РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПОЛЯРНЫЕ И МОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» В 2002-2007 ГГ. > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПОЛЯРНЫЕ И МОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» В 2002-2007 ГГ.

РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПОЛЯРНЫЕ И МОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» В 2002-2007 ГГ.

Дмитриев В.В. Статья в формате PDF 117 KB

Главной задачей, охватившего европейские страны процесса реформирования высшего образования, является создание в Европе самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, значительное количество и лучшее качество рабочих мест, большую социальную сплоченность. Его цель - создание к 2010 г. европейского образовательного прострaнcтва с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы в образовательном мире.

Американская система высшего образования до подписания Болонской декларации занимала господствующие позиции на мировой арене и смогла стать безальтернативной для многих стран. Всемирный статистический обзор по высшему образованию 1980-1995 гг. (рабочий документ ЮНЕСКО) констатирует, что в 1995 г. более 1,6 млн иностранных студентов получали высшее образование в 50 принимающих странах. На долю США приходилось 28,3%. Болонский процесс потряс приоритет интернационализации образования «по-американски».

Развитие Болонского процесса в Европе привело к тому, что, по данным последних месяцев 2004 г., приток иностранных учащихся в высшую школу США сократился на 28%. В Великобритании он увеличился на 15%, в Германии - на 10%. На обучении иностранных студентов система образования США заpaбатывает, по последним оценкам, около 13 млрд долл в год.

Интернационализация высшего образования также связана с введением в российских университетах международных образовательных программ. Это помогает осознать, что рынок российского образования востребован в Европе и мире, востребованность наших образовательных услуг является глобальной и можно взаимовыгодно сотрудничать с зарубежными университетами-партнерами. Американское образование, почувствовав конкуренцию со стороны Европы, ускорило налаживание контактов с российскими вузами и опережающими темпами стремится освоить рынок образовательных услуг России.

На факультете географии и геоэкологии СПбГУ (12 кафедр) в настоящее время реализуется географическое, экологическое и гидрометеорологическое образование дневной, вечерней и заочной форм обучения. На госбюджетном отделении обучаются свыше 1100 чел. На договорной (платной) форме обучения учатся свыше 200 чел.

Бакалавриат, специалитет и магистратура на факультете увязаны между собой сквозными учебными планами. Это позволяет с 1993 г. совмещать отечественную и европейскую (двухуровневую) системы образования и обеспечить преемственность в подготовке бакалавров, специалистов и магистров в существующих сегодня в российской системе образования условиях.

Среди широкого круга проблем географии, гидрометеорологии, экологии и природопользования особое место занимают вопросы функционирования полярных геосистем, которые предполагают: исследования рельефа, геологического строения и развития полярных океанических бассейнов и их континентального обрамления; исследование осадков и неживых ресурсов океана и суши. Морские исследования базируются на знаниях океанографии открытых морей и прибрежных вод, вод суши, покровных льдов и климата полярных регионов. Важное место в исследованиях полярных областей отводится проблемам природопользования, вопросам функционирования полярных геосистем и экосистем. Последние неразрывно связаны с управлением береговыми зонами, изучением ландшафтных систем полярных стран и ландшафтов полярных территорий в условиях их естественного функционирования и антропогенной трaнcформации.

Международная магистерская программа «Полярные и морские исследования» (ПОМОР, POMOR) реализуется в СПбГУ с 2002 г. и расcчитана на бакалавров по направлениям: «Гидрометеорология», «География», «География и картография» («Картография и геоинформатика»), «Экология и природопользование» и др., а также на специалистов по специальностям: «География», «Метеорология», «Гидрология», «Океанология», «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», «Картография», «Прикладная информатика в географии» («Геоинформатика») и др. Программа объединяет опыт реализации образовательных и научных программ в СПбГУ, семи университетов и исследовательских центров Германии. Неоценимую помощь в реализации программы оказывает Минобразование Германии, DAAD, Институт полярных и морских исследований им. А.Вегенера, научно-исследовательский центр «GEOMAR» Кильского университета, Бременский ун-т, ААНИИ и, в частности лаборатория О.Шмидта, организованная в рамках российско-германского научного сотрудничества. В Бременском университете (Германия) эта программа лицензирована под названием «Applied Polar and Marine Geosciences». После завершения обучения магистрам выдается 2 диплома - российский и немецкий. По немецкому диплому присваивается академическая степень: «Master of Science» in Applied Polar and Marine Geosciences.

Программа существует при финансовой поддержке Минобразования и науки Германии, DAAD, СПбГУ, университетов и исследовательских центров Германии, участвующих в проекте, и внебюджетных средств факультета географии и геоэкологии СПбГУ. Для реализации программы на немецкие средства оборудован центр сопровождения магистерской программы с двумя постоянно работающими сотрудниками (секретарь программы и администратор компьютерной сети). Первый выпуск магистров состоялся в 2004 г. (20 чел., из них 18 чел. получили российский и немецкий дипломы). В 2006 г. программу закончили 13 чел. (из них 11 чел. получили российский и немецкий дипломы).

