СЕМЕЙНО-СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Самой распространенной формой хронических нарушений поведения в детском возрасте является синдром дефицита внимания с гипеpaктивностью (СДВГ), наиболее распространенный вариант минимальной мозговой дисфункции (ММД). Большинство детей любого возраста, обозначаемых педагогами как "трудный" ученик, родителями - как "трудный" ребенок, а социологами - как несовершеннолетний из "группы риска", принадлежит именно к этой категории [1,3].
Развитые страны столкнулись с проблемой ММД и СДВГ на 30-40 лет раньше нас. С тех пор эта проблема не сходит со страниц зарубежной печати. Интерес к этой проблеме отечественных исследователей особенно усилился в последние годы, что связано с общим ухудшением состояния здоровья детей в нашей стране и кризисом семьи как духовно-нравственной единицы общества [3,5].
Синдром дефицита внимания с гипеpaктивностью проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью (гипеpaктивностью) и импульсивностью поведения. Такие симптомы отмечаются окружающими ребенка взрослыми в возрасте до семи лет, обычно начиная с четырехлетнего возраста. С началом обучения у ребенка возникают трудности освоения школьных навыков и слабая успеваемость, неуверенность в себе и заниженная самооценка, сложности обработки информации и внешних и внутренних стимулов. Искажается модель отношений с отцом и матерью, являющаяся базисом социальных отношений в целом. Возникают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе с одноклассниками и учителями, усиливаются нарушения поведения [1,5].
На развитие ребенка оказывает большое влияние его психосоциальное окружение, особенно если имеется предрасположенность к тем или иным поведенческим отклонениям. Роли социально-психологических механизмов при СДВГ отводится до 63% (наследственные - 57%; перинатальные - 84%). Чаще рассматриваемые факторы инициируют механизмы вторичного симптомообразования (синергичное действие), но могут выступать и как первичные инициаторы развития заболевания. Причем, если причина, вызвавшая отклонение, перестает действовать, то растущий мозг сам в состоянии постепенно выйти на нормальный уровень функционирования [2,6,7]. Однако обязательным условием для включения компенсаторных механизмов является элиминация из нeблагоприятной среды или создание условий, исключающих негативное воздействие.
В связи с тем, что психосоциальные факторы являются управляемыми, возникает необходимость их изучения, определения прогностической значимости и глубины вызываемых ими расстройств. Оценка того или иного феномена делает возможным использование полученных данных в разработке адекватных коррекционных мероприятий по профилактике, предупреждению обострений и купированию клинических проявлений СДВГ [1,4,8].
Нами проведено многоцентровое одномоментное исследование традиционным методом - опрос в форме анкетирования - «Поведенческие особенности ребенка», которое проводилось в 2002-2006 гг. в 9 городах, областных и районных центрах Российской Федерации - Андреаполь (Тверская обл.), Калуга, Кемерово, Сафоново (Смоленская обл.), Сергиев Посад (Московская обл.), Смоленск, Череповец, Якутск, Ярославль. В каждом областном центре были опрошены не менее двухсот семей, районном - не менее ста. Отбор 1615 семей производился случайным образом.
Изучалась социальная дифференциация (социальное происхождение, доход), выполнение социальных ролей родителями (отсутствие взаимопонимания во взглядах на воспитательный процесс), социальные отношения оценивались на уровне семьи (отношения между родителями, развод, алкоголизация, количество члeнов семьи).
Установлено, что 4,3% детей (69) имеют СДВГ. В соответствии с этими данными нами было выделено две группы исследования: основная - 69 семей, имеющих детей с СДВГ и группа сравнения - 1546 семей, в которых поведение детей не ограничивается рамками СДВГ.
Полученные данные указывают на то, что социально-бытовые условия семей с детьми с отклоняющимся поведением зачастую неудовлетворительны: достаток ниже среднего отмечается в 44.9% (31) случаев, а в обычных семьях - 29.9% (457).
