ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Горовая В.И. Петрова Н.Ф. Статья в формате PDF 132 KB

Общество, в котором будут преобладать интеллектуальные работники, а знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, в скором времени предъявит жесткие требования к общеобразовательной и профессиональной школе, к социальной деятельности и ответственности людей. Уже сегодня возникает необходимость переосмысления понятий «профессионализм», «образованность», «компетентность», «функциональная грамотность». В этой связи отечественное образование призвано стать принципиально иным - инновационным. Решение такой задачи лежит в плоскости реализации идей развития образования как целостной системы.

Первая идея - гуманизация образования как коренной поворот от его технократической цели - обеспечения производства кадрами, их приспособления к нуждам производства - к гуманистическим целям становления и развития личности, создания условий для ее самоопределения и самореализации (образование - личность).

Вторая идея - демократизация образования как переход от жесткой централизованной и единообразной системы организации обучения к созданию условий для каждого учебного заведения, каждого преподавателя и обучающегося с целью их полного раскрытия своих возможностей и способностей (образование - общество).

Третья идея - опережающее образование, при котором уровень образования людей, уровень личностного развития будут опережать и формировать уровень развития производства, его технологий (образование - производство).

Четвертая идея - непрерывность образования как переход от конструкции «образование на всю жизнь» к конструкции «образование через всю жизнь».

В свете перечисленных идей иным видится и содержание образования. Следует заметить, что до сих пор ни в одной стране мира не создано общей теории содержания профессионального образования. Подход к определению содержания высшего образования в России до недавнего времени был наиболее близок к теории функционального материализма, хотя дополнительно выдвигались разнообразные принципы и критерии его построения. В основе названной теории лежит положение об интегральной связи познания и деятельности. Ее сторонники считают, что основным критерием отбора и построения содержания должен быть мировоззренческий, а в самом содержании должна отражаться «ведущая идея». Опираясь на эту теорию, при построении системы содержания следует ориентироваться на принципы целенаправленности, научности, комплексности, приоритетности, рациональности, реализуемости. На наш взгляд, эту совокупность принципов следует дополнить теми, которые вытекают из деятельностного подхода - целостности, динамичности, противоречивости, амбивалентности, открытости.

В последние годы получила признание теория личностно ориентированного образования, согласно которой предполагается отказ от традиционной дисциплинарной технологии построения образовательных систем и переход к конструированию личностно ориентированной модели содержания образования. В этой связи представляется целесообразным выделение системы принципов, хаpaктеризующих процессы личностного развития человека, которая может служить надежной предпосылкой и достаточно крепким основанием для построения содержания вузовского образования: творческого хаpaктера развития личности; ведущей роли социокультурного контекста развития; совместной деятельности и диалогического общения; активного деятеля; интериоризации и экстериоризации; гетерохронности развития и др.

При проектировании содержания вузовского образования многие исследователи обращаются к так называемому деятельностному подходу как наиболее рациональному, последовательному и научно обоснованному с точки зрения прогностического анализа профессиональной деятельности.

И все же в реальной пpaктике вузов нет четко сформулированных принципов и критериев отбора содержания. По этой причине считаем важным выделить те принципы, которые, на наш взгляд, выполняют системообразующую роль при его отборе и построении: генерализации целей; интеграции; связи теории и пpaктики; создания резерва; системности; преемственности; профессиональной направленности; мотивации; проблемности; целостности и гармонии; индивидуализации и дифференциации.

В образовательном процессе содержание, структурированное на макроуровне, подвергается дидактическому преломлению на уровне проектирования учебных дисциплин. В этой связи можно предложить ряд принципов, к выделению большинства из которых мы подходим с позиции антинонимичности. Охаpaктеризуем эти принципы.

Принцип полярности. Согласно данному принципу для каждого феномена существует антифеномен. Оба важны в зависимости от ситуации. В отношении содержания образования этот принцип проявляется в поиске постоянных компромиссов: объемов информации, временных границ ее освоения, распределения по уровням и ступеням, целесообразности одновременного изучения или распределения во времени, объединения информации или ее расчлeнения и т.п.

Принцип «превращение-фиксация». Знания, умения, духовный мир личности подвержены постоянным изменениям: одни знания по мере их обогащения превращаются в другие; одни умения заменяются другими. Однако на определенном этапе жизни или учебной деятельности знания и умения «застывают», сохраняя постоянство на некоторый период (иногда довольно продолжительный). Затем начинается новый виток превращений за счет обогащения прежних знаний, накопления нового опыта и т.п. Таким образом, процесс этот носит непрерывный хаpaктер.

