ПРИОРИТЕТЫ МОЛОДЕЖИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ТРУД
Развитие профессионального образования региона опирается в первую очередь на демографическую и социальную динамику молодежи.
Как ключевые для анализа, мы рассматриваем когорты студенческого возраста 16-19 и 20-24 лет в Еврейской автономной области. Весьма интересным является сопоставление демографической динамики молодежи и ее положения на рынке труда.
В численности когорты 16-19 лет наблюдается некоторая колебательная динамика (рис. 1). Наблюдающиеся колебания численности когорты 16-19 лет происходят в пределах 600-1000 человек и, скорее всего, связаны как с естественным демографическим движением, так и с влиянием других факторов. Данная когорта включает призывников и абитуриентов, т.е. контингент, легко мигрирующий в область или из области.
В когорте 20-24 лет наблюдается рост численности, который обусловлен высокой рождаемостью в начале 1980-х годов.
Рис. 1. Динамика численности когорт студенческого возраста в ЕАО
Динамика численности когорт описана демографической моделью Лесли. Общая демографическая тенденция для указанных когорт - медленное падение численности (рис. 2).
В краткосрочный период будет сохраняться тенденция к снижению численности молодых людей. Данная тенденция является нeблагоприятной как для образовательных учреждений, так и для всей области в целом. Роль указанных возрастных когорт на рынке труда так же будет меняться.
Рис. 2. Фактическая и модельная динамика когорт студенческого возраста
В распределении численности занятых по когортам 16-19 и 20-24 лет за 2000-2006 гг. наблюдается нелинейная динамика (рис. 3). Изменение тенденции в динамики численности занятой молодежи студенческого возраста связано, с тем, что в 2002-2003 году предпочтение работодателей было отдано работникам, имеющим высшее образование, что могло послужить стимулом в получении высшего образования.
Численность занятых указанных возрастов на протяжении последних лет неуклонно сокращается (рис. 3).
Рис. 3. Численность занятых по когортам студенческого возраста
При расчете отношения численности занятых в каждой когорте и численности самой когорты мы видим устойчивую тенденцию к снижению доли занятых от общей численности данной возрастной группы (рис. 4). То есть, наряду с прямым снижением занятых данного возраста, наблюдается параллельный процесс - снижение доли занятых внутри когорты. С одной стороны - это тенденция сокращения доли молодежи студенческого возраста на рынке труда, что значительно затруднит воспроизводство специалистов, преимущественно рабочих специальностей. С другой - ситуация свидетельствует, что в среде молодежи растет престижность образования.
Рис. 4. Динамика доли занятых в когортах студенческого возраста
Для анализа доли занятых использована модель Ферхюльста. Результаты указывают на то, что до 2010 г. при сохранении тенденций может произойти падение численности занятых в когорте 16-19 лет пpaктически до 0. В когорте 20-24 лет численность занятых достигнет примерно 4 тыс. чел., при 9,8 тыс. чел. в 2002 г. (рис. 5). Можно с большой долей уверенности утверждать, что молодежь студенческого возраста в краткосрочной перспективе будет весьма незначительно представлена на рынке труда.
Рис. 5. Фактическая и модельная динамика численности занятых когорт студенческого возраста
Настораживающим для образовательных учреждений является тот факт, что к 2010 г. будет исчерпан внутренний резерв молодежи 16-19 лет, после чего рост количества абитуриентов за счет данной возрастной группы станет пpaктически невозможным. Если не активизировать работу по привлечению абитуриентов из-за пределов области, в том числе и старших возрастов, образовательные учреждения могут столкнуться с проблемой нехватки студентов.
Корреляция показывает, что динамика численности занятых в когорте 16-19 лет и 20-24 лет тесно связаны между собой (коэффициент корреляции 0,93). Следовательно, тенденции для обеих когорт являются схожими.
Была выявлена закономерность взаимоотношений возрастных групп 16-25 лет и 50-59 лет выразившихся в существовании тесной обратной связи между численностью занятых в указанных когортах. Скорее всего, работодатель воспринимает их как «равнонепривлекательные». Зависимость выражается в том, что снижение численности молодежи компенсируется увеличением численности работников предпенсионного возраста.
Проведенное исследование позволяет сделать несколько основных выводов, существенных для профессионального образования ЕАО: во-первых, демографическая хаpaктеристика молодежи выражается в стойкой краткосрочной тенденции к снижению их численности; во-вторых, у молодежи начинает преобладать направленность на получение образования, преимущественно высшего; в-третьих, на рынке труда области в ближайшей перспективе значительно сократится доля молодых работников; в-четвертых, мы предполагаем, что в ближайшей перспективе образовательные учреждения могут столкнуться с весьма серьезной проблемой недобора абитуриентов.
