КЕЙЗ-СТАДИ (CASE STUDY) В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

КЕЙЗ-СТАДИ (CASE STUDY) В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

КЕЙЗ-СТАДИ (CASE STUDY) В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Сащенко Н.П. Статья в формате PDF 118 KB

Известно, что логика образовательного процесса предполагает наличие трех взаимосвязанных основных его составляющих - обучение, воспитание и развитие. Не углубляясь в педагогические «хитрости» образовательного процесса, отметим важность психологической природы процесса закрепления знания. Знание может быть усвоено человеком только лишь тогда, когда оно осознано, пережито и доведено до уровня умений и навыков. Процесс осознания, переживания и многократного повторения имеющихся знаний реализуется в активных формах занятий. Формы эти различны и отличаются друг от друга не только методической и дидактической обеспеченностью, но и объектом воздействия, а точнее, когнитивной, аффективной и мотивационно-волевой стороной структуры личности, на которую направлено воздействие преподавателя.

Методы, пpaктически ориентированные, закрепляющие поведенческие навыки, умения, в силу своей специфики являются инновационными. К ним относятся организационно-деятельностные игры (ОДИ), деловые, ролевые игры, диалоги персоналий, творческие работы, психотехника, ролевой тренинг, кейз-стади (case study) и др.

Сase stady - это метод анализа конкретных ситуаций. Целью case stady является закрепление знаний посредством отработки навыков пpaктического использования концептуальных схем, а также навыков группового анализа проблем и принятия решений.

Целью аудитории является выработка на основе анализа конкретной ситуации и предложенных аналитических и фактологических материалов наиболее оптимального (одного или нескольких) политического решения, а также предложений по его сопровождению с применением методов политических технологий. С этой целью слушателям предоставляется специально подобранный фактический материал по одному конкретному событию.

  • Предварительные замечания, которые следует иметь в виду при изучении кейза.

Изучая материалы кейза, слушатель может столкнуться с трудностями восприятия и анализа большого по объему материала. Не следует бояться огромного количества фактического материала. Преподаватель предлагает, как правило, максимально возможный объем информации с целью помочь составить собственное представление о политическом проекте.

Задача студента, слушателя настроиться на работу с информацией в проектном, а не в текущем режиме хроникера. Слушатель не обязан запоминать все факты и цифры. Он должен научиться за большим объемом информации, которую предлагают авторы (а жизнь предъявляет эту информацию в еще большем объеме, в «неочищенном» виде), увидеть тенденцию, уловить направление, почувствовать нюансы и наметить основной алгоритм действий. Это, что касается рациональной стороны.

Кроме того, студенту или слушателю важно уметь представить себя художником, который готовится написать полотно; уметь смотреть на материал с высоты птичьего полета. Особенно это важно для PR-специалиста, работа которого - творческая. Одна из основных особенностей политолога, и в частности PR-специалиста состоит в том, что работать ему приходится на ментальном уровне - с установками, стереотипами, социальными представлениями населения. Цель и профессиональный долг специалиста по Public Relations не ограничивается лишь созданием нечто такого, что прочно отпечатается в общественном сознании. Он должен не только придумать и создать, но и осознавать все последствия своего творчества.

  • Технология case study

Занятие проводится в зависимости от типа выбранного преподавателем кейза. Типы кейз-стади подразделяются:

- по результату проведения анализа на аналитические (выделение проблем, построение поля проблем) и проектные (разработка проектов и планирование работы);

- по типу источника информации - на эмпирические (опыт преподавателя, пpaктическая деятельность слушателей, описание реальных случает в литературе) и теоретические (построение модели ситуации на основании теоретических положений);

- по субъекту представления информации - на студенческие (индивидуальный опыт, групповое проектирование) и преподавательские (если есть опыт пpaктической или консультационной деятельности).

