ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА (учебно-методическое пособие) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА (учебно-методическое пособие)

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА (учебно-методическое пособие)

Варданян М.Р. Палихова Н.А. Черкасова И.И. Яркова Т.А. Статья в формате PDF 116 KB

В современной социально-экономи-ческой ситуации актуализация внутреннего субъективного потенциала человека становится ведущим фактором его развития, а также прогрессивного развития общества и культуры. Подготовка будущих педагогов к мобильности и неопределенности как стержень гуманитарного образования требует научить студентов делать выбор из множества альтернатив, видеть диапазон возможных вариантов, прогнозировать последствия выбора того или иного варианта решения. Современный учитель должен быть способен к исследовательской деятельности, к профессионально-педагогической рефлексии, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности, категориальном аппарате.

Важная роль в подготовке компетентного учителя принадлежит современным продуктивным методам профессионального развития. Среди них особое место отводится кейс-методу. В настоящее время этот метод чрезвычайно широко распространён, особенно при обучении экономике, управлению, а также в бизнес-образовании. В данном учебно-методическом пособии кейс-метод рассматривается в рамках изучения педагогических дисциплин. Как показывает опыт, включение кейс-метода в процесс профессиональной подготовки педагогов способствует: формированию умения решать типовые задачи по всем видам профессиональной деятельности; гуманизации взаимоотношений между участниками образовательного процесса; становлению субъектной позиции обучающихся; развитию аналитических и оценочных навыков, умений работать в комaнде, находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы; активизации коммуникативных способностей; развитию гибкости, диалектичности мышления и др.

Первая глава «Теоретические аспекты использования метода case-study в педагогике» включает пять разделов, содержащие аналитические материалы по хаpaктеристике различных аспектов метода case-study. В первом разделе «Сущностная хаpaктеристика метода case-study в обучении» раскрывается история его появления и развития; категориальный аппарат; рассматриваются различные подходы к классификации кейсов, их источники. Второй раздел посвящен описанию технологии проектирования кейса.

В третьем разделе представлены дидактические возможности метода case-study в профессиональной подготовке будущего учителя, которые заключаются формировании аналитических (умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать и т.д.); пpaктических (использовать положения педагогической теории в пpaктике); творческих (генерация альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем); коммуникативных (умение вести дискуссию, использовать наглядный материал и другие медиа-средства и др.); социальных (оценка поведения субъектов педагогической деятельности, умение слушать, управлять собою и т.д.) умений и навыков. Важное значение отводится кейс-методу и в формировании способности личности к самоанализу: осознание и анализ мнения других и своего собственного; развитие системы педагогических ценностей, профессиональных позиций, жизненных установок, своеобразного профессионального мироощущения и миропреобразования и т.д. Теоретические положения данного раздела дополнены конкретными методическими рекомендациями по организации деятельности преподавателя и студентов с кейсами.

В связи с тем, что современное профессиональное образование строится на основе компетентностного подхода, в четвертом разделе авторы обращаются к определению возможностей метода case-study для развития профессиональной компетентности будущих учителей.

Пятый раздел первой главы посвящен хаpaктеристике кейса как методу научного исследования. В соответствии с избранной выше логикой общего анализа, в разделе рассматривается история развития данного метода исследования; выявляется его содержательные хаpaктеристики; указываются различные подходы к классификации. Относительно педагогической направленности данного метода в пособии приводятся примеры возможных разведывательных, описательных и объяснительных кейсов по исследованию современных проблем образования.

Вторая глава пособия «Решение профессионально-педагогических задач на основе метода case-study» включает содержание пяти кейсов, соответствующих основным группам задач в рамках базовой компетентности современного учителя: видеть ученика в предмете (кейсы «Видимое и реальное», «Мы - разные»); строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования (кейс «Отметка - костыль хромой педагогики»); устанавливать взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, партнерами школы (кейсы «Ученическое самоуправление», «Моя семья»); проектировать и осуществлять профессиональное самообразование (кейс «Педагогическая этика»); создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду, прострaнcтво школы (кейс «Права ребенка в школе»).

Кейс включает: целевое назначение кейса, описание педагогической ситуации; методические рекомендации преподавателю, вопросы и задания, различные материалы к кейсу (документы, фрагменты текста учебника, научной статьи и др.). Например, кейс «Мы разные» направлен на формирование умения выявлять индивидуальные различия детей; осуществлять адекватное познание личности ребенка. Студентам предлагается учебно-исследовательское задание посетить несколько уроков в школе. На основе ряда диагностических методов (педагогическое наблюдение, анкетирование, интервью с учителем, изучение продуктов деятельности и т.д.) необходимо изучить детей разного пола с целью определения хаpaктера их общения и поведения. Раздел «Материалы к кейсу» включает следующие тексты: история развития гендерного подхода, фрагмент «Гендерной стратегии Российской Федерации» (2002 г.), две статьи об особенностях обучения мальчиков и девочек, представляющие альтернативные позиции авторов по проблеме гендерного подхода в обучении. Кроме этого в разделе представлены варианты диагностических методик.

Приложение содержит методические рекомендации преподавателю по проведению занятий на основе технологий продуктивной деятельности: технология подготовки и проведения дебатов; картотека способов организации дискуссии («Мозговой штурм», «Торнадо», «Пустой стул», «Письменные дебаты» и др.); картотека способов работы с текстом («Двойной дневник», «Критические дискуссионные группы», «Спросите у автора», «Мозаика» и др.