Воспитанием детей с СДВГ чаще занимаются матери со средним специальном образованием - 40% (27) и отцы с высшим - 23 (47%), в семьях без СДВГ (матери имели высшее образование в 50,8% (772), отцы имели высшее образование в 49% (648). По нашему мнению, различный образовательный уровень родителей зачастую приводит к рассогласованности в воспитательном процессе при СДВГ 25% (17 семей), аналогичный показатель в семьях без СДВГ составил всего 12% (179 семей).
Как мы предполагаем, структурные параметры семейной системы и их изменения (таблица №1) определяют особенности формирования семейных представлений и эго-идентичности, что опосредует большинство эмоциональных и поведенческих проблем гипеpaктивного ребенка.
Таблица 1. Особенности структуры семей детей с СДВГ
Изучаемые параметры |
Семьи без детей с СДВГ |
Семьи детей с СДВГ |
||
Абс.число |
% |
Абс.число |
% |
|
Неполная семья |
297 |
19 |
26 |
38 |
Нет отца |
194 |
13 |
20 |
29 |
Количество члeнов семьи |
|
|
|
|
2 |
152 |
10 |
13 |
19 |
3 |
625 |
41 |
31 |
45 |
4 |
622 |
40 |
19 |
28 |
Количество детей в семье |
|
|
|
|
1 |
797 |
52 |
49 |
71 |
2 |
655 |
43 |
18 |
26 |
3 |
71 |
5 |
1 |
1 |
Доля неполных семей в изучаемой группе значительно превышала показатели группы сравнения (38% и 19%, соответственно). Дети с СДВГ чаще воспитываются без отца (29%), по сравнению с детьми без девиаций в поведении (13%), что существенно деформирует образ семьи, ребенок растет тревожным, зависимым. Особенно нeблагоприятно воспитание в материнской семье для мальчиков. В этих условиях мать неосознанно идентифицирует сына с бывшим мужем и ориентируется в воспитании на негативные качества ребенка, похожего на отца.
В расширенной семье у ребенка размывается представление о семейных ролях, страдает развитие социальной идентичности. В случае, когда детская подсистема малочисленна, противостоящая ей мощно развитая иерархичная взрослая подсистема, в которую включены родители и прародители, вызывает у ребенка большое эмоциональное напряжение. Кроме того, для этих семей хаpaктерна несогласованность воспитательных воздействий, противоречивость норм и требований, что усиливает неопределенность среды и развитие тревожности у ребенка [1].
Исследование выявило и наличие нeблагоприятных семейных стрессоров, действующих в нескольких поколениях (вертикальные стрессоры) или в рамках жизнедеятельности одной нуклеарной семьи (горизонтальные стрессоры) (таблице №2).
Таблица 2. Сравнительные динамические хаpaктеристики семьи детей с СДВГ
Изучаемые параметры |
Семьи без детей с СДВГ |
Семьи детей с СДВГ |
||
Абс.число |
% |
Абс.число |
% |
|
Вертикальные стрессоры Наследственная отягощенность по алкоголизму |
121 |
8 |
16 |
23 |
Горизонтальные стрессоры
|
704 343 |
46 22 |
31 21 |
45 30 |
Частые семейные конфликты |
807 |
53 |
153 |
77 |
В целом, установлено, что социально-психологические факторы принимают участие в формировании СДВГ у 97,1% (67) детей городов, что указывает на значимость их влияния. Причем статистически значимой зависимости между численностью населения городов и частотой воздействия данных факторов не выявлено.
В соответствии с изученными феноменами модель семьи гипеpaктивного ребенка нами видится следующим образом: небольшой доход, жилищные проблемы, которые не позволяют обеспечить ребенка собственной комнатой, структурно-ролевые нарушения, несогласованное воспитание, низкая воспитательная компетентность матери, обусловленная недостаточностью общеобразовательных знаний, высокий уровень конфликтности (наличие разводов, алкоголизации).
Полученные данные необходимо учитывать при организации помощи детям с нарушениями поведения по типу гипеpaктивности с дефицитом внимания, а также для детей из группы риска по этим расстройствам. В этой связи, многоуровневый алгоритм социально-психологической помощи детям с СДВГ нами видится следующим образом:
- Улучшение социально-экономических и социально-биологических условий жизни (макросоциальный уровень).
