ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА И ШКОЛА

Подростковый возраст - это период, который оказывает огромное влияние на всю последующую жизнь человека. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к независимости, но при этом чрезвычайно зависимы от мнения окружающих.
Педагоги часто сталкиваются с такой проблемой, как демонстративность в поведении детей: когда ребенок во что бы то ни стало, хочет обратить на себя внимание и использует для этого любые средства: ложь, Дypaшливость, грубость; стучит ногами и т.д. Такие дети, как правило, эгоистичны, некритичны по отношению к себе; их переживания поверхностны. Подобное поведение - не защита, а способ завоевания прострaнcтва, самоутверждения, связанный с желанием подчинить себе окружающих.
Проявление демонстративного поведения является сегодня одной из актуальных социальных проблем нашего общества, так как за последние несколько лет достаточно развито потрeбление алкоголя, наркотиков детьми подросткового возраста, театрализованное и суицидальное поведение подростков, их присоединение к различным группировкам, субкультурам, демонстрируя свое асоциальное поведение, но при этом, считая, что самоутверждаются, заpaбатывают авторитет.
Демонстративное поведение возникает при столкновении с каким-либо запретом, барьером, и ребенок как бы пробует на прочность этот барьер. Такой ребенок вносит сильное напряжение в атмосферу группы, и педагог ищет различные способы предотвращения конфликтов. Отличается ли демонстративное поведение от того, какую школу посещает ребенок?
Нами было проведен констатирующий эксперимент на базе воскресной школы прихода преподобного Серафима Саровского и общеобразовательной школы № 135 г. Казани. В эксперименте приняли участие 40 человек: учащиеся воскресной школы в количестве 20 человек и учащиеся общеобразовательной школы - 20 человек в возрасте от 13-15 лет.
Гипотезой исследования основывается на предположении о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.
Подросткам было предложено заполнить Опросник Шмишека и тест на демонстративность, где требовалось отметить «да» и «нет». Были получены следующие результаты:
У подростков воскресной школы высокий показатель демонстративности присутствует у 10 %, и средний, нормальный показатель демонстративнос-
ти - у 80 %. У подростков обычной школы доминирует высокий уровень демонстративности - 90 %, и только 10 % учащихся обладают средним уровнем демонстративности.
С помощью математической обработки данных, по t-критерию Стьюдента, и используя формулу независимых выборок, мы получили, что эмпирические данные вошли в зону значимости и, таким образом, гипотеза о том, что у подростков, посещающих воскресную школу, уровень демонстративности отличается от уровня демонстративности остальных подростков.
Данные отличия могут быть по самым разным причинам. Во-первых, воспитание в семье. Подростки, воспитанные в православной семье, получают в большой степени духовное, нравственное воспитание, основанное на любви, кротости, взаимопонимании, скромности, уступчивости. Ребенок, воспитанной в среде, где царит любовь, именно искренняя любовь, где его воспринимают таким, какой он есть, не будет акцентировать свое внимание на свои собственные успехи и на самого себя, потому что в семье он занимает не маловажное значение. Однако, современные родители, не живущие религиозной жизнью, больший упор делают на воспитании конкурентоспособности, целеустремленности, раскрепощенности, активности, стремительности, порою и наглости, т.е. быть в первых рядах, повышая давление на ребенка. В случае неудачи ребенка, родитель начинает браниться, упрекать ребенка в его неуспехе. Во-вторых, финансовое положение в семье. По нашим наблюдениям можно сделать вывод, что воскресную школу в основном посещают ребята со средним и ниже среднего уровнем финансового положения. У них нет возможности чем-либо хвастаться перед сверстниками, не редко чувствуют себя робко, в особенности среди сверстников обычной школы, и это отражается в том, что они стараются себя не демонстрировать. В обычной школе подростки исследуемого класса относятся к уровню «А», куда относятся дети с достаточно высоким уровнем как интеллектуального развития, так и финансового положения в семье. Эти ребята стремятся показать себя самыми лучшими, самыми богатыми, умными, демонстрируя себя как только возможно (стремление идти в ногу с модой, курение, употрeбление алкоголя, использование скверных слов, эгоизм и т.д.). Это дети, которые получают от жизни пpaктически все, и проявление демонстративности является фактом того, что либо родители мало уделяли ребенку времени, занимаясь своими рабочими делами или личной жизнью, либо родители переборщили с вниманием, сдувая пылинки со своего ребенка (в результате чего дети вырастают избалованные дети, которым несомненно нужно внимание на себя).
