ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
В начале ХХ века американским экологом В. Е. Шелфордом (1913) было выдвинуто правило, которое определяет «экологический стандарт» вида или популяции и обусловливает диапазон толерантности к жизненно важным системам природы. В ХХ1 веке это понятие стало особо актуальным в связи с глобализационными процессами, происходящими во всех сферах жизнеобеспечения общества для выживания человека не просто как биологического вида, но и как самого совершенного субъекта природы. В поисках путей совершенствования общества, мы обратились к историческим материалам, описывающим жизнь северокавказского сообщества. Исследования показали, что суровые природные условия проживания способствовали выработке у народов Северного Кавказа толерантности и высокого нравственного потенциала, без которого просто выжить в горных условиях было невозможно. С другой стороны, сама удивительная как по красоте, так и по хаpaктеру выражения воздействия на человека природа способствовала развитию у населения на протяжении многих веков черты глубокого почитания флоры и фауны, и в целом окружающей среды. Таким образом, горцы Северного Кавказа с малых лет получали традиционное экологическое воспитание, ядром которого было познание природы и самосовершенствование как два равных компонента этого процесса, что в зрелом возрасте помогало им чувствовать себя рыцарями природы. Такое взаимодействие с окружающей средой, где человек был наравне с природными объектами, давало ему возможность гармонично сосуществовать с ней и придавало ему уверенность в себе.
Ряд войн, происходивших на Северном Кавказе в конце ХУ111- Х1Х в, а затем и их последствия ярко отобразили степень изменения экологической культуры горцев в этот период, что было запечатлено в записях путешественников и исследователей Северного Кавказа. А реформы проведенные царизмом в середине Х1Х века, свели, пpaктически на нет традиционную культуру горцев, резко изменив экологическое сознание народов, проживающих на этой территории. С тех пор прошло много времени, произошли коренные изменения, как в культуре, так и в образовании горских народов, однако до той экологической культуры, которая была описана многими путешественниками, исследователями, да и самими воевавшими на Северном Кавказе еще очень далеко.
В чем причина упадка кавказской цивилизации и что происходит в настоящее время? Использование современных информационных технологий позволили аккумулировать новые достижения различных наук для объяснения многих исторических явлений и процессов, происходивших в ушедшие века. Технологический прогресс, поставил человека как бы выше природных объектов, казалось бы, что индивид должен чувствовать себя сильнее, но в действительности он стал бессилен перед самим собой. Регулируя природные процессы, он потерял возможность регулировать самого себя как сложную систему, как субъект природы. «Развивая технику,- писал В.Вернадский, - человек не покушался на собственную природу как таковую, он священно блюдет ее норму и границу, оставляя себя самого, как есть, ограниченным и физически и умственно»(1930). При таких условиях, никакие экологические законы, ограничения, правила, не помогут человеку в трудовой деятельности, если он с детства не будет обучен уважать себя, чувствовать свою силу и уверенность, прислушиваться к себе, познавать себя также как познает окружающий мир. Народная кавказская, традиционная педагогика была сильным регулирующим механизмом в деле конструирования горского человека, как равного природного субъекта. В конце Х1Х-первой половине ХХ века просветители Северного Кавказа сделали попытку повысить эколого-образовательный уровень народа и нравственное усовершенствование путем возрождения исторически сложившейся традиционной культуры горцев, но она не смогла образовать в условиях российской политики тех времен самостоятельного сильного течения и со временем и вовсе растворилась в национальных культурах.
Следует признать и тот факт, что природные объекты и человек как системы окружающей среды не адекватны друг другу, что, безусловно, вызывает противоречия между ними. Выход из такой ситуации в развитии адаптатационных технологий совершенствования и развития экологической культуры общества на основе традиционных культур, что создаст возможность гармоничного сосуществования природы и общества и обеспечит экологическую безопасность человека.
Статья в формате PDF
115 KB...
17 06 2025 7:43:10
Статья в формате PDF
127 KB...
16 06 2025 13:38:27
Статья в формате PDF
219 KB...
15 06 2025 23:41:47
Статья в формате PDF
254 KB...
14 06 2025 9:16:56
Статья в формате PDF
132 KB...
13 06 2025 23:14:28
Статья в формате PDF
108 KB...
12 06 2025 7:15:51
Статья в формате PDF
504 KB...
11 06 2025 5:40:11
Статья в формате PDF
105 KB...
10 06 2025 21:54:37
В статье освящаются проблемы влияния наследственности, общего анатомо - физиологического, психологического и социально-духовного состояния организма на здоровье детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
...
09 06 2025 23:37:24
Статья в формате PDF
149 KB...
08 06 2025 4:42:52
Статья в формате PDF
103 KB...
06 06 2025 4:23:37
Статья в формате PDF
691 KB...
05 06 2025 16:31:22
Статья в формате PDF
101 KB...
04 06 2025 22:30:28
Статья в формате PDF
268 KB...
03 06 2025 6:55:17
Статья в формате PDF
135 KB...
29 05 2025 20:14:51
Статья в формате PDF
105 KB...
28 05 2025 15:32:12
Статья в формате PDF
156 KB...
27 05 2025 4:28:20
Статья в формате PDF
411 KB...
26 05 2025 18:40:42
25 05 2025 20:40:13
Цитомедины – это биологически активные соединения, продуцируемые органами и тканями, способные влиять на течение физиологических и биохимических процессов в организме для поддержания гомеостаза. Экспериментально выявлено, что пептиды (цитомедины), выделенные из тканей печени и сердца животных, влияют на адгезивные свойства клеток крови – увеличивают количество лейкоцитарно-эритроцитарных (ЛЭА), тромбоцитарнo-эритроцитарных (ТЭА) и лимфоцитарно-тромбоцитарных (ЛТА) агрегатов. Феномен лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии является ярким примером тесной взаимосвязи иммунитета и гемостаза, являющихся составными частями единой интегральной клеточно-гумopaльной системы защиты организма.
...
24 05 2025 5:51:38
Статья в формате PDF
122 KB...
22 05 2025 11:43:47
Статья в формате PDF
110 KB...
21 05 2025 0:11:16
Статья в формате PDF
371 KB...
20 05 2025 1:40:24
Статья в формате PDF
142 KB...
19 05 2025 17:52:21
Статья в формате PDF
286 KB...
17 05 2025 8:51:59
Статья в формате PDF 415 KB...
16 05 2025 7:50:58
Статья в формате PDF
113 KB...
14 05 2025 20:41:41
Статья в формате PDF
129 KB...
13 05 2025 10:17:52
12 05 2025 0:19:54
Статья в формате PDF
136 KB...
11 05 2025 8:29:12
Статья в формате PDF
273 KB...
10 05 2025 8:46:17
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::