МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА УМЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА УМЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА УМЕНИЙ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Гальмукова И.А. Статья в формате PDF 136 KB В течение 2004-2005 учебного года на базе Смоленского филиала политехнического государственного университета (г.Санкт-Петербург) нами проводился педагогический эксперимент по формированию у преподавателей вуза умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов.

В качестве основы модели формирования умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов мы приняли следующие идеи.

  1. Моделирование в образовательном процессе педагогического проектирования в его целостности и динамичности. Целостная деятельность проектирования может быть освоена, если у обучающихся преподавателей будет сформулирована вся совокупность способов деятельности.
  2. Учёт специфики учебной деятельности самого педагога.
  3. Поэтапность, непрерывность процесса формирования умений.
  4. Индивидуализация обучения; активизация самостоятельной деятельности обучающихся преподавателей.
  5. Оптимальное сочетание различных форм и методов обучения.

Модель формирования у преподавателей вуза умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов мы представляем в следующем виде.

Процесс учебной деятельности преподавателей по освоению указанными умениями моделирует этапы проектирования эталонной деятельности вузовского педагога.

На каждом этапе обучающиеся преподаватели осваивают определённый способ деятельности. Этапы названы нами следующим образом: мотивационно-ориентировочный, процессуально-деятельностный и результативно-корректировочный, что основано на теории поэтапного формирования умственных действий: ориентация в предстоящей деятельности, исполнение деятельности и оценка её результата.

На мотивационно-ориентировочном этапе у обучающегося преподавателя формируется образ способа деятельности в результате осознания им цели и задач проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов и соответствующих ему способов деятельности. Это осуществляется двумя путями: 1)проведением лекционных и семинарских занятий в рамках курсов повышения квалификации, к проведению которых привлекаются преподаватели кафедры педагогики профильного вуза, преподаватели данного вуза и других учебных заведений, имеющие пpaктический опыт в проектировании учебного процесса, грамотно осуществляющие его мониторинг; 2)самостоятельным изучением и осмыслением ориентирующего учебного материала, в котором подробно изложена теория по изучаемым вопросам и технология осуществления проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов.

Информационное обеспечение этого этапа заключается в следующем:

  1. лекционный курс создаёт установку на проектировочную деятельность, формирует теоретические и пpaктические основы проектирования системы педагогического мониторинга обучения студентов вузов. В мотивирующем плане на лекциях демонстрируется его значение, анализируется важность в образовательном процессе;
  2. изучение слушателями курсов ориентирующего учебного материала, освящающего сущность каждого этапа проектирования.;
  3. информация преподавателя курсов о порядке действий перед пpaктической работой;
  4. самостоятельное изучение слушателями курсов литературы по теме.

Процессуально-деятельностный этап хаpaктеризуется тем, что обучающийся преподаватель пpaктически реализует выполнение способа действия. Его деятельность носит индивидуальный, самостоятельный, творческий хаpaктер. Роль преподавателя курсов состоит в организации лабораторных занятий, на которых обучающиеся посредством деловых игр, составления собственных мини-проектов осваивают умение проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов; индивидуальных и групповых консультациях; помощи при затруднениях.

Результативно-корректировочный этап направлен на оценку выполненной обучающимся преподавателем работы, выявление уровня осознания освоения им способа деятельности, устранение затруднений и ошибок.

В результате освоения первых двух этапов обучающийся на курсах преподаватель или группа преподавателей создают индивидуальный проект. Проект представляется, обсуждается и оценивается на учебной конференции экспертной комиссией.

Изложим более подробно модель обучения преподавателей вузов проектированию системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов.

Целью мотивационно-ориентировочного этапа является формирование у слушателей курсов устойчивой мотивации к проектированию системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов, теоретических знаний о педагогическом проектировании, педагогическом мониторинге, понятии качества обучения студентов и его аспектах.

На этом этапе слушатели курсов знакомятся с понятием педагогического проектирования, его определениями, данными различными авторами, этапами реализации проекта, отличием проектирования от конструирования, типологическими признаками проектов, лежащими в основе их классификации, с микроциклом проекта; с понятием качества обучения и различными его определениями, с понятием стратегического планирования качества обучения, с требованиями к аспектам качества обучения, с технологическим и деятельностным подходами к образовательной деятельности, с основными категориями учебных целей, с таксономическим подходом к определению учебных целей; с понятием педагогического мониторинга и различными его определениями, функциями мониторинга, его этапами, с объектами мониторинга, методами его осуществления, с теоретическими аспектами содержания учебного материала и качества учебного занятия, методами организации самостоятельной работы студентов, системы контроля их знаний.

В качестве методов и средств, с помощью которых осуществляется обучение слушателей курсов на этом этапе, выступают лекции, семинарские занятия, индивидуальные консультации с преподавателем курсов.

Целью процессуально - деятельностного этапа является формирование у слушателей курсов умения проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов вузов.

