ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЖИЗНИ ВДОВ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ) > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЖИЗНИ ВДОВ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ЖИЗНИ ВДОВ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЦЕРКВИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ. (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ГУБЕРНИИ)

Колесникова В.Л. Зачастую жены священно и церковнослужителей к 40 годам оставались без супруга с 6-8 детьми на руках, половина из которых малолетние, а некоторые носителями неизлечимой болезни. Права на наследство и различного рода материальную помощь строго регламентировались Синодальным управлением. Семьи получали полные пенсии после cмepти родителя, если выслуга составляла не менее 30 лет. Малоимущие семьи священников имели право на получение единовременного пособия. Если срок выслуги отца семейства был менее 10 лет. Благополучие вдов с детьми священно и церковнослужителей зависело от состояния здоровья отца, что давало возможность исправно и в соответствии с временными нормами выработки нести службу, в противном же случае – святое семейство оставалось без средств к существованию. Статья в формате PDF 137 KB Касательно прав собственности на дом и сад, то они в равной степени могли принадлежать как жене, так и мужу. Дочери лиц духовного звания, не имевшие родных братьев получали в качестве приданного отцовский дом, постройки и сад. Землю формально духовные лица не наследовали, так как она считалась церковной. В городах нередко новый дом или флигель оформлялся на жену или вдову священника или дьякона1.

Духовенство с самого начала было свободно от государственных налогов, прежде всего, от подушной подати, рекрутской (с момента ее учреждения и вплоть до введения всеобщей воинской повинности), а с 1874 - воинской повинности и от воинского постоя. Но свобода священнослужителей (священников и диаконов) от телесного наказания была провозглашена лишь в 1747.

Лица духовного звания были лишены права владеть крепостными (до секуляризации это право осуществляли корпоративно монастыри, архиерейские дома и даже некоторые церкви), но за священниками перешедшими в духовенство из дворян, а также получившими ордена, это право признавалось. Духовенство могло владеть ненаселенными землями и домами. При владении домами для духовных лиц существовало одно ограничение: в этих домах нельзя было размещать тpaктирные и питейные заведения. Духовные лица не могли заниматься подрядами и поставками и выступать поручателями по ним. Вообще лицам духовного звания было запрещено заниматься «несвойственными им» торговыми промыслами, влекущими за собою причисление их к торговому разряду (т.е. запись в гильдии и цехи). Это запрещение шло в том же ряду, как и запрещение духовенству посещать «игрища», играть в карты и т.п.2

Принадлежность к духовному сословию усваивалась при рождении и при вступлении в ряды белого духовенства из других сословий. Разрешалось поступать в духовенство лицам всех сословий, кроме крепостных, не получивших увольнительной от своих владельцев, но лица податных сословий могли вступать в ряды духовенства только при удостоверении местного епархиального начальства о недостатке лиц духовного звания для замещения соответствующей должности, при «одобрительном» поведении и при наличии увольнительного свидетельства от крестьянского или городского общества.

Дети священно и церковнослужителей наследовали их сословную принадлежность и не должны были при достижении совершеннолетия избирать себе род жизни, но остающиеся при отцах до 15-летнего возраста без отдачи в духовные училища и соответствующего обучения или исключенные из духовных училищ за непонятливость и леность исключались из духовного звания и должны были избирать себе род жизни, т.е. приписаться к какой-либо общине податного сословия - мещанской или крестьянской - или записаться в купцы. Избирать себе род жизни должны были и дети священно- церковнослужителей, добровольно уклоняющихся из духовного сословия. До 1860-х для «излишних» детей духовенства периодически устраивались так называемые «разборы», при которых дети священно и церковнослужителей, нигде не записанные и никуда не определенные, отдавались в солдаты3.

Принадлежность к духовному сословию сохранялась при достижении совершеннолетия только при поступлении на священно - церковно - служительскую должность. Принадлежность к духовному сословию могла сочетаться с прирожденными или полученными (например, по ордену) правами дворянства и почетного гражданства.

Дети духовенства имели право (а первоначально это право означало и обязанность) на получение образования в духовных училищах. Выпускники духовных семинарий и духовных академий могли пожелать избрать для себя светскую карьеру. Для этого они должны были уволиться из духовного ведомства. Рожденные в духовном звании при поступлении на гражданскую службу пользовались правами, одинаковыми с детьми личных дворян, но это касалось лишь священнослужительских детей. При поступлении - добровольно или по разборам - в военную службу дети духовенства, окончившие среднее отделение семинарии и не уволенные из семинарии за пороки, пользовались правами вольноопределяющихся. Но для лиц, добровольно сложивших с себя священный сан и желавших поступить в гражданскую службу, такое поступление было запрещено для священников в течение 10 лет после снятия сана, а для диаконов - 6 лет.

