ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ РАСТВОРИМОСТИ СУЛЬФИДОВ ТЯЖЕЛЫХ МЕТАЛЛОВ НА ПРИМЕРЕ МЕДИ И СВИНЦА
Данный метод основан на утверждении о малой растворимости сульфидов. Однако экспериментальные исследования растворимости и термодинамические расчеты значительно различаются. Эксперимент, как правило, показывает значительно большую растворимость, что связано с образованием сульфидных комплексов металлов и наличием в растворе сульфидов коллоидной степени дисперсности.
Таким образом, для определения эффективности процессов осаждения очевидной становится необходимость усовершенствования методов определения концентрации ионов тяжелых металлов в растворах. Целью данной работы являлось изучение возможности и условий анализа растворимости сульфидов тяжелых металлов (на примере меди и свинца) с помощью ионометрии и инверсионной вольатмперометрии.
Инверсионная вольтамперометрия основана на предварительном электрохимическом накоплении определяемого компонента на поверхности или в объеме индикаторного электрода с последующей регистрацией вольтамперограммы, отражающей электрохимическую реакцию продукта накопления. Высота волны пропорциональна концентрации вещества в растворе. Потенциал полуволны определяется, в основном, природой реагирующих веществ.
Измерения проводились на аналитическом вольтамперометрическом комплексе СТА, предназначенном для определения количественного содержания электрохимически активных элементов и веществ при анализе проб различных объектов.
Методика эксперимента заключалась в следующем:
- Приготовление раствора соли тяжелого металла определенной молярности, осаждение сульфида металла при определенном значении рН водным раствором сульфида натрия.
- Центрифугирование полученной суспензии для удаления выпавшего осадка сульфида металла.
- Измерение остаточной концентрации иона металла. Пробы представляли собой модельные растворы, не содержащие органических примесей, поэтому кислотная пробоподготовка не проводилась. В три идентичные вольтамперометрические ячейки помещали одинаковые объемы проб анализируемого раствора с добавлением фонового электролита и регистрировали вольтамперограмму в виде пика. Для окончательного количественного определения к анализируемолй пробе добавляли стандартный раствор определяемого металла и вновь регистрировали вольтамперограмму.
Измерения проводились с варьированием степени разбавления пробы, чувствительности прибора и времени ультрафиолетовой пробоподготовки.
Результаты показали отсутствие приемлемой сходимости для параллельных проб, что, по-видимому, вызвано следующими причинами:
- Осаждением анализируемого металла, вводимого в виде добавки, оставшимися в растворе сульфид-ионами.
- Маскировкой сигналов Pb и Cu вследствие окисления сульфида ртути на ртутно-пленочном электроде.
Таким образом, при применении вольтамперометрического комплекса СТА для анализа раствора становится очевидной необходимость дополнительной пробоподготки.
Метод ионометрии основан на применении ионоселективных мембранных электродов, функционирующих по механизму переноса ионов, т.е. обладающих ионной проводимостью. Поскольку мембрана проницаема для одного или нескольких видов ионов, то это свойство обеспечивает достаточно высокую селективность электрода. Очевидно, что ион, по отношению к которому мембрана проницаема, проникает в нее и перемещается в ней. В то же время, для других ионов, по отношению к которым мембрана не проницаема, создаются условия, обеспечивающие ограниченное перемещение этих ионов в фазе мембраны и предотвращающие их переход через границу раствор/мембрана.
Измерения проводились на анализаторе жидкости ЭКСПЕРТ-001-3 с использованием свинецселективного электрода ХС-Pb-001 и медьселективного электрода ХС-Cu-001 в интервале рН=6-11.
Проведенные эксперименты показали важность следующих факторов при проведении ионометрических измерений:
- Необходимость отделения осадка перед проведением измерений (под действием электростатических сил даже хорошо осевший осадок сульфида налипал на электроды, и показания прибора не стабилизировались, кроме того, концентрация свободных ионов металла возрастала).
- Необходимость учета временного фактора (в процессе старения осадков растворимость снижается).
- Исключение возможности образования полисульфидных комплексов, т.к. применяемые электроды обладают селективность только к определенному иону.
Таким образом, экспериментальное определение растворимости сульфидов тяжелых металлов, требует не только тщательного соблюдения существующих методик, но и учета физико-химических особенностей процесса осаждения и пробоподготовки.