При разработке магистерской программы «Полярные и морские исследования» в 2001-2002 гг. была осуществлена успешная попытка совмещения двух различных структур учебных планов - применение модульной системы и сохранение структуры учебного плана ГОС ВПО-2 по направлению «Гидрометеорология». Модульная система позволяла в рамках одного тематического модуля интенсивно заниматься одной тематикой, не растягивая курсы на семестр и более. Всего программа содержит шесть модулей: геолого-геоморфологический, океанологический, экологический, ресурсный, менеджмент береговых зон, полярные геосистемы.

Учебный план состоит из 6 модулей по 168 часов каждый (по 84 часа читают российские и немецкие профессора и доценты на англ.яз.). Предусмотрены: полевая (после 1-го года обучения - о.Шпицберген; море Лаптевых, моря СЛО и др.) и преддипломная (в Германии с научными соруководителями с немецкой стороны) пpaктики. Студенты получают международные гранты (дополнительная стипендия). Учебный процесс реализуется в 3 семестра (4-й семестр отводится на подготовку магистерской диссертации). Обучение ведется на двух языках - английском и русском, с 2007 - на английском. В 2002-2006 г. было введено обязательное обучение второго иностранного языка - немецкого. Дипломные работы предлагаются на выбор по тематике модулей по договоренности между немецкой и российской сторонами.

Каждый семестр включает 2 тематических модуля. Каждый модуль оценивается в 15 кредитных баллов по Европейской системе трaнcфера кредитов (ECTS-Pkte). Кредитные баллы за отдельные дисциплины устанавливаются в рамках ежегодного планирования занятий. Итого, за учебный процесс начисляется 6*15=90 кредитов. Кроме этого, имеется т.н. «0» модуль - 4 дисциплины Федерального компонента (8 л.час/нед) -15 кредитных баллов (не вошли в поддерживающий документ, выдаваемый в приложение к немецкому диплому), но вошли в российский диплом.

В 2006 г. в немецком дипломе за устный госэкзамен присваивалось 6 кредитов, также 6 кредитов присваивалось за защиту диссертации. За подготовку и написание диссертации присваивалось 18 кредитов (отражено в поддерживающем документе - вкладыше). Итого за 2 года - 120 кредитов. Магистрант защищает диссертацию на русском языке в СПбГУ, получает оценку и российский диплом, затем переводит работу на английский язык и отсылает на рецензирование в Бременский университет. При положительной рецензии немецкого оппонента в должности не ниже профессора магистранту выдается немецкий диплом. В немецком дипломе успеваемость входит в подтверждающий документ явным образом (6 категорий оценивания). Кроме этого высчитывается средний балл успеваемости за весь период обучения (итоговая оценка). В 2006 г. выпускникам программы российской стороной кроме российского диплома был выдан диплом международного образца на английском языке. Очередной набор на программу по направлению «Экология и природопользование» состоится в 2007 г.

В докладе обсуждается и демонстрируется опыт реализации программы за период с 2002 по 2007 гг. и дальнейшие перспективы.



МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБВАЛКА ПТИЦЫ

МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБВАЛКА ПТИЦЫ Статья в формате PDF 257 KB...

27 05 2023 18:27:58

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА АТЕРОСКЛЕРОЗА Статья в формате PDF 114 KB...

23 05 2023 19:53:44

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ЕГО РАЗВИТИЕМ На основе системного анализа функционирования экономической деятельности промышленного предприятия введена его теоретическая кривая прогнозирования бизнеса и разработан алгоритм выхода на данную кривую в процессе стратегического управления развитием предприятия. ...

21 05 2023 8:27:10

Секреты успешного проведения собеседования

Секреты успешного проведения собеседования Статья в формате PDF 265 KB...

20 05 2023 0:50:21

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ОАО «ДРОБМАШ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ НА ОАО «ДРОБМАШ» Статья в формате PDF 99 KB...

19 05 2023 16:41:40

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ

ИЗУЧЕНИЕ МЕХАНИЗМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ В НЕРВНО-МЫШЕЧНОМ СИНАПСЕ Понимание физико-химической природы генерации нервного сигнала, путей передачи информации с одной нервной клетки на другую или на мышечную клетку позволит вплотную подойти к объяснению механизма деятельности нервной системы. Нервные клетки передают информацию с помощью сигналов, представляющие собой электрические токи, генерируемой поверхностной мембраной нейрона. Эти токи возникают благодаря движению зарядов, принадлежащих ионам натрия, калия, кальция и хлора. ...