В-третьих, исследуемый период хаpaктеризуется кризисом подросткового возраста. Подростки ставят перед собой колоссальные цели, но не знают, как их достигать. Они стремятся к высоким идеалам, но чувствуют себя далекими от совершенства. В первую очередь он начинает выpaбатывать самооценку, что оказывается очень сложно. Чтобы поставить себе «оценку», причем в самых разных проявлениях своего «Я», подросток выpaбатывает некий эталон. Для этого он должен немного сдвинуть привычную систему ценностей своих родителей, чтобы она не мешала его самоопределению. Подросток начинает с того, что он раздвигает границы и начинает исследовать новые территории более решительно, чем делал это в детстве, активно демонстрируя свою личность. Это приводит к нарушению любых правил, установленных в социальном окружении, вплоть до правонарушений.
В-четвертых, важно отметить отношения подростка со сверстниками. От того, какое положение он занимает в кругу сверстников, зависит и его тип поведения. Если ребенок занимает лидирующее место, то, соответственно, он будет в больше степени проявлять свою демонстративность. Чем ниже статус подростка в кругу сверстников, тем меньше он старается высовываться, не демонстрируя, лишний раз, свою личность.
Дальнейшее исследование будет проводиться и в других воскресных и общеобразовательных школах. Возможно, что будут получены более широкие и точные данные.
Список литературы
- Емельянова В.Е. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с.
- Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. - М.: Эксмо, 2004. - 297 с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности . - М.: Феникс, 1989. - 328 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации хаpaктера у подростков / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - СПб.: Речь, 2009. - 256 с.
Статья в формате PDF
249 KB...
16 11 2025 20:12:47
Статья в формате PDF
287 KB...
15 11 2025 23:43:37
Статья в формате PDF
165 KB...
14 11 2025 16:51:22
Статья в формате PDF
162 KB...
13 11 2025 23:35:11
Статья в формате PDF 360 KB...
12 11 2025 5:26:25
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens.
...
11 11 2025 18:47:57
Статья в формате PDF
124 KB...
10 11 2025 3:51:28
Статья в формате PDF
117 KB...
09 11 2025 2:36:21
Статья в формате PDF
260 KB...
08 11 2025 15:40:11
Статья в формате PDF
144 KB...
06 11 2025 23:50:44
Статья в формате PDF
125 KB...
04 11 2025 3:52:36
Статья в формате PDF
316 KB...
03 11 2025 10:43:18
Статья в формате PDF
110 KB...
02 11 2025 9:38:48
Статья в формате PDF
141 KB...
01 11 2025 8:25:43
Статья в формате PDF
160 KB...
28 10 2025 9:53:25
Статья в формате PDF
286 KB...
27 10 2025 20:51:59
Проведен анализ общепринятых учений и научных теорий, имевших широкую аудиторию в вузах и научно-исследовательских институтах прошлого века. Выявлена недостаточность абстpaктной потенции в мыслительной жизни homo sensus, главная альтернатива которой – эмоциональный мир, чувственность и вера. Свойство верить познающего субъекта не носит хаpaктер религиозности, однако имеет общие с ней основания. Роднит религию и научную веру стремление не понять, а принять смутные представления, сулящие сиюминутную пользу и выгоду, объединяет желание увидеть в таинственном и запредельном нечто к себе доброжелательное, освобождающее от мучительного предназначения думать и, следовательно, уводящее от необходимости работать – работать без самообмана, но эффективно и достойно homo sapiens.
...
24 10 2025 4:58:54
Статья в формате PDF
128 KB...
23 10 2025 22:34:23
Статья в формате PDF
108 KB...
22 10 2025 2:17:50
Статья в формате PDF
121 KB...
21 10 2025 13:11:17
Статья в формате PDF
111 KB...
20 10 2025 10:18:21
Статья в формате PDF
121 KB...
19 10 2025 4:40:35
Статья в формате PDF
109 KB...
18 10 2025 11:38:21
Статья в формате PDF 103 KB...
17 10 2025 18:25:17
В статье изложены результаты тестирования ориентировочно-исследовательского поведения крыс указанных линий, которые показали, что крысы линии WAG/Rij обладают более выраженной двигательной активностью и исследовательской деятельностью по сравнению с крысами линии Вистар.
...
16 10 2025 8:19:53
Статья в формате PDF
125 KB...
15 10 2025 10:16:41
Статья в формате PDF
235 KB...
14 10 2025 19:50:57
Статья в формате PDF
120 KB...
13 10 2025 10:22:50
Статья в формате PDF
112 KB...
12 10 2025 4:49:48
Статья в формате PDF
260 KB...
11 10 2025 7:15:12
Статья в формате PDF
226 KB...
10 10 2025 3:44:41
Статья в формате PDF
119 KB...
09 10 2025 3:31:54
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::