РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ГЕОГРАФО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКОЙ МАГИСТЕРСКОЙ ПРОГРАММЫ «ПОЛЯРНЫЕ И МОРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ» В 2002-2007 ГГ.
Главной задачей, охватившего европейские страны процесса реформирования высшего образования, является создание в Европе самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, значительное количество и лучшее качество рабочих мест, большую социальную сплоченность. Его цель - создание к 2010 г. европейского образовательного прострaнcтва с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность граждан и нарастить конкурентоспособность европейской высшей школы в образовательном мире.
Американская система высшего образования до подписания Болонской декларации занимала господствующие позиции на мировой арене и смогла стать безальтернативной для многих стран. Всемирный статистический обзор по высшему образованию 1980-1995 гг. (рабочий документ ЮНЕСКО) констатирует, что в 1995 г. более 1,6 млн иностранных студентов получали высшее образование в 50 принимающих странах. На долю США приходилось 28,3%. Болонский процесс потряс приоритет интернационализации образования «по-американски».
Развитие Болонского процесса в Европе привело к тому, что, по данным последних месяцев 2004 г., приток иностранных учащихся в высшую школу США сократился на 28%. В Великобритании он увеличился на 15%, в Германии - на 10%. На обучении иностранных студентов система образования США заpaбатывает, по последним оценкам, около 13 млрд долл в год.
Интернационализация высшего образования также связана с введением в российских университетах международных образовательных программ. Это помогает осознать, что рынок российского образования востребован в Европе и мире, востребованность наших образовательных услуг является глобальной и можно взаимовыгодно сотрудничать с зарубежными университетами-партнерами. Американское образование, почувствовав конкуренцию со стороны Европы, ускорило налаживание контактов с российскими вузами и опережающими темпами стремится освоить рынок образовательных услуг России.
На факультете географии и геоэкологии СПбГУ (12 кафедр) в настоящее время реализуется географическое, экологическое и гидрометеорологическое образование дневной, вечерней и заочной форм обучения. На госбюджетном отделении обучаются свыше 1100 чел. На договорной (платной) форме обучения учатся свыше 200 чел.
Бакалавриат, специалитет и магистратура на факультете увязаны между собой сквозными учебными планами. Это позволяет с 1993 г. совмещать отечественную и европейскую (двухуровневую) системы образования и обеспечить преемственность в подготовке бакалавров, специалистов и магистров в существующих сегодня в российской системе образования условиях.
Среди широкого круга проблем географии, гидрометеорологии, экологии и природопользования особое место занимают вопросы функционирования полярных геосистем, которые предполагают: исследования рельефа, геологического строения и развития полярных океанических бассейнов и их континентального обрамления; исследование осадков и неживых ресурсов океана и суши. Морские исследования базируются на знаниях океанографии открытых морей и прибрежных вод, вод суши, покровных льдов и климата полярных регионов. Важное место в исследованиях полярных областей отводится проблемам природопользования, вопросам функционирования полярных геосистем и экосистем. Последние неразрывно связаны с управлением береговыми зонами, изучением ландшафтных систем полярных стран и ландшафтов полярных территорий в условиях их естественного функционирования и антропогенной трaнcформации.
Международная магистерская программа «Полярные и морские исследования» (ПОМОР, POMOR) реализуется в СПбГУ с 2002 г. и расcчитана на бакалавров по направлениям: «Гидрометеорология», «География», «География и картография» («Картография и геоинформатика»), «Экология и природопользование» и др., а также на специалистов по специальностям: «География», «Метеорология», «Гидрология», «Океанология», «Экология», «Природопользование», «Геоэкология», «Картография», «Прикладная информатика в географии» («Геоинформатика») и др. Программа объединяет опыт реализации образовательных и научных программ в СПбГУ, семи университетов и исследовательских центров Германии. Неоценимую помощь в реализации программы оказывает Минобразование Германии, DAAD, Институт полярных и морских исследований им. А.Вегенера, научно-исследовательский центр «GEOMAR» Кильского университета, Бременский ун-т, ААНИИ и, в частности лаборатория О.Шмидта, организованная в рамках российско-германского научного сотрудничества. В Бременском университете (Германия) эта программа лицензирована под названием «Applied Polar and Marine Geosciences». После завершения обучения магистрам выдается 2 диплома - российский и немецкий. По немецкому диплому присваивается академическая степень: «Master of Science» in Applied Polar and Marine Geosciences.
Программа существует при финансовой поддержке Минобразования и науки Германии, DAAD, СПбГУ, университетов и исследовательских центров Германии, участвующих в проекте, и внебюджетных средств факультета географии и геоэкологии СПбГУ. Для реализации программы на немецкие средства оборудован центр сопровождения магистерской программы с двумя постоянно работающими сотрудниками (секретарь программы и администратор компьютерной сети). Первый выпуск магистров состоялся в 2004 г. (20 чел., из них 18 чел. получили российский и немецкий дипломы). В 2006 г. программу закончили 13 чел. (из них 11 чел. получили российский и немецкий дипломы).
При разработке магистерской программы «Полярные и морские исследования» в 2001-2002 гг. была осуществлена успешная попытка совмещения двух различных структур учебных планов - применение модульной системы и сохранение структуры учебного плана ГОС ВПО-2 по направлению «Гидрометеорология». Модульная система позволяла в рамках одного тематического модуля интенсивно заниматься одной тематикой, не растягивая курсы на семестр и более. Всего программа содержит шесть модулей: геолого-геоморфологический, океанологический, экологический, ресурсный, менеджмент береговых зон, полярные геосистемы.