- Помощь в решении конкретных социальных, психологических, воспитательных задач: разрядке трaнcгенерационных симптомов, структурировании семейной системы, консолидации супружеской подсистемы, укреплении воспитательных ресурсов семьи (семейный уровень).
- Психологическое сопровождение развития гипеpaктивного ребенка; психологическая коррекция и профилактика вторичных нарушений (индивидуальный уровень).
Формы помощи на различных уровнях могут варьировать в зависимости от потенциальных региональных возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. - 142 с.
- Вегетативные расстройства: Клиника, диагностика, лечение / под ред. А.М. Вейна. - М.: «Медицинское информационное агенство», 1998. - 752 с.
- Верификация диагноза минимальной мозговой дисфункции: информ. письмо / Е.В. Семакова, М.А. Константинова. - Смоленск, 2004. - 4 с.
- Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6 т. Т.3. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. - С. 5-328.
- Заваденко, Н.Н. Современные подходы к диагностике и лечению минимальных мозговых дисфункций у детей: методические рекомендации / Н.Н. Заваденко, А.С. Петрухин, Н.Ю. Суворинова, М.В. Румянцева, А.А. Овчинникова. - М.: РКИ Соверо пресс, 2003. - 40 с.
- Крыжановский, Г.Н. Общая патофизиология нервной системы / Г.Н. Крыжановский. - М.: «Медицина», 1997. - 351 с.
- Лейкок, Джон Ф., Вайс Питер Г.. Основы эндокринологии / Джон Ф.Лейкок, Питер Г. Вайс. - М.: «Медицина», 2000. - 384 с.
- Скворцова, И.А., Ермоленко, Н.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцова, Н.А. Ермоленко. - М.: МЕДпресс-информ, 2003. - 368 с.
Статья в формате PDF
135 KB...
02 02 2023 16:20:38
Статья в формате PDF
236 KB...
01 02 2023 3:37:22
Статья в формате PDF
119 KB...
31 01 2023 5:34:37
В настоящей работе исследована зависимость плотности прессовок на железной, медной и никелевой с различными углерод содержащими порошковыми наполнителями от давления статического прессования. Для всех изучаемых двухфазных порошковых смесей, и для каждой стадии прессования рассчитаны постоянные уплотняемости. Физический смысл постоянных в предложенной работе выяснен. Для каждой стадии прессования определен интервал плотности в зависимости от химического и концентрационного составов порошковой смеси. В работе, приведены данные уплотняемости порошкового тела при приложении давлении прессования в условиях статической нагрузки, используя которые можно объяснить процессы, наблюдаемые в процессе уплотнения порошка. Оценка уплотняемости порошков позволяет составить более эффективную технологию изготовления порошковых изделий с заданными значениями плотности.
...
30 01 2023 22:24:19
Статья в формате PDF
112 KB...
29 01 2023 19:23:11
Статья в формате PDF
127 KB...
28 01 2023 12:51:49
Статья в формате PDF
101 KB...
27 01 2023 16:27:50
Статья в формате PDF
253 KB...
26 01 2023 11:35:31
Статья в формате PDF
205 KB...
25 01 2023 3:46:39
Статья в формате PDF
118 KB...
24 01 2023 19:38:10
Статья в формате PDF
121 KB...
23 01 2023 15:53:33
Статья в формате PDF
111 KB...
22 01 2023 16:17:41
Статья в формате PDF
111 KB...
21 01 2023 20:14:40
Статья в формате PDF
103 KB...
20 01 2023 22:40:44
19 01 2023 5:48:10
Статья в формате PDF
122 KB...
18 01 2023 20:22:27
Статья в формате PDF
267 KB...
17 01 2023 4:23:59
15 01 2023 13:26:27
Статья в формате PDF
104 KB...
14 01 2023 4:14:47
Статья в формате PDF
786 KB...
13 01 2023 14:10:59
Статья в формате PDF
127 KB...
12 01 2023 14:34:59
Статья в формате PDF
105 KB...
11 01 2023 2:57:21
Обобщаются понятия «компетентность». Формулируются компетентности, необходимые для решения проблем безопасности жизнедеятельности в пpaктической работе инженера. Предлагается направление целевого развития компетентностей выпускника технического вуза в процессе его обучения.