Принцип «порядок-беспорядок». Если знания не систематизированы и не структурированы, они носят фрагментарный, хаотичный «лоскутный» хаpaктер. Применение системного подхода позволяет придать знаниям хаpaктер целостности, логичности. Однако порядок структуры может быть разрушен за счет вторжения разного рода внешних факторов, разрывающих вертикальные и горизонтальные связи внутри системы.

Принцип «движение-статичность». Знание находится в постоянном движении. В этом процессе ведущая роль принадлежит закону преемственности и последовательности развития. Это закон выступает основой для установления уровней содержания образования и уровней его освоения. Поступательный процесс развития знаний происходит по спирали с превращением количества в качество. На отдельных этапах развития знания могут приобретать относительную завершенность, статичность.

Принцип «накопление-утрата информации». В учебном процессе происходит накопление разнообразной информации. В одних случаях она играет доминирующую роль, в других - второстепенную. Личность в ходе овладения информацией как бы «фильтрует» ее, отбирая главное для длительного пользования. В этом процессе часть информации утрачивается либо за ненадобностью с позиции личности, либо в силу действия психо-физиологических факторов.

Принцип «самостоятельность-зависимость». Содержание образования - самостоятельный компонент дидактической системы. Однако эффективность его функционирования обусловлена многими причинами: правильностью отбора, адекватностью целям, формам, методам и средствам обучения. Кроме того, содержание становится достоянием личности лишь при условии активного овладения им. В противном случае оно оказывается лишь моделируемым идеалом.

Принцип «единство-дифференциация». Каждый уровень содержания в целостной системе образования относительно автономен. Это проявляется в его самодостаточности, завершенности, самостоятельности. Вместе с тем все компоненты содержания того или иного уровня взаимодействуют, связаны вертикальными и горизонтальными логическими связями, обеспечивая достижение общих целей образования. Таким образом, единство достигается в целом, дифференциация - в конкретном.

Принцип «вариабельность-унификация». В своей основе содержание высшего образования едино - в нем присутствует некое определяющее начало, обуславливающее нацеленность его на профессию. Кроме того, в содержании каждой специальности также выделяется компонент, направляющий подготовку данного специалиста. Однако новые тенденции в развитии общества и науки вызывают необходимость обращения к новым вариантам подготовки специалистов, введению новых учебных дисциплин.

Принцип «постановка-утрата приоритетов». Изменение целевых функций образования привело к повышению значимости одного содержания и перевода в ранг подчиненности другого. Так произошло с общенаучным и социокультурным знанием, получившим сегодня большую значимость. Смена приоритетов происходит с течением времени и в зависимости от уровня получаемого образования.

Принцип «адаптивность-неадаптив-ность». Некоторые науки, входившие в состав содержания образования, весьма гибко адаптируются к новым целям и задачам высшей школы. Другие же не способны к модификации и потому нуждаются в коренном изменении. Более того, ряд учебных дисциплин в новых условиях утрачивают свою актуальность и должен быть исключен из содержания образования. Наоборот, в силу действия новых факторов идет процесс формирования ранее не свойственных высшей школе учебных дисциплин.

Принцип «открытость-закрытость». Содержание вузовского образования обладает определенными границами. Их наличие обусловлено временными факторами, целями профессиональной подготовки, границами применимости самого научного знания. Однако система образования и ее содержание являются открытыми для информационных потоков, что гарантирует их непрерывное развитие.



МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА

МОДЕЛЬ СТАРЕНИЯ В ФОРМЕ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО КОМПРОМИССА ПРОЦЕССОВ КАНЦЕРОГЕНЕЗА И ОКСИДАТИВНОГО СТРЕССА В рамках данной статьи была построена математическая модель старения в форме онтогенетического компромисса процессов канцерогенеза и оксидативного стресса. Старение присуще всем объектам живой и неживой природы. Накопление повреждений в результате оксидативногостресса приводит к зависимому от возраста повреждению тканей, канцерогенезу и, наконец, к старению.С одной стороны, действие активных форм кислорода приводит к повреждению клеток, и, как следствие, к paку. С другой стороны, активные формы кислорода являются средством борьбы с опухолевыми клетками. Компромисс состоит в поддержании уровня свободных радикалов, эффективно подавляющего опухолевые клетки, и в то же время не сильно наносящего вред организму. На основе математической разработана имитационная компьютерная модель старения с возможностью изменений параметров интенсивностей появления опухолевых клеток, размножения, негативного воздействия свободных радикалов, ответа иммунитета. Проведен эксперимент по выявлению максимальной средней продолжительности жизни в зависимости от параметра гомеостатической хаpaктеристики. ...

