ИНДЕКСЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ИНДЕКСЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

ИНДЕКСЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ

Беликова Р.М. Пятунина О.И. Статья в формате PDF 109 KB

Чтобы полнее хаpaктеризовать уровень физического развития и физической подготовленности ребенка к систематическому обучению, требуется провести всестороннее обследование с использованием большого количества тестов. На пpaктике это редко удается. Поэтому возникает необходимость подбора наиболее адекватных тестов и, придерживаясь принципа минимизации, получить по возможности полную информацию о ребенке. Однако даже полученные таким образом в ходе тестирования результаты, не дают полного представления о физическом состоянии ребенка. Необходимы дополнительные объективные критерии, позволяющие сопоставлять и оценивать индивидуальный хаpaктер параметров физического развития. Под физическим развитием понимают комплекс морфо-функциональных свойств организма, который определяет его физическую дееспособность. В это комплексное понятие входят факторы здоровья, физическое развитие (масса тела, длина тела, мышечная сила и др.) [1, 2]. Оценка физического состояния может проводиться с помощью методов антропометрических стандартов, корреляции и индексов. Наиболее информативными среди последних, являются: индекс Пинье (Пп), индекс Эрисмана (Эи), индекс гармоничности телосложения (Тг), жизненный индекс (ЖИ). Кроме того, в антропометрических исследованиях используются индексы, определяющие степень физического развития и функциональные возможности организма: адаптационного потенциала системы кровообращения (АП), индекс Руфье (ИР) и т.д.

В результате экспериментальных исследований установлено, что окружность грудной клетки и индекс Эрисмана, хаpaктеризующий пропорциональность развития грудной клетки, у дошкольников имели величины, превышающие литературные данные [3]. Высокие значения индекса Эрисмана (у мальчиков - -0,33±0,05 см, у девочек - -0,89±0,08 см) свидетельствуют о широкогрудости шестилетних детей. Относительно этих показателей у первоклассников следует отметить, что с возрастом их величины уменьшились (у мальчиков - -1,08 ±4,35см, у девочек - - 3,7±1,8 см). Этот факт является свидетельством того, что темпы роста тела в длину выше, чем скорость роста окружности грудной клетки, и, следовательно, уменьшение показателя индекса Эрисмана вполне закономерно. Значения индексов, определяющие гармоничность и крепость телосложения (Тг, Пинье, ЖИ, ОСК) свидетельствуют о гармоничном и сильном телосложении обследуемого нами контингента детей.

При анализе величин адаптационного потенциала системы кровообращения (АП) отмечалось следующее: в начале учебного года величина АП составляла у мальчиков 1,70±0,05, у девочек - 1,61±0,06 балла. В конце эксперимента (конец 4 четверти) показатель АП равнялся у мальчиков 1,68±0,06, у девочек 1,87±0,25 балла. Эти данные свидетельствуют об удовлетворительном уровне адаптационного потенциала. Однако следует отметить, что в начале исследования на острой стадии адаптации у 12,7% девочек и у 12,5% мальчиков от общего числа исследуемых детей, наблюдалось напряжение механизмов адаптации (в среднем АП=2,16 балла). В конце года количество детей с низкими значениями АП уменьшилось и составляло 7,2% мальчиков и 6,3% девочек (АП=2,27 балла). Вместе с тем, в этот период у 3,6% девочек, от общего числа исследуемых была отмечена неудовлетворительная адаптация (АП=3,75 балла). Кроме того, они имели низкий уровень физического развития и готовности к школе.

Исследования, проведенные среди подростков 14-15 лет, позволили установить, что хорошее развитие грудной клетки отмечается у 53% девочек, для остальных школьников хаpaктерны низкие значения индекса Эрисмана, что свидетельствует об их узкогрудости. Показатель крепости телосложения (по Пинье) указывает на преобладание слабого и очень слабого телосложения среди всех исследуемых групп подростков.

