ПРАЗДНИЧНО-ОБРЯДОВАЯ КУЛЬТУРА: РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МИРА
В истории человеческой культуры традицию выделения особых дней, в которые общество отдыхало от ежедневного труда, можно проследить достаточно далеко. При этом значение этих дней не совсем однозначное. Широко распространенное убеждение, что праздник - это день отдохновения от трудов, время ничего не делания, не совсем правильно. Постижение первоначального смысла этих дней возможно только при условии включения в инструмент познания необходимого факта, а именно, структуры и смысла культурной ментальности рассматриваемого периода. Выделение аттpaктивных начал, сформулированных в ценностях культуры, позволяет пересмотреть первоначальное употрeбление данного понятия и вскрыть глубинное значение праздника в культуре.
Очень тесно к проблеме осмысления праздника стоит вопрос и о смысле и назначении в культуре таких ее фактов, как традиции и обряды. Традиция образует достаточно неизменный элемент культуры, в который входит и такой обязательный компонент как праздник, являющийся одним из структурных элементов традиции. Обряд же является пpaктическим действием, которое направлено на достижение реальной или сверхъестественной цели. Он может входить составной частью как в праздник, так и в другие пpaктики социального бытия, включенные в традицию культуры. Исследование истории возникновения праздника и его современное существование позволит определить его онтологическое и экзистенциальное значение для культуры в целом и объяснить существование традиций в культуре.
При рассмотрении празднично-обрядовых традиций в культуре большое значение приобретает проблема взаимозависимости указанных культурных норм от господствующей идеологии и религиозных убеждений. При этом, многие исследователи достаточно обоснованно считают, что праздники и обряды берут свое начало не просто в пpaктике социального бытия, а именно, - религиозной организации жизни. Таким образом, проблема религии становится актуальной для рассмотрения специфики и онтологической сущности праздника.
В зависимости от того, что считать предпосылкой образования праздничной традиции, необходимо определить исходные позиции относительно источников зарождения. Таких позиций может быть две: теория сельскохозяйственного или религиозного начала. В данном учебном пособии рассмотрение праздников, обрядов и традиций ведется через признание в качестве истоков зарождения именно религиозное начало.
Собственно, структура содержания пособия предполагает последовательное знакомство студентов с проблемой праздников и обрядов в культуре. Для этого вначале представлено теоретическое осмысление таких феноменов культуры как религия и праздник.
Изучение религиозных праздников построено в соответствии со следующим планом: вначале раскрывается история и особенности религии, затем приводятся традиции и обычаи исповедания веры в культуре, и, наконец, рассматриваются наиболее важные религиозные праздники. При этом учитывается тот факт, что одна и та же религия может исповедоваться в разных страна, а, значит, и разных культурах. Каждая культура накладывает свой отпечаток на обряды, традиции и праздники, что соответствующим образом отражено в рассмотрении представленных религиозных праздников. В учебном пособии раскрываются особенности вероисповедания и исправления религиозных культов одиннадцати религий. Учитывая тот факт, что в ряде религий, например, христианстве, выделяются несколько разноплановых конфессий, что соответствующим образом отражено и в празднично-обрядовой традиции.
С методической точки зрения пособие структурировано таким образом, чтобы студенту было удобно осваивать материал самостоятельно. В начале каждой главы представлены список вопросов для рассмотрения, а после основного содержания главы приводится список вопросов для самопроверки. Для более глубокой подготовки после каждой главы приводится список рекомендуемой литературы, где можно более подробно познакомиться с изучаемым вопросом.
В конце учебного пособия приводится глоссарий наиболее употрeбляемых понятий. Глоссарий построен в алфавитном порядке и позволяет использовать его как дополнительный источник для самопроверки знаний.
Пособие рассчитано на подготовку студентов-гуманитариев, особенно, для студентов, обучающихся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм». Кроме того, пособие будет полезно преподавателям для подготовки пpaктических занятий. Учитывая расширяющиеся межкультурные связи, которые определяют структуру и специфику современной культуры, знакомство с учебным пособием позволит большой аудитории не специалистов освоить основные знания и навыки локальных культур, в которых очень сильно проявляется религиозная составляющая, что соответствующим образом предопределяет и развитие социальных ценностей и приоритетов. Даже в российской культуре, где исповедуется принцип веротерпимости, постоянно происходит взаимодействие представителей различных религиозных конфессий. Более того, для современного молодого поколения, учебное пособие может стать своего рода введением в ту религию, которую исповедуют их друзья и родственники. Большой объем материала позволит удовлетворить интерес всех желающих познакомиться с культурными нормами представителей различных религий и стран.
