ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РАБОТОСПОСОБНОСТИ БОРТОВОЙ АППАРАТУРЫ АВТОМАТИЧЕСКИХ КА И ВЫРАБОТКИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО УСТРАНЕНИЮ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ
Детерминированная структура модели оценки работоспособности бортовых систем
Предлагается поэтапное проектирование модели оценки работоспособности бортовых систем. На первом этапе - этапе формирования детерминированной структуры модели дается описание всех N бортовых систем. Для каждой n-ой системы (n = 1, 2,...,N) приводятся:
- состав, структура, комплектность;
- перечень и параметры предусматриваемых функциональных режимов;
- телеметрические параметры, их номинальные и допустимые значения;
- управляющее воздействие, подаваемые на систему в виде разовых и программных комaнд;
- ограничения на последовательность выдаваемых комaнд и временные интервалы между комaндами;
- запреты на выдачу комaндных воздействий.
Учитывая, что номинальные состояния бортовых систем зависят от режимов комaндных воздействий на эти системы, представляется целесообразным на начальной стадии разработки модели определить логические зависимости совокупностей телеметрических параметров, хаpaктеризующих состояния систем, от выдаваемых управляющих воздействий.
В результате, создаваемая структура обеспечивает возможность для любого набора допустимых, распределенных по времени комaндных воздействий U (t) дать описание изменения состояний бортовых систем, т.е. смоделировать «идеальный» вариант поведения систем при отсутствии ошибок в управлении, неисправностей в работе аппаратуры и случайных возмущающих факторов. На рис.1 приведена схема функционирования модели.
Структура модели предусматривает возможность автоматизированных проверок на принадлежность комaнд допустимому множеству и на логику выдаваемых последовательностей управляющих воздействий. Существует возможность корректировки исходных данных, в том числе добавления новых стратегий управления, внесения дополнительных ограничений на логику выдаваемых комaнд; хранения, архивации, документирования и графического отображения информации о состоянии бортовых систем.
Таким образом, использование модели оценки состояния работоспособности бортовой аппаратуры с детерминированной структурой позволяет получить последовательность эталонных значений телеметрических параметров ТМПэ (t) в процессе имитации подаваемых на борт КА комaндных воздействий U(t).
Рис. 1. Схема функционирования модели
Интерпретация и диагностика работоспособности бортовой аппаратуры
На следующем этапе проектирования функциональной модели проводится посистемный сравнительный анализ эталонных телеметрических параметров с реальными, получаемыми в сеансе связи с КА. При этом для повышения быстродействия осуществляется сравнение данных с учетом алгоритма выделения иерархических групп телеметрических параметров, изложенного в работе [2].
Интерпретация состояния работоспособности бортовых систем выражается в автоматизированной выдаче сообщений типа «Норма» или «Не норма» для каждой бортовой системы в целом. Предусматривается возможность детального анализа работоспособности отдельных элементов, входящих в состав системы. Это дает возможность в случае формирования сообщений типа «Не норма», определять те элементы, которые являются причиной нарушения нормального функционирования системы.
Детальное изучение всех блоков бортовой аппаратуры даст возможность не только выявить «проблемные» элементы, но и провести диагностику состояния бортовых систем, которая заключается в следующем:
- выявление негативных тенденций в работе как отдельных элементов, так и бортовой системы в целом, в том числе для элементов находящихся в состояниях «Норма». Например, выявление устойчивого роста (снижения) хаpaктеристик температурных режимов, увеличение времени заряда химической батареи, уменьшения мощности выходных сигналов при сбросе с борта КА телеметрической и целевой информации и др.;
- прогнозирование интервалов времени нормальной работоспособности бортовой аппаратуры без использования корректирующих управляющих воздействий;
- выявление возможных причин негативных тенденций. Например, превышение объема наработок бортовых систем сверх гарантированных эксплуатационных параметров, повышенная интенсивность эксплуатации систем и др.;
- выявление взаимно корелирующих процессов (в том числе негативных) при функционировании различных бортовых систем.
В результате выполнения вышеперечисленных функций дается объективная оценка работоспособности бортовой аппаратуры с предполагаемой динамикой развития процессов на борту КА, и прогнозируется время нормальной работы элементов аппаратуры, выявляются "проблемные" звенья в бортовых системах КА.
