ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ И ВЕГЕТАТИВНЫЙ ТОНУС У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рясик Ю.В. Циркин В.И. Статья в формате PDF 140 KB В 2005 г. появились сообщения о взаимосвязи состояния вегетативной нервной системы (ВНС) и хаpaктера функциональной асимметрии полушарий (ФАП) [1,6,7]. Мы изучали этот вопрос с 2003 года, проводя 861 обследование учеников 1-3 классов (из них 443 - обследование девочек). Оценивали состояние ВНС по 23 параметрам математического анализа вариабельности сердечного ритма (ВСР), регистрируемого по ЭКГ в течение 5 минут во II отведении лежа на спине с помощью системы «Валента» (СПб.,«Нео») [2,3], а также по вегетативным тесту и опроснику Вейна А.М. [5]. У этих же детей оценивали ФАП по методу [4].

Установлено, что у девочек в 1, 2 и 3 классах ведущий левый глаз имели 31,1%, 33,3% и 34,7%, ведущее левое ухо - 33,3%, 34,3% и 35,3%, ведущую левую руку - 16,3%, 16,9% и 17,3%, ведущую левую ногу - 41,5%, 41,0% и 28,7%, а ведущее правое полушарие - 30,3%, 32,3% и 30,7%. Аналогичное распределение признаков правополушарной асимметрии имели мальчики. Признаки нарушения ВНС (по Вейну А.М. [5]) в 1, 2 и 3 классах имели 27,4%, 30,2% и 27,3% девочек и 23,8%, 26,0% и 24,8% мальчиков (р>0,1); среди правополушарных их было больше, чем среди левополушарных (например, в 1 классе у девочек - 20% против 10,4%; у мальчиков - 24,6% против 12%). Анализ ВСР выявил, что степень β-адренергических влияний на сердце, т.е. активность симпатического отдела ВНС 1) у девочек выше, чем у мальчиков (независимо от вида ФАП и возраста); 2) у правополушарных детей, т.е. с преобладанием левых признаков в ФАП, выше, чем у левополушарных (независимо от пола и возраста); это подтверждает представление [1,6,7] о взаимосвязи ФАП и состояния ВНС; 3) у детей с признаками вегетативных нарушений (по методике Вейна А.М. [5]), выше, чем у детей без этих признаков.

Пример 1. В 1 классе у всех девочек (n=135), независимо от вида ФАП, в сравнении с мальчиками (n=122) достоверно (p<0,05, по критерию Стьюдента) были ниже значения (M±m) математического ожидания (667±11 против 791±16 мс), средне-квадратичного отклонения (68,8±3,5 и 95,3±3,2мс), дисперсии (3216±154 и 4221±172мс2), вариационного размаха (379±24 и 458±26 мс), коэффициента вариации (8,6±0,4 и 9,6±0,2%), мощности HF-волн (1955±182 и 2700±162 мс2), рRR50 (30,5±1,5 и 35,0±1,5%), триангулярного индекса (18,8±0,4 и 19,9±0,3 усл. ед.), но выше значения отношений LF/HF (0,54±0,01 и 0,49±0,01) и (VLF+LF)/HF (0,51±0,01 и 0,46±0,02).

Пример 2. В 1-м классе дeвoчки с ведущим левым глазом (n=42) отличались от девочек с ведущим правым глазом (n=93) тем, что у них были достоверно ниже значения математического ожидания (618±16 против 699±11 мс), дисперсии (2799±199 и 3587±246 мс2), вариационного размаха (363±28 и 456±23 мс), коэффициента вариации (8,3±0,4% и 9,5±0,3%), мощности HF-волн (1828±103 и 2283±184 мс2), но выше значения нормированной мощности LF-волн (20,7±1,3% и 17,6±0,7%), амплитуды моды (47,3±3,8% и 38,2±1,8%), дифференциального индекса ритма (34,1±1,5% и 27,5±1,1%) и отношения (VLF+LF)/HF (0,58±0,03 и 0,46±0,02).

