Численно-аналитическая модель теплового поля поверхностных слоев земли
Распределение теплового поля в сечении описывается двумерным уравнением стационарной теплопроводности в неоднородной среде в прямоугольной области
где T( x, y) - температура, λ( x, y) - коэффициент удельной теплопроводности, Q -мощность внутренних источников и стоков тепла (теплогенерация пород). Для задания граничных условий используется средняя температура по верхности Земли T0 и тепловой поток qm ( x) на границе литосферы и астеносферы (зоны частичного плавления пород).
Для определения функции T( x, y) распределения λ( x, y) и Q( x, y) должны быть известными. Для получения этих распределений используются опубликованные данные для разных типов пород региона, а также геологическая интерпретация сейсмических исследований.
Уравнение (1) преобразуем, получив линейное дифференциальное уравнение второго порядка эллиптического типа. Итак, задача решается конечно-разностным методом. Для этого строится сетка с постоянным или переменным шагом.
В работе для итерационных расчетов используются метод Гаусса-Зейделя и метод релаксаций. При чем Метод Гаусса-Зейделя применительно к эллиптическим разностным уравнениям называется методом Либмана или методом последовательных смещений.
Таким образом, в данной работе с помощью численного эксперимента и сравнения с точным решением удалось установить, что предложенная разностная схема при разрывной функции λ(x,y) обладает первым порядком точности. Применение обобщенного правила Рунге для оценки погрешности численного решения показало хорошее соответствие полученных оценок фактическим погрешностям. Применение повторной экстраполяции позволило на несколько порядков уточнить полученные численные данные.
Таблица 1. Сравнение численного результата с аналитическим
y |
T ( yi ) |
T ( y) |
ε, % |
0 |
5 |
5 |
- |
1000 |
19.55 |
19.39 |
0.8 |
2000 |
33.93 |
33.77 |
0.5 |
3000 |
48.30 |
48.13 |
0.3 |
4000 |
62.63 |
62.45 |
0.3 |
Программный продукт реализован в среде Microsoft Visual C++ версии 5.0 (под Windows), и зарегистрирован в РОСПАТЕНТЕ. Кроме того получены справки о пpaктическом и научном использовании данной работы.
Статья в формате PDF 108 KB...
13 01 2025 13:35:12
Статья в формате PDF 104 KB...
12 01 2025 5:55:15
Статья в формате PDF 155 KB...
10 01 2025 5:50:48
Статья в формате PDF 262 KB...
08 01 2025 14:25:10
Статья в формате PDF 147 KB...
06 01 2025 17:29:46
Статья в формате PDF 101 KB...
05 01 2025 16:12:42
Статья в формате PDF 273 KB...
04 01 2025 23:40:44
Статья в формате PDF 345 KB...
03 01 2025 11:53:30
Статья в формате PDF 414 KB...
02 01 2025 5:38:15
Статья в формате PDF 124 KB...
01 01 2025 17:25:15
31 12 2024 21:22:50
Статья в формате PDF 102 KB...
30 12 2024 3:19:30
Статья в формате PDF 470 KB...
29 12 2024 17:30:19
Статья в формате PDF 245 KB...
28 12 2024 10:26:38
Статья в формате PDF 111 KB...
27 12 2024 8:18:20
Статья в формате PDF 140 KB...
26 12 2024 22:54:48
Статья в формате PDF 141 KB...
25 12 2024 10:50:13
Статья в формате PDF 227 KB...
24 12 2024 17:30:38
Статья в формате PDF 132 KB...
23 12 2024 11:41:14
В статье отражены результаты комплексного исследования подготовленности спортсменок, специализирующихся в беге на 300-400 м с барьерами. Дан анализ статистически достоверных различий по педагогическим, физиологическим и биометрическим показателям в ответственейший момент спортивной карьеры - момент перехода с «детской» дистанции (бега на 300 м с барьерами) на олимпийскую дисциплину (400 м с барьерами). Выявлены взаимосвязи между различными сторонами подготовленности: физической, функциональной и технической. Представленный материал можно использовать в виде модельных хаpaктеристик для дeвyшек в возрасте 15-16 лет и закономерностей становления спортивного мастерства при уточнении Учебной программы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства по разделу «Барьерный бег». ...
22 12 2024 11:40:28
Статья в формате PDF 112 KB...
21 12 2024 22:38:34
Статья в формате PDF 100 KB...
20 12 2024 0:55:10
Статья в формате PDF 145 KB...
19 12 2024 12:43:43
Статья в формате PDF 313 KB...
18 12 2024 18:29:12
Статья в формате PDF 110 KB...
17 12 2024 17:24:51
Статья в формате PDF 113 KB...
15 12 2024 21:29:32
Статья в формате PDF 135 KB...
14 12 2024 23:45:26
Статья в формате PDF 104 KB...
13 12 2024 17:41:17
Статья в формате PDF 123 KB...
12 12 2024 7:25:56
Статья в формате PDF 175 KB...
11 12 2024 13:50:34
10 12 2024 4:57:32
Статья в формате PDF 304 KB...
09 12 2024 9:43:18
Статья в формате PDF 153 KB...
08 12 2024 22:14:51
Статья в формате PDF 265 KB...
07 12 2024 8:29:48
Статья в формате PDF 124 KB...
06 12 2024 22:59:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::