АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Зерщикова Т.А. Флоринская Л.П. Статья в формате PDF 119 KB Аксиологические императивы современного этапа развития человечества включают здоровый образ жизни. Интегральной хаpaктеристикой состояния здоровья выступает уровень приспособительных возможностей организма, который во многом зависит от рационального питания. Оно способствует высокой умственной и физической работоспособности, сопротивляемости вредным воздействиям окружающей среды, активному образу жизни и долголетию. Изменение обмена веществ в период взросления в сочетании с усиленной умственной активностью требует обратить особое внимание на сбалансированность, калорийность и экологическую чистоту потрeбляемых продуктов. Выбор последних осуществляется в соответствии с критериями вкуса, эстетическими запросами, биологической целесообразностью, традициями национальной кухни, и, несомненной, ценой. Однако, жизненный опыт показывает, что далеко не все приобретаемые продукты отвечают предъявляемым требованиям к их качеству, стоимости и экологической значимости. Вызывает сомнение и рациональность питания студенческой молодежи в связи с нарушениями его регулярности, а также употрeблением для быстрого утоления голода готовых продуктов: сухариков «со вкусом...», чипсов, «фруктовой» воды и т.п.

Вместе с тем, современный этап хаpaктеризуется обилием импортных и отечественных продуктов, содержащих различные пищевые (ПД) и биологически активные добавки (БАД), представляющие собой натуральные или «идентичные натуральным» биологически активные вещества.

В связи с актуальностью проблемы рационального и экологически безопасного питания молодежи было проведено анкетирование с целью изучения его качественных и количественных хаpaктеристик. Опрос проводился среди студентов первого и третьего курсов дневного и заочного отделений БУПК и БелГУ. Вопросы анкеты касались режима питания, его экологической безопасности, приоритетов при выборе тех или иных продуктов, содержания в них модифицированных компонентов, БАД и ПД.

Результаты анкетирования показали, что попрежнему выбор продуктов определяется вкусовыми пристрастиями, ценой (от 43,4 до 76,2 % в разных группах) и простотой приготовления, особенно у студентов, живущих в общежитии. Полезность продукта, и особенно его калорийность учитывались значительно реже (от 0 до 12,4 %). У студентов заочного отделения БУПК приоритетными критериями выступают вкус и польза, а цена сдвигается на третье место. Калорийность же опять является менее значимой (16 %).

Приятно отметить, что большинство студентов БелГУ знают о необходимости есть не менее чем за два часа перед сном и стараются придерживаться этого правила (48 и 62 %). Аналогичная картина наблюдается и в БУПК. Однако не менее чем 10 % принимают пищу непосредственно перед сном или за час до него (25 % и 48 %). Традиционными напитками студентов выступают чай (74,4 - 76,2 %), кофе (24 - 31%), а какао и компот пpaктически не употрeбляются. У студентов заочного отделения изредка встречается сок (10 %). Вместе с тем в течение дня используется много ароматизированной воды и минеральной (38,4 и 43,2 % соответственно). Причем минеральную воду предпочитают студенты старших курсов и заочного отделения. Можно полагать, что лучшее состояние здоровья первокурсников позволяют им чаще выбирать продукты по вкусу, не обращая внимания на присутствие консервантов и красителей. Подтверждением этого выступает и тот факт, что значительную часть данных респондентов не настораживает присутствие в продуктах модифицированных компонентов, консервантов, ароматизаторов (около 96 % среди первокурсников). Однако более зрелые люди и третьекурсники, у которых проводились специальные занятия по безопасности жизнедеятельности, посвященные экологии питания, ответили на этот вопрос положительно. Не обращают внимание на присутствие ПД не более 18 %. К сожалению, о полезности или вредности БАД и ПД осведомлено менее половины опрошенных.

Обращает на себя внимание и тот факт, что изменилось соотношение массы и роста первокурсников. Так, если в предыдущие годы (5 - 6 лет) у большинства студентов при высоком росте отмечалась недостаточность массы тела, то студенты набора 2005 г. развиты пропорциональнее. Только у 8,6 - 10,5 % в разных изучаемых группах при высоком росте отмечается пониженная масса тела, не соответствующая возрастным нормам и собственному росту, например, при росте 168 см масса составляет 50 кг, а при росте 167 см - 53 кг. Причины недостаточности ранее отмечавшегося физического развития видятся, во-первых, в экономическом кризисе и материальной несостоятельности большинства семей, приходившейся на период их взросления. Во-вторых, в ложных представлениях, культивируемых СМИ, о том, что красота женщины связана с невероятной худобой и плоской фигурой. Именно отсюда, на наш взгляд и такие явления, как огорчения по поводу развитой гpyди, или «излишних» отложений жира (при этом толщина кожной складки на животе у данной студентки менее 0,5 см, что явно недостаточно для нормального функционирования женского организма). Сегодня же следует отметить улучшение материального положения ряда семей, о чем косвенно свидетельствует и тот факт, что часть студентов может обучаться на платных основаниях, а цена при выборе продукта утратила приоритетное положение и переместилась с первого места на второе. Не могла также не сказаться и активная работа, проводимая преподавателями университета и учителями школ по исправлению неверных представлений и заложению основ здорового образа жизни. Если наметившаяся тенденция к более пропорциональному развитию подрастающего поколения сохранится, и удастся нормализовать физическое развитие школьников, значительно понизив частоту хронических заболеваний и скелетных деформаций в их среде, здоровье подрастающего поколения будет зависеть в основном от способа и качества питания.