Жены духовных лиц усваивали их сословную принадлежность и сохраняли ее после cмepти мужей (до вторичного бpaка). Лица, принадлежавшие к православному духовенству, подлежали суду духовного ведомства.

Православное духовенство объединяет священнослужителей - члeнов церковной иерархии всех трех ее степеней: епископов (архиереев), пресвитеров и диаконов. Духовенство делится на белое (состоящее из лиц женатых, находящихся в одном бpaке, неразведенных) и черное (состоящее из лиц священного сана, принявших монашество и давших обет безбрачия)4.

Таблица 1. Православное духовенство

священный чин

низшие служебные должности

высший священный чин

второй

священный чин

третий священный чин

Епископы

Архиереи

 

Священники

иерей

Диакон

протодиакон

псаломщик

Патриарх

 

протоиерей

иеродиакон

пономарь

Викарий

 

протопресвитер

архидиакон

иподиакон

иеромонах

Рассмотрим белое духовенство, представители которого обязаны иметь семью для нормального существования, т.к. объектом нашего исследования является женщина духовного сословия.

Ранее было отмечено, что супруга церковно и священнослужителя была обременена хозяйственными заботами и воспитанием детей, а материальное благополучие обеспечивал супруг. В архивных материалах часто встречаются документы, из которых следует, что к 45-50 годам женщина вдовела, имея в семье до 8 детей разного возраста, которых нужно воспитать и дать образование, что требовало немалых финансовых затрат.

Например, вдова псаломщика-пономаря Николаевской церкви с.Крестица Тимского уезда Курской епархии Иоанна Тимофеева, Анна Николаевна 44 лет от роду должна была «поставить на ноги» пятерых детей от 9 до 16 лет5, как и вдова диакона Вознесенской церкви Путивльского округа Параскева Афанасьевна - от 7 до 14 лет6, и Александра Ивановна, вдова священника с.Шахова Корочанского уезда, не имеющая материальных средств для воспитания пятерых детей (от 5 до 13 лет)7, а Анастасия Николаевна, жена священника с.Истобного Курской епархии, овдовев в 44 года имела восьмерых детей от 9 до 23 лет8, как и вдова диакона Любовь Афанасьевна, имеющая 8 детей9 и т.д.

В таких случаях семейства умерших священников и церковнослужителей могли пользоваться пенсиями и единовременными пособиями, но не всегда закон был на их стороне.

Право на получение пенсий и единовременных пособий предоставлялось при увольнении от службы штатным священникам и псаломщикам, а после cмepти их вдовам и детям, что регламентируется «Уставом о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства от 3 июня 1902г.»10. «Священники, подвергшиеся лишению сана, а также псаломщики, которые подвергнуться исключению из службы и духовного звания, теряют право на пенсии, как для себя, так и для семейства»11, о чем свидетельствует ст.14 «Устава».

В ст.5 «Устава» говорится, что вдовы и дети умерших священников и псаломщиков имеют право на пенсию, если мужья и отцы их:

  1. умерли на службе по приобретении права на пенсию с выслугою установленных сроков;
  2. находились в отставке и получали пенсию или имели право получать пенсию.

Правом на пенсии не пользовались по ст.6 «Устава»:

  1. достигшие 21 года;
  2. сыновья, вступившие в службу или общественные заведения на казенное содержание;
  3. дочери замужние или принятые в общественное заведение на казенное содержание.

Пожизненные пенсии могли быть назначены детям священников и псаломщиков, которые находились в бедности, получили увечия или одержимы неизлечимыми болезнями, что следует из ст.7 «Устава».

Что касается сроков выслуги пенсий, то они распределяются по ст.9 «Устава» следующим образом:

  1. от 20 до 30 лет выслуги получают1/3 оклада;
  2. от 30 до 35 лет - 2/3 оклада;
  3. за 35 и более лет выслуги - полный оклад

Выходящие за штат по неизлечимой болезни или состоянию здоровья, имеют право на следующие пенсии, что указано в ст.11 «Устава»:

  1. от 10 до 20 лет - 1/3 оклада;
  2. от 20 до 30 лет - 2/3 оклада;
  3. 30 лет - полный оклад.

Из ст.12 «Устава» следует, что священники и псаломщики, которые не могут существовать без посторонней помощи, т.е. по состоянию здоровья, не дееспособны, получают пенсии:

  1. от 5 до 10 лет выслуги - 1/3 оклада;
  2. от 10 до 20 лет - 2/3 оклада;
  3. 20 лет - полный оклад.

