МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ажмуратова М.А. Статья в формате PDF 116 KB

Более чем двадцатилетний опыт экологической политики стран запада выбрал свою систему отчетности в виде национальных докладов, где результаты деятельности оценивались по отдельным направлениям с помощью небольшой группы показателей, отражающей изменения качества отдельных природных сред (состояние атмосферы, водных объектов, земли и т.д.). Давая общее представление об эффективности мер, о реальных возможностях достижения тех или иных целей, они были структурно не связаны ни друг с другом, ни с общим состоянием экономики. В России, начиная с 1989г., также было опубликовано несколько таких отчетов - Государственных докладов о состоянии окружающей среды. Они используют в своей основе концепцию, сходную с западными странами, но имеют гораздо более сложную многоаспектную структуру. Обилие текстового и иллюстрационного материала позволяет более или менее достоверно оценивать отдельные направления экологической политики в стране. С каждым годом усложняется структура приводимых в отчетах показателей.

Переход к адаптивной системе ведения сельского хозяйства является решающим условием достижения наибольшей экономической отдачи на единицы вложенных невосполнимых ресурсов, капитала и труда. При этом низкозатратность выступает в качестве одного из важнейших показателей уровня интенсификации и наукоемкости сельскохозяйственного производства, поскольку обеспечивает как путем совершенствования техногенных биологических средств производства, так и за счет более эффективного вовлечения в продукционный и средообразующий процесс «даровых сил природы».

Еще во второй половине XVIII начале XIX веков подчеркивалось, что главной целью сельского хозяйства является не только достижение высокой урожайности, но и получение возможно большей прибыли. Иными словами, способность обеспечивать экономическую эффективность считалась для сельского хозяйства столь же важной, как искусство хорошо возделывать пашню. При этом высокие экономические показатели могут быть достигнуты лишь в том случае, если сельскохозяйственное производство базируется на широком использовании достижений как агрономических, так и естественных наук.

В связи со снижением темпов производства, в современных условиях, сокращаются ресурсы накопления на предприятиях, затрудняются воспроизводственные связи в системе взаимосвязанных отраслей растениеводства и животноводства, обеспечивающих производство, хранение и реализацию продукции. Из-за ограниченности общего инвестиционного потенциала, появилась необходимость разработки новой концепции хозяйствования, поиска приоритетов в развитии экономики.

Существенное преобразование системы экономических отношений, форм собственности и хозяйствования, осуществление земельной реформы является основным направлением в современной аграрной политике.

В основе экономической эффективности сельскохозяйственного производства и его адаптивности лежит дифференцированное использование неравномерно распределенных во времени и прострaнcтве лимитирующих величину и качество урожая природных факторов. Особенности местных природных условий определяют целесообразность использования сельскохозяйственных культур, соответствующих сортов. Адаптивная стратегия ведения сельского хозяйства тесно связана с реализацией дифференциальной земельной ренты. Формирование цен на сельскохозяйственную продукцию с учетом дифференциальной земельной ренты, а так же спроса и предложения создает равные экономические предпосылки хозяйствования, что позволяет объективно оценивать эффективность производства различных видов сельскохозяйственной продукции в разных природных зонах.

На осуществление природоохранных мероприятий направляют растущие капитальные и текущие затраты. Выбор конкретных направлений сокращения воздействия общественного производства на окружающую среду требует всестороннего экономического обоснования. Экономическое обоснование позволяет выбрать наиболее эффективные направления природоохранной политики, имеющей большое значение при ограниченности фонда накопления и необходимости его использования с большей отдачей.

Переход предприятий агропромышленного комплекса к рыночным отношениям и рыночной экономике выдвигает на первый план экономические критерии эффективности производства. Но при этом следует учитывать аспекты производственной и социальной сферы и, прежде всего, - экологический.

Деятельность сельскохозяйственных предприятий и технологического приема должно подвергаться комплексной оценке. При одностороннем подходе к оценке технологического приема нарушается диалектическое единство взаимосвязи и взаимозависимости различных процессов. Так, например, при применении средств химизации действие препарата оценивается лишь по тому эффекту, который он дает в борьбе с вредными организмами. Это - величина и стоимость прибавки урожая, окупаемость затрат. Но при этом не учитывается, что гибнут полезные насекомые, исполняющие важную роль в сложной цепи природной взаимосвязи.

Поэтому можно сформулировать следующие методологии эффективности производства с учетом экологических факторов:

  1. Точнее прогнозировать последствия принимаемых решений. Предвидеть ситуации, возникающие в производственной, экономической, социальной и экологической сферах в результате принятого решения;
  2. Выражать разнокачественные результаты в одних единицах измерения, что позволит сопоставить несколько вариантов (можно использовать такие единицы, как условную продукцию, денежные знаки);
  3. Необходимо выделить принципиальный момент оценки, который исполняет роль ограничителя при отборе приемлемых с экологической точки зрения решений;
  4. Целесообразно оценивать эффективность мероприятий не по промежуточному, а по конечному результату;
  5. Равнозначимость социального, экономического и экологического эффекта при окончательном решении о выборе того или иного варианта.

Соблюдение всех перечисленных принципов вполне возможно, но это требует, в свою очередь, мер по природоохранной деятельности со стороны государства.



ЛЕС – ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО РОССИИ

ЛЕС – ЗЕЛЕНОЕ ЗОЛОТО РОССИИ Статья в формате PDF 286 KB...

09 12 2024 16:13:51

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ ПИТАНИЯ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Обсуждаются возможности использования микроскопических почвенных водорослей при оценке качества окружающей среды. Показано, что в качестве критериев при прогнозировании антропогенной нагрузки на наземные экосистемы можно использовать изменение видового состава и численности почвенных водорослей. ...

08 12 2024 7:26:41

ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННОГО ПИЗАМИНА, АНТИВИТАМИНА ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ, НА СОДЕРЖАНИЕ АМИНОКИСЛОТ И БЕЛКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МЕЖДОУЗЛИЙ ГОРОХА ОТ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА К ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЮ

ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННОГО ПИЗАМИНА, АНТИВИТАМИНА ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ, НА СОДЕРЖАНИЕ АМИНОКИСЛОТ И БЕЛКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МЕЖДОУЗЛИЙ ГОРОХА ОТ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА К ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЮ Установлено, что переход междоузлий проростков гороха от интенсивного роста к замедлению и прекращению коррелирует с образованием и накоплением в них эндогенного пизамина, антивитамина пантотеновой кислоты, что приводит к количественному снижению ряда аминокислот и общего белка. Это может быть следствием переориентации метаболических процессов, вызывающих замедление и прекращение растяжения клеточных стенок междоузлий. ...

27 11 2024 3:54:57

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕДИНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ"

ОСОБЕННОСТИ НЕПРЕРЫВНОЙ МНОГОУРОВНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ЕДИНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ-ВУЗ" В работе выявлены специфические особенности непрерывной многоуровневой подготовки специалистов в едином педагогическом прострaнcтве « Школа – Колледж – ВУЗ », позволяющие с иной точки зрения подходить к отдельным аспектам модернизации непрерывного образования. ...

19 11 2024 11:43:52

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::