ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦКУРСА КОЛИЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ДЛЯ ИСТОРИКОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОРДОВСКОГО ГОСУНИВЕРСИТЕТА)

Современная историческая наука не может обходиться без количественных методов. Это, прежде всего, диктуется необходимостью обработки и анализа статистического материала при исследовании экономики, финансов, демографических и других массовых общественных процессов. Кроме того, освоение этих методов необходимо для адаптации к компьютерной системе накопления, обработки и выражения количественной информации. Наконец, кажется, уже всеми признано, что использование количественных методов, в т.ч. математических приемов и моделей, существенно интенсифицирует и оптимизирует сам процесс мышления, в аспекте конкретизации посылок и выводов исторического исследования, сокращения времени на получение конечного результата, улучшения взаимосвязи различных наук и т.д.
Все эти факторы привели к введению на историческом факультете (ныне Историко-социологический институт) Мордовского госуниверситета соответствующего спецкурса. В 1985 г. все преподаватели-историки университета прошли курс информатики. В том же году информатику и одновременно количественные методы стали осваивать студенты. В 1988-1996 гг. в университете было выпущено несколько учебных пособий для историков, одно из которых получило гриф НМС классических университетов РФ. При внедрении курса количественных методов в систему преподавания встречались определенные трудности материального, организационного и психологического хаpaктера. Первой из них стала нехватка компьютеров. На самом историческом факультете ПК появился лишь в 1993 г. и долгое время их недостаток являлся серьезным препятствием для полноценного обучения. Следующая существенная трудность определялась низким уровнем математической подготовки историков. Обучение приходилось начинать не с конкретных методов, а с единиц измерения, вычисления средних величин, процентов и т.п. Поэтому с учетом небольшого объема спецкурса (36 час.), как правило, не достигалась его главная цель - привить субъектам традиционных исторических исследований, опирающихся часто на гипотетические рассуждения общего порядка, умение оперировать точными фактами, выраженными в количественной форме. Определенные трудности возникли также из-за негативного отношения к новым дисциплинам некоторых преподавателей, что вытекало из непонимания сути количественных методов, необходимости сокращения из-за них традиционных курсов и др. факторов. Подобное отношение передавалось части студентов.
В1996 г. спецкурс был увеличен примерно в два раза и, наряду с наиболее простыми приемами обработки количественных данных, стал включать рассмотрение основ дисперсионного, регрессионного, корреляционного методов, и даже элементы информационного анализа. К этому же времени, историки, в основном, были обеспечены и современными компьютерами. Увеличение объема спецкурса благотворно сказалось на умении студентов извлекать из общественных явлений количественные хаpaктеристики, анализировать их взаимосвязь при рассмотрении динамики производства, торговли, демографических, социально-экономических и других массовых процессов и способствовало их адаптации к информатике вообще и системе математико-статистических программ для ЭВМ в частности.
В настоящее время основные проблемы кроме вышеназванных, вытекают, прежде всего, из противоречий между спецификой количественной формализации общественных явлений и тем, что почти все типовые программы для ПК составлены либо математиками, либо представителями других точных наук, обладающими иным научным менталитетом.
Например, в точных науках важны, прежде всего, абсолютные показатели, а в общественных - относительные. Часто эти программы ("Олимп", "Мезозавр", "Дистат" и др.), изобилуя совершенно ненужными для историков показателями типа смещенных и несмещенных дисперсий, начальных и центральных моментов высоких порядков, многочисленными формулами всевозможных кривых и т.д., не включают элементарные приемы ранжирования, стандартизации и нормирования переменных, оценки критериев случайности и согласия, величины автокорреляции. В упрощенных вариантах представляются чрезвычайно ценные именно для историков методы кластерного и факторного анализа и т.п. Это явление нормальное и выход из него видится в дальнейшем сотрудничестве историков, статистиков, программистов и др.
В целом перспективу преподавания спецкурса количественных методов для историков, в Мордовском университете можно назвать благоприятной.
Статья в формате PDF
164 KB...
06 11 2025 15:44:24
Статья в формате PDF
119 KB...
05 11 2025 17:14:42
В статье раскрываются новые знания, которые становятся стратегическим ресурсом, обеспечивают России статус великой державы и формирование упреждающей реакции на скрытые угрозы национальным интересам. Паспорта научных специальностей способствуют консолидации интеллектуальных ресурсов страны на самых актуальных направлениях исследований. Выявленные различия хаpaктеризуют определяющую роль паспорта научной специальности в резонансном взаимодействии с диссертационными работами, при наличии которого достигается соответствие предмета исследования паспорту научной специальности. Резонансное взаимодействие объекта и субъекта в научном творчестве при выполнении диссертационной работы составляет основной принцип интеллектуальной информационной технологии как инструмента научного творчества.
...
04 11 2025 1:24:11
03 11 2025 13:31:10
Статья в формате PDF
114 KB...
02 11 2025 10:45:14
Статья в формате PDF
252 KB...
01 11 2025 2:56:22
Статья в формате PDF
256 KB...
31 10 2025 5:54:24
29 10 2025 16:33:44
Статья в формате PDF
121 KB...
28 10 2025 6:21:35
Статья в формате PDF
207 KB...
27 10 2025 3:55:17
Статья в формате PDF
120 KB...
26 10 2025 9:55:53
25 10 2025 16:38:13
Статья в формате PDF
154 KB...
23 10 2025 2:43:11
Статья в формате PDF
104 KB...
22 10 2025 23:57:34
Статья в формате PDF
109 KB...
21 10 2025 5:54:35
Статья в формате PDF
163 KB...
20 10 2025 12:51:51
17 10 2025 22:56:48
Статья в формате PDF
364 KB...
16 10 2025 4:46:23
Статья в формате PDF
277 KB...
15 10 2025 6:39:45
Статья в формате PDF
349 KB...
14 10 2025 20:21:36
Статья в формате PDF
122 KB...
12 10 2025 22:43:30
Статья в формате PDF
114 KB...
11 10 2025 12:30:39
Статья в формате PDF
113 KB...
10 10 2025 3:44:53
Статья в формате PDF
228 KB...
07 10 2025 1:37:17
Статья в формате PDF
284 KB...
05 10 2025 6:43:28
Статья в формате PDF
259 KB...
04 10 2025 16:57:34
Статья в формате PDF
253 KB...
03 10 2025 6:23:17
Статья в формате PDF
199 KB...
02 10 2025 20:39:46
01 10 2025 0:49:23
Статья в формате PDF
105 KB...
30 09 2025 13:11:48
Статья в формате PDF
117 KB...
29 09 2025 21:36:49
Статья в формате PDF
223 KB...
28 09 2025 2:22:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::