ОБНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ ФГОС
1 Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана Статья в формате PDF 325 KB 1. Гoлyбев А.М., Двуличанская Н.Н. Применение компьютерных технологий для контроля качества знаний в непрерывном образовательном процессе. Новые образовательные технологии в вузе: Сб. матер. Шестой междунар. научно-методич. конф. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ», – 2009. – Ч. 2. – С. 101–104. 2. Двуличанская Н.Н. Инновационные компетентностно ориентированные педагогические технологии в естественно-научном образовании // Инновации в образовании. – 2011. – № 4. – С. 26–40. 3. Двуличанская Н.Н. Компетентностный подход к обучению естественно-научным дисциплинам в техническом профессиональном образовании: монография. – М.: НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, – 2011. – 188 с. 4. Двуличанская Н.Н. Формирование компетенций при обучении естественно-научным дисциплинам в профессиональном образовании // Профессиональное образование. Столица. – 2011. – № 4. – С. 38-39. 5. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. – М.: Университетская книга; Логос, – 2009. – 272 с. 6. Шалашова М.М. Новое в оценивании образовательных достижений учащихся на основе компетентностного подхода: монография. – Арзамас: АГПИ, – 2009. – 173 с.
В современных социально-экономических условиях от выпускника профессионального образовательного учреждения требуется наличие определенных качеств, включающих профессиональную самостоятельность, мобильность, способность к обучению и профессиональному росту, ответственность за качество труда и принятие решений не только в стандартных типовых, но и незапланированных ситуациях, коммуникативную культуру. Такое понимание конечных целей образования нашло отражение в ФГОС третьего поколения на языке «компетенций», на основе которых формируется профессиональная компетентность будущего специалиста. Переход на новые ФГОС требует перестройки всех стадий образовательного процесса. Однако дисциплинам, не являющимися профильными, в вопросах подготовки профессиональных кадров, в том числе в технических вузах, колледжах и техникумах, внимания до последнего времени уделялось явно недостаточно. Поэтому проведение системных комплексных исследований, включающих разработку нового содержания, методов, форм обучения и оценивания образовательных достижений, адекватных целям современного профессионального образования, является актуальным.
Следует отметить большой потенциал общеобразовательных предметов естественно-научного цикла в формировании ключевых (общих, универсальных) компетенций. Изучение физики, химии, математики помимо общеобразовательной, обеспечивают общекультурную подготовку, развивают различные умственные действия: сравнение, анализ, синтез, и другие; умение учиться, экспериментировать; освоение универсальных способов деятельности и их использование в решении технических задач в процессе дальнейшего получения образования и работы по специальности.
Одной из основных функций профессионального и, как его части, естественно-научного образования, является обеспечение фундаментальности полученных знаний, необходимой для усвоения и переработки постоянно нарастающего потока информации, повышения профессиональной мобильности, непрерывного образования. В связи с этим в основу построения содержания образования, мы полагаем, должен быть положен культурологический подход. Анализ научно-педагогической литературы показал, что в педагогике неуклонно растет внимание к культурологическим проблемам образования. Это стало результатом существующих тенденций среди современного молодого поколения: бездуховность, отсутствие гуманистических идеалов; низкий уровень культуры общения и культурной грамотности выпускников образовательных учреждений, что впоследствии не может обеспечить необходимый уровень и потребность в созидательной деятельности. Так как одной из задач профессионального обучения является развитие способности адаптироваться в изменяющемся мире (в сфере экономики, культуры, производства, науки, межличностных и общественных отношений) в содержании образования и в подходах к обучению необходимо учитывать такие аспекты, как культурное наследие, ценности и предшествующий опыт.
