ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Сетяева Н.Н Статья в формате PDF 252 KB Подготовка современного специалиста по физической реабилитации тесно связана с высокой степенью овладения профессиональными навыками и совершенствованием психической саморегуляции, так как данное направление деятельности в современных условиях требует от специалиста проявления как физических, так и психических возможностей. Методическая направленность учебного процесса студентов на совершенствование навыков психической саморегуляции способствует более успешной подготовке будущего специалиста в области реабилитации и адаптивной физической культуры.

При умении легко и уверенно учиться психической саморегуляции, при спокойном отношении к риску (непременному элементу любого обучения), специалист -реабилитолог и пациент сравнительно быстро овладевают способами релаксации. Достигается это умение сосредоточением внимания на дыхании, на мышечном ощущении и полном освобождении от всяких мыслей, мешающих сосредоточению на легко усвояемом дыхательном упражнении (вдох - задержка дыхания - выдох, повторяемые 3-5 раз) и мышечном расслаблении.

Процесс протекания болезни, либо период восстановления после заболевания в современной действительности хаpaктеризуется предельными, а часто и запредельными психическими нагрузками, поэтому проблема психорегуляции в физической реабилитации представляется экстраординарной. При этом специфика физической реабилитации предъявляет к психорегуляции свои требования для решения специфических задач, таких как повышение и восстановление психической и физической работоспособности, регуляция психических состояний в их полиморфном проявлении, повышение, мобилизация психофизиологических и функциональных резервных возможностей организма, коррекция индивидуально-психологических особенностей личности и др.

В современныхусловиях реабилитации широкое распространение получили разнообразные средства и методы воздействия на организм человека, стимулирующие его работоспособность и оказывающие положительное влияние на восстановление (биологические препараты, медикаменты, массаж, электростимуляция, гидротерапия, условия гипоксии и т.д.). Среди психорегулирующих средств воздействия широко применяются психотонические и психомышечные тренинги (аутотренинг, психорегулирующая тренировка, психомышечная тренировка). Это указывает на необходимость обучения студентов, специализирующихся в области физической реабилитации, навыкам психорегуляции.

Существует множество мнений, что массаж необходимо проводить в сочетании с элементами внушения. Ведь чтобы добиться положительного эффекта от массажа, необходимо, прежде всего, создать благоприятные предпосылки в отделах центральной нервной системы, регулирующих деятельность того или иного органа или системы. В этом плане необходимо отметить немалую значимость психологического фактора воздействия массажа, умелое использование которое значительно улучшает эффект массажа, а порой и целиком определяет его результат. Так, при различных неврозах, проведение успокаивающего массажа при чрезмерном возбуждении вряд ли будет эффективным без учета и умения психологического воздействия на массируемого.

Психологическое состояние пациента зависит как от состояния его организма и центральной нервной системы, так и от влияния тех людей, специалистов, которые его окружают и обязаны помогать ему во всем. Специалистам по реабилитации важно учитывать не только специальное влияние на самочувствие пациента применяемых ими средств и методов, но и то, как они влияют на психику с помощью слова. В процессе реабилитации полное расслабление тех или иных групп мышц и состояние релаксации всего тела достигаются с большей глубиной, если, наряду с другими средствами реабилитации, применяются и соответствующие приемы психорегуляции. Комплекс приемов может быть индивидуализирован у каждого пациента в зависимости от его индивидуально-психологических особенностей, уровня нервно психического напряжения, хаpaктера заболевания или повреждения и многих других факторов.

Следует отметить, что в процессе физической реабилитации большое значение имеет правильное использование средств и методов психической саморегуляции, а этому необходимо обучать студентов в ходе занятий, чтобы они могли преломить свои знания и умения на пpaктике. На этом основании представляется весьма актуальной обоснование методики обучения навыкам психической саморегуляции студентов, специализирующихся в области физической реабилитации. Которая должна включать в себя основы:

  • физической реабилитации при всех основных формах патологии, различных заболеваниях, особенностей реабилитации инвалидов;
  • лечебной физической культуры, массажа, физиотерапии и естественных факторов среды, которые преследуют цель восстановления, сохранения и укрепленияздоровья человека;
  • психической саморегуляции, способствующей повышению качества работы современного специалистав области реабилитации и эффективности процессавосстановления состояния пациентов после заболевания или травм.

Формирование и эффективность использования внутренних средств деятельности по регуляции собственным состоянием выступает в качестве центрального момента психологического и педагогического исследований. В прикладных работах, направленных на оптимизацию состояний человека (в труде, обучении, спорте), проблема саморегуляции рассматривается в связи с использованием специальных средств и методов психической саморегуляции. Однако пpaктика показывает, что применение предлагаемых средств и методов недостаточно эффективно и требуется более современный подход к обучению психической саморегуляции. На наш взгляд наиболее целесообразным является включение в процесс обучения рефлексивного подхода.

В психологическом словаре под редакцией ю. Л. Нейме-ра отмечается, что «понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил ощущение и рефлексию, тpaктуя ее как особый источник знания - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств. Эта тpaктовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных психических состояний».

Таким образом, весьма актуальными являются вопросы, связанные с применением психической саморегуляции в процессе обучения специалистов по физической реабилитации. Эффективность обучения психорегуляции посредством использования психолого-педагогических средств на фоне функциональных эффектов массажа будет сводится и к применению рефлексивного подхода, а этому необходимо обучать студентов в ходе занятий, чтобы они могли преломить свои знания и умения на пpaктике. На этом основании представляется весьма актуальной разработка и обоснование методики обучения навыкам психорегуляции студентов, специализирующихся в области физической реабилитации.


Работа представлена на научную международную конференцию «Внедрение новых образовательных технологий и принц ипов организации учебного процесса», Индонезия (о.Бали), 9-16 декабря 2008г. Поступила в редакцию 03.03.2009г.


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РФ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АНТИМОНОПОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РФ Данная статья является отчетом о научной деятельности, которая была проведена в рамках диссертационного исследования вопросов российского антимонопольного законодательства. В исследовании затронут ряд хаpaктерных правовых проблем, таких как: различные процедуры антимонопольного контроля в России, причины и условия антимонопольного регулирования экономической концентрации и т.д. В ходе исследования и работы по этой теме были изучены научные статьи и публикации других авторов. Полная библиография приведена в конце статьи, некоторые прямые ссылки можно найти в тексте. ...

08 12 2024 6:15:32

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА Статья в формате PDF 135 KB...

06 12 2024 19:30:17

Развитие стекловидного тела глаза человека

Развитие стекловидного тела глаза человека Статья в формате PDF 111 KB...

03 12 2024 22:14:12

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 103 KB...

20 11 2024 18:58:45

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Статья в формате PDF 199 KB...

19 11 2024 1:13:45

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

НАСУЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 127 KB...

09 11 2024 9:14:31

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ

ЛАЗЕРНОЕ ЛЕГИРОВАНИЕ ПОВЕРХНОСТИ ТИТАНА МЕДЬЮ Статья в формате PDF 111 KB...

07 11 2024 3:25:31

Опыты биологической рекультивации на отвале № 6 карьера «Мир»

Опыты биологической рекультивации на отвале № 6 карьера «Мир» Представлены результаты опытов биологической рекультивации на отвалах Мирнинского ГОКа. ...

05 11 2024 11:31:33

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::