ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОРМАЛИЗМА В ЗНАНИЯХ СТУДЕНТОВ
Среди фундаментальных педагогических вопросов, требующих пристального внимания и изучения, актуальной остаётся проблема формализма в знаниях студентов. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение формализма: «соблюдение внешней формы в чём-нибудь. в ущерб существу дела» [1]. Таким образом, о какой бы сфере человеческой деятельности ни шла речь формализм, в данном понимании, явление, несомненно, негативное.
К сожалению, многим исследователям, рассматривающим психолого-педагогические аспекты в организации современных образовательных технологий, приходится констатировать тот факт, что «подмена действительного решения учебно-познавательных задач видимым совершается на всех этапах воспитания и обучения: при постановке цели, реализации путей их достижения, замере и оценке результатов» [2].
Выделим признаки формализма знаний студентов: знает материал, но не умеет пользоваться им; не может точно и ясно выражать свои мысли, если вопрос формулируется в нестандартном или непривычном виде; плохо аргументирует свои действия и полученные результаты; без посторонней помощи не может подвести итог проделанной работы; отсутствует творческое осмысление выполняемых заданий; не умеет прогнозировать исход задачи.
Причины преобладания формы над содержанием в рамках образовательного процесса можно разделить на три категории (по соотносимости с его составляющими):
1. Личностная ситуация. Способности и мотивации студента, знания, умения и навыки (ЗУН) приобретенные им в «довузовский период», а точнее, их неполноценность, в некоторых случаях - полное отсутствие.
2. Пpaктические условия формализации (процесса перехода неявных интеллектуальных активов в явные) знаний студентов, их соответствие требованиям современных стандартов (например, международный стандарт GLP (Good Laboratory Practice - «Качественная лабораторная пpaктика»), международные стандарты ЕЕ (Engineering Education - «Инженерное образование») и т.п. [3]).
3. Педагогические основания. Методики и техники, используемые преподавателем.
Если устранение причин первого типа возможно лишь на протяжении всего процесса формирования индивидуальности студента, начиная с дошкольного и школьного возраста, а изменение обстоятельств, относящихся ко второй категории, в основном зависит от внешних условий (принятия законопроектов, финансирования материальной базы вуза и др.), то выбор эффективных способов подачи материала и выявления, усвоенных студентами знаний - основная задача преподавателя, которую можно «решить здесь и сейчас».
В предложенной ситуации становится целесообразным разграничение форм организации учебного процесса и контроля знаний на основные и дополнительные. К базовым (или основным) формам относим лекции, пpaктические занятия, письменные контрольные срезы, устные экзамены и зачеты. Дополнительные - реферирование, конспектирование, тестирование (анкетирование), работа с компьютерными программами, являющимися средством обучения, но не предметом изучения. Продуманное разнообразие форм подачи учебного материала и методов контроля приобретенных ЗУН, их взаимодополняемость (но не взаимозаменяемость!) повышают эффективность образования, сводя к минимуму негативные процессы в общей формализации знаний.
Список литературы
1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Изд-во «Азбуковник», 1997. - С. 855-856.
2. Романцева Н. Ф. Экспериментальные задачи как средство преодоления формализма в знаниях студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2000 - 196 с.
3. International Engineering Alliance [Электронный ресурс]: the official site. - URL: http:// www.washingtonaccord.org (дата обращения 10.12.2011).
Статья в формате PDF 104 KB...
28 03 2024 13:54:33
Статья в формате PDF 165 KB...
27 03 2024 9:38:32
Статья в формате PDF 204 KB...
26 03 2024 5:56:51
Статья в формате PDF 310 KB...
25 03 2024 19:12:27
В статье постовариоэктомический синдром рассматривается как предиктор метаболического синдрома у женщин различных возрастных групп. На результатах анализа разнообразного клинико-диагностического материала показано, что женщин с постовариоэктомическим синдромом в возрасте после 40 лет достоверно чаще наблюдаются метаболические нарушения. ...
24 03 2024 11:29:56
Статья в формате PDF 250 KB...