Учебный план состоит из 6 модулей по 168 часов каждый (по 84 часа читают российские и немецкие профессора и доценты на англ.яз.). Предусмотрены: полевая (после 1-го года обучения - о.Шпицберген; море Лаптевых, моря СЛО и др.) и преддипломная (в Германии с научными соруководителями с немецкой стороны) пpaктики. Студенты получают международные гранты (дополнительная стипендия). Учебный процесс реализуется в 3 семестра (4-й семестр отводится на подготовку магистерской диссертации). Обучение ведется на двух языках - английском и русском, с 2007 - на английском. В 2002-2006 г. было введено обязательное обучение второго иностранного языка - немецкого. Дипломные работы предлагаются на выбор по тематике модулей по договоренности между немецкой и российской сторонами.
Каждый семестр включает 2 тематических модуля. Каждый модуль оценивается в 15 кредитных баллов по Европейской системе трaнcфера кредитов (ECTS-Pkte). Кредитные баллы за отдельные дисциплины устанавливаются в рамках ежегодного планирования занятий. Итого, за учебный процесс начисляется 6*15=90 кредитов. Кроме этого, имеется т.н. «0» модуль - 4 дисциплины Федерального компонента (8 л.час/нед) -15 кредитных баллов (не вошли в поддерживающий документ, выдаваемый в приложение к немецкому диплому), но вошли в российский диплом.
В 2006 г. в немецком дипломе за устный госэкзамен присваивалось 6 кредитов, также 6 кредитов присваивалось за защиту диссертации. За подготовку и написание диссертации присваивалось 18 кредитов (отражено в поддерживающем документе - вкладыше). Итого за 2 года - 120 кредитов. Магистрант защищает диссертацию на русском языке в СПбГУ, получает оценку и российский диплом, затем переводит работу на английский язык и отсылает на рецензирование в Бременский университет. При положительной рецензии немецкого оппонента в должности не ниже профессора магистранту выдается немецкий диплом. В немецком дипломе успеваемость входит в подтверждающий документ явным образом (6 категорий оценивания). Кроме этого высчитывается средний балл успеваемости за весь период обучения (итоговая оценка). В 2006 г. выпускникам программы российской стороной кроме российского диплома был выдан диплом международного образца на английском языке. Очередной набор на программу по направлению «Экология и природопользование» состоится в 2007 г.
В докладе обсуждается и демонстрируется опыт реализации программы за период с 2002 по 2007 гг. и дальнейшие перспективы.
С целью проверки космологических и геологических теорий всё больший интерес вызывают измерения аномалий: увеличение радиусов орбит планет, увеличение радиусов планет, замедление вращения планет. Технические возможности таких измерений имеются. Эмпирическая Теория Вселенной позволяет легко вычислять указанные аномалии. В статье показан метод расчёта аномалий и некоторые результаты для планет Солнечной системы. Сравнение расчёта с уже имеющимися измерениями (удаление Луны от Земли, удаление Земли от Солнца, замедление вращения Земли) показывает хорошее согласие расчёта и измерения.
...
24 03 2025 1:20:34
Статья в формате PDF
147 KB...
23 03 2025 6:14:42
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег».
...
22 03 2025 21:38:26
Статья в формате PDF
100 KB...
21 03 2025 15:29:12
Статья в формате PDF
112 KB...
20 03 2025 10:45:10
Статья в формате PDF
102 KB...
19 03 2025 1:57:46
Статья в формате PDF
106 KB...
18 03 2025 6:38:32
Статья в формате PDF
126 KB...
16 03 2025 0:20:41
Статья в формате PDF
115 KB...
14 03 2025 14:13:16
Статья в формате PDF
115 KB...
13 03 2025 9:49:34
Статья в формате PDF
146 KB...
11 03 2025 23:56:54
Статья в формате PDF
300 KB...
10 03 2025 3:30:36
Статья в формате PDF
157 KB...
09 03 2025 17:24:15
Статья в формате PDF
129 KB...
08 03 2025 22:44:59
Статья в формате PDF
113 KB...
07 03 2025 3:41:33
Статья в формате PDF
104 KB...
06 03 2025 23:57:51
Статья в формате PDF 136 KB...
04 03 2025 16:40:55
03 03 2025 4:31:22
Статья в формате PDF
140 KB...
02 03 2025 20:17:29
Статья в формате PDF
148 KB...
28 02 2025 6:10:35
Статья в формате PDF
112 KB...
26 02 2025 19:39:15
Статья в формате PDF
134 KB...
25 02 2025 14:59:49
24 02 2025 7:42:58
23 02 2025 18:40:27
Статья в формате PDF
115 KB...
22 02 2025 21:36:41
Статья в формате PDF
168 KB...
21 02 2025 4:23:34
В миниобзоре приведены современные тренды изучения роли окислительного стресса в патогенезе хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ). Показано, что развитие окислительного стресса происходит синхронно с дисбалансом в системе протеазы/антипротеазы и взаимосвязано с нарушением обмена железа. Приведены данные, демонстрирующие нарушение регуляции антиоксидантной защиты при ХОБЛ. Показана взаимосвязь между развитием окислительного стресса и воспалением. Обсуждается гипотеза о взаимосвязи окислительного стресса, хронического воспаления и старения в механизме патогенеза ХОБЛ.
...
19 02 2025 2:17:25
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::