СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Семакова Е.В. Макарова И.Ю. Представлены результаты собственных исследований, которые проводились методом добровольного сплошного анкетирования в 9 областных и районных центрах Российской федерации. В качестве исследуемых явлений были оценены: наличие синдрома дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ) и социальные факторы, участвующие в механизмах СДВГ. Установлена значимость последних в формировании и инициации данного заболевания, изучена их структура, также оценен вклад социально-психологического окружения. Статья в формате PDF 120 KB

Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ), наиболее распространенный вариант минимальной мозговой дисфункции (ММД). Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как "трудный" ученик, родителями - как "трудный" ребенок, а социологами - как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит именно к этой категории [1,3].

Развитые страны столкнулись с проблемой ММД и СДВГ на 30-40 лет раньше нас. С тех пор эта проблема не сходит со страниц зарубежной печати. Интерес к этой проблеме отечественных исследователей особенно усилился в последние годы, что связано с общим ухудшением состояния здоровья детей в нашей стране и кризисом семьи как духовно-нравственной единицы общества [3,5].

Синдром дефицита внимания с гипеpaктивностью проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гипеpaктивностью) и импульсивностью поведения. Такие симптомы отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырехлетнего возраста. С началом обучения у ребенка возникают трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, сложности обработки информации и внешних и внутренних стимулов. Искажается модель отношений с отцом и матерью, являющаяся базисом социальных отношений в целом. Возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителями, усиливаются нарушения поведения [1,5].

На развитие ребенка оказывает большое влияние его психосоциальное окружение, особенно если имеется предрасположенность к тем или иным поведенческим отклонениям. Роли социально-психологических механизмов при СДВГ отводится до 63% (наследственные - 57%; перинатальные - 84%). Чаще рассматриваемые факторы инициируют механизмы вторичного симптомообразования (синергичное действие), но могут выступать и как первичные инициаторы развития заболевания. Причем, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования [2,6,7]. Однако обязательным условием для включения компенсаторных механизмов является элиминация из нeблагоприятной среды или создание условий, исключающих негативное воздействие.

В связи с тем, что психосоциальные факторы являются управляемыми, возникает необходимость их изучения, определения прогностической значимости и глубины вызываемых ими расстройств. Оценка того или иного феномена делает возможным использование полученных данных в разработке адекватных коррекционных мероприятий по профилактике, предупреждению обострений и купированию клинических проявлений СДВГ [1,4,8].

Нами проведено многоцентровое одномоментное исследование традиционным методом - опрос в форме анкетирования - «Поведенческие особенности ребенка», которое проводилось в 2002-2006 гг. в 9 городах, областных и районных центрах Российской Федерации - Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль. В каждом областном центре были опрошены не менее двухсот семей, районном - не менее ста. Отбор 1615 семей производился случайным образом.

Изучалась социальная дифференциация (социальное происхождение, доход), выполнение социальных ролей родителями (отсутствие взаимопонимания во взглядах на воспитательный процесс), социальные отношения оценивались на уровне семьи (отношения между родителями, развод, алкоголизация, количество члeнов семьи).

Установлено, что 4,3% детей (69) имеют СДВГ. В соответствии с этими данными нами было выделено две группы исследования: основная - 69 семей, имеющих детей с СДВГ и группа сравнения - 1546 семей, в которых поведение детей не ограничивается рамками СДВГ.

Полученные данные указывают на то, что социально-бытовые условия семей с детьми с отклоняющимся поведением зачастую неудовлетворительны: достаток ниже среднего отмечается в 44.9% (31) случаев, а в обычных семьях - 29.9% (457).

Воспитанием детей с СДВГ чаще занимаются матери со средним специальном образованием - 40% (27) и отцы с высшим - 23 (47%), в семьях без СДВГ (матери имели высшее образование в 50,8% (772), отцы имели высшее образование в 49% (648). По нашему мнению, различный образовательный уровень родителей зачастую приводит к рассогласованности в воспитательном процессе при СДВГ 25% (17 семей), аналогичный показатель в семьях без СДВГ составил всего 12% (179 семей).

Как мы предполагаем, структурные параметры семейной системы и их изменения (таблица №1) определяют особенности формирования семейных представлений и эго-идентичности, что опосредует большинство эмоциональных и поведенческих проблем гипеpaктивного ребенка.