...
10 01 2023 23:44:27
Анализ собственных и опубликованных материалов в отечественной и зарубежной литературе приводит к выводу о возможности организма рыб противостоять негативному влиянию экзотоксикантов. Реальной основой сопротивляемости организма является биокатализ. В этих процессах изменение активности ферментов следует рассматривать в качестве первичной реакции биологически активных веществ, направленной на детоксикацию чужеродных соединений.
...
09 01 2023 0:31:16
В работе сформулированы принципы валеологического мировоззрения как образца устремлений, выполняющих ориентационную, нормирующую, прогностическую функции в отношении здоровья и здорового образа жизни.
...
08 01 2023 23:17:20
В экспериментах по микроэволюции генетически модифицированных бактерий (ГМО) при непрерывном культивировании показано, что при переходе от одного стационарного состояния к другому в открытой биологической системе скорость производства энтропии должна возрастать, а не уменьшаться, как следует из основных положений неравновесной термодинамики. С точки зрения термодинамики проточные культуры микроорганизмов – хемостат и турбидостат – это открытые термодинамические системы, способные находиться в устойчивых стационарных состояниях. Причем, в соответствии с классификацией М.Эйгена (1973), хемостат соответствует случаю постоянных потоков, а турбидостат – случаю постоянной организации. Несмотря на кажущееся разнообразие микроэволюционных переходов в двух типах открытых систем при их изучении обнаруживаются общие закономерности. Важнейшей из них является возрастание потока использованной популяциями свободной энергии, и, следовательно, возрастание теплорассеяния и скорости производства энтропии. Результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшего развития термодинамической теории открытых биологических систем, дальнейшего изучения общих закономерностей биологического развития.
...
07 01 2023 7:24:38
Статья в формате PDF
253 KB...
06 01 2023 7:57:29
Статья в формате PDF
173 KB...
04 01 2023 8:21:18
Статья в формате PDF
396 KB...
03 01 2023 23:35:20
Статья в формате PDF
134 KB...
02 01 2023 16:11:50
Статья в формате PDF
144 KB...
01 01 2023 1:41:53
Статья в формате PDF
202 KB...
29 12 2022 17:42:16
Статья в формате PDF
110 KB...
28 12 2022 9:25:39
Статья в формате PDF
260 KB...
27 12 2022 2:37:37
Статья в формате PDF
371 KB...
26 12 2022 9:40:31
Статья в формате PDF
108 KB...
24 12 2022 11:14:21
Статья в формате PDF
147 KB...
23 12 2022 13:37:27
Статья в формате PDF
120 KB...
22 12 2022 7:42:44
Статья в формате PDF
158 KB...
21 12 2022 6:46:44
Статья в формате PDF
112 KB...
20 12 2022 7:50:44
Статья в формате PDF
109 KB...
19 12 2022 7:31:34
Статья в формате PDF
367 KB...
18 12 2022 8:33:27
Статья в формате PDF 114 KB...
17 12 2022 17:41:19
В статье приведен комплексный анализ антропогенного воздействия на природную среду Иркутской области, приводящего к изменению не только количественных, но и качественных хаpaктеристик природной среды как системы. В частности, приведена общая экологическая ситуация, указывающая на значительное загрязнение и качественные изменения во всех компонентах окружающей среды: в почве, атмосферном воздухе, водных ресурсах. Комплексная химическая нагрузка влияет также на медико-демографические показатели здоровья населения. Необходим переход от технократического подхода к технологическому, что позволит избежать дальнейшей деградации природной системы. В качестве универсальной, независимой от экономической ситуации, единицы оценки экологического риска предложено использовать время. Основанная на современных представлениях о времени технология позволит установить границы антропогенного воздействия на природную систему, а так же рассчитать предполагаемый ущерб, наносимый природной системе каким-либо видом воздействия, выявить области с наложением различных типов воздействий, рассчитать совокупный ущерб в границах таких областей, и, следовательно, разработать комплекс превентивных мер для исключения качественных изменений природной среды.
...
16 12 2022 16:14:40
Статья в формате PDF
119 KB...
15 12 2022 5:23:15
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::