СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ МАЛЬЧИКОВ ПРИ ВЕСТИБУЛЯРНОЙ СТИМУЛЯЦИИ
Вегетативные реакции, возникающие при возбуждении вестибулярной сенсорной системы (ВСС), могут служить критерием для оценки вестибулярной устойчивости, механизмов адаптации к действию гравитационных факторов внешней среды, а также для прогнозирования функциональных резервов и состояния здоровья организма. Особый интерес представляет изучение вестибуло-вегетативных реакций у школьников.
Было обследовано 180 мальчиков 11-14 лет. Возбуждение ВСС осуществлялось с помощью 2-минутной пробы непрерывной кумуляции ускорений Кориолиса (НКУК). Для оценки вегетативных реакций организма проводили математический анализ сердечного ритма по Р.М. Баевскому. Все исследования проводились до, после, через 5 и 10 минут после пробы.
По переносимости пробы НКУК все обследованные ученики были разделены на группы: вестибулоустойчивых и вестибулонеустойчивых. На основании зафиксированных базисных показателей кардиоритма было выделено 2 группы с различным уровнем напряжения регуляторных механизмов: 1 группа - с преобладанием центральных влияний, 2 группа - с преобладанием автономного типа регуляции.
В процессе исследований было установлено, что существенную роль в формировании приспособительного эффекта на вестибулярную стимуляцию играет возбудимость и реактивность ВСС, базисное состояние механизмов, регулирующих сердечный ритм.
Вестибулярное воздействие приводит к разнонаправленным сдвигам изучаемых параметров у учащихся с разными типами вегетативного управления кардиоритмом. Так, стимуляция ВСС у вестибулоустойчивых мальчиков 1 группы вызывает повышение активности автономного контура регуляции за счет снижения симпатических влияний и повышения парасимпатических, причем в большей степени за счет последних.
У вестибулоустойчивых учеников 11-14 лет, отнесенных ко 2 группе, возбуждение ВСС вызывает увеличение индекса напряжения. Тем не менее, выявлена хорошая переносимость пробы НКУК в этой группе, обеспечиваемая, прежде всего, энергетически выгодным исходным регулированием кардиоритма, а также умеренным повышением симпатической активности и центральных механизмов, регулирующих сердечную деятельность.
У вестибулонеустойчивых мальчиков с разными типами вегетативного регулирования стимуляция ВСС вызывает также два вида реакций системы кровообращения. У большинства учащихся 1 группы после пробы НКУК отмечается повышение холинергических влияний и снижение симпатического тонуса. У школьников 2 группы после пробы НКУК незначительное повышение гумopaльных влияний сочеталось с достоверным снижением парасимпатической активности.
Для оценки реактивности состояния сердечно-сосудистой системы после пробы НКУК большое значение имеют показатели, хаpaктеризующие динамику восстановительных процессов после окончания стимуляции. Наши данные наглядно свидетельствуют о том, что чем меньше возраст испытуемых, тем более глубокие сдвиги со стороны показателей кардиоритма вызывает проба НКУК, и тем медленнее происходит восстановление. Различия обусловлены менее экономной работой сердца и большей возбудимостью его и ВСС у младших учащихся. Через 5 мин после вестибулярной пробы показатели внутренней структуры сердечного ритма у большинства вестибулоустойчивых мальчиков приближаются к базисным.
Несколько иная картина восстановления наблюдалась у вестибулонеустойчивых мальчиков. Хотя время вестибулярного воздействия в этой группе учащихся было меньшим, выявлены более глубокие сдвиги параметров кардиоритма. После пробы НКУК ни по одному из показателей не произошло восстановление за 5 мин., через 10 мин после пробы средние значения всех параметров также не вернулись к исходным величинам. Прослеживается лишь тенденция к сближению показателей. Следовательно, у вестибулонеустойчивых учеников скорость восстановления параметров сердечного ритма замедлена, у некоторых мальчиков отмечается рассогласование между симпатическими и парасимпатическими влияниями, а также центральными механизмами регуляции хронотропной функции сердца.
