ИРКУТСКАЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Рис. 1. Вид на Иркутский Крестовоздвиженский храм
В любом старом городе всегда найдутся строения, которые связаны не только с историей города, но и с историческим прошлым страны. В Иркутске таких зданий-памятников несколько и появление их связано с освоением берегов Америки в середине 18-го века.
Казалось бы, Иркутск, затерянный в таежных лесах Восточной Сибири не мог быть причастным к открытиям на Тихом океане, однако, на деле Иркутск не только сыграл важную роль в освоении берегов Америки, но и дал истории несколько первооткрывателей: имена иркутских купцов Трапезникова, Бечевина, Шелихова нанесены на карту важнейших географических открытий.
Географическое положение города оказалось очень удачным, он был построен на пересечении важнейших дорог ведущих на Восток и на Север. В Иркутске заключались крупные торговые сделки, возникали компании, набирались комaнды промышленников и мореходов для плавания по Тихому океану. Именно в Иркутске была учреждена Российско-Американская компания (РАК), ставшая монопольным хозяином богатейших Тихоокеанских промыслов.
Предприимчивость и отвага иркутских купцов, которые с неимоверными трудностями снаряжали корабли и отправляли их к американским островам, вознаграждалась баснословной прибылью. Обширная меховая торговля с Китаем и европейской частью России сделала Иркутск после Тобольска самым важным и крупным городом Сибири.
Во время «меховой лихорадки» в городе было построено за короткое время (1747 -1795 годы) восемь величественных каменных церквей. Все они отличались тем особенным стилем, который впоследствии был назван «сибирским барокко». До нашего времени дожило пять церквей.
Самая красивая из них и самая хаpaктерная для сибирского, (иногда его называют иркутским) барокко Крестовоздвиженская церковь.
Сейчас она красуется в центре города, а когда-то это место было началом дороги, ведущей на Байкал. Здесь, на склоне горы, был поставлен крест, отмечавший место постройки будущего женского монастыря. Монастырь построили в другом месте, а там где был крест, поставили деревянную церковь в честь Святой Троицы. Народ, однако, называл церковь Крестовоздвиженской или Крестовской.
В середине 18-го века деревянную церковь заменили каменной, ее строили в течение 11-ти лет (1747 -1758 годы). Новую церковь, как и прежнюю, нарекли Троицкой, но в народе упopно держалось название «Крестовская» и, в конце концов, это название решено было узаконить, храм был освящен в честь Воздвижения Креста и официально стал Крестовоздвиженским.
Историки расходятся во мнении, на чьи средства был построен дивно разукрашенный храм:купца-морехода Ф. Щербакова или посадского И. Амосова, ясно только одно: деньги эти были добыты удачными сделками в меховой торговле.
Через несколько лет на средства купцовпромышленников С. Дудоровского и З. Щегорина к церкви был пристроен обширный теплый северный придел и ее облик завершился окончательно.
Несомненно, это самая красивая и самая загадочная церковь в городе.
Объемная композиция храма очень оригинальна, компоновка разновысотных объемов создает живописную группу и при изменении paкурса зритель каждый раз получает совершенно новое впечатление. Традиционная на Руси ярусность здесь особенно изощренна: четверик храма завершается тремя убывающими по высоте восьмериками. Фигурный купол и грушевидные навершия создают своеобразный абрис, в котором, по мнению архитектора И.В. Калининой, усматривается явное сходство с буддийским храмомступой. Но главное в церкви не оригинальная архитектура, а сложный орнамент, покрывающий ее внешние стены сплошным ковром. Хаpaктер орнамента имеет сугубо восточный хаpaктер. Неизвестный мастер, используя особенности прикладного искусства местных народностей, буддийскую и ламаистскую символику создал не просто сложный и красивый декор, специалисты полагают, что в орнаменте зашифровано некое семантическое значение, смысл которого еще предстоит разгадать.