Статья в формате PDF 254 KB...
18 04 2024 16:34:11
Статья в формате PDF 109 KB...
17 04 2024 12:30:45
Статья в формате PDF 105 KB...
16 04 2024 2:37:42
Статья в формате PDF 106 KB...
15 04 2024 0:54:28
Определены виды грибов рода Candida, выделенных из влагалища у 200 пациенток с хроническим рецидивирующим кандидозным вульвовaгинитом. Приоритетными видами возбудителя являлись С. pseudotropicаlis, C. krusei ( 32,5% и 37,5%). Определена чувствительность 67 наиболее часто выделяемых штаммов при данной патологии к нистатину, амфотерицину-В, клотримaзoлу. Грибы вида C.albicans в 56% исследований были чувствительны к трем антимикотическим препаратам. Субкультуры С."не-albicans" имели маркеры устойчивости к нистатину в 57% ,амфотерицину-В в 59%, клотримaзoлу 25% исследований. ...
14 04 2024 14:40:12
Статья в формате PDF 100 KB...
13 04 2024 0:15:11
Статья в формате PDF 279 KB...
12 04 2024 21:41:43
Статья в формате PDF 261 KB...
11 04 2024 20:21:15
Статья в формате PDF 109 KB...
10 04 2024 1:50:18
Статья в формате PDF 111 KB...
09 04 2024 19:41:14
Статья в формате PDF 140 KB...
07 04 2024 19:46:11
06 04 2024 17:22:28
Жизненный цикл зимней пяденицы (Operophtera brumata L.) столь своеобразен, а время появления имагинальной фазы настолько необычно для бабочек, что этот объект всегда привлекал внимание учёных. Интерес усиливается также тем, что зимняя пяденица является массовым вредителем лиственных и древесных пород, значительная часть которых относится к плодовым деревьям. ...
05 04 2024 13:18:24
04 04 2024 14:37:24
Статья в формате PDF 132 KB...
03 04 2024 13:33:24
Статья в формате PDF 100 KB...
02 04 2024 9:13:25
Статья в формате PDF 111 KB...
01 04 2024 12:42:31
Статья в формате PDF 262 KB...
28 03 2024 0:58:30
Статья в формате PDF 119 KB...
27 03 2024 8:19:32
Статья в формате PDF 114 KB...
26 03 2024 0:48:29
Статья в формате PDF 103 KB...
25 03 2024 5:40:36
Статья в формате PDF 131 KB...
24 03 2024 7:38:47
Статья в формате PDF 320 KB...
23 03 2024 7:55:42
Статья в формате PDF 100 KB...
22 03 2024 19:23:57
Показано, что бытующее до сих пор утверждение, что центростремительные и гироскопические силы работы не совершают, неверно. При движении тела с постоянной скоростью по круговой орбите непрерывно затрачивается работа на изменение направления движения (поворот вектора скорости). ...
21 03 2024 11:29:54
Статья в формате PDF 115 KB...
20 03 2024 19:46:47
Сравнительные конструкции рассматриваются с позиции гендерного аспекта. Представлены результаты направленного ассоциативного эксперимента, который позволил выявить различия в женском и мужском конструировании, употрeблении и восприятии сравнительных конструкций. ...
19 03 2024 22:42:24
Статья в формате PDF 253 KB...
18 03 2024 0:46:32
Статья в формате PDF 142 KB...
17 03 2024 3:26:20
Статья в формате PDF 111 KB...
16 03 2024 12:17:33
Статья в формате PDF 111 KB...
15 03 2024 21:20:17
Статья в формате PDF 122 KB...
14 03 2024 13:13:16
Основная задача при работе с одаренными детьми заключается в том, чтобы поддержать в ребенке стремление к освоению высших ценностей, создать условия, в которых ребенок сможет строить свою личность самостоятельно, накапливать индивидуальный познавательный опыт. Физика наряду с другими фундаментальными науками дает возможность развивать творческие способности учащихся, навыки системного мышления. ...
13 03 2024 13:38:50
Статья в формате PDF 145 KB...
12 03 2024 20:12:33
Статья в формате PDF 252 KB...
11 03 2024 13:36:23
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::