АНАЛИЗ УРОКОВ БИОЛОГИИ В АСПЕКТЕ СБЕРЕЖЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ
В современных социально-экономических условиях отмечаются факты ухудшения состояния здоровья детей. Россия относится к числу стран, где здоровье детей и взрослого населения постоянно ухудшается, что представляет реальную угрозу безопасности страны и эта проблема касается всех областей общественной жизни, в том числе и образования. В научных исследованиях поднимается вопрос о необходимости коррекции педагогического процесса с целью его положительного влияния на здоровье и формирования здорового образа жизни учащихся (Т.Ф. Орехова, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева) с применением методических приемов ведения учебного процесса (Г.И. Атаманова), средств и технологий обучения (Т.А. Антонова, И.В. Наливайко, З.И. Тюмасева) и возможностей образовательной среды (Н.С. Лопаева, М.П. Добрынкина, Н.К. Смирнов, З.И. Тюмасева). Одним из главных условий разрешения проблемы обеспечения здоровья и формирования здоровьесберегающей компетенции учащихся, на наш взгляд, является соответствующая подготовка будущего учителя биологии.
Основная цель здоровьесберегающих технологий обучения является обеспечение школьника возможностью сохранения своего здоровья во время образовательного процесса, формирование знаний, умений, навыков здорового образа жизни, применение полученных знаний в повседневной жизни.
Анализ Госстандарта специальности 050102 «Биология» с дополнительной специальностью 050101 «Химия» показывает, что когнитивный компонент готовности к ЗОЖ формируется в процессе изучения обще-профессиональных дисциплин и дисциплин предметной подготовки таких как: «Возрастная физиология, анатомии и гигиена», «Основы медицинских знаний», «Безопасность жизнедеятельности», «Анатомия человека», «Физиология человека и животных», «Биологическая химия».
По мнению Н.К. Смирнова, рациональная организация урока - важная составная часть здоровьесберегающей работы школы [1].
Нами было проанализировано 50 уроков студентов с позиции рациональной организации по Н.К. Смирнову. Уроки были проведены в МОУ СОШ 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени сестер Харитоновых г.о. Самара и каждый урок был оценен по критериям гигиенических требований. Пример анализа некоторых уроков представлен в табл. 1.
На основании хаpaктеристик уроки биологии студентов были распределены на уровни гигиенической рациональности уроков, и их количество отражено в табл. 2.
Анализ табл. 2 показывает что, применяя знания дисциплины «Теория и методика обучения биологии» студенты проводят уроки в большей степени, являющиеся недостаточно рациональными, так как такая задача и не ставилась перед ними согласно программе педагогической пpaктики.
Таблица 1 Хаpaктеристика уроков биологии студентов
Ф.И.О. |
Студент 1 |
Студент 2 |
Студент 3 |
Тема урока |
Историческое прошлое человека (8 кл) |
Значение водорослей (7 кл) |
Значение опopно-двигательной системы (8 кл) |
Факторы урока |
|||
Плотность урока |
67% |
85% |
89% |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Число видов учебной деятельности |
5 |
3 |
2 |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности |
7-8 мин |
13-15 мин |
15-18 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Нерационально |
|
Частота чередования различных видов учебной деятельности |
Смена через 7-8 мин |
Смена через 14-15 мин |
Смена через 15 мин |
Рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
|
Чередование позы |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Учитель наблюдает за посадкой учащихся |
Учитель иногда контролирует посадку учащихся |
Недостаточно рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток |
Отсутствует |
Отсутствует |
Отсутствует |
Нерационально |
Нерационально |
Нерационально |
|
Психологический климат |
Преобладают положительные эмоции |
Преобладают положительные эмоции |
Урок эмоционально Индифферентный |
Рационально |
Рационально |
Недостаточно рационально |
|
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
Через 30-31 мин |
Через 35-37 мин |
Через 30-32 мин |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Недостаточно рационально |
Таблица 2
Количество уроков студентов по уровням гигиенической рациональности
№ п/п |
Факторы урока |
Рациональный |
Недостаточно рациональный |
Нерациональный |
1 |
Плотность урока |
11 |
26 |
13 |
2 |
Число видов учебной деятельности |
14 |
22 |
14 |
3 |
Средняя продолжительность различных видов деятельности |
18 |
17 |
15 |
4 |
Частота чередования различных видов учебной |
16 |
15 |
19 |
5 |
Наличие эмоциональных разрядок (число) |
31 |
11 |
8 |
6 |
Чередование позы |
18 |
16 |
16 |
7 |
Наличие, место, содержание и продолжительность физкульминуток |
3 |
1 |
46 |
8 |
Психологический климат |
20 |
23 |
7 |
9 |
Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности |
15 |
27 |
8 |
На наш взгляд, подготовка будущего учителя биологии к формированию здоровьесберегающей компетенции учащихся должна осуществляться через введение в стандарт образования специальных курсов (курсов по выбору) и ставится в задачи педагогической пpaктики.