Таким образом, время восстановления хаpaктеристик сердечного ритма находится в обратной зависимости от возраста и уровня вестибулярной устойчивости, а по степени напряжения регуляторных систем аппарата кровообращения после вестибулярной пробы и в восстановительном периоде можно судить о "цене" адаптации к вестибулярному воздействию и хаpaктеризовать функциональное состояние организма в целом.
Исследования частично поддержаны грантом SRDI (SR - 006-ХІ).
Для растущих деревьев как живых организмов при оценке их пригодности для создания здоровой лесной среды дополнительно следует учитывать существенные биотехнические признаки, отличающиеся от понимания древостоя как склада кругляка. ...
28 03 2024 16:20:46
Статья в формате PDF 103 KB...
27 03 2024 2:32:54
Статья в формате PDF 129 KB...
26 03 2024 0:55:35
Статья в формате PDF 103 KB...
25 03 2024 15:23:24
Статья в формате PDF 207 KB...
24 03 2024 21:58:40
Статья в формате PDF 290 KB...
23 03 2024 15:50:41
Статья в формате PDF 262 KB...
22 03 2024 15:12:54
Статья в формате PDF 242 KB...
21 03 2024 9:23:58
Статья в формате PDF 267 KB...
20 03 2024 3:45:14
Статья в формате PDF 307 KB...
19 03 2024 10:41:49
Статья в формате PDF 111 KB...
17 03 2024 10:39:42
Статья в формате PDF 192 KB...
16 03 2024 21:51:13
Статья в формате PDF 105 KB...
15 03 2024 8:29:48
13 03 2024 3:47:56
Статья в формате PDF 113 KB...
12 03 2024 4:36:17
Статья в формате PDF 266 KB...
11 03 2024 23:41:11
Статья в формате PDF 107 KB...
10 03 2024 10:11:16
Статья в формате PDF 276 KB...
09 03 2024 3:50:15
Статья в формате PDF 112 KB...
08 03 2024 12:35:53
Статья в формате PDF 117 KB...
07 03 2024 9:23:35
Статья в формате PDF 102 KB...
05 03 2024 10:15:33
Статья в формате PDF 107 KB...
04 03 2024 9:46:32
Исследованы показатели сердечнососудистой системы (систолическое, диастолическое давление, частота сердечных сокращений, пульсовое давление и минутный объем крови) у студентов обоего пола среднего учебного заведения в условиях учебной нагрузки до и после занятий в разные дни недели в начале и конце семестра. Возраст участников исследования составлял 18–20 лет. При анализе результатов выявлены пoлoвые и циркосептальные особенности реакции сердечнососудистой системы на учебную нагрузку. Было установлено, что в течение недели после учебной нагрузки происходит снижение артериального давления, особенно у дeвyшек, причем в начале семестра изменения в большей степени выражены в первой половине недели. Результаты свидетельствуют о развитии утомления и снижении адаптационных процессов, что необходимо учитывать при составлении расписания занятий и планировании учебной нагрузки. ...
03 03 2024 1:21:47
Статья в формате PDF 122 KB...
02 03 2024 17:13:18
Статья в формате PDF 124 KB...
01 03 2024 4:54:29
Статья в формате PDF 473 KB...
29 02 2024 17:55:11
Статья в формате PDF 245 KB...
27 02 2024 23:52:13
Статья в формате PDF 315 KB...
26 02 2024 21:49:31
В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...
25 02 2024 6:27:16
Статья в формате PDF 115 KB...
24 02 2024 19:56:22
Статья в формате PDF 267 KB...
23 02 2024 8:34:47
Статья в формате PDF 109 KB...
22 02 2024 17:15:41
Статья в формате PDF 104 KB...
21 02 2024 5:57:53
В статье рассматривается возможность организации продуктивного, личностно-ориентированного обучения, нацеленного на развитие творческих способностей учащихся, посредством использования межпредметных проектов. ...
20 02 2024 16:58:44
Статья в формате PDF 290 KB...
19 02 2024 5:34:27
Статья в формате PDF 105 KB...
18 02 2024 7:19:36
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::