Дальнейшие направления исследования по данной проблеме авторы видят в развитии следующих направлений: разработка кейсов с инновационной тематикой; обучение студентов навыкам решения проблем; индивидуализация процесса изучения кейса (в аннотируемом учебном пособии решение кейса рассматривается как комaндное обсуждение); встраиваемость в систему дистанционного обучения и др. Данные направления видятся особенно актуальными в связи с переходом на новые стандарты профессионального образования, предусматривающие увеличение доли самостоятельной работы студентов и еще большую пpaктическую ориентацию профессионального образования.



ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОРНОГО БЕГА

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОРНОГО БЕГА Статья в формате PDF 279 KB...

22 04 2024 15:39:39

ОСОБЕННОСТИ ВУЗА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ОСОБЕННОСТИ ВУЗА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Статья в формате PDF 139 KB...

20 04 2024 20:15:47

РАЗРАБОТКА СОСТАВА, ТЕХНОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ С ОРТОФЕНОМ

РАЗРАБОТКА СОСТАВА, ТЕХНОЛОГИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ ОФТАЛЬМОЛОГИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ФОРМ С ОРТОФЕНОМ Предложены офтальмологические лекарственные формы с ортофеном - глазные лекарственные пленки и пролонгированные глазные капли. Разработан их состав, технология длч производства в аптечных условиях, стандартизация. Проведены подробные биофармацевтические исследования in vitro по выбору оптимальных вспомогательных компонентов. Выбран способ количественного анализа ортофена в разработанных лекарственных форм - с помощью спектрофотометрии. ...

17 04 2024 6:10:14

ОПТИМИЗАЦИЯ UTRA АЛГОРИТМА МЯГКОГО ХЭНДОВЕРА СЕТИ WCDMA

Статья в формате PDF 221 KB...

14 04 2024 15:34:35

СОРТИМЕНТНО-СОРТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА

СОРТИМЕНТНО-СОРТНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕРЕВЬЕВ НА ПРОБНОЙ ПЛОЩАДИ РАЗНОВОЗРАСТНОГО СОСНЯКА Исторически развитие лесной таксации происходило на основе многовекового позитивного (для лесного хозяйства, также и для леса как экологической системы) опыта взаимодействия людей с деревьями. Исходя из биотехнического принципа в лесной таксации, показана возможность моделирования возрастных распределений лесных деревьев по сортности бревен, экспертно назначаемых таксатором на стволе растущих деревьев подеревной глазомерной таксацией. ...

13 04 2024 10:41:29

ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЯ ФИТОГОРМОНОВ И ВИТАМИНОВ НА РОСТ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ХЛОПЧАТНИКА В УСЛОВИЯХ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ВЛИЯНИЕ СОЧЕТАНИЯ ФИТОГОРМОНОВ И ВИТАМИНОВ НА РОСТ И ПРОДУКТИВНОСТЬ ХЛОПЧАТНИКА В УСЛОВИЯХ ВОЛГО-АХТУБИНСКОЙ ПОЙМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ Установлено, что предпосевное замачивание семян и опрыскивание вегетирующих растений хлопчатника (Gossipium hirsutum L.) растворами сочетаний фитогормонов кинетина (КН) и гибберелловой кислоты (ГК) и совместно с витаминами никотиновой кислотой (НК) и пантотеновой кислотой (ПК) эффективно стимулирует полевую всхожесть семян, рост стeбля и образование побегов, среднюю площадь листа и общую фотосинтетическую листовую поверхность, улучшение водного режима. Также отмечено увеличение числа коробочек, длины волокна и выхода волокна с растения от 34,6 до 60,4 %. Наиболее эффективно предпосевное замачивание семян сочетанием фитогормонов совместно с витаминами. ...

09 04 2024 18:53:43

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ ВО ВНЕКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЧУЖЕРОДНЫХ ОБЫЧАЕВ ВО ВНЕКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Данная статья посвящена проблеме отношений между культурами европейских стран и культурой ислама. В статье отмечается, что на фоне упадка христианской культуры в европейскую среду проникают такие обычаи, которые для европейской цивилизации исторически чужды, а главное, опасны для духовного здоровья европейских народов. Единственным средством для противостояния таким негативным явлением является возрождение собственной культуры. ...

08 04 2024 15:45:33

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА. ПЕРСИСТИРОВАНИЕ РАННИХ ЭМБРИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ Закладка двенадцатиперстной кишки имеет форму короткой дуги, она преобразуется в полукольцо при поперечном положении на рубеже 6-й – 7-й недель эмбриогенеза человека. У плодов эти состояния встречаются редко. ...

07 04 2024 5:43:22

ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ КУМАРИНОВ ИЗ БОРЩЕВИКА

ОБ ИЗВЛЕЧЕНИИ КУМАРИНОВ ИЗ БОРЩЕВИКА Статья в формате PDF 121 KB...

03 04 2024 19:29:38

ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ РОНКОЛЕЙКИНОМ БОЛЬНЫХ HCV-ИНФЕКЦИЕЙ

ОПЫТ ЛЕЧЕНИЯ РОНКОЛЕЙКИНОМ БОЛЬНЫХ HCV-ИНФЕКЦИЕЙ Статья в формате PDF 110 KB...

29 03 2024 8:42:52

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА ЧЕЛОВЕКА

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТОТИПА ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 315 KB...

21 03 2024 3:13:39

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ Территориальные различия электopaльных предпочтений отличаются высокой устойчивостью в современной России. Этот феномен подтверждается методом корреляционного анализа. Выделяются шесть основных социальных факторов, влияющих на различия в электopaльной географии: 1) доля городского населения; 2) приближенность к центру; 3) этнический фактор; 4) доля молодежи в составе населения; 5) преобладающие виды деятельности населения; 6) структура социальных связей. Электopaльное поведение в России менее индивидуально, чем в западных странах, большее значение имеют объективные социальные факторы. ...

15 03 2024 1:57:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::