ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Андреева Л.Д. Статья в формате PDF 202 KB

На современном этапе развития педагогики владение учителем управленческими знаниями и умениями стало важнейшим условием успешности его педагогической деятельности.

В психолого-педагогическом сопровождении молодых учителей нами были применены разнообразные средства, формы и методы формирования управленческой культуры, которые были направлены на развитие педагогической деятельности, профессиональное становление, снятие психологических трудностей адаптации и т.д.

Создали методическое объединение молодых учителей, названная школой молодого учителя (ШМУ), которая явилась одной из эффективных форм формирования УК молодых учителей. Работа ШМУ создает благоприятные условия для самореализации личности, его общения, участия в соуправлении, дает больше возможности «ситуации успеха» для каждого члeна ШМУ. Занятия в школе молодого учителя помогают овладеть такими профессиональными значимыми умениями, как умения наблюдать за реальными педагогическим процессом, извлекать отдельные педагогические явления из сложной общей картины, анализировать их, видеть их место, значение, взаимосвязи в общей системе, умения обобщать увиденное, делать правильные выводы, оформлять, излагать и защищать полученные результаты.

В процессе работы с молодыми учителями мы выработали следующие методические правила работы с ними:

  • четкое осознание цели и назначение занятий по формированию управленческой культуры в системе профессионального становления молодого учителя и в системе организации учебно-воспитательного процесса в целом;
  • использование разнообразных пpaктических форм работы: решение педагогических задач; моделирование педагогических ситуаций; деловые игры и драматизация; уроки; тренинги; разработки урочных и внеурочных форм работы и их анализ; анализ детских работ; разработка и анализ всевозможных наглядных, методических и дидактических пособий (организация квазипрофессиональной деятельности);
  • построение методического анализа на основе разработанных научных критериев.

Интерес к педагогической деятельности вызывается лишь в том случае, если молодой учитель является субъектом этой деятельности. Активность обеспечивается, когда молодой учитель находится в постоянном состоянии решения и анализа проблем.

Составлен план работы с молодыми учителями, назначен методический день работы с ними. Далее нами была разработана программа занятий по формированию УК в ШМУ.

Необходимо шире вводить психологические тренинги и пpaктикумы общения, так как молодые учителя психологически зажаты, закомплексованы в стереотипы. В работе классных руководителей прослеживается взаимодействие со школьным психологом, его профессиональная консультация. Вместе с психологом Андреевой Е.К. составлена программа снятия психоэмоционального напряжения у молодых учителей. Программа включает в себе описание организационного этапа тренинга, куда входит: знакомство консультанта с заказчиком, с возможными участниками тренинга, диагностика и подбор участников в группу, подготовка и оснащенность помещения.

Курс состоит из 8 встреч, каждая из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее важных моментов, на которые стоит обратить внимание консультанту.

Построение программы:

  • психогимнастические процедуры с релаксационным эффектом;
  • ведение дневников участниками тренинга;
  • аналитическая работа ведущего по осмыслению групповых процессов, изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т.д.).

Эта программа включает комплексное применение приемов аутотренинга, медитационных и психоэмоциональных техник. Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.

Разработана технология работы психолога с молодыми учителями. Целью данной технологии является эмоциональная поддержка молодых учителей, что укрепит их веру в себя. Среди методов, используемых психологом, наиболее эффективными являются: работа в группах (обсуждение затруднений, встречающихся в профессиональной деятельности в условиях группы); видеотренинги профессионально-педагогического общения; посещение уроков психологом с последующим их обсуждением с педагогом. Таким образом, молодые учителя получают психологическую помощь в адаптации к условиям работы в школе, в выборе категории, соответствующей уровню его профессионального мастерства и психологической компетентности; рекомендации по учету индивидуально-психологических особенностей педагога. Важным моментом является индивидуальная работа психолога с молодым учителем.

Эффективной формой психологической помощи считается карьерное консультирование. В основе карьерного консультирования лежит метод «рефлексивного жизнеописания» - одна из наиболее глубоких и гибких процедур сбора психологической информации, объединяющая методы клинической беседы и интервью. В основе метода лежит не просто последовательное изложение профессионально-биографических фактов, но и рефлексия, подразумевающая анализ, отбор, оценку и классификацию эпизодов, рассказ о профессиональных проблемах и планах.

Разработанная нами Программа профессионального и личностного роста молодого учителя основана на следующих принципах: принцип сотрудничества - участники собеседования занимают равноправные партнерские позиции; принцип диалога - участники находятся в постоянном контакте, обсуждают вопросы, которые возникают в ходе проведения; принцип конфиденциальности - информация, полученная в ходе собеседования, не выносится для обсуждения с другими без согласия ее участников. Это возможно лишь в том случае, если деятельность педагога, по мнению психолога, может навредить психологическому или физическому благополучию окружающих, прежде всего ребенку.

В интервью включены следующие сферы деятельности:

  1. Отношения с учащимися.
  2. Отношения с коллегами и администрацией.
  3. Мотивация педагогической деятельности.
  4. Профессиональный рост педагога.
  5. Психологическая компетентность.

Молодому учителю предоставляется объективная информация о его личности и деятельности с целью предоставить педагогу возможность понять свои ограничения, сильные и слабые стороны; получить обратную связь от детей и родителей о себе как профессионале и как личности.

