МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ БИОЛОГИИ И ФИЗИКИ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
Обращение к проблеме межпредметных связей (МПС), одного из важнейших направлений современной дидактики, вызвано отражением в содержании дисциплин естественнонаучного цикла современных тенденций развития науки, хаpaктеризующихся появлением в учебном познании общенаучных идей, методов и проблем, возникающих на стыке смежных областей познания и требующих совместного рассмотрения природных явлений.
Необходимость осуществления МПС в обучении учащихся обусловлена существующей предметной системой преподавания естественнонаучных дисциплин в школе. Каждый учебный предмет, рассматривая присущий ему определенный круг объектов и явлений окружающего мира, отражает лишь одну из сторон объективной действительности и тем самым нарушает диалектическую связь различных сторон целого.
В то же время современное состояние развития естественных наук и школьного естественнонаучного образования выдвигает на первое место необходимость формирования единой естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения, диалектического мышления. Все это требует от учителей естественнонаучных дисциплин отказа от традиционного узко предметного изучения физики и биологии, усиления ориентации обучения учащихся на осуществление МПС, формирования у них обобщенных межпредметных знаний и умений. Последовательная, систематическая реализация МПС в образовательном процессе значительно усиливает его общую эффективность, а вместе с тем весьма положительно влияет на обучение, разностороннее развитие учащихся. В организации образовательного процесса в школе МПС являются важным дидактическим условием формирования прочных и глубоких знаний и умений у учащихся по предметам естественнонаучного цикла, развития у них познавательного интереса к естественным наукам.
Следует отметить, что в современных условиях школьного естественнонаучного образования успешное осуществление педагогической деятельности по реализации МПС в изучении физики и биологии усложняется следующими объективными и субъективными причинами:
- большое количество разнообразных учебных программ, их несогласованность с содержанием программ смежных предметов;
- в существующей структуре дисциплин естественнонаучного цикла физика и биология как учебные предметы не представляют единой системы, продолжают оставаться разобщенными, разрозненными по годам обучения;
- существующая на пpaктике разобщенность учителей предметов естественнонаучного цикла;
- слабая ориентированность учителей в теории и пpaктике реализации МПС;
- недостаточное знание содержания смежных предметов;
- недостаточное количество методических и дидактических материалов по реализации МПС в процессе изучения физики и биологии;
- отсутствие у многих учителей естественнонаучных дисциплин опыта реализации МПС;
- отсутствие со стороны методистов, администрации школ должного руководства и методической помощи;
- отсутствие планомерной и систематической подготовки учителей естественнонаучных дисциплин как в педагогических вузах, так и в период последипломного обучения учителей на курсах повышения квалификации в ИПК;
- более высокие требования, предъявляемые к уровню профессионально-педагогической компетентности учителей, в том числе и в рамках проблемы межпредметных связей.
Все это существенно затрудняет обучение учащихся на основе межпредметных связей.
Широкое использование МПС позволяет формировать у учащихся не только обобщенные знания по предметам естественнонаучного цикла, но и умения осуществлять синтез и перенос знаний смежных предметов, устанавливать причинно-следственные связи явлений живой и неживой природы, систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении физики и биологии, решать задачи, требующие комплексного применения знаний.
Использование МПС в процессе изучения биологии направлено на отбор и конструирование содержания учебного предмета - биологии с включением в него межпредметной информации из физики, а также формирование специального представления у учащихся о принципе, механизме межпредметного переноса знаний и умений, чтобы школьники могли усвоить не только результаты интеграции знаний, но и деятельность по установлению МПС.
В представленной вниманию читателя монографии предпринята попытка теоретического обоснования необходимости реализации МПС в обучении учащихся основной школы. В ней раскрываются дидактические основы МПС, анализируются программы и учебники по физике и биологии, рассматриваются межпредметные связи физики и биологии в конкретных темах по биологии, приводятся примеры познавательных задач, требующих комплексного применения знаний смежных предметов
Авторы монографии ставили перед собой задачу раскрыть перед студентами и учителями физики и биологии систему основных теоретических и методических вопросов проблемы межпредметных связей, создав тем самым целостное представление об этом важном направлении современной дидактики.
В теоретической части монографии представлен анализ проблемы межпредметных связей, рассмотрены различные подходы к определению сущности понятия «межпредметные связи», сформулированы основные цели их реализации в учебном процессе биологии во взаимосвязи с физикой, определены их функции и виды, описана методика формирования межпредметных умений.
В пpaктико ориентированной части монографии для учителей биологии представлен межпредметный материал по физике и биологии, который отобран так, что учитель может его использовать на учебных занятиях по своему усмотрению в зависимости от целей занятия, актуальности и востребованности учебного материала, необходимого для более осознанного усвоения биофизических знаний на уроках биологии, уровня подготовленности учащихся к восприятию этой информации. Учебный материал, содержащий межпредметную информацию, может включаться учителем в различные этапы учебного занятия: повторение знаний, изучение нового материала, закрепление знаний и проверка умений учащихся решать качественные и количественные задачи, требующие применения знаний смежного предмета. Таким образом, учитель, имея необходимую межпредметную информацию, самостоятельно конструирует занятие, реализуя свой творческий потенциал.