В ст.13 «Устава» фиксируется выслуга псаломщиков, начиная с 17-летнего возраста, а у священников в том случае, если они по всем правилам после учебного заведения были рукоположены в сан и определены в приход. Всякая служба - гражданская, военная, духовная засчитывается 1год за 1 год, что отражено в ст.14 «Указа».

Размеры пенсий священно и церковнослужителей зависели от занимаемой должности (благочинный, псаломщик, ключник, пономарь, и т.д.), духовного чина (дьякон, иерей, протоиерей и т.д.) и статуса духовного заведения (кафедральный собор, церковь в уезде, приписная церковь и.т.д.).

Ст.17 «Указа» предоставляет нам сведения о полном окладе духовенства12:

Таблица 2. Сведения о полном окладе духовенства

№ п/п

должность

духовный чин

статус духовного заведения

оклад (руб./год)

1

настоятель

протоиерей

кафедральный собор

500

2.

ключарь (пономарь)

 

кафедральный собор

400

3.

 

протоиерей

кафедральный собор

400

4.

 

Священник*

кафедральный собор

300

5.

иподиакон

 

кафедральный собор

200

6.

 

протоиерей

сельская или городская церкви

300

7.

 

протодиакон

300

8.

 

диакон

сельская или городская церкви

200

9.

псаломщик

диакон

 

100

*Священник в должности члeна консистории или благочинного не менее 10 лет беспрерывного служения получал к окладу еще 60 рублей в год, т.е. примерно 360 руб. в год.

Из ст.18 «Указа» ясно, что вдове умершего священника или псаломщика пенсия назначалась в размере 50% от пенсии мужа, т.е. вдова псаломщика могла получать около 150 рублей в год, а вдова псаломщика около 50 рублей в год.

В ст.21 «Устава» говориться о вдовах с детьми, имеющими право на пенсию 50%, а их дети по 1/3 части другой половины «на каждого сына или дочь», если осталось без отца три малолетних ребенка, то выплачивалась полная пенсия.

Если пенсия не превышала 30 рублей в год на все семейство, то добавлялось 30 рублей без уменьшения оклада.

Малолетние дети, оставшиеся без матери после cмepти отца, получали по ¼ части от оклада каждый. Если их четверо - то полную пенсию13. Лица, желающие воспользоваться пенсией или единовременным пособием, подавали прошения епархиальному преосвященству14.

В ст.32 пятой главы «Устава» сказано, что вдовам и детям священников и псаломщиков пенсия назначалась со дня cмepти мужа или отца, «если прошение о пенсии было подано в течение года с означенного дня; в противном случае - со дня подачи прошения». Для вдов и детей все России - срок подачи ограничивался двумя годами. Несовершеннолетние круглые сироты не лишались прав на получение пенсии, если они по достижении 16-летнего возраста не пропустили установленных в ст.32 сроков. Сиротам, отец которых вступил в монашество, пенсия назначалась со дня постижения.

Несовершеннолетние и неизлечимо больные совершеннолетние дети духовенства тоже могли претендовать на материальную помощь в виде пенсии.

В подтверждение этому можно рассмотреть «список сведений о детях священника Александра Истомина Курской епархии о назначении пенсии»15, где сказано, что назначается пенсия «вдовым детям умершего священника Благовещенской церкви г.Старый Оскол Курской епархии Александра Истомина - совершеннолетней неизлечимо больной дочери Евпpaксии, 35 лет и несовершеннолетним детям Ге opгию, 20 лет и Михаилу, 18 лет.

Размер пенсии определяется выслугой отца-священника, составляющей 42 года в 225 рублей в год. Ге opгию и Михаилу Истоминым пенсия выплачивается с 16.12.1908г., дня cмepти отца, а Евпpaксии Истоминой - с 31.01.1909г. - дня подачи прошения о назначении пенсии16. Порядок назначения пенсии устанавливается статьями 28, 32 Указа.

Пенсии распределялись неравнозначно, не учитывалась численность семейства, например на четверых несовершеннолетних детей, как было рассмотрено выше, выделяется полная пенсия, и на пятерых17 и более - та же сумма.

Малоимущие семьи священников и псаломщиков, главы которых умерли до выслуги установленных пенсионных сроков, имели право на получение единовременного пособия. Если срок выслуги менее 10 лет, то семья получает полугодовой оклад, если более 10 лет - годовой. Если же пенсия предоставляется по другому ведомству, то пособие не выплачивается. В случае, когда вдове выделяется единовременное пособие, дети после ее cмepти не могут воспользоваться этим правом еще раз.

