ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ ФИГУР, ПОСТРОЕННЫХ НА ОСНОВЕ СИНТАКСИЧЕСКОГО ПАРАЛЛЕЛИЗМА (ФСП) В НАУЧНЫХ ТЕКСТАХ
В качестве основных стилевых черт, вытекающих из природы научного познания, в собственно научных текстах можно выделить следующие: подчеркнутую логичность, абстрагизацию, или отвлеченно-обобщенность, а также точность, или смысловую однозначность, объективность .
Научно-популярное изложение, хаpaктеризуясь логичностью, доступностью и наглядностью изложения, отличается от собственно научного некоторым оттенком субъективности (что приводит к усилению момента).
В собственно научных текстах по отношению к корпусу ФСП, зафиксированных в данной функциональной разновидности, наиболее распространены фигуры синтаксической анафоры, синтаксической анаэпифоры, базирующейся на неполном синтаксическом параллелизме. Связано это, во-первых, с тем, что полный параллелизм это уже ритмизация текста, свойственная художественным текстам, во-вторых, полный параллелизм проявляется чаще всего в кратких предложениях, небольших по длине, а научному стилю более свойственны сложные и осложненные синтаксические структуры.
Специфика употрeбления ФСП в научных текстах состоит, прежде всего, в выделении логической стороны высказывания, активизации внимания читателя. Поэтому основными функциями конструкций, построенных по принципу синтаксического параллелизма, в этой функционально-стилевой разновидности являются строевая и выделительно-логическая функции.
Нужно сказать, что в научных текстах синтаксические фигуры часто сочетаются с лексическим повтором, что обусловлено самой спецификой научного стиля. Для научного стиля, как известно, хаpaктерна языковая избыточность . Употрeбление ФСП обусловлено и члeнимостью научных текстов (термин О.А. Лаптевой) и служит задачам доступности и ясности изложения зачастую концептуально сложного материала, помогает усвоению этого материала, который при использовании фигур параллелизма подается слушателям «порциями» (мысль Е.Н. Ширяева).
Таким образом, ФСП в собственно научных текстах выполняют, главным образом, выделительно-логическую функцию, которая заключается в выделении перечисления ряда логических суждений .
Особенно частое явление - ФСП в научно-популярной и учебной литературе, так как использование данных конструкций решает основные задачи указанных подстилей: объяснение, убеждение читателя, облегчение процесса восприятия научного содержания. Выразительность может быть связана с усилением собственно логической обработки текста. В этом случае выразительность научного текста отлична от выразительности художественного текста.
Вместе с тем, в научно-популярных текстах ФСП иногда служат для усиления не только логического, но и эмоционального начала.
Синтаксический параллелизм в соединении с лексическим повтором и вносимой ими ритмической организацией высказывания способствует созданию определенного типа текста, свойственного научно-популярной статье. Ритмическая организация текста в научной прозе - уже само по себе явление, способствующее экспрессивности высказывания, а в сочетании с соответствующим лексическим наполнением, выражающим различного рода субъективные оценки автора, такие конструкции отчетливо видны на фоне ритмической неупорядоченности научной речи, а также "служат фоном для эмфатического выделения нужного отрезка высказывания".
Наблюдения показали, что в научно-популярных текстах по отношению к корпусу ФСП, зафиксированных в данной функциональной разновидности, распространены фигуры изоколона, синтаксической анафоры, синтаксической эпифоры, синтаксической анаэпифоры, синтаксического хиазма, климaкcа, полисиндетона, антитезы и антиметаболы.
Типизированные функции ФСП в научно-популярных текстах представлены иной частотностью, по сравнению с собственно-научными и официально-деловыми текстами. Таким образом, ФСП широко используются в научно-популярных текстах, где выполняют важнейшую функцию разъяснения читателю научного содержания, служа доступности изложения.
Особенностью научных текстов является также двукратный синтаксический повтор, редкое использование триад и отсутствие полиад, хаpaктерных для художественных и публицистических стилей.
Итак, употрeбление ФСП обусловлено их спецификой и задачами научных текстов.
Статья в формате PDF 123 KB...
25 04 2024 2:52:20
Статья в формате PDF 245 KB...
24 04 2024 10:35:38
Статья в формате PDF 257 KB...
22 04 2024 11:22:51
Статья в формате PDF 326 KB...
21 04 2024 0:50:57
Статья в формате PDF 121 KB...
18 04 2024 2:58:55
Статья в формате PDF 249 KB...
17 04 2024 22:44:46
Статья в формате PDF 129 KB...
16 04 2024 20:35:19
15 04 2024 23:47:34
Статья в формате PDF 115 KB...
14 04 2024 13:45:44
Рассмотрена финансовая поддержка издательских проектов Российским Фондом Фундаментальных Исследований. Проанализированы количественные хаpaктеристики и динамика результатов конкурсов проектов по разным областям знания. ...
11 04 2024 17:52:54
10 04 2024 14:45:47
Статья в формате PDF 221 KB...
09 04 2024 12:29:32
Статья в формате PDF 109 KB...
08 04 2024 7:21:10
Статья в формате PDF 231 KB...
07 04 2024 17:14:56
Статья в формате PDF 105 KB...
06 04 2024 2:14:58
В данной работе авторами обоснована актуальность исследований в области пенсионного обеспечения, раскрыты основные направления дальнейшего развития пенсионной модели. ...
05 04 2024 5:25:16
Статья в формате PDF 110 KB...
04 04 2024 10:28:23
Статья в формате PDF 277 KB...
03 04 2024 3:48:28
Статья в формате PDF 110 KB...
02 04 2024 21:49:15
Статья в формате PDF 119 KB...
31 03 2024 14:29:40
Статья в формате PDF 310 KB...
30 03 2024 14:39:53
Статья в формате PDF 101 KB...
29 03 2024 3:26:33
Статья в формате PDF 113 KB...
28 03 2024 8:28:16
Статья в формате PDF 154 KB...
27 03 2024 2:56:25
Статья в формате PDF 110 KB...
26 03 2024 11:19:33
Статья в формате PDF 143 KB...
24 03 2024 19:43:55
Статья в формате PDF 216 KB...
23 03 2024 18:59:55
Статья в формате PDF 113 KB...
22 03 2024 2:38:52
Статья в формате PDF 138 KB...
21 03 2024 22:41:22
Статья в формате PDF 113 KB...
19 03 2024 8:36:45
18 03 2024 22:17:28
Статья в формате PDF 137 KB...
17 03 2024 9:18:26
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::