Список литературы
1. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2005. - 320 с.
Статья в формате PDF 333 KB...
26 04 2024 12:41:33
Статья в формате PDF 127 KB...
25 04 2024 6:32:59
Статья в формате PDF 116 KB...
24 04 2024 3:20:58
Статья в формате PDF 126 KB...
23 04 2024 17:26:54
Статья в формате PDF 173 KB...
22 04 2024 7:32:38
Статья в формате PDF 276 KB...
19 04 2024 19:45:30
Статья в формате PDF 211 KB...
18 04 2024 3:54:12
Статья в формате PDF 135 KB...
17 04 2024 15:42:38
Статья в формате PDF 286 KB...
16 04 2024 9:41:30
Статья в формате PDF 111 KB...
15 04 2024 23:28:41
Статья в формате PDF 109 KB...
14 04 2024 7:23:20
13 04 2024 12:25:17
Статья в формате PDF 111 KB...
12 04 2024 2:31:49
Статья в формате PDF 113 KB...
11 04 2024 9:33:17
Статья в формате PDF 111 KB...
10 04 2024 16:23:21
В данной статье осуществлены анализ и обощение зарубежных психологических концепций, объясняющих активность человека в отношении своего здоровья, и на этой основе дано авторское определение понятия «здоровьесозидающий потенциал личности». Особое внимание авторы уделяют рассмотрению структуры здоровьесозидающего потенциала, описанию психологических механизмов его формирования и выявлению закономерностей его развития в различные возрастные периоды. Авторами впервые представлена и научно обоснована векторная модель здоровьесозидающего потенциала личности, показаны её возможности при выявлении психологических детерминант, влияющих на показатели целостного здоровья человека. ...
09 04 2024 18:29:26
Статья в формате PDF 138 KB...
07 04 2024 20:26:28
Статья в формате PDF 267 KB...
06 04 2024 10:39:54
Статья в формате PDF 113 KB...
05 04 2024 1:22:36
Статья в формате PDF 124 KB...
04 04 2024 13:38:45
Статья в формате PDF 120 KB...
03 04 2024 10:34:13
Статья в формате PDF 114 KB...
02 04 2024 7:49:56
Статья в формате PDF 178 KB...
01 04 2024 6:29:59
Статья в формате PDF 299 KB...
28 03 2024 23:23:15
Статья в формате PDF 137 KB...
27 03 2024 10:18:53
Статья в формате PDF 113 KB...
26 03 2024 14:15:59
Статья в формате PDF 296 KB...
25 03 2024 18:31:35
23 03 2024 12:29:36
Статья в формате PDF 348 KB...
22 03 2024 5:33:38
Статья в формате PDF 140 KB...
21 03 2024 4:13:48
С экологических позиций излагается представление о человеке как метасистеме, состоящей из макроскопического (тело) и микроскопического (микробиота) компонентов. Последний определяется как биоценоз микроорганизмов — бактерий, простейших, микроскопических грибов и вирусов, встречающийся у здоровых людей. Приводятся некоторые количественные хаpaктеристики микробиоты человека: общее число микроорганизмов, суммарная биомасса, процентное содержание облигатной, факультативной и транзиторной составляющих, время, за которое происходит смена генерации микроорганизмов. Рассматриваются главные системоообразующие факторы, обеспечивающие целостность микробиоты: структурный, метаболический, генетический и информационный. Анализируются взаимоотношения микробиоты и макроорганизма в нормальных физиологических условиях и при патологии. Обсуждаются механизмы развития дисбиозов и патогенетически обоснованные подходы к их коррекции. ...
20 03 2024 0:46:35
Статья в формате PDF 108 KB...
19 03 2024 13:29:53
Статья в формате PDF 111 KB...
18 03 2024 20:11:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::