Таким образом, благополучие вдов с детьми священно и церковнослужителей зависело от состояния здоровья отца, что давало возможность исправно и в соответствии с временными нормами выработки нести службу, в противном же случае - святое семейство оставалось без средств к существованию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Орлова В.Д. Семьи духовенства во второй половине XIXв. Распределение мужских и женских обязанностей в повседневной жизни//От мужских и женских к гендерным исследованиям /Материалы международной конференции. Тамбов, 2001. С.112.
  2. http://tcheltsov.narod.ru/orthodox.htm
  3. Там же.
  4. Состав русского духовенства /http: //russzastava.narod.ru /veraduhovenst.html
  5. ГАКО. Ф.25.Оп.1.Д.22. Л.10.
  6. Там же. Л.87.
  7. Там же. Л.91.
  8. Там же. Л.73.
  9. Там же. Л.97.
  10. Устав о пенсиях и единовременных пособиях священнослужителям и псаломщикам епархиального ведомства от 3 июня 1902г./Справочная книга о церквях, приходах и причтах Курской епархии за 1908г. В 3-х ч. Ч. III. Курск: Электрическая Тип-Литография. П.З. Либерман, 1909.
  11. Там же.
  12. Там же. Ст.17.
  13. Примечание: Также пенсия распределялась после cмepти матери. Если отец поступил в монахи.
  14. Прошения о назначении пенсий или пособий малолетним сиротам подавались их опекунами или местными благочинными.
  15. ГАКО.Ф.20. Оп.2. Д.471. Л.19об.-20.
  16. Там же.
  17. ГАКО. Ф.25.Оп.1.Д.22.Л.1.


ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей. Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки. Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8). Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса. ...

09 01 2025 10:37:30

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТРУИ И ЕЁ СЛЕДСТВИЙ

ВОЗМОЖНОСТИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРОСТРУИ И ЕЁ СЛЕДСТВИЙ Для исследования вариаций параметров живых существ, обитающих в биосфере в разных широтных регионах, в частности экваториальных, построена модель экваториального электроджета, основанная на численном решении дифференциальных уравнений второй степени для потенциала, вызванного прострaнcтвенным зарядом. ...

05 01 2025 21:21:45

ЦЕМЕНТАЦИЯ В ТВЕРДОМ КАРБЮРИЗАТОРЕ

ЦЕМЕНТАЦИЯ В ТВЕРДОМ КАРБЮРИЗАТОРЕ Статья в формате PDF 280 KB...

31 12 2024 23:32:55

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА

КАРАМОВА ЛЕНА МИРЗАЕВНА Статья в формате PDF 77 KB...

25 12 2024 0:22:59

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ

ГЕННАДИЙ ФЕДОРОВИЧ КИСЕЛЕВ Статья в формате PDF 205 KB...

19 12 2024 22:42:58

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО Статья в формате PDF 112 KB...

18 12 2024 2:35:14

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

ГЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ Статья в формате PDF 156 KB...

14 12 2024 1:32:24

АКТИВАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЛИПОПЕРОКСИДАЦИИ – ТИПОВОЙ ПРОЦЕСС ДЕЗИНТЕГРАЦИИ БИОСИСТЕМЫ ПРИ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ

АКТИВАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЛИПОПЕРОКСИДАЦИИ – ТИПОВОЙ ПРОЦЕСС ДЕЗИНТЕГРАЦИИ БИОСИСТЕМЫ ПРИ ОЖОГОВОЙ БОЛЕЗНИ Комплексное клинико-лабораторное обследование 20-ти больных в динамике ожоговой болезни средней степени тяжести позволило выявить закономерность системных метаболических расстройств в виде активации процессов перекисного окисления липидов. Установлена взаимосвязь чрезмерного накопления в эритроцитах и плазме крови промежуточных продуктов липопероксидации с тяжестью клинических проявлений патологии. В период ожогового шока и токсемии имело место прогрессирующее повышение содержания малонового диальдегида и диеновых конъюгатов в крови, а положительная клиническая динамика ожоговой болезни у выздоравливающих больных (15 – 25 сутки наблюдения) коррелировала со снижением интенсивности процессов липопероксидации. Выявлена положительная корреляция между повышенным содержанием в крови продуктов липопероксидации, уровнем молекул средних масс и развитием синдрома цитолиза. ...

08 12 2024 7:51:24

О НРАВСТВЕННО–ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАСТУПАЮЩЕЙ ЭПОХИ

О НРАВСТВЕННО–ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ НАСТУПАЮЩЕЙ ЭПОХИ В статье, опираясь на новые мировоззренческие позиции, предпринята попытка обосновать неизбежность высокой нравственности для выживания человечества в условиях космоземных преобразований. ...

06 12 2024 2:28:46

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::