УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ О ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ
Рассматривая живые существа, Аристотель подходит к ним с точки зрения соотношения материи и формы. Если форма вообще оказывается движущим началом, то душа, естественно, оказывается формой, а тело - материей органического существа. Более точно Аристотель определил душу как первую энтелехию органического тела, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям, душа делится на три рода. Функции питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным, образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит только человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых - могут.
Аристотель понимал душу, как движущее начало, но утверждал, что сама душа не может двигаться.
Аристотель различал четыре вида движения (изменения): (1) возникновение и уничтожение;(2) качественное изменение, т.е. изменение свойства; (3) количественное изменение, т.е. увеличение и уменьшение (рост, убыль); (4)перемещение, перемена места. Собственно к движению он относит изменения вида (2)-(4), поскольку изменение вида (1) есть скорее просто измерение, состоящее в переходе одной вещи в другую. Между тем, утверждает философ, возникновение и уничтожение совершаются относительно сущности; для нее же «нет движения, так как ничто существующее ей не противостоит».
Так как имеется четыре вида движений, то душа должна иметь или одно из этих движений, или несколько, или все. Если душа движется непривходящим образом, то движение должно быть ей присуще по природе, а если движение, то место: ведь все названные движения происходят в каком-то месте. Но если сущность души заключается в том, что она сама себя движет, то движение ей будет присуще не привходящим образом.
Если движение присуще душе от природы, то она могла бы быть приведена в движение и посторонней силой, а если бы и посторонней силой, то и от природы. Так же обстоит дело и с покоем. Ведь куда вещь стремится от природы, там же она и от природы находится в покое. И точно так же: куда вещь движется под действием посторонней силы, там же она под действием посторонней силы находится в покое. Аристотель не мог точно объяснить движение души в состоянии ее покоя под действием посторонней силы.
Мы говорим, что душа скорбит, радуется, дерзает, испытывает страх, далее, что она гневается, ощущает, размышляет. Все это кажется движениями. И поэтому можно было подумать, что и сама душа движется. Но это вовсе не необходимо. Ведь если и скорбеть, радоваться, размышлять -это именно движения, и все это означает быть приведенным в движение, то такое движение вызывается душой (например, гнев или страх - оттого, что сердце вот так-то приходит в движение; размышление, быть может, означает такое вот движение сердца или чего-нибудь иного; причем в одних случаях происходит перемещения, в других - превращения). Между тем сказать, что душа гневается, - это то же, что сказать - душа ткет или строит дом. Ведь лучше, пожалуй, не говорить, что душа сочувствует, или учится или размышляет. И это не означает, что движение находится в душе, а означает, что оно то доходит до нее, то исходит от нее; так, восприятие от таких-то вещей доходит до нее, а воспоминание - от души к движениям или к их остаткам в органах чувств.
Из изложенного очевидно, что душа не может двигаться. А если она вообще не движется, то ясно, что она не может двигать самое себя.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аристотель. Сочинения в четырех томах. Том 1. О душе. Ред. В.Ф. Асмус. М.: Мысль, 1996
- Зубов В.П. Аристотель. - М.: Просвещение, 1963.
- Канке В.А. Философия. - М.: Логос, 2002
Статья в формате PDF
130 KB...
02 02 2023 14:21:51
Статья в формате PDF
140 KB...
01 02 2023 2:55:24
31 01 2023 0:16:36
Статья в формате PDF
134 KB...
28 01 2023 5:52:15
Статья в формате PDF
119 KB...
27 01 2023 9:17:27
Статья в формате PDF
216 KB...
26 01 2023 11:14:18
Статья в формате PDF
154 KB...
24 01 2023 23:11:26
Статья в формате PDF
119 KB...
23 01 2023 19:58:58
Статья в формате PDF
200 KB...
22 01 2023 9:22:21
Статья в формате PDF
185 KB...
21 01 2023 21:13:13
Статья в формате PDF
121 KB...
20 01 2023 16:10:55
Статья в формате PDF
190 KB...
19 01 2023 3:34:11
Статья в формате PDF
111 KB...
18 01 2023 3:42:59
17 01 2023 4:50:17
Статья в формате PDF
112 KB...
16 01 2023 0:37:43
Рассмотрены основные составляющие познавательной системы профессора И.С.Мустафина, которая включает позитивное использование опыта негативных событий, а также применение оригинальных задач-рассказов и поэтического творчества для развития творческих и естественнонаучных способностей.
...
15 01 2023 0:21:38
Статья в формате PDF
266 KB...
14 01 2023 4:49:48
Статья в формате PDF
282 KB...
13 01 2023 3:51:35
Статья в формате PDF
113 KB...
12 01 2023 0:40:11
Статья в формате PDF
274 KB...
11 01 2023 13:33:52
Статья в формате PDF
141 KB...
10 01 2023 14:40:46
Статья в формате PDF
257 KB...
09 01 2023 4:17:52
Статья в формате PDF
107 KB...
08 01 2023 12:12:53
Статья в формате PDF
384 KB...
07 01 2023 19:55:18
Статья в формате PDF
120 KB...
06 01 2023 20:47:58
Статья в формате PDF
131 KB...
05 01 2023 20:47:38
Статья в формате PDF
104 KB...
04 01 2023 3:41:53
Статья в формате PDF
131 KB...
03 01 2023 10:24:53
Статья в формате PDF
122 KB...
02 01 2023 6:42:53
Статья в формате PDF
112 KB...
28 12 2022 2:34:12
Статья в формате PDF
116 KB...
26 12 2022 20:53:12
Статья в формате PDF
257 KB...
25 12 2022 0:37:10
Статья в формате PDF
204 KB...
24 12 2022 17:45:49
Рассмотрено понятие параллельного мира. Выявлены опытные основания его существования. Предсказано пpaктическое использование иных измерений в решении физико-технических проблем, в медицине, трaнcпорте, левитации и проскопии.
...
23 12 2022 10:54:42
Статья в формате PDF
120 KB...
21 12 2022 14:51:58
В работе проводились исследования 129 больных в возрасте от 1 месяца до 14 лет. У 68 (52,7 %) детей был диагностирован сальмонеллез еnteritidis, а у 61 (47,3 %) – сальмонеллез typhimurium. В ходе исследования проведена оценка клинической эффективности антибиотикотерапии с определением чувствительности к антимикробным препаратам. Выявлено, устойчивость клафорана к действию большинства бета-лактамаз, определена его клиническая эффективность в терапии тяжелых форм сальмонеллеза еnteritidis. Подтверждена не высокая эффективность монотерапии ципрофлоксацином. Рекомендована коррекция лечения путем использования комбинации препаратов – ципрофлоксацин + меронем.
...
20 12 2022 10:28:57
Статья в формате PDF
120 KB...
19 12 2022 1:48:41
Статья в формате PDF
286 KB...
17 12 2022 21:39:53
Статья в формате PDF
120 KB...
15 12 2022 7:25:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::