Формирование рекомендаций по управлению КА
В случаях формирования сообщений "Не норма" или при выявлении негативных тенденций в работе бортовой аппаратуры возникает необходимость в принятии мер по улучшению работоспособности бортовых систем.
При формировании рекомендаций по выдаче управляющих воздействий на борт КА существуют два варианта. Ситуация, связанная с нарушением нормального функционирования аппаратуры может являться как идентифицированной, т.е. описанной в документации по эксплуатации КА, так и не идентифицированной. Рассмотрим последовательность действий при возникновении первого варианта. На этапе предварительной разработки модели создаются таблицы, определяющие логические взаимозависимости между телеметрическими параметрами и управляющими комaндными воздействиями на КА. Фрагмент структуры таких таблиц для рассмотрения отдельно взятого элемента бортовой системы выглядит следующим образом.
Таблица 1
Nбс |
Mэл |
ТМПk |
ак |
ак min |
ак max |
Uk(t) |
n |
m |
1 |
a1 |
а1 min |
a1 max |
U1(t) |
|
|
2 |
a2 |
а2 min |
a2 max |
U2(t) |
|
|
... |
... |
... |
... |
... |
|
|
k |
ak |
ак min |
ак max |
Uk(t) |
Здесь, Nбс - порядковый номер бортовой системы (n = 1, 2,...N), Мэл - порядковый номер составляющего элемента n-ой системы (m = 1, 2, ...M), ТМПk (k = 1, 2,...K) - наименование телеметрического параметра, хаpaктеризующего состояние m-го элемента n-ой системы, ак (k = 1, 2,...K) - номинальное значение k-го телеметрического параметра, ак min и ак max - соответственно минимально и максимально допустимые значения k-го телеметрического параметра, Uk(t) - последовательность комaндных воздействий, осуществляющих перевод рассматриваемого элемента бортовой системы в нормальное состояние, т.е. обеспечивающих нахождение значения ТМПk в диапазоне от ак min до ак max. Следует отметить, что в рамках рассмотрения одного элемента бортовой системы m программа Uk(t) достаточно часто (но не всегда) является одинаковой для приведения нескольких телеметрических параметров ТМПk в допустимые диапазоны.
Таким образом, использование вышеописанных логических алгоритмов взаимозависимости состояний бортовых систем от парирующих комaндных воздействий позволяет выработать рекомендации по управлению бортовыми системами при обнаружении неисправностей в работе отдельных элементов. Спроектированная на основе приведенных алгоритмов детерминированная модель дает возможность в описанных документацией случаях выработать рекомендации по проведению бортовых систем КА в нормальное состояние. Однако, как показывает опыт эксплуатации КА, достаточно часто возникают не предусмотренные заранее ситуации, что ограничивает возможность автоматизированной выработки рекомендаций и требует дополнительных исследований по управлению КА в условиях не идентифицированных нештатных ситуаций.
Общие принципы поиска решений при управлении КА в условиях не идентифицированных нештатных ситуаций
После предварительного формирования всех возможных стратегий U(t), позволяющих обеспечить нормальное функционирование КА по вышеописанному алгоритму, возможны два основных пути поиска дополнительных резервов управления:
- создание новых комбинаций комaндных воздействий, не предусмотренных в эксплуатационной документации. Например, для компенсации не санкционированных включений элементов бортовой аппаратуры, а также для повышения надежности их планируемых отключений в память бортовой машины КА записываются циклограммы типа «Сторож»;
- поиск нетрадиционных способов управления. Например, использование панелей солнечной батареи для управления КА относительно центра масс.
В первом случае, происходит расширение логических алгоритмов взаимозависимости состояний S и стратегий U(t). При этом, модель состояния работоспособности бортовых систем, по - прежнему, остается детерминированной. Во втором случае, осуществляется управление КА в зависимости от сложившейся ситуации, т.е. используются заранее не определенные стратегии управления U(t).
Сформулируем основные принципы формирования логики ситуационного управления КА в нештатных ситуациях:
а) Создание и периодическое накопление базы данных полетной информации. В ее основу может быть положена информация, приведенная в таблице 1. Структура базы данных содержит поле событий S в виде объектов, атрибутов и их значений. Например, событие "Телеметрический параметр ТМПk системы n имеет значение "а". Здесь, параметр ТМПk - атрибут, система n - объект, "а" - значение [3].
