КОММУНИКАТИВНЫЙ ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КОММУНИКАТИВНЫЙ ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

КОММУНИКАТИВНЫЙ ВИД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Романцов М.Г. Статья в формате PDF 131 KB

Рассмотрим один из видов педагогической деятельности -коммуникативный («построение межличностного взаимодействия и отношений, создающих условия для организации эффективного педагогического процесса»). Коммуникативность является предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям, социальная перцепция, рефлексия. Все эти качества (А.А.Крылов ,2001), особенно необходимы специалисту для работы в сфере профессии «человек-человек», а также в сферах, где работа связана с общением. Коммуникативные умения и навыки являются составной частью, компонентом профессионального развития выпускника способствуют снятию барьеров в общении и межличностном взаимодействии.

Для диагностики опopных коммуникативных умений и навыков нами были выбраны методики.

  • «Умение слушать», методика определяет основное слагаемое данного умения - внимание к партнеру, дружелюбие;
  • «Умение излагать свои мысли». Данный тест определяет технику ведения беседы.
  • Оценку коммуникативных склонностей проводили по методике, предложенной Б.А. Федоришиным.

Эксперимент проводился в группах студентов, обучающихся по современным информационным технологиям в Современном гуманитарном университете, тестированием было охвачено 97 респондентов.

При изучении коммуникативных умений и навыков обучающихся школьников установлено, что 53,4-65,8% лиц, участвовавших в исследовании, хаpaктеризуются низким уровнем проявления коммуникативных склонностей. У 23-33,6% респондентов отмечен высокий уровень, а у 15,2-30,2% отмечался низкий уровень коммуникативных умений и навыков.

Высокий уровень развития коммуникативных умений хаpaктеризует сопереживание, уважение к говорящему. Этот уровень хаpaктеризует умение вербализовать свои мысли, т.е. заботиться о том, чтобы быть всегда понятным собеседником, обдумывать форму изложения своих мыслей, следить за ясностью, логичностью высказываний, говорить вежливо, быть дружелюбным.

При низком уровне коммуникативности собеседнику не предоставляется возможности высказать свое мнение, не обращается внимание на основные факты сообщения, слышится раздражение при высказывании противоположной точки зрения, при этом собственные мысли, идеи, навязываются другим людям.

Средний балл коммуникативных склонностей составил 0,37. Отмечено совпадение среднего показателя воспроизведенного ответа (0,70), но среднее число совпадений правильных ответов респондентов изучаемых групп разнилось в 2,1 раза (7,2 в анкетах студентов 1-го года обучения, и 15,1 у студентов 2-го года обучения).

Показатель правильных ответов при оценке коммуникативных способностей в процессе обучения вырос на 7,9 единиц, свидетельствуя об увеличении уровня проявления коммуникативных склонностей.

При расчете оценочных коэффициентов коммуникативных склонностей установлено, что к первому рангу (0,10 - 0,45) по шкальной оценке отнесены 65,8% тестируемых 1-го года обучения и 53,4% респондентов 2-го года обучения. Ко второй шкальной оценке (0,45-0,55) отнесено 34,2% и 46,6%, участвовавших в опросе. Необходимо отметить, что у тестируемых студентов, отнесенных ко 2-му рангу по шкальной оценке, коэффициент коммуникативных склонностей был выше (на + 0,18) у обучающихся 2-ого года (0,46), тогда как среди отнесенных к 1-му рангу по шкальной оценке обучающихся, коэффициент коммуникативных склонностей в обеих группах составил 0,29 [ рис.1].

Рисунок 1. Уровень прироста проявлений коммуникативных склонностей  в процессе обучения

Респонденты, получившие 2-й ранг по шкальной оценке, составили 34,2% среди обучающихся, принимавших участие в анкетировании, коэффициент коммуникативных склонностей составил 0,48, а у респондентов 2-го года обучения коэффициент коммуникативных склонностей составил 0,46 у 46,6% лиц, т.е. это на 12,4% больше. Они стремились к налаживанию контактов с людьми, расширению круга знакомств, отстаиванию своего мнения, планированию деятельности. При этом они стараются заниматься общественной деятельностью, могут проявлять инициативу, принимают участие в общественных мероприятиях, но потенциал их коммуникативных склонностей не отличается высокой устойчивостью, они нуждаются в серьезной планомерной работе по формированию и развитию коммуникативных склонностей.

У большинства респондентов выявлен средний уровень развития хаpaктерологических особенностей личности, число баллов, оценивающих хаpaктерологические черты (свойства), укладывалось в интервал среднего уровня (от 5 до 6), за исключением фактора С, (средний балл 7,0, и фактор В, средний балл 4,0). При общем среднем уровне интеллекта (суммарный балл 3,6, выявленный у 81,3% респондентов) отмечается достаточно высокий уровень общения у 68,8% лиц, участвовавших в анкетировании, свидетельствующий о развитии обучающей и развивающей функции совершенствования коммуникативных умений и навыков.

Рисунок 2. Групповой личностный профиль школьников

Таким образом, при анализе учебной деятельности самоанализ преподавателя может быть индивидуально ориентирован. Критериальной основой анализа может быть анализ отдельной составляющей (коммуникативной) педагогической деятельности. Готовность преподавателя к самоанализу зависит от наличия позитивной Я - концепции. Необходимо помнить, что становление педагогического мастерства это постоянный процесс достижения поставленных целей и обретения новых.



ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 165 KB...

24 11 2024 4:58:28

ГАНСБУРГСКИЙ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ

ГАНСБУРГСКИЙ АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 77 KB...

16 11 2024 13:49:13

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

ГОРНЫЕ ПОРОДЫ: АЛГОРИТМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 157 KB...

29 10 2024 0:44:49

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА

СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 149 KB...

26 10 2024 20:58:30

БИОМЕТАЛЛЫ И КАНЦЕРОГЕНЕЗ

БИОМЕТАЛЛЫ И КАНЦЕРОГЕНЕЗ Статья в формате PDF 90 KB...

24 10 2024 2:28:41

ОСОБЕННОСТИ РЕГЕНЕРАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ КОЖИ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ОЖОГАХ

ОСОБЕННОСТИ РЕГЕНЕРАТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ КОЖИ ПРИ ТЕРМИЧЕСКИХ ОЖОГАХ Регенеративная медицина использует различный клеточный материал для замещения клеток поврежденных тканей при различных поражениях, в том числе ожогах. В статье приведены разные технологии лечения, с использованием пуповинной крови и синтомициновой эмульсии. Термический ожог - чаще встречающееся и серьезное воздействие на покровную систему. Исходя из актуальности проблемы, разработали экспериментальную модель нанесения ожогов и накожной аппликации биологически активных веществ. ...

22 10 2024 4:54:16

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::