Этот этап имеет свою структуру: вначале совместная деятельность преподавателя и слушателей курсов направлена на формирование мониторинговых умений, а уже затем - проектировочных умений. В более подробном изложении эта структура выглядит следующим образом.

1.Формирование проектировочных умений.

  • Анализ учебного плана и учебной программы.
  • Мониторинг содержания учебного материала, отслеживающий его соответствие требованиям гос. Стандарта, обеспечение высокой научной и пpaктической значимости учебного материала; учёт реальных возможностей процесса обучения; связь теоретического материала с будущей пpaктической (профессиональной) деятельностью; объём общеобразовательных знаний; сложность материала; способ его представления; хаpaктер содержания обучения; логическую структуру материала.
  • Мониторинг качества учебного занятия, отслеживающий последовательность действий, которую необходимо соблюдать при построении любого учебного занятия: наметить его дидактическую цель, определить его тип и структуру, какой хаpaктер деятельности студентов будет доминировать на основном этапе (репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский); подбор комплекса методов и средств обучения.
  • Мониторинг мотивации овладения профессией и мотивации обучения в вузе, мониторинг мотивации изучения дисциплины, осуществляемые с помощью специальных анкет. Пpaктика работы показывает, что мотивации учебной деятельности студента уделяется очень небольшое внимание, а ведь без наличия положительной мотивации процесс обучения более чем неэффективен. Поэтому на занятиях со слушателями курсов мы подчёркиваем её значимость в процессе обучения студентов, создавая тем самым положительную мотивацию мониторинга данного аспекта качества обучения у самих обучающихся преподавателей. Внимание обращается на методы создания положительной мотивации к процессу обучения: освещение межпредметных связей; связей изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью; посильность учебного материала, что влечёт использование методов разноуровневого, индивидуального и дифференцированного обучения; включение в содержание материала ситуационных задач.
  • Мониторинг самостоятельной работы. Современному специалисту уже недостаточно быть профессионалом в определённой области. Необходим широкий кругозор, определённый культурный уровень, знания в смежных областях, т. е. нужна личность. Поскольку студента научить нельзя, он должен научиться сам. Отсюда - перенос центра тяжести на самостоятельную работу студента, на творческое освоение им учебного материала, что необходимо подчёркивать на занятиях с обучающимися преподавателями.

На основании тестового опроса, педагогического наблюдения и анкетирования выявляются и условно выделяются следующие группы студентов, по степени овладения навыками самостоятельной работы:

  1. студенты с наличием основных навыков самостоятельной работы;
  2. студенты с наличием некоторых навыков самостоятельной работы;
  3. студенты с отсутствием навыков самостоятельной работы.

Подход к таким группам должен быть дифференцированным, т. к. принципы обучения в высшей школе ставят на первый план не выравнивание студентов, а максимальное развитие их индивидуальных способностей.

Так, слабых студентов следует учить соответствию мыслительных операций объективной логике задач. Для этого требуются не просто дополнительные вопросы и иногда подсказки, а и конкретизация логического решения задачи.

Сильных студентов необходимо загружать работой при овладении образцами решения задач и основными умениями по дисциплине, а затем - на уровне преобразования, реконструкции. Обучению таким навыкам самостоятельной работы как работа с литературой, написание докладов и рефератов, составление конспекта служат пpaктически в равной степени все дисциплины. Для осуществления мониторинга развития этих навыков служат педагогические наблюдения, анкетирование, консультации с преподавателем.

  • Контроль знаний, умений и навыков. Требования к контролю, его методы, формы.
  1. своевременность и системность;
  2. объективность и справедливость;
  3. всесторонний и дифференцированный подход;
  4. учёт индивидуальных особенностей учащихся.

Избирая метод контроля, следует иметь в виду, что всякий метод проверки знаний, умений, навыков - это тоже метод обучения, но используется он на той ступени, когда есть все основания требовать от студента отчёта в усвоении изученного материала и оценить уровень усвоенного у каждого студента.

Выбор метода контроля зависит от хаpaктера содержательной части материала, места данного материала в курсе предмета, соотношений знаний, умений и навыков, индивидуальных особенностей студентов.

2. Формирование проектировочных умений.

С помощью деловых игр, составления слушателями курсов индивидуальных или групповых мини-проектов на лабораторных занятиях происходит формирование умений проектирования системы педагогического мониторинга качества обучения студентов, звеньями которой являются: овладение общими проектировочными умениями, анализ учебных планов и программ и в случае необходимости их коррекция, проектирование мониторинга содержания учебного материала, мониторинга качества учебного занятия, мониторинга мотивации обучения в вузе и овладения профессией, мотивации изучения дисциплины, мониторинга самостоятельной работы, системы контроля.

На результативно-корректировочном этапе проводятся оценка выполненной слушателями курсов работы, выявление уровня осознания освоения ими способов проектной и мониторинговой деятельности, устранение затруднений и ошибок. Преподавателями составляются собственные проекты по выбранной ими теме, учитывающей специфику предмета, возрастные особенности студентов. Например, "Проектирование педагогического мониторинга самостоятельной работы студентов", "Проектирование педагогического мониторинга качества учебного занятия" и т. п.