б) Формирование правил, т.е. набор декларированных логических условий, устанавливающих связь между событиями S и стратегиями U(t). Например, если КА находится в состоянии S, то на его борт необходимо подать последовательность комaндных воздействий U(t). Правила могут иметь содержательную часть, объясняющую (при необходимости) ход решения общей задачи.
в) Проектирование базы знаний, включающей в себя базу данных и правила. Поэтапное ее накопление путем идентификации вновь возникших стратегий и формирование интеллектуальных технологических циклов поиска новых стратегий управления в зависимости от сложившихся ситуаций.
Задача построения базы знаний может быть представлена как задача классификации, т.е. всем гипотетически возможным ситуациям ставится в соответствие список управленческих решений.
г) Создание и усовершенствование машины логических выводов, т.е. структуры, устанавливающей логические соответствия объектов базы данных не только с сформулированным набором правил, но и с целями управления. Отметим, что направленность на достижение целей управления способствует стремлению к совершенствованию существующих и нахождению новых правил.
Машина логических выводов включает модуль поиска решений и модуль объяснения хода решений.
Модуль решений осуществляет автоматизированный поиск стратегий управления по выходу из нештатных ситуаций. При этом, используется также модуль логических выводов, который направляет поиск решений по иерархической структуре подзадач.
Модуль объяснений последовательно информирует оператора о логике всех шагов решения задач, показывая тем самым, почему система диагностировала тот или иной тип нештатных ситуаций.
Таким образом, при выработке управленческих решений по выходу из нештатных ситуаций реализуются следующие основные функции:
- проводится диагностика состояния бортовой аппаратуры КА, выявляются признаки нештатных ситуаций;
- выpaбатываются базисные решающие правила;
- на основе решающих правил делаются логические заключения;
- проводятся объяснения сделанных заключений;
- выpaбатываются рекомендации для оператора по выходу из нештатных ситуаций.
Заключение
Опыт управления КА показал необходимость в разработке аппаратно - программных средств, позволяющих автоматизировано выpaбатывать рекомендации по управленческим решениям для устранения возникающих не идентифицированных нештатных ситуаций.
При этом особую важность приобретает проблема создания моделей, алгоритмов и баз знаний, обладающих свойствами накопления полетной информации и расширения возможностей по принятию решений. Внедрение таких средств в пpaктику управления КА даст большой резерв в повышении надежности и эффективности выполнения целевых задач программ полета.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- В.А. Удалой, Н.М. Иванов, Н.Л. Соколов, В.Ю. Паздников. Особенности управления космического аппарата «Океан-О» в условиях сильных магнитных бурь. Международный симпозиум. Аэрокосмические приборные технологии. Санкт-Петербург. 2002г.
- Н.Л. Соколов, В.А. Удалой. Использование расчетно - логических систем для повышения эффективности управления автоматическими КА. Успехи современного естествознания. №11. 2004г.
- L.A. Bocharov, N.L. Sokolov, V.A. Udaloy. Organization of an intellectual searching to support vehicles control. ICSCCW 2003. Second international Conference on Soft Computing and Computing with Words in System ***ysis, Decision and Control. Antalya, Turkey. 2003.
Статья в формате PDF
109 KB...
26 03 2025 7:22:46
Статья в формате PDF
255 KB...
24 03 2025 4:50:43
Статья в формате PDF
112 KB...
23 03 2025 12:13:51
Статья в формате PDF
173 KB...
22 03 2025 9:43:12
Статья в формате PDF
257 KB...
21 03 2025 12:18:36
Статья в формате PDF
253 KB...
20 03 2025 14:59:41
Статья в формате PDF
285 KB...
19 03 2025 11:28:37
Статья в формате PDF
150 KB...
18 03 2025 18:46:24
Статья в формате PDF
102 KB...
17 03 2025 10:42:38
Статья в формате PDF
151 KB...
16 03 2025 23:27:21
Статья в формате PDF
126 KB...
14 03 2025 22:42:15
Измерена подъемная сила, создаваемая скошенным экранированным кольцевым крылом. Показано, что экспериментальные результаты удовлетворяют свойству автомодельности.
...