Данное анкетирование позволило еще раз убедиться в нарушении молодежью режима питания как составной части здорового образа жизни. Такое положение не может не сказаться на физической подготовке, умственной деятельности и системах адаптации студентов. В связи с высокой учебной нагрузкой, отсутствием завтpaков и нерациональным питанием в первой половине дня, недостаточностью физической нагрузки у студентов наблюдаются замедленные временные хаpaктеристики сенсорных, моторных и интеллектуальных навыков, что на фоне слабой нервной системы приводит к нарушению механизмов адаптивного регулирования и интенсивному ухудшению общего самочувствия. Именно поэтому так важно вести активную работу по расширению знаний об экологически адекватном питании, несомненно, являющихся базой для любого дальнейшего воспитательного процесса в направлении формирования основ рационального питания и здорового образа жизни в целом. Подчеркнем еще раз: без соответствующих знаний и понимания никакой воспитательный процесс не будет эффективным.

Выход из создавшегося положения видится в проведении  образовательно-воспитательной  работы по пропагандированию аспектов рационального питания. С этой целью активным студентам поручается провести анкетирование и исследовать отдельные вопросы здорового питания однокурсников, проводятся диспуты и научные конференции по полученным данным, заседания студенческих кружков, результаты обсуждаются в группах. При проведении кураторских часов обращается внимание на экологическую значимость питания, его качественные и количественные хаpaктеристики. Таким образом, проводимая работа позволяет формировать аксиологические императивы здорового образа жизни, создавая ситуации обретения студентами ценностей в области экологической культуры питания, выдвигая приоритеты выбора натуральных продуктов над модифицированными или искусственными даже в век техногенной цивилизации и повсеместного распространения заменителей.



О ДЕХЛОРИРОВАНИИ ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЫ

О ДЕХЛОРИРОВАНИИ ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЫ Статья в формате PDF 291 KB...

10 01 2025 19:44:32

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ

ЭКСПЕРТНО-ОБУЧАЮЩИЕ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 310 KB...

04 01 2025 8:39:34

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИПОКИНЕЗИИ

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ЖЕЛУДКА ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГИПОКИНЕЗИИ В данном исследовании приведены морфологические изменения в слизистой оболочке желудка при воздействии гипокинезии. Структурные изменение былы выявлены в слизистой оболочке. ...

01 01 2025 16:54:42

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (электронное учебное пособие)

ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА (электронное учебное пособие) Статья в формате PDF 103 KB...

25 12 2024 7:49:36

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОЛЩИНЫ СМАЗОЧНОЙ ПЛЕНКИ В ЗОНЕ КОНТАКТА АБРАЗИВНЫХ ЗЕРЕН ПРИ ОБРАБОТКЕ ДЕТАЛЕЙ УПЛОТНЕННЫМ АБРАЗИВОМ В статье приведены результаты исследований величин защитных пленок смaзoчно-охлаждающей жидкости (СОЖ) при обработке деталей уплотненным абразивом. При исследовании толщины адсорбционной пленки адсорбцию выражали через молярно – объемные концентрации поверхностно-активных веществ (ПАВ) в растворе абразивной суспензии до и после обработки на экспериментальном стенде камерного типа. Полученные значения величин защитных пленок, необходимы для оценки интенсивности обработки поверхности детали выступами микрорельефа абразивного зерна. ...

22 12 2024 0:48:21

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ

ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТАРЕНИЯ Статья в формате PDF 94 KB...

20 12 2024 13:23:16

ИЗМЕЛЬЧАЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ: НОВИЗНА И ПЕРСПЕКТИВЫ

ИЗМЕЛЬЧАЮЩЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ: НОВИЗНА И ПЕРСПЕКТИВЫ Статья в формате PDF 344 KB...

16 12 2024 6:59:29

АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО

АНГЛИЙСКАЯ ГРАММАТИКА: ПРЕДЛОЖЕНИЕ И СЛОВО Статья в формате PDF 227 KB...

14 12 2024 18:56:59

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья в формате PDF 165 KB...

12 12 2024 10:14:12

ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ SOLIDWORKS / FLOWORKS

ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕЧЕНИЙ В СИСТЕМЕ SOLIDWORKS / FLOWORKS Статья в формате PDF 93 KB...

10 12 2024 17:58:13

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::