ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА РЕЖИМА ДНЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Гайнанова Н.К. Беликова Р.М. Статья в формате PDF 148 KB Среди факторов, негативно влияющих на особенности формирования приспособительных реакций к процессу обучения в образовательных учреждениях, следует выделить нерациональную организацию учебного процесса, гиподинамию, несоответствие возрастных и индивидуально-типологических особенностей учащихся содержанию педагогических программ (Щедрина А.Г., 2003). Оптимизация системы «образовательная среда - ребенок» должна быть направлена на постоянное, сберегающее здоровье, развитие, оптимальную организацию учебной деятельности (Бapaнов А.А., 1998).

Настоящая работа написана на основе исследования морфофункциональных и психофизиологических показателей и оценки режима дня детей 6-7 летнего возраста. Базой для проведения исследования послужили детские сады № 14, 42, 86 и общеобразовательные школы № 4, 41 г. Бийска Алтайского края. Всего в исследовании приняли участие 167 детей в возрасте 5,5-6 лет и 103 учащихся первых классов (возраст 6,5-7 лет).

В ходе исследования нами были обнаружены нарушения режима дня, как у старших дошкольников, так и у первоклассников. Так, у дошкольников были выявлены отличия в режиме дня в зависимости от условий подготовки к школьному обучению. У дошкольников, посещающих подготовительные курсы непосредственно в условиях школы, отсутствовал дневной сон, прогулка, организм этих детей подергался воздействию длительного статического напряжения. Детям приходилось выполнять еще не свойственные им виды деятельности, не соответствующие морфофункциональным возможностям их организма. В результате у дошкольников, посещающих подготовительные курсы в условиях школы, повышались значения артериального давления и снижались показатели пульсового давления по сравнению со сверстниками, которые находились в привычных условиях детского сада. Видимо данный факт свидетельствует о возникновении и нарастании утомления у этих детей (Великанова Л.К., 1993).

Гигиенические требования к режиму дня первоклассников должны строиться на постепенном наращивании объема учебной нагрузки, так называемый «ступенчатый» режим. Согласно этому режиму, количество уроков и их продолжительность должны увеличиваться от 1 к 4 четверти.

Однако при анализе учебной нагрузки в ходе нашего исследования было выявлено, что она превышает допустимую норму на 2 часа. При этом отмечались недостатки в составлении расписания, такие например, как сдвоенные уроки, отсутствие чередования легких и более трудных предметов, неправильное распределение учебной нагрузки в течение недели. Данный факт вызвал у детей к концу учебного дня нeблагоприятные физиологические реакции со стороны нервной и сердечно-сосудистой систем. Кроме того, «прессинг» учебных воздействий негативно сказывается на стиле жизни младших школьников: порождает дефицит сна, двигательной активности, ограничивает пребывание на свежем воздухе, не оставляет времени для полноценного досуга, необходимого для формирования личности ребенка. По результатам нашего опроса в первых классах от дневного сна отказалось лишь 15% детей, при этом мальчики чаще испытывали потребность в дневном отдыхе по сравнению с дeвoчками (10% против 6%). У 77% опрошенных первоклассников время ночного сна сократилось с 11 до 9 часов.

В ходе опроса первоклассников установлено, что 33% учащихся бывают на свежем воздухе только по дороге в школу и домой; 23% - гуляют 2-3 раза в неделю (в основном в выходные дни) в течение 1-1,5 часов; 44% - гуляют ежедневно по 1,5-2 часа в сочетании с подвижными играми или занятиями спортом. Более того, лишь 12% опрошенных первоклассников делают утреннюю зарядку и посещают спортивные секции, остальные 88% занимаются спортом только на уроках физкультуры.

Кроме того, в ходе исследования нами было отмечено увеличение числа детей с преобладанием левосторонних показателей в функциональной асимметрии мозга, а так же были обнаружены нарушения у них организации учебного процесса. Истинных левшей среди обследуемых нами детей оказалось 10%, причем среди мальчиков их доля была выше в сравнении с дeвoчками (6,2% против 3,8%). В процессе обучения, у исследуемых нами детей с преобладанием леволатеральных показателей, степень рукости снижалась к концу учебного года, что связано с преобладанием стандартных школьных программ, по-прежнему рассчитанных преимущественно праворуких детей. Более того, при организации учебного процесса педагогами не учитывались особенности работы с леворукими детьми.

Таким образом, организация качественного обучения детей без ущерба для состояния здоровья связана с изучением морфофункциональных и психофизиологических особенностей их организма уже с момента рождения, с поэтапным определением степени готовности к учебной нагрузке, с созданием оптимальных условий обучения и отдыха детей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бapaнов А.А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях. Проблемы, пути решения / А.А. Бapaнов //Российский педиатрический журнал - 1998. - № 1. - С. 5-8.
  2. Великанова Л.К. Физиолого-гигиенические критерии рациональной организации учебно - воспитательного процесса в школе. / Л.К. Великанова. - Новосибирск, 1993. - 93 с.
  3. Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты / А.Г. Щедрина. - Новосибирск, СО РАМН, 2003. - С. 31; 45; 133-134; 142-143; 160.


ВЛИЯНИЕ ВИРУСНЫХ АНТИГЕНОВ НА МОРФОЛОГИЮ ТИМУСА

ВЛИЯНИЕ ВИРУСНЫХ АНТИГЕНОВ НА МОРФОЛОГИЮ ТИМУСА Статья в формате PDF 258 KB...

13 04 2024 6:29:18

ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ ШУМА НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Статья в формате PDF 144 KB...

12 04 2024 0:24:25

ПЕРЕХОДНЫЕ СЛОИ МЕЖДУ ПЛАЗМОЙ И АНОДОМ

ПЕРЕХОДНЫЕ СЛОИ МЕЖДУ ПЛАЗМОЙ И АНОДОМ Статья в формате PDF 128 KB...

09 04 2024 19:51:19

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПАТОЛОГИИ: ПРИНЦИП ПОДОБИЯ В основе современной научной теории патологии должны лежать фундаментальные философские принципы бытия материи, из которых выводятся и обосновываются ее основные положения. В данной работе проведен анализ принципа подобия как частного выражения философского принципа субстанциального единства мира. Делается вывод, что один общий биологический процесс лежит в основе как нормальных, так и патологических явлений: приспособление есть сущность болезни. ...

03 04 2024 12:59:17

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ

МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ Статья в формате PDF 106 KB...

01 04 2024 11:51:18

К НАУЧНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРОВ

К НАУЧНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ МИРОВ Рассмотрено понятие параллельного мира. Выявлены опытные основания его существования. Предсказано пpaктическое использование иных измерений в решении физико-технических проблем, в медицине, трaнcпорте, левитации и проскопии. ...

30 03 2024 21:59:40

СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛАГРАНЖА I РОДА

СОСТАВЛЕНИЕ И РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ ЛАГРАНЖА I РОДА Статья в формате PDF 834 KB...

23 03 2024 22:17:36

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ

ЯЗЫКОВАЯ СПЕЦИФИКА АНГЛО- И РУССКОЯЗЫЧНЫХ БЛОГОВ Статья в формате PDF 261 KB...

15 03 2024 1:34:53

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::