ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ КАК ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА СО ШКОЛАМИ
В рамках данной статьи нами дано описание процесса проектирования структурно- функциональной модели, направленной на повышение качества подготовки учащихся к ЕГЭ на основе взаимодействия вуза со школами. В качестве основных идей проектирования модели были выбраны следующие положения:
1. Качество подготовки учащихся к ЕГЭ -это универсальный инструмент управления аспектами деятельности учреждений с точки зрения непрерывного усовершенствования их образовательного процесса и усиления конкурентоспособности школы и их выпускников, формирования у последних определенной системы личностных качеств, базовых компетенций, которые соответствуют заданным обществом нормативам и критериям государственного образовательного стандарта и позволяют им успешно пройти итоговую аттестацию.
2. Необходимость взаимодействия вуза и школ в повышении качества подготовки старшеклассников к ЕГЭ объясняется не только сложностью самого процесса, но и тем, что 1) большинство задач подготовки требуют объединения усилий субъектов образовательной системы; 2) интеграции преподавателей вуза, учителей, старшеклассников способствует преемственность образовательных учреждений в процессе подготовки учащихся к государственной аттестации; 3) взаимодействие предоставляет участникам возможность непосредственного обмена результатами своей деятельности для активного, личностного включения в данный процесс.
3. Основанными признаками рассматриваемого нами взаимодействия вуза и школ в повышении качества подготовки старшеклассников к ЕГЭ с деятельностно-пpaктической стороны выступают: наличие общей цели; наличие органов организации и руководства (включая планирование, контроль, коррекцию и координацию общих и частных действий, создание организационно-педагогических условий и методики); разделение единого процесса подготовки между участниками, обусловленное хаpaктером цели, средствами и условиями ее достижения, составом и уровнем готовности ее исполнителей; прострaнcтвенное и временное соприсутствие всех субъектов данного взаимодействия, создающее возможность личного контакта, в том числе интеpaкции как обмена действиями, коммуникации, так и обмена информацией и взаимным пониманием.
4. С межличностной стороны основанными признаки взаимодействия вуза и школ выступают: наличие внешней цели или объекта для сопряжения усилий вуза и школ; относительная нестабильность определенного контакта участников; доступность для стороннего наблюдения; рефлексивная многозначность, отношение каждого участника к своему делу как общему; способность участников взаимодействия включаться в согласованные действия по решению общей цели подготовки к ЕГЭ; взаимозависимость учителей и учащихся, преподавателей, проявляющаяся в процессе реализации общей цели и приносящая индивидуальную удовлетворенность; взаимная поддержка и требовательность друг к другу; умение критически относиться к себе; умение расценивать свой личный успех или неудачу с позиций общей деятельности, проявлять заинтересованность школ и вуза в ее конечном результате.
В состав модели нами введены четыре взаимосвязанные компонента: целевой, нормативно-организационный, содержательно-методический и оценочно-результативный. Определение такой структуры связано с тем, что проектирование модели рассматриваемого процесса должно включать в себя следующую последовательность выполняемых работ:
- определение социального заказа, формулировка цели и задач, определение методологических подходов как стратегии рассматриваемого взаимодействия вуза со школами;
- определение нормативных документов, которыми нужно руководствоваться при подготовке учащихся к ЕГЭ, выявление этапов и содержательное наполнение рассматриваемого взаимодействия, уточнение принципов;
- обоснование комплекса организационно- педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели и методики рассматриваемого процесса;
- определение критериально-диагностического аппарата для оценки эффективности рассматриваемого процесса, уровней и планируемого результата.
В проектировании модели важным вопросом, который требует внимания, оказался вопрос о функциях. Центральной функцией модели является функция управления рассматриваемым процессом повышения качества подготовки учащихся. Эта функция детализируется в следующих четырех функциях: целевой, организационной, методической, оценочной.
Определенные нами подходы, взятые как основа взаимодействия вуза и школ в повышения качества подготовки школьников к ЕГЭ (компетентностный, системный и интегративный и рефлексивный подходы), находятся не просто в тесной взаимосвязи, но и определяют выбор совокупности принципов. Данными принципами выступают: принцип системности, преемственности, рефлексивной активности, осознанной перспективы, гласности, сотрудничества, объективности, обратной связи.
Минимальный уровень требований к субъектам рассматриваемого нами процесса мы связали с определенными организационно-педагогическими условиями, в состав которых вошли:
1) введение мониторинга образовательных и личностных достижений учащихся;
2) обеспечение преемственности учебных заведений в организации педагогической поддержке выпускникам на всех этапах подготовки к ЕГЭ;
3) закрепление моделей ответственного и творческого поведения преподавателей, учителей и учащихся за получаемые результаты.