Культурологический подход мы считаем фундаментом разработанного нами системно-аксиологического подхода [3, 4]. Организация образовательного процесса на основе данного подхода предполагает не столько изложение материала в определенной последовательности с нарастающей системой ценностей естественно-научного образования, сколько выработку понимания ценности и значимости фундаментальных основ физики, химии и других наук и для понимания законов природы, и для реализации будущей профессиональной деятельности, формирование нравственной шкалы ценностных ориентаций. По мере повышения образовательного уровня при реализации в обучении системно-аксиологического подхода личностные смыслы через восприятие сознанием субъекта обучения становятся образовательными и научными ценностями (несомненно, относящимися к культурологическим), формируя его компетенции. Это приводит к возникновению нового качества личности – аксиологической компетентности как составляющей профессиональной компетентности будущего специалиста. Под аксиологической компетентностью [3, с. 65–68] мы понимаем способность оценивать значение приобретенных знаний химии, физики и других предметов, а также умения их применять для решения пpaктических задач, в том числе профессиональных, на основе нравственных ориентаций. Отобразим стадии, составляющие сущность системно-аксиологического подхода:
Личностные смыслы |
→ |
Ценностные ориентации |
→ |
Обоснованная мотивация |
→ |
Формирование компетенций |
→ |
Аксиологическая компетентность |
Оптимальным для формирования компетенций обучающихся является модульное структурирование курсов химии, физики и др. В разработанной программе общеобразовательного курса химии МГТУ им. Н.Э. Баумана каждый модуль, состоящий из нескольких тем, объединяет различные виды занятий: теоретические, пpaктические, лабораторные работы, самостоятельную работу и контроль знаний обучающихся. Это позволяет систематизировать и актуализировать предметные знания, а также приобретать студентам компетенции собственным темпом в соответствии со своими возможностями и способностями.
Компетентностно ориентированное обучение в отличие от традиционного, предполагает не передачу «готовой» суммы знаний от преподавателя к обучающемуся, а активное освоение компетенций самими студентами. В связи с этим возрастает актуальность деятельностного хаpaктера обучения; акцент в обучении должен делаться на пpaктику, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Представляется очевидным, что решение этих задач лежит в разработке инновационных педагогических технологий обучения [2]. Как показали результаты пpaктической работы по организации процесса обучения общеобразовательным естественно-научным дисциплинам в технических вузах и колледжах, для формирования компетенций будущего специалиста необходимо использовать интеpaктивные методы в рамках развивающего, проблемного проектного обучения, ориентированные на широкое взаимодействие студентов между собой и на доминирование активности студентов в процессе приобретения компетенций.
Проведенная экспериментальная работа показала, что предлагаемые подходы, являются эффективными, так как способствуют формированию ключевых компетенций, как общепрофессиональных (химической, физической, и др.), так и надпрофессиональных: мотивационно-ценностной (понимания важности и ценности приобретенных знаний для профессионального роста и жизнедеятельности), ответственности, самостоятельности, способности к саморазвитию, инициативности, творчества и др. Сформированные умения и качества личности являются основой для развития профессиональных компетенций и повышения профессиональной компетентности будущего специалиста.
Особые трудности при введении компетентностного подхода в образовательную пpaктику связаны именно с оценкой ключевых компетенций. Ключевые компетенции многофункциональны, имеют латентный хаpaктер и проявляются в деятельности. Однако анализ результатов исследований данной проблемы [5, 6 и др.] и собственный пpaктический опыт показали эффективность применения для оценивания образовательных достижений в современных условиях помимо традиционных методик инновационных средств: компетентностно ориентированных тестов, контекстных, ситуационных заданий, кейсов, проектов [3].
В условиях компетентностно ориентированного обучения возрастает роль компьютерного тестового контроля знаний обучающихся [1]. Кроме имеющихся преимуществ (объективная оценка уровня достижений каждого студента, оптимизация времени учебного процесса, возможность своевременно выявлять пробелы в знаниях) применение компьютерного тестирования также способствует выработке у индивида самостоятельности в приобретении новых знаний, ответственности за принятие решений, привитию навыков самостоятельной работы, т.е. – формированию ключевых компетенций. Особенностью разработанной на кафедре химии МГТУ им. Н.Э. Баумана компьютерной программы [1] является то, что количество вопросов и ответов неодинаково, и по окончании тестирования можно определить количество правильных ответов и время, затраченное на ответы. Кроме того, для активизации познавательной деятельности обучающихся тестовые задания содержат примеры применения веществ в той или иной области жизнедеятельности человека, а так же профессионально значимые сведения о веществах и процессах, используемых в будущей профессии. Это особенно важно при обучении общеобразовательным непрофильным дисциплинам.
Таким образом, обновление системы естественно-научного образования в технических вузах видится в следующих направлениях.
• Усиление фундаментальности, предполагающей формирование обобщенных универсальных знаний, умений, способов деятельности.
• Применение системно-аксиологического подхода, способствующего формированию ценностного отношения студентов к процессу познания, грамотному и обоснованному применению примененных компетенций.