Работа представлена на V Общероссийскую научную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования», г. Москва, 11‒13 мая 2010 г. Поступила в редакцию 15.05.2010.
Статья в формате PDF 146 KB...
19 04 2024 21:46:32
Статья в формате PDF 322 KB...
18 04 2024 0:26:35
Статья в формате PDF 263 KB...
17 04 2024 2:55:38
16 04 2024 2:59:36
Статья в формате PDF 177 KB...
14 04 2024 4:11:44
Статья в формате PDF 123 KB...
13 04 2024 17:50:54
Статья в формате PDF 216 KB...
12 04 2024 22:59:26
В костном мозге больных гематологическими заболеваниями выявлено значительное количество эритроклазических кластеров, хаpaктеризующихся экзоцитарным лизисом входящих в них эритроцитов кластерообразующими миелокариоцитами разных видов, включая эритрокариоциты. Содержание эритроклазических кластеров с происходящим в них экзоцитарным лизисом эритроцитов варьировало от 21% от всех эритроклазических кластеров в костном мозге больных апластической анемией до 81% в костном мозге больных в активной фазе острого лимфобластного лейкоза, что свидетельствует об интенсивности лизиса в них эритроцитов. С наибольшей интенсивностью лизис эритроцитов происходил в костном мозге больных в активную фазу острого лимфобластного лейкоза и больных хроническим миелолейкозом. При этом в момент исследования подвергались деструкции в эритроклазических кластеров десятки тысяч эритроцитов в мкл костного мозга. Эти данные подтверждают представление о костном мозге как органе гемолиза. ...
10 04 2024 4:23:54
Статья в формате PDF 142 KB...
09 04 2024 16:38:20
Статья в формате PDF 121 KB...
08 04 2024 12:56:43
Статья в формате PDF 103 KB...
05 04 2024 4:11:31
Статья в формате PDF 119 KB...
04 04 2024 21:56:38
Статья в формате PDF 316 KB...
03 04 2024 18:19:31
Статья в формате PDF 149 KB...
02 04 2024 22:29:44
Статья в формате PDF 103 KB...
01 04 2024 1:36:15
Статья в формате PDF 289 KB...
31 03 2024 21:20:17
Статья в формате PDF 254 KB...
30 03 2024 11:16:33
29 03 2024 1:10:15
Статья в формате PDF 257 KB...
28 03 2024 6:32:48
Методом рентген-компьютерной томографии изучены надпочечники 248 мужчин и 203 женщин зрелого (41 – 60 лет), пожилого (61 – 75 лет) и старческого возрастов (76 и более лет). Установлено, что как форма, так и динамика инволюции надпочечников человека проявляют изменчивость и пoлoвoй диморфизм. Выявлена преимущественная возрастная элиминация субъектов с L-формами надпочечников. Полученные результаты можно интерпретировать в пользу предположения о значительной стабильности макропараметров и наличии высокой морфофункциональной устойчивости надпочечников. ...
27 03 2024 16:22:20
Статья в формате PDF 133 KB...
26 03 2024 22:36:48
Статья в формате PDF 112 KB...
25 03 2024 8:47:17
Статья в формате PDF 111 KB...
23 03 2024 4:23:21
20 03 2024 8:43:49
Статья в формате PDF 106 KB...
19 03 2024 7:34:31
Статья в формате PDF 793 KB...
18 03 2024 17:36:10
Статья в формате PDF 259 KB...
17 03 2024 3:12:53
Статья в формате PDF 105 KB...
16 03 2024 7:21:32
Статья в формате PDF 106 KB...
15 03 2024 5:47:53
Статья в формате PDF 116 KB...
13 03 2024 9:24:11
Статья в формате PDF 205 KB...
12 03 2024 9:32:32
Статья в формате PDF 160 KB...
11 03 2024 23:46:26
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::