Таблица 1. Особенности структуры семей детей с СДВГ

Изучаемые параметры

Семьи без детей с СДВГ

Семьи детей с СДВГ

Абс.число

%

Абс.число

%

Неполная семья

297

19

26

38

Нет отца

194

13

20

29

Количество члeнов семьи

 

 

 

 

2

152

10

13

19

3

625

41

31

45

4

622

40

19

28

Количество детей в семье

 

 

 

 

1

797

52

49

71

2

655

43

18

26

3

71

5

1

1

Доля неполных семей в изучаемой группе значительно превышала показатели группы сравнения (38% и 19%, соответственно). Дети с СДВГ чаще воспитываются без отца (29%), по сравнению с детьми без девиаций в поведении (13%), что существенно деформирует образ семьи, ребенок растет тревожным, зависимым. Особенно нeблагоприятно воспитание в материнской семье для мальчиков. В этих условиях мать неосознанно идентифицирует сына с бывшим мужем и ориентируется в воспитании на негативные качества ребенка, похожего на отца.

В расширенной семье у ребенка размывается представление о семейных ролях, страдает развитие социальной идентичности. В случае, когда детская подсистема малочисленна, противостоящая ей мощно развитая иерархичная взрослая подсистема, в которую включены родители и прародители, вызывает у ребенка большое эмоциональное напряжение. Кроме того, для этих семей хаpaктерна несогласованность воспитательных воздействий, противоречивость норм и требований, что усиливает неопределенность среды и развитие тревожности у ребенка [1].

Исследование выявило и наличие нeблагоприятных семейных стрессоров, действующих в нескольких поколениях (вертикальные стрессоры) или в рамках жизнедеятельности одной нуклеарной семьи (горизонтальные стрессоры) (таблице №2).

Таблица 2. Сравнительные динамические хаpaктеристики семьи детей с СДВГ 

Изучаемые параметры

Семьи без детей с СДВГ

Семьи  детей с СДВГ

Абс.число

%

Абс.число

%

Вертикальные стрессоры Наследственная отягощенность  по алкоголизму

 

121

 

8

 

16

 

23

Горизонтальные стрессоры

  • Cмepть близких родственников
  • Разводы

 

704

343

 

46

22

 

31

21

 

45

30

Частые семейные конфликты

807

53

153

77

В целом, установлено, что социально-психологические факторы принимают участие в формировании СДВГ у 97,1% (67) детей городов, что указывает на значимость их влияния. Причем статистически значимой зависимости между численностью населения городов и частотой воздействия данных факторов не выявлено.

В соответствии с изученными феноменами модель семьи гипеpaктивного ребенка нами видится следующим образом: небольшой доход, жилищные проблемы, которые не позволяют обеспечить ребенка собственной комнатой, структурно-ролевые нарушения, несогласованное воспитание, низкая воспитательная компетентность матери, обусловленная недостаточностью общеобразовательных  знаний, высокий уровень конфликтности (наличие разводов, алкоголизации).

Полученные данные необходимо учитывать при организации помощи детям с нарушениями поведения по типу гипеpaктивности с дефицитом внимания, а также для детей из группы риска по этим расстройствам. В этой связи, многоуровневый алгоритм социально-психологической помощи детям с СДВГ нами видится следующим образом:

  • Улучшение социально-экономических и социально-биологических условий жизни (макросоциальный уровень).
  • Помощь в решении конкретных социальных, психологических, воспитательных задач: разрядке трaнcгенерационных симптомов, структурировании семейной системы, консолидации супружеской подсистемы, укреплении воспитательных ресурсов семьи (семейный уровень).
  • Психологическое сопровождение развития гипеpaктивного ребенка; психологическая коррекция и профилактика вторичных нарушений (индивидуальный уровень).