• Пpaктическая направленность, обеспечивающая максимальное приближение естественно-научных знаний к жизни, интересам обучающихся.
• Модульное структурирование предметного образования, способствующее учету личностных интересов и возможностей, мобильной адаптации.
• Внедрение интеpaктивных методов, направленных на развитие максимальной активности студентов в процессе формирования ключевых компетенций.
• Применение для оценивания ключевых компетенций студентов инновационных методик, в том числе с использованием компьютерных технологий.
Статья в формате PDF 112 KB...
18 04 2024 12:26:10
Статья в формате PDF 111 KB...
17 04 2024 4:35:12
Статья в формате PDF 134 KB...
16 04 2024 20:50:12
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2024 18:37:32
Статья в формате PDF 119 KB...
14 04 2024 15:44:19
Новым методом в диагностике болезней и оценке физиолого-биохимического статуса организма животных является определение динамического поверхностного натяжения (ПН) сыворотки крови. У лошадей разного пола, возраста и породы ПН имеет ряд особенностей. Установлено, что у жеребцов разных пород наблюдаются отличия в изменениях ПН сыворотки крови с возрастом, наиболее выраженные в возрасте 7–8 лет. Наиболее специфичным показателем породы и возраста является угол наклона начального и конечного участка тензиограммы, что может быть использовано в пpaктике в качестве экспресс-контроля возраста и породы лошадей по пробам крови. При проведения измерений были получены высокие значения ПН при малых временах существования поверхности для некоторых групп животных, что может быть связано с особым соотношением компонентов (белки, липиды, соли и др.) в сыворотке крови. ...
13 04 2024 21:48:24
Статья в формате PDF 115 KB...
12 04 2024 23:19:56
Впервые описывается клиническая картина ятрогенного заболевания, вызываемого инъекторами и лекарственными средствами, вводимыми в тело пациентов медицинскими работниками. Заболевание названо «инъекционной болезнью (болезнью Уpaкова)». Клинически заболевание хаpaктеризуется локальным острым течением, появлением разноцветной пятнистости кожи в месте инъекции, преимущественным поражением подкожно-жировой клетчатки, других клетчаточных тканей и крови. Указываются этиология, патогенез, варианты течения, исходы, лечение и меры профилактики новой болезни. ...
11 04 2024 7:17:26
Статья в формате PDF 263 KB...
10 04 2024 15:18:30
Статья в формате PDF 101 KB...
09 04 2024 4:16:13
Статья в формате PDF 123 KB...
08 04 2024 11:33:53
Статья в формате PDF 104 KB...
07 04 2024 22:55:48
Статья в формате PDF 154 KB...
06 04 2024 11:10:52
Статья в формате PDF 115 KB...
03 04 2024 5:29:46
Статья в формате PDF 113 KB...
02 04 2024 0:22:59
Статья в формате PDF 125 KB...
01 04 2024 15:41:27
31 03 2024 10:20:17
Статья в формате PDF 542 KB...
30 03 2024 5:17:51
Статья в формате PDF 194 KB...
28 03 2024 4:35:42
Статья в формате PDF 109 KB...
27 03 2024 6:41:17
26 03 2024 13:39:13
Статья в формате PDF 118 KB...
25 03 2024 2:18:11
Статья в формате PDF 111 KB...
24 03 2024 10:26:20
Статья в формате PDF 155 KB...
23 03 2024 10:36:58
Статья в формате PDF 274 KB...
22 03 2024 12:36:42
Статья в формате PDF 118 KB...
20 03 2024 19:31:54
Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные хаpaктеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...
18 03 2024 19:41:59
Статья в формате PDF 115 KB...
17 03 2024 15:32:40
16 03 2024 8:54:31
Статья в формате PDF 121 KB...
15 03 2024 7:27:18
Статья в формате PDF 110 KB...
14 03 2024 3:55:51
Разработан новый морфометрический показатель площади контакта эпителия и стромы. Показатель использовался автором при многолетних исследованиях морфофункционального состояния щитовидной железы у женщин и в эксперименте. ...
13 03 2024 12:15:26
Статья в формате PDF 108 KB...
12 03 2024 19:29:51
Статья в формате PDF 127 KB...
11 03 2024 11:30:49
Статья в формате PDF 132 KB...
10 03 2024 14:13:22
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::