ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В начале ХХ века американским экологом В. Е. Шелфордом (1913) было выдвинуто правило, которое определяет «экологический стандарт» вида или популяции и обусловливает диапазон толерантности к жизненно важным системам природы. В ХХ1 веке это понятие стало особо актуальным в связи с глобализационными процессами, происходящими во всех сферах жизнеобеспечения общества для выживания человека не просто как биологического вида, но и как самого совершенного субъекта природы. В поисках путей совершенствования общества, мы обратились к историческим материалам, описывающим жизнь северокавказского сообщества. Исследования показали, что суровые природные условия проживания способствовали выработке у народов Северного Кавказа толерантности и высокого нравственного потенциала, без которого просто выжить в горных условиях было невозможно. С другой стороны, сама удивительная как по красоте, так и по хаpaктеру выражения воздействия на человека природа способствовала развитию у населения на протяжении многих веков черты глубокого почитания флоры и фауны, и в целом окружающей среды. Таким образом, горцы Северного Кавказа с малых лет получали традиционное экологическое воспитание, ядром которого было познание природы и самосовершенствование как два равных компонента этого процесса, что в зрелом возрасте помогало им чувствовать себя рыцарями природы. Такое взаимодействие с окружающей средой, где человек был наравне с природными объектами, давало ему возможность гармонично сосуществовать с ней и придавало ему уверенность в себе.
Ряд войн, происходивших на Северном Кавказе в конце ХУ111- Х1Х в, а затем и их последствия ярко отобразили степень изменения экологической культуры горцев в этот период, что было запечатлено в записях путешественников и исследователей Северного Кавказа. А реформы проведенные царизмом в середине Х1Х века, свели, пpaктически на нет традиционную культуру горцев, резко изменив экологическое сознание народов, проживающих на этой территории. С тех пор прошло много времени, произошли коренные изменения, как в культуре, так и в образовании горских народов, однако до той экологической культуры, которая была описана многими путешественниками, исследователями, да и самими воевавшими на Северном Кавказе еще очень далеко.
В чем причина упадка кавказской цивилизации и что происходит в настоящее время? Использование современных информационных технологий позволили аккумулировать новые достижения различных наук для объяснения многих исторических явлений и процессов, происходивших в ушедшие века. Технологический прогресс, поставил человека как бы выше природных объектов, казалось бы, что индивид должен чувствовать себя сильнее, но в действительности он стал бессилен перед самим собой. Регулируя природные процессы, он потерял возможность регулировать самого себя как сложную систему, как субъект природы. «Развивая технику,- писал В.Вернадский, - человек не покушался на собственную природу как таковую, он священно блюдет ее норму и границу, оставляя себя самого, как есть, ограниченным и физически и умственно»(1930). При таких условиях, никакие экологические законы, ограничения, правила, не помогут человеку в трудовой деятельности, если он с детства не будет обучен уважать себя, чувствовать свою силу и уверенность, прислушиваться к себе, познавать себя также как познает окружающий мир. Народная кавказская, традиционная педагогика была сильным регулирующим механизмом в деле конструирования горского человека, как равного природного субъекта. В конце Х1Х-первой половине ХХ века просветители Северного Кавказа сделали попытку повысить эколого-образовательный уровень народа и нравственное усовершенствование путем возрождения исторически сложившейся традиционной культуры горцев, но она не смогла образовать в условиях российской политики тех времен самостоятельного сильного течения и со временем и вовсе растворилась в национальных культурах.
Следует признать и тот факт, что природные объекты и человек как системы окружающей среды не адекватны друг другу, что, безусловно, вызывает противоречия между ними. Выход из такой ситуации в развитии адаптатационных технологий совершенствования и развития экологической культуры общества на основе традиционных культур, что создаст возможность гармоничного сосуществования природы и общества и обеспечит экологическую безопасность человека.
Статья в формате PDF 151 KB...
18 09 2024 8:51:19
Статья в формате PDF 722 KB...
16 09 2024 15:49:11
Статья в формате PDF 127 KB...
15 09 2024 2:38:12
14 09 2024 18:41:27
Статья в формате PDF 119 KB...
13 09 2024 7:29:23
Статья в формате PDF 234 KB...
12 09 2024 14:59:40
Статья в формате PDF 308 KB...
11 09 2024 12:44:45
Статья в формате PDF 175 KB...
09 09 2024 6:27:18
Статья в формате PDF 113 KB...
08 09 2024 10:45:10
Статья в формате PDF 107 KB...
07 09 2024 19:36:10
Статья в формате PDF 107 KB...
06 09 2024 20:59:41
Статья в формате PDF 192 KB...
04 09 2024 13:11:22
Статья в формате PDF 102 KB...
03 09 2024 3:38:22
02 09 2024 5:59:16
Статья в формате PDF 102 KB...
01 09 2024 22:23:39
Статья в формате PDF 107 KB...
31 08 2024 11:18:28
Статья в формате PDF 228 KB...
30 08 2024 10:48:55
Статья в формате PDF 130 KB...
29 08 2024 3:27:47
Статья в формате PDF 103 KB...
27 08 2024 18:26:29
Статья в формате PDF 263 KB...
26 08 2024 17:43:25
Статья в формате PDF 363 KB...
25 08 2024 20:18:15
Статья в формате PDF 117 KB...
23 08 2024 17:13:10
Статья в формате PDF 130 KB...
22 08 2024 13:50:59
Статья в формате PDF 174 KB...
20 08 2024 9:44:43
Статья в формате PDF 105 KB...
19 08 2024 8:25:21
Статья в формате PDF 215 KB...
18 08 2024 8:20:21
Статья в формате PDF 133 KB...
17 08 2024 5:14:43
Статья в формате PDF 266 KB...
16 08 2024 3:52:48
Статья в формате PDF 132 KB...
15 08 2024 7:38:17
Статья в формате PDF 281 KB...
14 08 2024 21:27:54
В статье представлены материалы о значении съездов земских врачей Рязанской губернии (1874 – 1900) и их роль в развитии профилактического направления медицины края. ...
13 08 2024 17:45:48
Статья в формате PDF 371 KB...
11 08 2024 9:51:55
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::