ЧЕЛОВЕК ТЕЛЕСНЫЙ И СЛОВЕСНЫЙ
Одно из разительных противоречий современного состояния отечественного, культурологического знания состоит в том, что, с одной стороны, оно переживает глубокие сдвиги, находится в процессе существенного обновления, а с другой - этот процесс протекает и осознается весьма трагически гуманистически ориентированным сообществом, испытывающим глубокое разочарование ходом и направлением реформ. Общественные преобразования, в которых, безусловно, мы сегодня нуждаемся, не могут сводиться только к технологической модернизации общества, а должны, по глубокому мнению авторов данной книги, быть активно направлены на развитие потенциала каждой человеческой личности, формирование человеческого в человеке. Сегодня культура приобретает гораздо более весомое значение, возможно, становится определяющим фактором конкурентоспособности государства, благодаря чему гуманитарное образование не может рассматриваться в качестве простого дополнения к естественнонаучному или техническому, а приобретает самостоятельную решающую роль.
Образование, обеспечивающее сложнейший процесс развития когнитивных, социальных, эмоциональных хаpaктеристик личности, не может не реагировать на происходящие события в обществе. Как показывает опыт многих стран, переживших этнические конфликты и слом традиционных ценностей, вузы и школы иногда остаются единственными структурами, в которых проводится целенаправленная объединяющая и миротворческая политика. Поэтому российское педагогическое сообщество считает, что образование может помочь обществу сформировать у молодежи гуманную модель поведения и позитивного отношения, как к собственным задаткам, так и талантам других людей.
Монография «Человек телесный и словесный» посвящена проблеме человека в сложном взаимодействии его с культурой и самим собой. Чем же руководствовались авторы, создавая эту во многом необычную книгу? Главным побудительным мотивом явились те объективные изменения, которые на наших глазах происходят в жизни общества и человека в конце XX века и, как можно предположить, будут определяющими для перспектив XXI столетия. С одной стороны, авторы, безусловно, приветствуют открывшиеся перспективы личностного роста, глобализацию в сфере коммуникации, открытый доступ к информации. Но невозможно согласиться с тем, что платой за это должны стать дегуманистические процессы, проявляющиеся в узкой специализации, снижении уровня образованности молодежи, превращение образования в сектор предоставления платных услуг, в деградации физического и духовного здоровья нации.
Монография «Человек телесный и словесный» дает ответы на многие вопросы, которые волнуют, однако, сегодня не всех. Как правило, эти вопросы человек начинает себе задавать, когда хочет познать себя и ответить на вызовы окружающего мира, задумывается о своем месте в этом мире.
Логическая структура книги проста. Первая глава ее является методологической, историко-философской и историко-филологической. Здесь авторы ставили своей целью не просто проследить изменения представлений о языке, его структуре, обозначить смену научных школ, направлений, течений, а соотнести это с когнитивным оснащением эпохи, в конечном счете, с духовными потребностями человека. Для авторов обращение к истории философии и истории лингвистики - это не дань моде и не демонстрация научной эрудиции. Известно, что порой новое зримо открывается в древних пластах культуры тогда, когда накопленный опыт и достижения всей науки в целом задают такой угол зрения, что позволяет исследователю увидеть то, что для людей прежних эпох было terra incognito. Например, дискуссия о лингвистических универсалиях и универсальной грамматике, начавшаяся в эпоху Средних веков, нашла новые повороты в многочисленных дискуссиях и публикациях в настоящее время.
Вторая часть книги целиком посвящена человеку в единстве его телесной и словесной природы, его безграничным возможностям и талантам, которые обнаруживаются во всех его деяниях. Философы во все времена подчеркивали, что рациональность и язык являются отличительными свойствами человеческого рода, атрибутивными признаками его культурного бытия. Но тело человека - это не только существенное условие его присутствия в культуре, но и важнейший фактор существования культуры как таковой. Тело человека выступает не только знаком человеческой природы, но и основным инструментом всяких человеческих деяний, это «наше орудие орудий, необходимое для всякого восприятия, действия и даже мышления».
Тело привлекает наше внимание в разные периоды жизни. В период его созревания - это внимание носит более физический хаpaктер, во время зрелости и заката - добавляется и интеллектуальный интерес. Предметом особого внимания оно становится, когда начинает предъявлять свои требования к возмещению того, что было им дано в течение его бескорыстной службы нам в течение многих лет. Телесное и лингвистическое самосознание дано не каждому. Многие, прожив жизнь, так и не понимают того бесценного дара, как тело и язык, данные нам при рождении. И многие даже не задают себе никаких вопросов о своем месте в этом мире. Эта книга для тех, кто задает вопросы и ищет ответы.