15 05 2023 18:16:47

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС В СТРОИТЕЛЬСТВЕ Статья в формате PDF 343 KB...

14 05 2023 9:29:21

Компьютерные технологии в медицине

Компьютерные технологии в медицине Статья в формате PDF 111 KB...

05 05 2023 19:48:24

МТС-ГЛОБАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР

МТС-ГЛОБАЛЬНЫЙ МОБИЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР Статья в формате PDF 256 KB...

01 05 2023 11:27:11

МИГРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ЧЕРЕЗ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ

МИГРАЦИЯ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ ЧЕРЕЗ ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ Статья в формате PDF 110 KB...

22 04 2023 9:27:42

ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ В ЛЕГКИХ, ПЕЧЕНИ И ПОЧКАХ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЫЛИ

ПЕРЕКИСНОЕ ОКИСЛЕНИЕ В ЛЕГКИХ, ПЕЧЕНИ И ПОЧКАХ КРЫС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ПОЛИМЕТАЛЛИЧЕСКОЙ ПЫЛИ Целью настоящего исследования явилось изучение показателей перекиcного окисления липидов в гомогенатах печени, почек и легких крыс в динамике ингаляционного воздействия полиметаллической пылью, содержащей естественные радионуклиды. Полученные нами данные показали, что при пролонгированном ингаляционном поступлении полиметаллической пыли, содержащей природные радионуклиды, в легких, печени и почках крыс происходит активация процессов ПОЛ. Обращает на себя внимание разные сроки начала аккумуляции катаболитов ПОЛ: в легких – на 7 сутки, в печени и почках – на 30 сутки. Выявление хаpaктера нарушений окислительного метаболизма доказывают необходимость ранней коррекции нарушения окислительного метаболизма при пролонгированной экспозиции полиметаллической пыли, содержащей природные радионуклиды. ...

19 04 2023 2:32:19

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий)

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ГЕМОЛИТИЧЕСКИХ АНЕМИЙ (Мембранопатий) Проведен анализ опубликованных данных по вопросу генетических факторов развития гемолитических анемий (мембранопатий, энзимопатий). Список возможных мутаций при определенной форме анемии обобщен в виде таблиц. Дано понятие о сущности, строении и функции основной клетки красной крови – эритроците. Приведена классификация различных групп анемий, причины их возникновения, возможные симптомы проявления заболевания, прогноз для жизни. Затронуты аспекты донорства при ферментодефицитных состояниях доноров и реципиентов. ...

18 04 2023 6:46:40

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

СЕРЕБРЯНОЕ ОРУДЕНЕНИЕ ГОРНОГО АЛТАЯ

Приведены сведения о распространённости серебряного оруденения эпитермального типа серебро-сурьмяной и ртутно-серебряной формаций юго-востока Горного Алтая. Основную рудоконтролирующую роль в локализации оруденения осуществляли структурные факторы (разломы разных порядков). Рудные тела представлены жилами, жильными зонами и штокверками. Текстуры руд: вкрапленные, прожилково-вкрапленные, массивные, пятнистые, коррозионные, катакластические, друзовые, каркасные. Руды представлены серебро-сульфосольными ассоциациями минералов при ведущей роли аргентита, тетраэдрита, теннантита, бурнонита, зелигманита, гудмундита, джемсонита. Концентрации серебра в рудах варьируют от нескольких десятков до нескольких тысяч граммов на тонну. Прогнозные ресурсы серебра для Юстыдского рудного узла составили категорий Р1 – 5822 т, Р2 – 25347 т.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ И ИНДУКЦИОННОЙ МАГНИТОЭНЦЕФАЛОГРАФИИ У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИШЕМИЧЕСКОЙ НЕЙРООПТИКОПАТИЕЙ И ГЛАУКОМОЙ

Проведен сравнительный спектральный анализ биоэлектрической активности головного мозга по данным электроэнцефалографии (ЭЭГ) и индукционной магнитоэнцефалографии (МЭГИ) пациентов с хронической формой ишемической нейрооптикопатии и глаукомой. Выявлен ряд особенностей, хаpaктеризующих наличие данных видов патологий у исследуемых, проявляющихся десинхронизацией работы полушарий, а так же повышением амплитуды спектральной оценки определенных частотных диапазонов МЭГИ и ЭЭГ. У пациентов с ишемической нейрооптикопатией выявлены признаки усиления тонуса адренорецепторов артериальных сосудов, а так же увеличение амплитуды медленных электрических потенциалов. Наличие глаукомы хаpaктеризовалось усилением тонус адренорецепторов гладкой мускулатуры, а так же ослаблением парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы. Сравнительный анализ не показал статистически значимых отличий показателей МЭГИ и ЭЭГ.