Формы помощи на различных уровнях могут варьировать в зависимости от потенциальных региональных возможностей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. - 142 с.
  2. Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. - М.: «Медицинское информационное агенство», 1998. - 752 с.
  3. Верификация диагноза минимальной мозговой дисфункции: информ. письмо / Е.В. Семакова, М.А. Константинова. - Смоленск, 2004. - 4 с.
  4. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - С. 5-328.
  5. Заваденко, Н.Н. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей: методические рекомендации / Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Н.Ю. Суворинова, М.В. Румянцева, А.А. Овчинникова. - М.: РКИ Соверо пресс, 2003. - 40 с.
  6. Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы / Г.Н. Крыжановский. - М.: «Медицина», 1997. - 351 с.
  7. Лейкок, Джон Ф., Вайс Питер Г.. Основы эндокринологии / Джон Ф.Лейкок, Питер Г. Вайс. - М.: «Медицина», 2000. - 384 с.
  8. Скворцова, И.А., Ермоленко, Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцова, Н.А. Ермоленко. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 368 с.


ВОПРОСЫ ПАТОГЕНЕЗА МИОМЫ МАТКИ

ВОПРОСЫ ПАТОГЕНЕЗА МИОМЫ МАТКИ Статья в формате PDF 117 KB...

05 06 2023 12:48:14

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ: ХРОНИЧЕСКИЙ ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПАТОЛОГИИ: ХРОНИЧЕСКИЙ ИНФЕКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС В статье представлен фрагмент авторской концепции теории патологического процесса. На примере становления хронического инфекционного процесса проведен анализ взаимоотношения основных причинных факторов, составляющих сложную структуру этиологии болезни. ...

03 06 2023 16:21:33

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВУЗОВ Статья в формате PDF 328 KB...

31 05 2023 16:18:25

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РАБОТЫ СЕРДЦА СТУДЕНТОВ В ТЕЧЕНИИ СЕМЕСТРА В РАЗНЫЕ ДНИ НЕДЕЛИ Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...

21 05 2023 0:22:26

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (НЕПРЕРЫВНОСТЬ)

СОЮЗ ФИЗИКИ И ИСКУССТВА (НЕПРЕРЫВНОСТЬ) Статья в формате PDF 249 KB...

14 05 2023 11:41:15

ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ

ЗНАЧЕНИЕ СЪЕЗДОВ ЗЕМСКИХ ВРАЧЕЙ РЯЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В РАЗВИТИИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ МЕДИЦИНЫ КРАЯ В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...

09 05 2023 18:49:45

ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ВОЗМУЩЕНИЯ

ОБОБЩЕНИЕ МЕТОДОВ ВОЗМУЩЕНИЯ Статья в формате PDF 92 KB...

08 05 2023 8:49:13

АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

АНАЛИЗ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 127 KB...

06 05 2023 21:46:24

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОЛОГИИ В ТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Статья в формате PDF 110 KB...

28 04 2023 19:23:18

ГИС-ТЕХНОЛОГИИ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

Статья в формате PDF 254 KB...

23 04 2023 2:18:51

ЭНВИРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

ЭНВИРОЛОГИЯ – НАУКА ОБ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ Статья в формате PDF 149 KB...

21 04 2023 1:38:26

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

ЭХОГРАФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ВНУТРИУТРОБНОЙ ИНФЕКЦИИ

Одной из важнейших проблем современной перинатологии является прогрессирующий рост инфекционной патологии у плода и новорожденного. Целью данной работы являлась комплексная ультразвуковая оценка фето-плацентарной системы у беременных с высоким инфекционным индексом для прогнозирования степени тяжести внутриутробного инфицирования у новорожденного. Обследовано 123 беременных в сроке гестации 30-36 недель. В зависимости от тяжести состояния все новорожденные ретроспективно были разделены на 4 группы. В контрольную (1 группа) вошли новорожденные от матерей с неосложненной беременностью, состояние ребенка при рождении удовлетворительное. В основную (1 – 4 группы) вошли новорожденные от матерей с высоким инфекционным индексом, с локальными или генерализованными проявлениями внутриутробной инфекции. В результате проведенного исследования выявлены эхографические маркеры амнионита, плацентита и собственно инфекционного поражения плода, которое наиболее значимо для прогнозирования рождения ребенка с ВУИ. Патологические показатели биофизической активности, допплерометрия отражают системные нарушения в состоянии плода, его дисстресс. Таким образом, чем больше эхографических маркеров внутриутробного инфицирования встречается у плода, тем более вероятно рождение ребенка с признаками ВУИ.