Третья глава целиком посвящена языку, названному И. Гердером сосудом, «в котором отливаются, сохраняются и передаются идеи и представления народа». В первой главе монографии говорится о том, что все основания российского общества находятся в глубоком кризисе: экономические структуры, система образования, политические и семейные ценности. Такое положение вещей может восприниматься позитивно только в одном контексте: в контексте исследования языковых изменений. Лингвисты могут порадоваться открывающимся перспективам и новым находкам в изучении языка. Здесь авторы согласны с Г.Г. Гадамером, который считает, что «лучший способ отобразить крушение общества в кризисную эпоху - это наблюдать за изменениями его языка...». Но «крушение общества в кризисную эпоху» совсем не обязательно предполагает кризис языкового развития, а скорее наоборот, является движущей силой проявлений новых и новых потенций языка. В третьей главе авторы останавливаются на проблемах современного состояния языкового развития, уделяя особое внимание языковым изменениям. Представлены разделы о последствиях процессов глобализации в языковой ситуации, о несбывшейся мечте человечества о едином языке «без слез и мучений», о билингвизме, об искусственных изменениях в языке, о социокультурных прострaнcтвах формирования новых слов, о словообразовании как духовном творчестве человека и др.
Данное издание подготовлено на основе многолетнего опыта педагогической деятельности авторов, преподающих различных дисциплины на факультетах словесности и лингвистики и физического воспитания, решивших объединить в отдельную книгу те материалы, находки, которые по разным причинам не могли входить в программные курсы. Заметим, что речь идет не о механическом объединении, а о синтезе нескольких учебных дисциплин, о междисциплинарном содружестве кафедр и специалистов Южного федерального университета. Книга основана на изучении большой философской, исторической, социологической, антропологической, филологической, психологической и художественной литературы. Довольно сложные рассуждения, касающиеся проблем фундаментальной науки, авторы снабжают живыми иллюстрациями, делая чтение более занимательным и полезным. Читатель, который возьмет на себя труд последовать за авторами, узнает массу интересных вещей.
Книга представляет интерес для лингвистов, студентов гуманитарных специальностей, спортсменов, психологов, а также для тех, кто интересуется культурологией, лингвистикой, психологией, антропологией.
Статья в формате PDF 122 KB...
12 01 2025 15:31:21
Статья в формате PDF 414 KB...
10 01 2025 23:30:21
Статья в формате PDF 115 KB...
09 01 2025 18:25:57
Статья в формате PDF 135 KB...
08 01 2025 1:56:54
Статья в формате PDF 363 KB...
07 01 2025 15:57:50
Статья в формате PDF 144 KB...
04 01 2025 20:33:18
Статья в формате PDF 142 KB...
03 01 2025 17:30:57
Статья в формате PDF 134 KB...
02 01 2025 6:39:19
Статья в формате PDF 133 KB...
01 01 2025 14:18:52
Статья в формате PDF 292 KB...
31 12 2024 15:14:20
Статья в формате PDF 130 KB...
29 12 2024 9:54:13
Статья в формате PDF 253 KB...
28 12 2024 20:41:15
Статья в формате PDF 109 KB...
27 12 2024 14:30:18
26 12 2024 13:38:56
Статья в формате PDF 120 KB...
25 12 2024 8:41:41
Статья в формате PDF 123 KB...
24 12 2024 14:25:51
Статья в формате PDF 121 KB...
21 12 2024 3:30:57
Статья в формате PDF 141 KB...
20 12 2024 0:19:39
Статья в формате PDF 116 KB...
19 12 2024 19:51:26
Статья в формате PDF 127 KB...
18 12 2024 6:49:57
Статья в формате PDF 100 KB...
17 12 2024 8:33:10
Статья в формате PDF 213 KB...
16 12 2024 20:22:50
Статья в формате PDF 133 KB...
15 12 2024 18:25:27
Статья в формате PDF 270 KB...
14 12 2024 15:43:20
Статья в формате PDF 104 KB...
13 12 2024 5:47:15
Статья в формате PDF 114 KB...
12 12 2024 2:46:33
Статья в формате PDF 139 KB...
11 12 2024 8:35:35
Статья в формате PDF 121 KB...
09 12 2024 15:39:50
Статья в формате PDF 111 KB...
08 12 2024 10:35:26
Статья в формате PDF 105 KB...
07 12 2024 12:15:53
Статья в формате PDF 111 KB...
06 12 2024 16:45:34
Статья в формате PDF 106 KB...
05 12 2024 0:27:51
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::