Преподаватель предъявляет слушателям конкретную ситуацию, требующую коллективной оценки и коллективного принятия решения. Конечный результат работы группы также подлежит оцениванию с помощью рефлексии.

Технология case study является хорошей проверкой теории, синтезом теории с пpaктикой. Поэтому обсуждению кейза должна предшествовать теоретическая подготовка по проблемам, которые в нем присутствуют.

За день до занятия (как правило, вечером) кейз раздается слушателям, которые знакомятся с ним индивидуально. Затем на другой день учебную группу (в 15-20 человек) разбивают на 3-4 подгруппы (по 4-5 человек в каждой). В течение 1,5-2 часов в подгруппах в разных аудиториях обсуждается кейз и коллективно решаются его задачи. После этого группа собирается вновь в полном составе и начинается дискуссия. От каждой подгруппы выступают слушатели и аргументируют позицию. Каждая подгруппа обсуждает точку зрения не только свою, но и своих коллег. Преподаватель координирует ход обсуждения, направляя его, по необходимости, на решение поставленной учебной цели. В конце обсуждения преподаватель дает оценку каждой подгруппе и каждому слушателю.

Итак, как видим, можно выделить две важнейшие стадии анализа кейза - это: а) индивидуальная подготовка; б) обсуждение в подгруппе и дискуссия в группе.

  • Рекомендации и советы студентам

а) Индивидуальная подготовка

1) Вечером накануне занятия прочитать кейз первый раз бегло с тем, чтобы получить общее представление о последовательности событий и о излагаемой проблеме.

2) Перечитать кейз столько раз, сколько необходимо для того, чтобы вычлeнить проблему, определить ответственность, взгляды, позиции и взаимоотношения персонажей, действующих в кейзе; уяснить экономическую и политическую обстановку, в которой разворачивается сюжет кейза. Полезно при этом делать заметки, которые затем помогут при обсуждении кейза в аудитории.

3) Зафиксировать письменно те вопросы, которые могут быть подняты во время обсуждения кейза в аудитории.

4) Выявить отношения между событиями, описанными в кейзе, и поведением персонажей кейза, с концепциями и теориями, излагаемыми в лекциях и учебниках. Кейзы дают возможность проверить и лучше понять применимость и ограниченность концепций и теорий путем приложения абстpaктных идей к реальным ситуациям.

5) Сформулировать альтернативные пути решения проблем, описанных в кейзе; назвать возможные приоритеты этих альтернатив, включая и возможные преграды на пути их успешной реализации; указать на наиболее приемлемый путь решения проблемы, описанной в кейзе.

б) Обсуждение в подгруппе и дискуссия в группе

Кейзы должны обсуждаться в атмосфере, которая позволяет свободно и откровенно обмениваться идеями и взглядами. Преподаватель непосредственно отвечает за ход и атмосферу дискуссии. Задача возражать или критиковать мнения обсуждающих возлагается на самих слушателей. Однако, преподаватель может вмешиваться в обсуждение с целью прояснить что - либо, подбодрить застенчивых члeнов группы к участию в дискуссии, остановить монополизирующих право на высказывания.

Слушатели в свою очередь, должны быть активными участниками дискуссии, а не просто пассивно присутствовать на обсуждении. Одно из главных преимуществ кейз-стади состоит в том, что в дискуссии сталкиваются различные точки зрения и ее участники стараются отстаивать свои позиции.

Участие в дискуссии в неформальной дружественной атмосфере - хороший тренинг для тех, кто за порогами классной комнаты будет иметь дело со сложными перипетиями реальной жизни. Хорошо подготовленные слушатели, активно принимающие участие в обсуждении, получают возможность не только повысить свое умение общаться и развить аналитические способности, но и повысить свой творческий потенциал и развить интуицию, столь необходимую политику, руководителю, менеджеру.

