стандарт позволяет обучать посредственно успевающего ученика только до уровня формирования минимальных умений, но не более.

2. Дальнейшее проведение первичного анализа позволяет выделить поэтапно превалирующие типы мышления, предопределящие, в свою очередь, хаpaктерные особенности преимущественно формирующихся дискрет, образующих остов общего конструкта "знания-умения-навыки". Согласно пpaктическим наблюдениям на соответствующих этапах преобладают следующие постулаты-функции трaнcформирования:

I   - визуальное мышление,

II  - слуховое мышление,

III - тактильное мышление.

3. Экспериментальные исследования показывают, что соотношение периодов I,II и III (рис.2) достаточно устойчиво укладывается в диапазон:

    II            III

 ──── = ──── = (1.32...1.68);

    I              II

4. Общие трудозатраты на подготовку специалиста могут опосредовано выражаться как площадь фигуры F1 ð n4 - B - t5 - 0   - для троечников и F2 ð n3 - A - C - t4 - 0   - для отличников.

5. Весьма хаpaктерно, что пpaктически параллельные, линии t4-С и t5-В в дальнейшем переходят в "расходящиеся" линии СА и n4-В. Т.е. обучение отличников уже изначально происходит на более высоком уровне сложности, а затем, в период приобретения навыков, сложность воспринимаемых ими учебных сообщений ещё более возрастает (линия A-n3 значительно более круто расположена к оси ординат, чем линия B-n4).

6. C-t2 и B-t3 - ординаты соответствующие некоторым параметрам стабилизации психофизиологического состояния обучаемых различной степени первоначальной подготовленности - это относится к группам "хорошистов-отличников" и "троечников". В областях, определяемых этими параметрами-координатами, реализуются процедуры (обучения):

- идеальная - имитационное моделирование, аргументами которого являются выделенные в программах обучения ["штатные"] контрольные мероприятия, определяющие (контролирующие) достижение заданных параметров в структуре будущей деятельности специалиста; здесь происходит соединение учебных заданий с жизненно важными установками обучающейся личности; определяются границы достижимого для каждого в отдельности ученика;

- планируемая - создаваемая согласно требованиям образовательного стандарта, но с учетом способностей обучающихся, а потому корректируемая на уровне учебного заведения, индивидуального маршрута обучения, либо на конкретном занятии;

- реальная - базирующаяся на объективных исходных условиях, на фиксации достижений и ошибок обучающихся, их оценивании и коррекции и т.д.

7. В специально сконструированной информационной среде (области G и G1 рис.1) процесс обучения строго планируется и затем столь же строго контролируется, с целью недопущения излишних отклонений от алгоритмов; здесь также учитываются (и обpaбатываются преподавателем) результаты выполнения процедур и приёмов обучения: требования со стороны обучающих (в учебных заведениях профессионального обучения это - мастера производственного обучения) предъявляются на уровне соответствующей производительности труда и качества выполняемых операций, при полном соблюдении требований техники безопасности, в том числе, социальной безопасности учебной деятельности (в общеобразовательных учреждениях в этой ситуации отслеживается строгое соответствие процесса преодоления проблемы заданному алгоритму).

8. Тонкое педагогическое балансирование обучения в этот период обусловливается трудностями соблюдения достаточно противоречивого положения-требования: развивающийся навык гасит "ценностные" знаниевые отношения.

Отдельного анализа требует участок t4-t5 (рис.1). Обратное потенцирование среднего балла обучаемых, прослушавших курс теоретический курс и приступающих к пpaктическому обучению, позволяет в некоторой степени обозначить и раскрыть причины разнохаpaктерного протекания дальнейшего обучения. Плотность оценок (рис.2), соответствующих окончанию теоретического курса обучения и рубежно принадлежащих (строго в выделенном интервале, не выходя за его границы) начальному этапу пpaктического обучения, хаpaктеризует состояние и уровень обученности, присутствующий в реальных условиях обучения учащихся профессиональных училищ: число обучаемых, чьи оценки располагаются справа от моды приведённого распределения, [интервал 3.6-3.0] превышает 65-70%.

Преподаватель особое внимание уделяет темпу обучения на этапе I. Именно здесь, как известно, закладываются основные начальные потенции дальнейшего успешного обучения. Выделение областей совместного обучения, выполняемого по единому плану и технологии в составе учебной группы, для учащихся, обладающих различными исходными уровнями теоретических знаний, позволяет произвести следующие наблюдения и выводы (их графическое представление показано на рис.1):

1) констатация профнепригодности отражается как невыраженность точки перелома при формировании умений - Z2 = Nmax; время выполнения учебной операции Tоперации ≥ t2;

2) профессиональная ущербность - регистрируется как замедленность темпа формирования умений на 20% и более: в этом случае отмечаются следующие значения параметров:

Z1 = Nmax;  Tоперации = (0.5-0.6) • t2

3) нормальное прохождение обучения: все параметры системы устойчиво находятся ниже и левее ломанной линии n4 - B -t5 на 20-30%; ситуация хаpaктеризуется соотношениями: Zo = Nmax;  Tоперации = от t2 до tmin, tmin - время операции, достигаемое отлично успевающими учащимися.

