ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМАТИКИ МЕТОДОВ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Олейников Д.П. Бутенко Л.Н. Статья в формате PDF 207 KB Актуальность разработки новых методов принятия решений определяется расширением областей их использования: экономика, менеджмент, военное дело и многих других, и более жесткими требованиями к результативности этих методов.

Целью данной работы построение систематики методов принятия решений, на основе которой можно было бы определить границы применимости известных методов принятия решений, тенденции их развития, а также выявить задачи, решение которых необходимо для качественного совершенствования существующих методов и, возможно, создания новых. Отметим, что отдельной актуальной проблемой является определение средств, созданных в искусственном интеллекте, для решения выявленных задач.

Для представления общей картины, которую формируют созданные к настоящему времени методы принятия решений, нами производилось построение их классификации. Для выбора критериев классификации первоначально производился их анализ.

Нами было проанализировано 24 метода принятия решений [1, 2, 3, 4], которые описаны в следующих аспектах: функциональная структура, позволяющая выявить основные этапы работы метода, морфологическая структура, хаpaктеризующая метод как систему определенной структуры; базис метода представляющий механизм реализации, границы применимости метода, отражающие ситуации, в которых метод дает адекватные результаты, и вне которых применение его нецелесообразно; достоинства и недостатки, которые следуют из анализа границ применимости.

На основании проведенного анализа были выявлены основные стадии, которые выполняются пpaктически во всех рассмотренных методах принятия решений. Главными являются стадия формирования исходных данных о проблеме и стадия решения проблемы.

Стадия формирования исходных данных, в свою очередь, состоит из следующих этапов:

  • определение критериев принятия решения (для многокритериальных задач);
  • определение вариантов решения (для задач, в которых необходимо выбрать или упорядочить уже имеющиеся альтернативы);
  • выявление предпочтений эксперта (для задач, в которых используется субъективная модель принятия решений);
  • задание состояния среды (для задач, в которых используется объективная модель принятия решений);
  • проверка корректности описания среды и предпочтений эксперта;
  • формирование решающего правила / обобщенного критерия.

Стадия решения проблемы может состоять из следующих этапов:

  • выбор лучшей альтернативы;
  • выбор подмножества альтернатив;
  • упорядочение альтернатив.

В результате анализа групп методов принятия решений определена основная тенденция их развития - повышение роли субъективизма (например - введение разнообразных коэффициентов оптимизма в теории игр) и, соответственно, актуальна задача интеллектуализации возможно большего числа стадий. Отметим также актуальную задачу расширения границ применимости методов, которая в настоящее время не может быть решена за счет агрегации существующих методов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ларичев О.И., Мошкович Е.М. Качественные методы принятия решений. - М.: Наука, 1996. - 206 с.
  2. Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений, а также Хроника событий в Волшебных Странах: Учебник. - М.: Логос, 2000. - 296 с.
  3. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1979. - 200 с.
  4. http://www.nsu.ru/ef/tsy/ec_cs/fail_old/ma60prb.htm
  5. http://tryphonov.narod.ru/tryphonov/
  6. http://www.olap.ru/
Работа представлена на научную заочную электронную конференцию «Прикладные исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники», 20-25 января 2005 г. Поступила в редакцию 07.02.2005 г.


ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕГЕТАТИВНОГО ГОМЕОСТАЗА У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ СИБИРИ С целью изучения экологических и этнических особенностей адаптационно-компенсаторных механизмов у детей различных популяционных групп были обследованы 208 школьников 7-15 лет, проживающие в г. Красноярске и в Эвенкии. Проведена комплексная клинико-инструментальная оценка вегетативного статуса по показателям кардиоинтервалографии с клиноортостатической пробой. Показано, что в популяции жителей Эвенкии этническая принадлежность (дети эвенков) является одним из факторов, формирующих вегетативный гомеостаз. Они отличаются от детей пришлого населения Эвенкии по напряжению вегетативных механизмов регуляции. Полученные результаты необходимы для разработки региональных критериев здоровья, проведения коррекционных и профилактических мероприятий на донозологическом этапе. ...

10 04 2024 2:38:22

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО

В.И. ВЕРНАДСКИЙ И ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ БУДУЩЕГО Статья в формате PDF 129 KB...

06 04 2024 7:42:23

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Целью данной работы был анализ психофизиологических показателей студентов очной формы обучения, разработка мер по оптимизации учебного процесса и по предотвращению развития хронического стресса. Испытуемыми были 62 студента Института декоративно-прикладного искусства (средний возраст 25±3,7 лет) и 24 студента других высших учебных заведений, занимающихся в группе Айкидо (средний возраст 20,5±2,2 лет). Психофизиологическое состояние здоровья студентов расценивается как «функциональное перенапряжение». знание психофизиологических механизмов восприятия улучшает усвоение нового лекционного непрофильного материала. занятия восточными спортивными пpaктиками способствуют нормализации исследуемых функций ...

30 03 2024 18:31:31

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ

О ВЛИЯНИИ ГЕОМАГНИТНОГО ПОЛЯ (ГМП) НА БИОТУ Статья в формате PDF 85 KB...

27 03 2024 16:51:20

ВЛИЯНИЕ КРАТКОСРОЧНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ»

ВЛИЯНИЕ КРАТКОСРОЧНОЙ ИЗОЛЯЦИИ НА ПОВЕДЕНИЕ КРЫС В ТЕСТЕ «ОТКРЫТОЕ ПОЛЕ» В работе рассматривается влияние краткосрочной изоляции в течение пяти суток на поведение крыс в открытом поле. Показано, что у крыс, находящихся в изоляции, уменьшается время выхода из центра, снижается сумма дефекаций и уринаций. Показатели ориентировочно-исследовательской реакции при повторном тестировании изменялись одинаково у изолированных и групповых крыс. ...

21 03 2024 3:37:26

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА

НЕМЕДИКАМЕНТОЗНАЯ КОРРЕКЦИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА Снижение массы тела с помощью диеты и физических нагрузок способно уменьшить проявления, а в ряде случаев, полностью восстановить обменные нарушения при метаболическом синдроме (МС). Диета у больных с МС должна иметь низкую энергетическую ценность. Ограничивается употрeбление холестерина (ХС), поваренной соли и рафинированных углеводов. Рекомендуются продукты богатые антиоксидантами, минералами, растительной клечаткой. Пациент ориентируется на повышенное употрeбление фруктов, овощей, кисломолочных продуктов, морской рыбы и морепродуктов. Наилучшие результаты у больных МС достигаются при сочетании рациональной диеты с индивидуально подобранными динамическими нагрузками. Через некоторое время снижается артериальное давление, уменьшается уровень ХС, триглицеридов и глюкозы, минимизируя риск сосудистых осложнений. Позитивное влияние диеты и физических тренировок сохраняется, пока больной не прекращает занятий. Все пациенты с МС должны быть настроены на пожизненное использование упражнений на фоне рационального питания. ...

20 03 2024 10:20:30

СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ

СИНДРОМ «СУХОГО ГЛАЗА» В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ Статья в формате PDF 132 KB...

16 03 2024 18:24:24

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::