В соответствии с принципом поэтапного развития системы и учетом конкретной и перспективной цели разpaбатываемой нами структурно-функциональной модели этапы повышения качества подготовки учащихся на основе взаимодействия вуза со школами были представлены следующим образом: организационный; аналитический; контрольно-оценочный; методический и консультативный этапы.
Cодержательно-методический компонент модели представлен содержательным элементом (содержание по подготовке учащихся к ЕГЭ на основе взаимосвязанных действий школ и вуза) и методикой рассматриваемого процесса (методами и средствами, формами повыше
Мы полагаем, что при реализации выделенных педагогических условий особое внимание следует уделить использованию диагностических методов (анкетирования, опроса, тестирования), методов анализа; сравнения, интерпретации, объяснения; дискуссии, презентации, рефлексии, статистических, графических и прогностических методов.
Исходя из поставленных задач модели, мы посчитали необходимым применять в модели следующие формы взаимодействия вуза со школами: методические семинары, совещания, пробное тестирование и консультации.
Критериями для оценки уровня подготовки выпускников к ЕГЭ были выбраны: мотивационно-ценностные ориентации, познавательная компетентность, рефлексия личностного роста и индивидуально-личностные качеств учащихся. Причина этого выбора связана с тем, что критерии должны быть связаны с задачами подготовки учащихся к ЕГЭ, структурой и готовностью учащегося к освоению государственного образовательного стандарта.
Предложенная нами модель хаpaктеризуется целостностью, так как все указанные компоненты взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат. Кроме того, она выступает рабочим инструментом представления обозначенной цели.
Статья в формате PDF 140 KB...
09 12 2024 8:43:10
Статья в формате PDF 128 KB...
06 12 2024 3:45:46
Статья в формате PDF 175 KB...
05 12 2024 6:54:35
Статья в формате PDF 275 KB...
04 12 2024 9:10:20
03 12 2024 11:54:57
Статья в формате PDF 138 KB...
02 12 2024 20:19:52
01 12 2024 12:21:43
Статья в формате PDF 246 KB...
30 11 2024 3:14:49
Статья в формате PDF 262 KB...
28 11 2024 12:14:24
Статья в формате PDF 100 KB...
27 11 2024 14:12:42
Статья в формате PDF 143 KB...
26 11 2024 17:10:39
Статья в формате PDF 238 KB...
25 11 2024 8:27:39
24 11 2024 19:12:34
Статья в формате PDF 130 KB...
23 11 2024 14:20:59
Статья в формате PDF 306 KB...
22 11 2024 10:17:48
Статья в формате PDF 300 KB...
20 11 2024 10:30:33
Статья в формате PDF 155 KB...
19 11 2024 21:15:28
Уровень кардиодеструктивных заболеваний в циркумполярном регионе имеет тенденцию к устойчивому росту. На основании результатов эпидемиологических исследований и количественной оценки факторов риска развития патологии разработана региональная модель оценки кардиоваскулярного риска для населения Ямало-Ненецкого автономного округа, учитывающая факторы питания. При составлении модели использован метод расчета весовых показателей. Шкала включает показатели распространенности классических кардиоваскулярных факторов риска, а также показатели дополнительных алиментарных рисков: артериальная гипертония, избыточная масса тела и ожирение, уровень холестерина в крови, уровень потрeбления белка и пищевого натрия. Использование модели позволяет более эффективно решать вопросы прогноза, индивидуализировать программу профилактики. ...
18 11 2024 21:15:42
17 11 2024 8:38:14
Статья в формате PDF 121 KB...
16 11 2024 1:54:43
Статья в формате PDF 264 KB...
15 11 2024 19:30:12
Статья в формате PDF 112 KB...
13 11 2024 8:19:58
Статья в формате PDF 146 KB...
12 11 2024 22:33:40
Статья в формате PDF 249 KB...
10 11 2024 0:45:13
Статья в формате PDF 232 KB...
09 11 2024 21:54:43
Статья в формате PDF 116 KB...
08 11 2024 6:37:19
Статья в формате PDF 104 KB...
07 11 2024 3:56:40
Статья в формате PDF 132 KB...
06 11 2024 22:58:17
Статья в формате PDF 109 KB...
05 11 2024 16:23:24
Статья в формате PDF 122 KB...
04 11 2024 5:55:43
Статья в формате PDF 251 KB...
03 11 2024 11:55:49
Статья в формате PDF 108 KB...
02 11 2024 21:11:41
Формирование липидной структуры эритроцитарных мембран в раннем онтогенезе хаpaктеризуется зависимостью от комплекса экстремальных условий Крайнего Севера, которые оказывает десинхронирующее влияние на становление эритроцитарных мембран новорожденных детей, проявляющееся молекулярной реорганизацией липидов, накоплением лизолецитина в зимний период года, что может способствовать их дестабилизации. ...
01 11 2024 12:58:53
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::