В восточной культуре геометрические фигуры символизируют разные вещи, например, волнистая линия олицетворяет натянутый лук, круг - солнце, и поскольку в сложном орнаменте храма участвуют самые разнообразные фигуры, предполагается, что в орнаменте может быть зашифровано некое послание.
В 1933 году церковь закрыли и разместили в ней антирелигиозный музей, поэтому можно сказать, что церкви повезло она сохранила не только свой первоначальный облик, но и свои иконостасы, выполненные в стиле сибирского барокко.
А дальше хроника такая: в 1943 году храм вернули верующим, в 1948 году его взяли под охрану как памятник архитектуры и, наконец, в 1960 году, после того как храм обследовал академик Гpaбарь, он был объявлен памятником федерального значения.
Долгое время церковь была абсолютно белой и орнамент на ее стенах выглядел, как изысканное кружево, Недавно церкви вернули ее первоначальную окраску, часть орнамента покрасили в кирпично-красный цвет и иркутянам приходится привыкать к новому (или наоборот - старому) облику церкви, которая не просто украшает город, но является одним из градообразующих зданий.
Статья в формате PDF 109 KB...
24 04 2024 17:33:44
Статья в формате PDF 129 KB...
22 04 2024 11:50:55
Статья в формате PDF 151 KB...
21 04 2024 17:49:38
Статья в формате PDF 251 KB...
20 04 2024 15:28:34
Статья в формате PDF 149 KB...
18 04 2024 16:22:28
Статья в формате PDF 304 KB...
17 04 2024 8:36:59
Установлено влияние уксуснокислого свинца (2,5∙10–1 мг/л) на анатомическое строение почвенных и водных корней рогоза узколистного (Typha angustifolia L.). Происходит адаптационное перераспределение активности разрушения паренхимных клеток и образования воздухоносных полостей с водных корней, непосредственно контактирующих с растворенной в воде солью, на почвенные. Объем воздухоносных полостей специфичен периоду вегетации растений и возрасту корней. ...
16 04 2024 18:12:55
Статья в формате PDF 103 KB...
15 04 2024 8:29:41
Статья в формате PDF 115 KB...
14 04 2024 16:29:37
Статья в формате PDF 131 KB...
13 04 2024 23:21:54
Статья в формате PDF 117 KB...
12 04 2024 21:47:38
Статья в формате PDF 113 KB...
11 04 2024 17:46:54
Статья в формате PDF 115 KB...
10 04 2024 0:13:14
Статья в формате PDF 114 KB...
09 04 2024 18:55:58
Статья в формате PDF 136 KB...
08 04 2024 22:36:55
В статье представляется методика, владение которой позволит менеджерам управлять устойчивостью предприятия в кризисные периоды развития. ...
07 04 2024 0:48:15
06 04 2024 16:56:44
Статья в формате PDF 121 KB...
04 04 2024 20:38:35
03 04 2024 20:48:33
Статья в формате PDF 128 KB...
02 04 2024 13:24:52
Статья в формате PDF 307 KB...
01 04 2024 1:33:27
Статья в формате PDF 120 KB...
31 03 2024 11:59:38
Статья в формате PDF 251 KB...
29 03 2024 12:13:17
Статья в формате PDF 101 KB...
28 03 2024 4:21:28
Статья в формате PDF 112 KB...
27 03 2024 2:42:36
Статья в формате PDF 115 KB...
26 03 2024 15:30:12
Статья в формате PDF 118 KB...
25 03 2024 16:57:43
Статья в формате PDF 259 KB...
24 03 2024 9:29:19
Статья в формате PDF 313 KB...
23 03 2024 16:18:57
Статья в формате PDF 112 KB...
22 03 2024 5:50:20
Статья в формате PDF 106 KB...
21 03 2024 4:50:36
Статья в формате PDF 104 KB...
20 03 2024 16:34:38
Статья в формате PDF 395 KB...
19 03 2024 11:28:45
18 03 2024 8:44:23
Статья в формате PDF 108 KB...
17 03 2024 18:59:33
Статья в формате PDF 204 KB...
16 03 2024 8:22:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::