Выполненные проекты слушатели курсов представляют на учебной конференции.

Коллеги и экспертная комиссия обсуждают, оценивают проект и его возможные результаты, указывают на имеющиеся ошибки, вносят свои предложения по повышению эффективности проекта.

Список литературы

  1. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. // Мир образования. - 1996. №2
  2. Дитрих Я. Проектирование и конструирование: системный подход. - М., 1981. - 175с.
  3. Методологические и методические основы профессионально-педагогической подготовки преподавателя высшей технической школы. // Под. ред. А.А. Кирсанова. - Казань: Карпол, 1997. - 293 с.


ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННОГО ПИЗАМИНА, АНТИВИТАМИНА ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ, НА СОДЕРЖАНИЕ АМИНОКИСЛОТ И БЕЛКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МЕЖДОУЗЛИЙ ГОРОХА ОТ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА К ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЮ

ВЛИЯНИЕ ЭНДОГЕННОГО ПИЗАМИНА, АНТИВИТАМИНА ПАНТОТЕНОВОЙ КИСЛОТЫ, НА СОДЕРЖАНИЕ АМИНОКИСЛОТ И БЕЛКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ МЕЖДОУЗЛИЙ ГОРОХА ОТ ИНТЕНСИВНОГО РОСТА К ЕГО ПРЕКРАЩЕНИЮ Установлено, что переход междоузлий проростков гороха от интенсивного роста к замедлению и прекращению коррелирует с образованием и накоплением в них эндогенного пизамина, антивитамина пантотеновой кислоты, что приводит к количественному снижению ряда аминокислот и общего белка. Это может быть следствием переориентации метаболических процессов, вызывающих замедление и прекращение растяжения клеточных стенок междоузлий. ...

10 12 2024 15:53:43

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА

ФУНКЦИИ СЕТЕВОГО ТРОЛЛИНГА Статья в формате PDF 257 KB...

09 12 2024 7:59:45

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПАРАТИВНО-АДАПТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ЖИРНЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕПАРАТИВНО-АДАПТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ЖИРНЫХ РАСТИТЕЛЬНЫХ МАСЕЛ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ Одинаково назначаемые одни и те же лекарственные средства могут действовать на организм различных людей соответственно неодинаково. Каждый уважающий себя и пациента врач стремится к такому клиническому подходу в свете фармакологии и медицины, что каждый человек мог извлечь из схемы лечения максимальную пользу и минимальный побочный эффект, говоря иным образом, подходить к терапии пациента индивидуально. Но принципиально это стало возможно после расшифровки генома человека. Отличие хромосомных наборов у женщины и мужчины состоит в том, что они имеют разные пoлoвые хромосомы. Женский пол гомогаметный — в кариотипе отсутствует Y-хромосома, и пара пoлoвых хромосом представлена двумя X-хромосомами. Хромосомный набор мужчины содержит две разные пoлoвые хромосомы, X и Y. А значит и применяемые фитопрепараты на основе жирных растительных масел по-разному могут действовать на мужской и женский организм. ...

05 12 2024 20:48:35

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И ПРИРОДОПАРИТЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

ИДЕЯ НООСФЕРЫ И ПРИРОДОПАРИТЕТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Статья в формате PDF 90 KB...

27 11 2024 17:47:25

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА

СТАТИСТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У БОЛЬНЫХ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ СЕРДЦА В статье описываются математические модели в виде уравнения регрессии, которое позволяет по клиническим признакам хронической сердечной недостаточности со статистической достоверностью предсказать результаты 6-минутного теста. ...

26 11 2024 15:35:10

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА СТОЧНЫХ ВОД

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ АНАЛИЗА СТОЧНЫХ ВОД Статья в формате PDF 254 KB...

25 11 2024 4:11:52

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРБЦИОННО-КОАГУЛЯЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЗОЛЫ ШЛАМ-ЛИГНИНА

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРБЦИОННО-КОАГУЛЯЦИОННЫХ СВОЙСТВ ЗОЛЫ ШЛАМ-ЛИГНИНА Статья посвящена решению проблемы рекуперации осадка отстойников целлюлозно-бумажной промышленности. Предложено использовать золу шлам-лигнина в качестве высоко эффективного сорбента сточных вод различного состава. ...

24 11 2024 2:26:21

«ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» – СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД

«ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ» – СОВРЕМЕННЫЙ ВЗГЛЯД Статья в формате PDF 268 KB...

18 11 2024 3:27:59

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У КРЫСЫ

ФОРМА И ТОПОГРАФИЯ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У КРЫСЫ Поджелудочная железа белой крысы имеет три основные части – головка (дуоденальная часть), тело (пилорическая часть) и хвост (желудочно-селезеночная часть). По сравнению с человеком, она отличается большей рыхлостью, изогнутостью, разветвленностью. Встречаются два крайних варианта формы (в виде молотка или трилистника) и топографии поджелудочной железы у белой крысы. ...

08 11 2024 16:49:21

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::