3) Слушатели не должны сосредоточиваться только на поисках одного варианта решения проблемы. Как правило, не бывает единственно верного решения или простого ответа на поставленные в кейзе вопросы. Не следует также ограничивать дискуссию по поводу кейза только критикой его персонажей. Слушатели должны выяснить, что было правильным, а что нет и почему; после этого важно предложить свое решение на базе знаний и приобретенного опыта.

Итак, Сase stady, как метод анализа конкретных ситуаций, не является игровым, но включает в себя элементы игры: разбивка на комaнды, рецензирование, соревнование по эффективному принятию решения. Этот метод имеет свою специфику: при коллективной выработке решения отсутствуют роли, моделирующие деятельность отдельных лиц.

Участие в дискуссии в неформальной дружественной атмосфере - хороший тренинг для тех, кто за порогами классной комнаты будет иметь дело со сложными перипетиями реальной политической жизни.

Следуя инновационной цели образования, преподавателю важно не столько дать конкретные знания, сколько, вооружив ими, помочь студенту лучше узнать себя, свои возможности, чтобы адаптироваться к динамичной реальности и реализовать свой творческий потенциал.

Студенту же, как активному звену, субъекту образовательного процесса, важно, оперируя полученной информацией, применить свои знания в конкретной учебной, игровой ситуации и отработать профессиональные навыки. При этом студент обладает уникальной возможностью - на каждом этапе обучения он проверяет собственные силы, способности, возможности.



МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГИПЕРГРАФАХ

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ГИПЕРГРАФАХ В настоящей статье представлена многокритериальная математическая модель организации личностно-ориентированного обучения учащихся. Построена экстремальная модель на языке теории гиперграфов. ...

23 04 2024 10:25:15

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник)

ОСНОВЫ РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ И СВЯЗИ (учебник) Статья в формате PDF 106 KB...

20 04 2024 15:14:28

СТРОИТЕЛЬНАЯ АКУСТИКА

СТРОИТЕЛЬНАЯ АКУСТИКА Статья в формате PDF 152 KB...

16 04 2024 20:17:11

ПРИВЕТСТВИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ

ПРИВЕТСТВИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕЧИ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 245 KB...

10 04 2024 22:54:21

БОРИСОВА ЭЛЕОНОРА ГЕННАДИЕВНА

БОРИСОВА ЭЛЕОНОРА ГЕННАДИЕВНА Статья в формате PDF 347 KB...

09 04 2024 8:41:40

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ

ШАТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ Статья в формате PDF 224 KB...

01 04 2024 16:27:11

ОБЩАЯ СХЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗМОЛА ПОЛУФАБРИКАТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДВП

ОБЩАЯ СХЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ПРОЦЕССА РАЗМОЛА ПОЛУФАБРИКАТОВ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ДВП В работе определено значение процесса размола древесной массы в общей технологии получения древесноволокнистых плит. Показана взаимосвязь основных технологических, конструктивных и энергосиловых параметров размольных установок и влияние их на качественные, количественные хаpaктеристики получения древесноволокнистых плит. ...

31 03 2024 19:20:46

МАНТИЙНО-КОРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССАХ ГЕНЕРАЦИИ КАРБОНАТИТОВ ПО ИЗОТОПНЫМ ДАННЫМ СТРОНЦИЯ И НЕОДИМА

МАНТИЙНО-КОРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ПРОЦЕССАХ ГЕНЕРАЦИИ КАРБОНАТИТОВ ПО ИЗОТОПНЫМ ДАННЫМ СТРОНЦИЯ И НЕОДИМА Приведены новые авторские и литературные данные по петрологии и мантийно-коровому взаимодействию на основании изотопных соотношений стронция и неодима при формировании карбонатитов различных регионов мира. По изотопии стронция и неодима устанавливаются различные компоненты мантии, участвовавшие в генерации карбонатитов: PREMA, HIMU, FOZO, BSE, EM I, EM II. ...

28 03 2024 1:38:43

ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья в формате PDF 275 KB...

26 03 2024 8:11:56

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::