22 03 2024 18:29:39
Статья в формате PDF 429 KB...
21 03 2024 15:43:58
Статья в формате PDF 154 KB...
20 03 2024 6:58:18
Статья в формате PDF 120 KB...
19 03 2024 9:36:13
Статья в формате PDF 118 KB...
17 03 2024 19:14:39
Статья в формате PDF 129 KB...
15 03 2024 1:50:49
Статья в формате PDF 140 KB...
14 03 2024 0:56:29
Статья в формате PDF 110 KB...
13 03 2024 10:18:17
Статья в формате PDF 141 KB...
12 03 2024 1:35:37
Статья в формате PDF 126 KB...
11 03 2024 10:28:29
Статья в формате PDF 107 KB...
10 03 2024 19:44:31
Статья в формате PDF 292 KB...
09 03 2024 9:13:57
Статья в формате PDF 104 KB...
08 03 2024 8:59:18
Статья в формате PDF 227 KB...
07 03 2024 21:42:16
Представлен обзор литературы, посвященный хирургическому лечению повреждений селезенки. Особое внимание отводится хирургическому лечению, направленному на сохранение этого органа с помощью лазерной техники. Показано, что пpaктика использования операций, направленных на сохранение селезенки при ее травме прошла несколько этапов. Применение таких хирургических вмешательств во многом зависит от технического оснащения операционного блока. ...
06 03 2024 7:51:39
Статья в формате PDF 128 KB...
05 03 2024 20:12:59
Статья в формате PDF 273 KB...
04 03 2024 9:46:44
Статья в формате PDF 311 KB...
02 03 2024 3:58:42
Статья в формате PDF 117 KB...
01 03 2024 11:10:49
Статья в формате PDF 101 KB...
29 02 2024 21:49:31
28 02 2024 12:22:21
Статья в формате PDF 102 KB...
27 02 2024 5:57:54
У плодов человека 10-12 нед обнаружено формирование левых яремных лимфатических стволов. Медиальный ствол спускается к грудному протоку около трахеи и пищевода. Поперечный латеральный ствол выходит из воротного синуса крупного нижнего глубокого латерального шейного лимфатического узла, расположенного на месте медиального отрога яремного лимфатического мешка, проходит позади блуждающего нерва и общей сонной артерии и впадает в начало шейной части грудного протока. ...
26 02 2024 23:37:46
Статья в формате PDF 121 KB...
25 02 2024 5:45:53
Статья в формате PDF 122 KB...
24 02 2024 14:15:50
Статья в формате PDF 126 KB...
23 02 2024 1:40:34
Представлены результаты исследования зерновых сушилок в условиях нормального функционирования, а также оценки их динамических хаpaктеристик в виде передаточных функций. Приведены оценки неравномерности поля температуры и влагосодержания зерна, на основании чего делается вывод о необходимости стабилизации количества тепловой энергии подаваемой в сушильную камеру. ...
22 02 2024 22:30:20
С помощью микроспектральных флуоресцентно-гистохимических методов в тучных клетках эндометрия тела и шейки матки крыс дифференцированы гистамин, серотонин и катехоламины. Определено содержание указанных моноаминов в различные фазы пoлoвoго цикла. Тучные клетки шейки матки по сравнению с ее телом хаpaктеризуются более высоким уровнем моноаминов. Содержания катехоламинов и серотонина в точках зондирования хаpaктеризуются высокой степенью линейной корреляции во все стадии пoлoвoго цикла. Установлена высокая степень положительного хроносопряжения динамики изменений содержания гистамина в тучных клетках и эпителиоцитах эндометрия. Предполагается, что тучные клетки выступают в качестве регулятора биоаминового обмена в эндометрии в течение пoлoвoго цикла. ...
21 02 2024 19:20:59
Статья в формате PDF 165 KB...
20 02 2024 17:38:57
Статья в формате PDF 303 KB...
19 02 2024 13:54:10
Статья в формате PDF 104 KB...
18 02 2024 19:13:24
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::