Индивидуальная диагностика и консультирование осуществляется психологом с помощью следующих методов:

  1. Опросник Кеттелла.
  2. Опросник Айзенка.
  3. Опросник Тимоти Лири.
  4. Анкета «Основные показатели деятельности педагога» (для учащихся Х-ХI классов).
  5. Анкета «Учитель - ученик» (для учащихся VI-VII классов).
  6. Анкета для учащихся III, IV, V классов.
  7. Опросный лист для экспертной оценки учителя среди родителей учащихся.

Психологический анализ педагогической деятельности молодого учителя дает ему возможность совершенствовать педагогическую деятельность.

Необходимые условия профессионального развития молодого учителя: потребность у педагога в позитивных изменениях (заставить развиваться нельзя); заключение контpaкта между психологом и педагогом о взаимодействии с целью исследования и проектирования деятельности, самоорганизации, самоизменения и саморазвития, конструирования технологий педагогической деятельности; предварительное обсуждение аналитических схем с педагогом; организация рефлективного выхода педагога из позиции деятеля во внешнюю позицию по отношению к уже осуществленной или проектируемой деятельности; проводится активное социально-психологические обучение педагогов с целью развития психологической компетентности молодых педагогов.

Задачи обучения:

  • формирование у педагога устойчивой мотивации к саморазвитию;
  • формирование у педагога способности к проектированию и конструктированию эффективных средств общения;
  • отработка индивидуальной стратегии и тактики эффективного общения.

Занятия проводятся в форме: социально-психологических тренингов (СПТ); ролевых и деловых игр; групповых дискуссий; лекций-пpaктикумов; работы с отдельной личностью; работы с группой; проективного рисования; музыкотерапии; методов проигрывания и анализа ситуаций; микропреподавания.

Наше исследование показало, что применение различных процессуальных средств в разной степени влияет на формирование умений применять методы управленческой деятельности, оценивать ее успешность, принимать управленческие решения.

Таким образом, понимание педагогами необходимости владения управленческими знаниями и умениями, а также осознание необходимости самоуправления, управления деятельностью учащихся выводит учителя на новый уровень управленческого образования - управленческую культуру.



ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РОДНИКОВ

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ЗАГРЯЗНЕНИЯ РОДНИКОВ Получены закономерности взаимного влияния концентрации по 22 видам загрязнения семи родников, отобранных для исследования моделированием взаимосвязей между факторами. Дана полная корреляционная матрица монарных (на основе рангового или рейтингового распределения) и бинарных (между парами взаимно влияющих факторов) связей. Коэффициент функциональной связности равен сумме коэффициентов корреляции, разделенной на произведение числа строк на количество столбцов. Этот статистический показатель для всей сети родников применим при сопоставлении разных территорий. Первое место как влияющий параметр занимает общее микробное число, а как зависимый показатель – цветность. Анализ всех 484 моделей показал, что высокой предсказательной силой обладают слабые и средние факторные связи. Они же зачастую приводят к научно-техническим решениям мировой новизны на уровне изобретений. ...

22 04 2024 19:27:44

СПЕКТРЫ ВОДЫ В РАЗЛИЧНЫХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ

СПЕКТРЫ ВОДЫ В РАЗЛИЧНЫХ АГРЕГАТНЫХ СОСТОЯНИЯХ Статья в формате PDF 440 KB...

20 04 2024 17:40:50

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВУЗОВ Статья в формате PDF 328 KB...

14 04 2024 14:46:41

О СТРОЕНИИ И ТОПОГРАФИИ КРАНИАЛЬНЫХ БРЫЖЕЕЧНЫХ ЛИМФАТИЧЕСКИХ УЗЛОВ У НОВОРОЖДЕННЫХ БЕЛОЙ КРЫСЫ

Краниальные брыжеечные лимфатические узлы у новорожденных белой крысы располагаются главным образом вдоль ствола одноименной артерии и отличаются слабо дифференцированной паренхимой. ...

10 04 2024 8:30:58

РЕДКИЕ ВИДЫ ЛИШАЙНИКОВ ДЕЛЬТЫ ВОЛГИ

РЕДКИЕ ВИДЫ ЛИШАЙНИКОВ ДЕЛЬТЫ ВОЛГИ Целью настоящей работы является выявление мест редких и нуждающихся в охране видов лишайников дельты Волги. ...

06 04 2024 14:31:21

Сначала составь задачу, а потом реши

Сначала составь задачу, а потом реши Статья в формате PDF 300 KB...

26 03 2024 2:39:57

МЯСОРАСТИТЕЛЬНЫЕ КОНСЕРВЫ «КАША С БАРАНИНОЙ»

МЯСОРАСТИТЕЛЬНЫЕ КОНСЕРВЫ «КАША С БАРАНИНОЙ» Статья в формате PDF 253 KB...

25 03 2024 3:55:13

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Модульная структура курса общей химии для медиков, методическая система обучения, предложенные и внедренные на кафедре общей химии Кубанской государственной медицинской академии, позволяют создать условия для того, чтобы общая химия играла значимую роль в подготовке высококвалифицированного врача, в развитии и воспитании личности будущего медика. ...

24 03 2024 1:28:35

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::