Анализ программ и учебных пособий по биологии и физики позволил скорректировать действующие учебные программы по биологии и рассмотреть содержание основных тем курса биологии «Человек».
Рассмотренный в монографии вариант реализации межпредметных связей физики с биологией, на наш взгляд, раскрывает большие возможности для дальнейшего совершенствования школьного естественнонаучного образования.
Монография окажет определенную помощь студентам, будущим учителям биологии, методистам и преподавателям педагогических вузов и институтов повышения квалификации работников образования, а также учителям биологии и физики в организации обучения учащихся основной школы биологии во взаимосвязи с физикой.
Статья в формате PDF 110 KB...
12 01 2025 5:31:49
Статья в формате PDF 293 KB...
11 01 2025 13:51:51
Статья в формате PDF 136 KB...
09 01 2025 22:36:28
Статья в формате PDF 109 KB...
08 01 2025 7:42:15
Статья в формате PDF 118 KB...
07 01 2025 17:42:36
Статья в формате PDF 243 KB...
06 01 2025 10:27:30
05 01 2025 10:48:14
Статья в формате PDF 115 KB...
04 01 2025 7:19:39
Статья в формате PDF 158 KB...
03 01 2025 20:31:39
Статья в формате PDF 130 KB...
02 01 2025 8:13:46
Статья в формате PDF 132 KB...
01 01 2025 13:36:46
Статья в формате PDF 157 KB...
31 12 2024 15:10:44
Статья в формате PDF 310 KB...
28 12 2024 20:30:37
Статья в формате PDF 142 KB...
26 12 2024 10:12:21
25 12 2024 4:17:32
Статья в формате PDF 100 KB...
24 12 2024 20:14:47
Статья в формате PDF 214 KB...
23 12 2024 6:32:11
Статья в формате PDF 109 KB...
22 12 2024 15:14:36
Статья в формате PDF 121 KB...
21 12 2024 0:34:51
Статья в формате PDF 249 KB...
20 12 2024 13:34:46
Статья в формате PDF 163 KB...
19 12 2024 8:46:12
Статья в формате PDF 100 KB...
18 12 2024 7:12:20
Статья в формате PDF 124 KB...
17 12 2024 20:36:18
16 12 2024 9:17:13
Статья в формате PDF 173 KB...
15 12 2024 18:54:57
В статье даны пpaктические рекомендации для проектирования вибратора грохота, который по технологическим соображениям был переведён в режим работы с повышенной частотой вращения и уменьшенной амплитудой. Разработана динамическая схема грохота и предложен алгоритм решения дифференциального уравнения. Короб грохота рассматривался как одномассная система с элементами переменной жесткости опор короба, что позволило определить требуемую возмущающую силу вибратора и величину статического момента массы дeбaлансов при заданных кинематических параметрах. На основе полученных результатов разработана рациональная конструкция дeбaлансов. ...
14 12 2024 5:48:47
В статье изложены результаты исследования содержания таких биоэнергетически активных компонентов-углеводов и липидов в организме Trichocephalus trichiurus,Tr.muris в норме и после применения принятых терапевтических дозах Вермокса, Медамина и Дифезила. ...
13 12 2024 23:32:23
Статья в формате PDF 314 KB...
12 12 2024 18:34:39
Статья в формате PDF 127 KB...
11 12 2024 16:46:29
Статья в формате PDF 129 KB...
09 12 2024 21:57:17
Статья в формате PDF 121 KB...
08 12 2024 20:10:17
Статья в формате PDF 138 KB...
07 12 2024 5:17:31
06 12 2024 17:35:49
Статья в формате PDF 112 KB...
05 12 2024 19:52:58
При управлении автоматическими космическими аппаратами (КА) важной проблемой является обеспечение надежного и оперативного анализа и диагностирования работоспособности бортовых систем. Это позволит своевременно выявить негативные тенденции в работе бортовой аппаратуры и предотвратить их развитие. Наибольшую актуальность проблема приобретает при управлении КА со сложными бортовыми системами, хаpaктеризующимися большим объемом телеметрических параметров, а так же при необходимости выдачи комaндных воздействий непосредственно в сеансах связи. Существующий опыт управления КА показывает, что в ряде случаев только своевременная выдача комaнд немедленного исполнения позволила обеспечить выполнение программы полета КА [1]. В настоящей работе предлагается общий подход к решению указанной проблемы, основанный на создании адекватных моделей анализа и диагностики функционирования бортовых систем и алгоритмов автоматизированной выработки рекомендаций по воздействию на КА. Ожидается, что использование в пpaктике управления таких моделей и алгоритмов даст возможность существенно повысить эффективность работы аппаратуры, в том числе за счет оперативного устранения возникающих на борту нештатных ситуаций. ...
04 12 2024 20:49:34
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::