Показатели АП в группе девочек 14-15 лет пpaктически не отличались и составляли 1,8±0,04 балла, что свидетельствует об удовлетворительном уровне адаптации. В группе 14-летних мальчиков у 40% (а в группе 15-летних - у 44%) подростков отмечалось напряжение механизмов адаптации. Для остальных школьников 14-15 лет был хаpaктерен удовлетворительный уровень адаптации.

В ходе исследования не отмечено достоверных фактов влияния условий обучения на показатели вышеуказанных индексов.

СПСИОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Завьялов С.И. Антропометрические размеры и физическое состояние дошкольников не рубеже XX- XXI века. Методы определения и оценки / С.И. Завьялов. - Тула, 2001.
  2. Казин Э.М. Комплексное лонгитюдинальное исследование особенностей физического и психофизиологического развития учащихся на этапах детского, подросткового и юношеского периодов онтогенеза // Физиология человека, 2003. Т.29. №1.
  3. Пимошина П.Г. Об индексе Эрисмана у детей 3-6 лет г. Краснодара / П.Г. Пимошина. - Челябинск, 2000 г.


ПИЩЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ДАУРСКОЙ ПИЩУХИ (OCHOTONA DAURICA)

ПИЩЕВАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ДАУРСКОЙ ПИЩУХИ (OCHOTONA DAURICA) Статья в формате PDF 140 KB...

18 04 2024 2:25:47

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Статья в формате PDF 260 KB...

17 04 2024 20:47:35

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ Статья в формате PDF 108 KB...

16 04 2024 4:30:53

Сувенирная кукла в историческом костюме

Сувенирная кукла в историческом костюме Статья в формате PDF 252 KB...

15 04 2024 18:25:23

ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ВОД

ХИМИЧЕСКОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ ПРИРОДНЫХ ВОД Статья в формате PDF 253 KB...

10 04 2024 10:17:13

ВЫБОР СПОСОБА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОУДАРНИКА

ВЫБОР СПОСОБА ОБРАБОТКИ ДЕТАЛЕЙ ГИДРОУДАРНИКА Статья в формате PDF 284 KB...

08 04 2024 17:13:20

ТЕОРИЯ ДОУ

ТЕОРИЯ ДОУ Статья в формате PDF 424 KB...

05 04 2024 18:13:27

ТОПОЛОГИЯ ЦЕПОЧЕК ОБМЕНА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

ТОПОЛОГИЯ ЦЕПОЧЕК ОБМЕНА В ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ Статья в формате PDF 224 KB...

02 04 2024 20:35:53

БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС СВИНЕЙ КРУПНОЙ БЕЛОЙ ПОРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

БИОХИМИЧЕСКИЙ СТАТУС СВИНЕЙ КРУПНОЙ БЕЛОЙ ПОРОДЫ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ Изучен биохимический статус свиней крупной белой породы Западной Сибири. Установлено влияние возраста на активность аминотрaнcфераз, которая уменьшается в процессе онтогенеза. Полученные данные могут являться основой для постоянного мониторинга селекционируемых популяций. ...

30 03 2024 9:59:40

Кожная микроциркуляция у больных хозл

Кожная микроциркуляция у больных хозл Статья в формате PDF 114 KB...

24 03 2024 8:53:11

К ВОПРОСУ О ПОВТОРЕ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ

Статья в формате PDF 247 KB...

23 03 2024 23:28:26

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ОБЩЕЙ ХИМИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Химическая подготовка студентов медицинского вуза в значительной степени влияет на качество медицинского образования. Модульная структура курса общей химии для медиков, методическая система обучения, предложенные и внедренные на кафедре общей химии Кубанской государственной медицинской академии, позволяют создать условия для того, чтобы общая химия играла значимую роль в подготовке высококвалифицированного врача, в развитии и воспитании личности будущего медика. ...

19 03 2024 3:28:41

Дискурс переговоров в англоязычной коммуникации

Дискурс переговоров в англоязычной коммуникации Статья в формате PDF 319 KB...

18 03 2024 2:50:53

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВУЗОВ

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ ВУЗОВ Статья в формате PDF 328 KB...

14 03 2024 16:10:15

ОВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

ОВЛАДЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ Статья в формате PDF 111 KB...

11 03 2024 22:12:23

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::