Работа представлена на  заочную электронную конференцию «Современная социология и образование», заочная электронная конференция, 15-20 сентября 2006 г. Поступила в редакцию 15.09.2006 г.



ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ В СИСТЕМЕ ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ Статья в формате PDF 119 KB...

24 04 2024 0:45:54

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ

СЛЕПАЯ КИШКА У МОРСКОЙ СВИНКИ Статья в формате PDF 246 KB...

21 04 2024 2:23:25

БОНДАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

БОНДАРЕВ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 117 KB...

12 04 2024 22:45:27

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ

ОСОБЕННОСТИ ЗАРАСТАНИЯ ОТВАЛОВ НА РАЗНЫХ СТАДИЯХ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ СУКЦЕССИИ В КУЗБАССЕ По материалам геоботанических исследований растительного покрова на отвалах горных пород Кузнецкого угольного бассейна проведен таксономический анализ флористических списков трех стадий восстановительной сукцессии. Определены зональные особенности сукцессионных процессов. Установлены наиболее активные виды с высокими показателями встречаемости. ...

11 04 2024 16:57:21

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие)

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА (учебное пособие) Статья в формате PDF 107 KB...

09 04 2024 12:33:34

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными пpaктиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

08 04 2024 19:21:15

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК

МЯСНАЯ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫЧКОВ ПРИ ВВЕДЕНИИ В РАЦИОН ХИТОЗАНСОДЕРЖАЩИХ ДОБАВОК Применение хитинсодержащих препаратов оказывает положительное влияние на мясную продуктивность бычков, а превосходство по хаpaктеристикам химического состава и энергетической ценности мякоти имеют бычки, получавшие сукцинат хитозана. ...

28 03 2024 17:20:46

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ

ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С 6-ТИ ЛЕТ ПО ИННОВАЦИОННЫМ ПРОГРАММАМ Выявлено, что в условиях новых образовательных моделей обучения наряду с усилением централизованного управления происходит активация симпато-адреналовой системы. Полученные данные позволяют расширить концепцию онтогенетического развития детей и подростков; расширяют существующую возрастную периодизацию. Полученные результаты при проведении лонгитюдинальных исследований выявили пoлoвые особенности в регуляции сердечной деятельности. отражающие функциональное состояние организма. Результаты проведенного исследования подтверждают общепринятую в возрастной физиологии концепцию о том, что корреляционные связи в пoлoвых группах очень динамичны, что доказывает широкий диапазон функциональных возможностей. ...

24 03 2024 19:42:21

НОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ

НОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ КОМПЬЮТЕРОВ Статья в формате PDF 278 KB...

21 03 2024 11:44:11

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВОЗМОЖНЫХ МЕХАНИЗМАХ СРЫВА ИММУНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ МАТЕРИ ПО ОТНОШЕНИЮ К АНТИГЕНАМ ПЛОДА КАК ВЕДУЩЕГО ФАКТОРА ИММУНОАЛЛЕРГИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГЕСТОЗА СООБЩЕНИЕ I. РОЛЬ НАРУШЕНИЙ ИНВАЗИИ ТРОФОБЛАСТА В СТЕНКУ МАТКИ И НЕ Анализ данных литературы свидетельствует о том, что инициирующими патогенетическими факторами развития гестоза являются недостаточность инвазии трофобласта в стенку матки и неполноценность плацентации, то есть ограничение ее поверхностной плацентарной площадкой. Последнее обусловлено генетически детерминированными факторами, в частности, аномалиями структуры интегринов, приводящими к нарушению инвазии трофобласта в децидуальную оболочку матки, в том числе в маточно-плацентарные артерии. При этом в сосудах плаценты и субплацентарной зоны сохраняются мышечные элементы, реагирующие развитием спазма и ишемии на действие вазопрессорных нервных и гумopaльных влияний. ...

18 03 2024 1:54:49

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ МЕЛОКСИКАМА ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ

ИССЛЕДОВАНИЕ РЕОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ МЕЛОКСИКАМА ДЛЯ НАРУЖНОГО ПРИМЕНЕНИЯ При выборе рациональной технологии изготовления и оптимизации составов мазей и гелей с нестероидным противовоспалительным средством – мелоксикамом (МК) важно изучение реологических свойств данных лекарственных форм (ЛФ). Статья посвящена изучению реологических свойств мазей и гелей МК. Исследования, проведенные авторами, позволили определить факторы, влияющие на реологические свойства изучаемых ЛФ МК и охаpaктеризовать исследуемые образцы мазей и гелей МК, как структурированные дисперсные системы. ...

16 03 2024 7:42:27

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::