12 03 2025 5:15:52
Статья в формате PDF
276 KB...
10 03 2025 13:59:48
Статья в формате PDF
115 KB...
09 03 2025 1:15:12
Статья в формате PDF
104 KB...
08 03 2025 11:41:43
Статья в формате PDF
345 KB...
07 03 2025 4:14:39
Статья в формате PDF
416 KB...
06 03 2025 16:46:23
Статья в формате PDF
148 KB...
05 03 2025 19:29:41
Статья в формате PDF
102 KB...
03 03 2025 17:45:45
Исследовано формирование ионного состава водной фазы в системах «твердое — жидкое» применительно к технологическим суспензиям (пульпам) флотации, а также к природным водам (поверхностным водным объектам) при взаимодействии с силикатными Fe-содержащими минералами. Выявлены прострaнcтвенно-временные зависимости содержания распространенных ионов щелочных (Na+, K+) щелочно-земельных (Ca2+, Mg2+) и тяжелых (Feобщ, Сu2+) металлов, которые представляют ценность в моделировании и прогнозировании процессов миграции, химических превращений загрязнителей водных объектов.
...
01 03 2025 20:44:18
Статья в формате PDF
110 KB...
28 02 2025 8:34:26
На основе собственных фактических данных, полученных в процессе длительных наблюдений (1982-2000 гг.) за качественным состоянием каспийских осетровых, выявлена прострaнcтвенно-временная динамика патоморфологических и функциональных нарушений во внутренних органах рыб. С позиций современной патологии, регенерации экологическая и физиологическая пластичность современных каспийских осетровых рассматривается в связи с адаптивной модификацией и нормой реакции.
Обсуждаются вопросы дальнейшего изучения механизма регенерации в связи с известной гипотезой о существовании креаторной системы, выполняющей в организме регуляцию функциональной зависимости между клетками и органами.
...
27 02 2025 13:55:22
Статья в формате PDF
294 KB...
26 02 2025 2:16:45
Статья в формате PDF
108 KB...
25 02 2025 5:45:31
Статья в формате PDF
100 KB...
24 02 2025 6:21:16
Статья в формате PDF
122 KB...
23 02 2025 14:49:49
Статья в формате PDF
124 KB...
22 02 2025 0:22:26
Статья в формате PDF
253 KB...
21 02 2025 13:24:50
Статья в формате PDF
158 KB...
20 02 2025 22:42:44
Статья в формате PDF
105 KB...
19 02 2025 12:37:47
Экспериментальная работа представлена с целью описания хаpaктеристик Солнечной системы с помощью существующих теорий. Числовые данные взяты из Интернета, теория – из электронных энциклопедий. Результаты исследований показали, что современная форма уравнений Дж. Максвелла позволяет вычислить отсутствующие фундаментальные константы и описывать гравитон подобно фотону. Закон всемирного тяготения И. Ньютона часть современной формы уравнений Дж. Максвелла – теперь гравитационной теории поля. «Квантово-волновые» свойства гравитона позволяют строить теорию Солнечной системы подобно стационарному уравнению Э. Шрёдингера. В статье формулы используются в чрезвычайных случаях, но графики и математическая статистика к ним широко используется. Рисунки и статистика наглядно демонстрируют силу теоретических законов. Предложенная теория показывает случайное совпадение, и ограниченность эмпирического правила Тициуса-Боде.
...
18 02 2025 19:49:31
Статья в формате PDF
106 KB...
17 02 2025 4:26:35
Статья в формате PDF
104 KB...
16 02 2025 9:36:12
Методами ДТА и РФА исследованы фазовые равновесия в системе Tl2S-Tl2Te-Tl9SbTe6 (А). Построены политермическое сечение Tl2S-Tl9SbTe6 и изотермическое сечение при 400К фазовой диаграммы, а также проекция поверхности ликвидуса системы А. Установлено, что она является квазитройным фрагментом четверной системы Tl-Sb-S-Te и хаpaктеризуется образованием широких областей твердых растворов на основе исходных соединений. Поверхность ликвидуса системы А состоит из трех полей, отвечающих первичной кристаллизации твердых растворов на основе соединений Tl2S, Tl2Te и Tl9SbTe6. В работе также обсуждены особенности фазовых равновесий в аналогичных системах и, в частности, показано, что все шесть систем данного типа хаpaктеризуются образованием твердых растворов на основе исходных соединений, причем наиболее широкие области гомогенности имеют соединения типа Tl9BVX6.
...
15 02 2025 2:50:45
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::