ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕСТРУКЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Повышенный научный и пpaктический интерес к исследованию причин развития профессиональных деструкций субъекта труда, обусловлен как глобальными трaнcформациями общества, кардинальными преобразованиями «вещественной» и духовной среды обитания человека, так и вполне понятным кругом пpaктических задач в области профессионального труда - потребностью в стабильном функционировании организации, повышении эффективности, результативности и качества труда, надежности деятельности, всевозрастающими проблемами, связанными самочувствием, профессиональными заболеваниями работников и др.
Проблема изучения профессиональных деструкций и их влияние на профессиональное развитие - сравнительно новая область научных исследований, носящая комплексный междисциплинарный хаpaктер.
В психологической науке на современном этапе ее развития отсутствует целостная концепция развития профессиональных деструкций личности и их преодоления. Вместе с тем, выявлено, что профессиональные деструкции эксплицированы в контексте профессионального развития личности (В. С. Агавелян, С. П. Безносов, С. А. Дружилов, Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников, Е. И. Рогов), исследованы психологические детерминанты, выделены основания для построения типологии профессионально обусловленных деструкций, описаны общие формы их проявлений (Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, Э. Э. Сыманюк). Однако недостаточно изучена динамика деструктивных процессов в профессиональной деятельности педагога высшей школы.
Наиболее распространенной формой проявления деструкций являются профессиональные деформации личности, в наибольшей степени развивающиеся у представителей социономических профессий к которым и относится педагогическая профессия, сензитивными периодами образования профессиональных деформаций являются кризисы профессионального становления и развития личности.
Необходимость рассмотрения феномена личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы обусловлена потребностью теоретического обоснования генезиса профессиональных деструкций, которые эксплицированы в контексте профессионального развития личности.
Личностно-профессиональное развитие в науке рассматривается с двух сторон: как развитие личности субъекта деятельности, и как развитие самой деятельности, опосредованной индивидуальным вкладом, который внес в нее субъект. Личностно-профессиональное развитие преподавателя вуза рассматриваем как непрерывный процесс личностных, деятельностных и социокультурных изменений, происходящих во времени, под влиянием общественно-исторических условий, специфики профессиональной деятельности и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нередко даже кризисных ситуаций.
В рамках исследования динамики профессиональных деструкций преподавателя высшей школы, нами рассмотрены объективные и субъективные факторы, детерминирующие данные деструкции, на разных стадиях профессионального развития. К таким детерминантам относим: социально-экономическую ситуацию, профессионально-прострaнcтвенную среду, общий хаpaктер профессиональной деятельности, возрастные изменения, кризисы профессионального развития. К профессионально-типологическим деструкциям личности преподавателя вуза относятся профессионально обусловленные акцентуации, выученная беспомощность, профессиональная отчужденность, стагнация.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 272 с.
- Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Дис.... д-ра психол. наук / C. П. Безносое. - СПб., 1997. - 398 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов / Э.Ф.Зеер, Э. Э. Сыманюк - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. - С. 94
- Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. - 308 с.
- Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. - М.: Изд-во Ин-та пpaкт. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
- Рогов Е.И. Психологические проблемы формирования индивидуальности личности профессионала / Е. И. Рогов // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюз. конф. / Под ред. Б.А.Вяткина. - Пермь: Изд-во ПГПИ, 1991. - С. 84-85.
22 04 2024 18:17:53
Статья в формате PDF 221 KB...
21 04 2024 2:33:33
Статья в формате PDF 492 KB...
20 04 2024 9:47:10
Статья в формате PDF 119 KB...
19 04 2024 22:45:17
Статья в формате PDF 118 KB...
16 04 2024 14:19:12
Статья в формате PDF 109 KB...
15 04 2024 18:36:14
Статья в формате PDF 118 KB...
14 04 2024 8:11:44
Статья в формате PDF 114 KB...
13 04 2024 14:26:17
Статья в формате PDF 120 KB...
12 04 2024 17:56:55
Статья в формате PDF 400 KB...
11 04 2024 15:42:37
Статья в формате PDF 107 KB...
10 04 2024 19:26:40
Статья в формате PDF 102 KB...
09 04 2024 10:39:25
Статья в формате PDF 298 KB...
08 04 2024 5:58:10
Статья в формате PDF 132 KB...
07 04 2024 1:52:40
Статья в формате PDF 263 KB...
05 04 2024 19:44:27
Статья в формате PDF 146 KB...
03 04 2024 14:41:21
Статья в формате PDF 110 KB...
02 04 2024 8:45:49
Статья в формате PDF 132 KB...
01 04 2024 18:29:54
Статья в формате PDF 139 KB...
31 03 2024 8:10:44
30 03 2024 16:32:32
Статья в формате PDF 133 KB...
29 03 2024 10:11:10
Статья в формате PDF 120 KB...
28 03 2024 16:37:34
Статья в формате PDF 114 KB...
27 03 2024 1:43:26
Статья в формате PDF 104 KB...
26 03 2024 3:12:52
Статья в формате PDF 104 KB...
25 03 2024 19:30:24
Статья в формате PDF 136 KB...
24 03 2024 10:29:33
Статья в формате PDF 326 KB...
22 03 2024 10:44:53
Статья в формате PDF 332 KB...
21 03 2024 3:35:11
20 03 2024 9:46:28
В статье рассмотрена категория «инновация», как экономическое явление, что позволило дополнить отраженные в научной литературе критерии классификации инноваций. Определено, что важнейшей формой оказания государственной поддержки инноваций является повышение эффективности государственных расходов. ...
18 03 2024 4:23:15
Статья в формате PDF 301 KB...
17 03 2024 12:39:12
Статья в формате PDF 104 KB...
15 03 2024 13:18:34
Статья в формате PDF 215 KB...
14 03 2024 13:32:16
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::