Пример 3. В 1-м классе дeвoчки, имеющие вегетативные нарушения (по вегетативному тесту Вейна А.М. [5] (n=42), отличались от девочек, не имеющих таких нарушений (n=93), тем, что у них были ниже значения математического ожидания (611±17 против 700±10 мс), дисперсии (2841±292 и 3542±150 мс2), вариационного размаха (363±29 и 451±23 мс), коэффициента вариации (8,2±0,4 и 9,4±0,3%), но выше значения амплитуды моды (46,5±3,7 и 34,8±2,1%), коэффициента монотонности (75,3±3,8 и 67,0±1,2 усл. ед.), индекса напряжения (82,3±4,3 и 65,8±1,8 усл. ед.), дифференциального индекса ритма (34,1±1,5 и 27,6±1,1%) и отношений LF/HF (0,60±0,04 и 0,47±0,04.), VLF/HF (0,40±0,04 и 0,35±0,02) и (VLF+LF)/HF (0,58±0,03 и 0,42±0,02).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абрамова Т.Я. и др. //Структурно - функциональные и нейрохимические закономерности асимметрии и пластичности мозга: Матер. научн. конф. М., 2005.С.5-8.
  2. Баевский Р.М. //Физиология человека. 2002. Т.28, №2.С. 69-82.
  3. Березный Е.А., Рубин А.М. Пpaктическая кардиоритмография. СПб,1997.143 с.
  4. Брагина Н.Н, Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга: М, 1988. 186с.
  5. Вейн А.М. Вегетативные расстройства: клиника, диагностика, лечение. М, 1998.752 с.
  6. Михайлова Н.Л. //Механизмы функционирования висцеральных систем: Матер. научн. конф., СПб.,2005.С.165-166.
  7. Олада Э.Я. //Там же. 2005. С. 176-177.


СОВРЕМЕННЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В ТАБЛЕТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА В ТАБЛЕТОЧНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Таблетки должны быть без таких дефектов, как отколотые края, трещины, изменение окраски и загрязнения. В настоящее время в таблеточном производстве применяют следующие вспомогательные вещества: наполнители, связующие, разрыхляющие, и др. Наполнители (Авицел) предназначены для получения таблеток необходимого размера при малом содержании действующего вещества. Связующие (Плаздон, коллидон) добавляются в сухом виде или жидком состоянии в качестве вспомогательных веществ для осуществления грануляции или для сцепления частиц при прямом прессовании. Разрыхляющие (Плаздон XL, коллидон CL) добавляют к таблеткам для улучшения их распадаемости при контактировании со средой ЖКТ. ...

17 04 2024 7:48:19

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

МОДЕЛИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного прострaнcтва, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного прострaнcтва осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...

13 04 2024 11:45:39

МОРОЖЕНОЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯДРА ПОДСОЛНЕЧНИКА

МОРОЖЕНОЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЯДРА ПОДСОЛНЕЧНИКА Статья в формате PDF 269 KB...

12 04 2024 9:34:41

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Статья в формате PDF 157 KB...

11 04 2024 18:40:29

Воронежская область: реформирование адвокатуры

Воронежская область: реформирование адвокатуры Статья в формате PDF 118 KB...

10 04 2024 18:37:51

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА

ЭФФЕКТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТНОГО ПРОЦЕССА Статья в формате PDF 105 KB...

08 04 2024 20:40:51

Право и долг в самосознании русского народа

Право и долг в самосознании русского народа Статья в формате PDF 113 KB...

29 03 2024 22:20:12

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГРАНУЛ «GLYSOCAL» И ИЗУЧЕНИЕ ИХ БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРИГОТОВЛЕНИЕ ГРАНУЛ «GLYSOCAL» И ИЗУЧЕНИЕ ИХ БИОФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ На основе сухого экстpaкта полученного из растительного сбора (солодка гoлая, софора японская, календула лекарственная) были приготовлены три композиции в виде гранул, которые отличаются количеством склеивающего вещества – прополиса. Выбор вспомогательных веществ был подтвержден и обоснован в опытах in vitro, in vivo, in situ. ...

16 03 2024 22:23:27

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ Статья в формате PDF 205 KB...

14 03 2024 21:36:33

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ

ПРИМЕНЕНИЕ КОЛЛАГЕНА В МЕДИЦИНСКИХ ЦЕЛЯХ Статья в формате PDF 254 KB...

13 03 2024 3:54:15

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ ПОЧВЫ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК ГОРОДА АСТРАХАНИ

КОМПЛЕКСНЫЙ МОНИТОРИНГ ПОЧВЫ НЕСАНКЦИОНИРОВАННЫХ СВАЛОК ГОРОДА АСТРАХАНИ Проведен анализ влияния несанкционированных свалок на почву в городе Астpaxaнь. Для анализа использовались физико-химические, микробиологические исследования и фитотестирование. В результате было определено количество в почве свинца, кадмия, меди, никеля, мышьяка, ртути в валовой форме, содержание бактерий группы кишечной палочки, энтерококков, патогенных бактерий, яиц гельминтов. Результаты фитотестирования определялись по всхожести и длине корня кресс-салата в почвенной вытяжке. Проанализированы полученные результаты и установлено влияние несанкционированных свалок на экосистему городской среды. ...

12 03 2024 15:32:14

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::