22 04 2024 13:38:37

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ

РЕФОРМИРОВАНИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ Статья в формате PDF 119 KB...

18 04 2024 12:13:10

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА Статья в формате PDF 305 KB...

17 04 2024 18:32:48

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР

РАЗБИЕНИЕ СТРУКТУРИРОВАННОГО 3D ПРОСТРАНСТВА НА МОДУЛЯРНЫЕ ЯЧЕЙКИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ НЕВЫРОЖДЕННЫХ МОДУЛЯРНЫХ СТРУКТУР Обсуждаются разбиения 3D прострaнcтва на модулярные ячейки с целью последующего конструирования невырожденных модулярных 3D структур кристаллов. ...

16 04 2024 7:23:57

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Статья в формате PDF 279 KB...

15 04 2024 14:58:36

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Исследование в биологии включает в себя наблюдение, описание, учебный опыт или эксперимент, сравнение, анализ, систематизацию результатов. Такая самостоятельная учебная деятельность приводит к формированию био-экологического мышления, без которого невозможна реализация биоцентрического принципа в обучении. ...

14 04 2024 13:59:10

ОЧИСТКА ПРИРОДНЫХ И СТОЧНЫХ ВОД ОТ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ

ОЧИСТКА ПРИРОДНЫХ И СТОЧНЫХ ВОД ОТ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ Статья в формате PDF 342 KB...

04 04 2024 20:18:51

ОЦЕНКА ГИДРОХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ

ОЦЕНКА ГИДРОХИМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ УГЛЕДОБЫВАЮЩЕГО КОМПЛЕКСА ЮЖНОЙ ЯКУТИИ Проведена работа по полевому и лабораторному изучению современного гидрохимического состояния воды и донных отложений рек зоны воздействия угледобывающего промышленного комплекса Южной Якутии. На основе анализа результатов исследований дана оценка качества данных водотоков. Установлено загрязнение нормируемого содержания некоторых компонентов воды естественного и техногенного хаpaктера. ...

01 04 2024 13:45:39

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ СЕВЕРНЫХ ЭКОСИСТЕМ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СНИЖЕНИЮ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ ТЕХНОГЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ В данной работе приводятся результаты экологических исследований по состояния северных экосистем, с целью разработки возможных мероприятий по снижению негативных воздействий на окружающую среду при горно-добычных работах открытых карьерным способом. Выявлены закономерности приуроченности накопления тяжелых металлов на определенных типах почв. ...

27 03 2024 2:13:36

Закономерности экспертных оценок рисков сотрудничества в образовании России и Европейского Союза

Закономерности экспертных оценок рисков сотрудничества в образовании России и Европейского Союза Явная неопределенность поведения сферы образования вызывает значимые риски. Во многом они связаны с самими экспертами и их группами, имеющими свои корпоративные интересы. Факторы риска промоделированы по статистическим данным идентификацией устойчивых закономерностей в виде тенденций (трендов) и показана методика анализа. Даны рейтинговые места экспертным оценкам. Анализ закономерностей показал, что в России нужно повышать чувствительность экспертов к реальной действительности, а также к адекватному представлению сценариев долгосрочной перспективы развития. Пока не будет результатов в реформах образования, нечего ждать и формирования инновационной экономики. Ведь из мировой пpaктики известно, цикл пассионарной активности опережает цикл экономического возрождения на 3–5 лет. ...

26 03 2024 4:38:45

НЕЗАМЕНИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГИРУДОТЕРАПИИ

НЕЗАМЕНИМЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ГИРУДОТЕРАПИИ Статья в формате PDF 100 KB...

22 03 2024 21:44:38

Влияние различных форм внутриутробной задержки развития на динамику роста ДЕТЕЙ

Влияние различных форм внутриутробной задержки развития на динамику роста ДЕТЕЙ Исследованы особенности взаимосвязи увеличения массы и продольных размеров тела и его частей у здоровых новорожденных (535), детей с задержкой внутриутробного развития (938) и 221 детей с отставанием в росте одной из нижних конечностей. Использованы методы антропометрии детей, ультразвуковое исследование плода и оценка психического развития дошкольников. В этих группах обследуемых выявлены хаpaктерные различия динамики продольных размеров тела, отнесенных к его массе. Показано, что церебральный тип конституции появляется у детей при отсутствии диспластической задержки роста тела. Для успешного психического развития дошкольников благоприятны не максимальные, а средние размеры тела детей. ...

19 03 2024 5:14:54

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::