Исследование поддержано грантом РФФИ № 08-01-98505-р.
06 11 2024 22:31:50
Статья в формате PDF 226 KB...
04 11 2024 20:34:21
03 11 2024 15:42:27
Статья в формате PDF 120 KB...
01 11 2024 18:43:37
Статья в формате PDF 133 KB...
31 10 2024 1:36:30
Статья в формате PDF 250 KB...
30 10 2024 16:17:11
Статья в формате PDF 101 KB...
29 10 2024 15:21:18
28 10 2024 3:53:26
Статья в формате PDF 111 KB...
27 10 2024 13:52:36
Статья в формате PDF 242 KB...
26 10 2024 10:49:51
Обучение любому иностранному языку начинается, как правило, с обучения фонетике. Каждый национальный язык имеет свою неповторимую индивидуальную фонетическую систему, которая говорящим на этом языке представляется самой удобной. Фонетическая система вьетнамского языка сильно отличается от фонетической системы русского. Для вьетнамских студентов работа по обучению произношению должна строиться с учётом особенностей вьетнамского языка. В статье были показаны всевозможные трудности в обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов, начиная с обучения звуков русской речи до интонации. Вместе с тем были предложены способы устранения ошибок при обучении фонетике русского языка вьетнамских студентов. ...
25 10 2024 1:44:11
Современный этап развития мирового и отечественного языкознания хаpaктеризуется антропоцентрической направленностью лингвистических исследований. Антропоцентризм является одним из фундаментальных свойств человеческого языка, так как взаимосвязь и взаимообусловленность языка и человека очевидна и не может вызывать никаких сомнений. «Идею антропоцентричности языка в настоящее время можно считать общепризнанной: для многих языковых построений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчета» [1, 5]. Антропоцентрический подход в изучении языка или антропоцентрическая парадигма предполагает анализ человека в языке и языка в человеке. В.А. Маслова пишет, что «…антропоцентрическая парадигма выводит на первое место человека, а язык считается конституирующий хаpaктеристикой человека, его важнейшей составляющей. Человеческий интеллект, как и сам человек, немыслим вне языка и языковой способности как способности к порождению и восприятию речи. Если бы язык не вторгался во все мыслительные процессы, если бы он не был способен создавать новые ментальные прострaнcтва, то человек не вышел бы за рамки непосредственно наблюдаемого. Текст, создаваемый человеком, отражает движении человеческой мысли, строит возможные миры, запечатлевая в себе динамику мысли и способы ее представления с помощью средств языка» [1, 8]. ...
24 10 2024 17:33:19
Статья в формате PDF 125 KB...
23 10 2024 3:39:34
Статья в формате PDF 118 KB...
22 10 2024 12:47:51
Статья в формате PDF 104 KB...
21 10 2024 0:52:43
Статья в формате PDF 102 KB...
20 10 2024 11:31:38
Статья в формате PDF 221 KB...
19 10 2024 9:31:29
Статья в формате PDF 392 KB...
18 10 2024 12:19:36
Статья в формате PDF 111 KB...
15 10 2024 20:40:58
Статья в формате PDF 139 KB...
14 10 2024 1:41:54
Изучен химический состав нетрадиционного инулинсодержащего сырья Scorzonera hispanica L. и Tragopogon porrifolius L. Получены полисахаридные концентраты и установлена их антибактериальная и гипогликемическая активности. Прогнозируется их использование в качестве лечебно-профилактических комплексов. ...
12 10 2024 12:31:24
Статья в формате PDF 124 KB...
11 10 2024 21:33:32
Приведены результаты научных исследований сохранения и улучшения экологического состояния агроландшафтов Казахстана. Проведены экспериментальные работы с учетом дифференциации зональных систем земледелия. Исследования показали, что оценка в эрозионных агроландшафтах адаптивности основной обработки богарных светло-каштановых почв на уровне мезо – и микроландшафтных условий, вспашка более эффективна в северных и восточных экспозиций склонов, где плотность пахотного слоя была в среднем за вегетацию зерновых культур в основном на 0,02–0,04 г/см3 меньше по сравнению с плоскорезной обработкой. На склонах южной и западной экспозиций наоборот плоскорезная обработка способствовала снижению уплотненности почвы, на 0,03–0,05 г/см3 и повышению ее противоэрозионной устойчивости в 1,2–1,5 раза. На склонах северной и восточной экспозиции вспашка обеспечивает более эффективную борьбу с сорняками, а плоскорезная – на южных и западных склонах более высокое и равномерное накопление снега и рациональное использование влаги. Важнейшим звеном улучшения экологии почв является оптимизация севооборотов. В статье предлагается построить севооборот по количеству оставляемого в почве органического вещества, каждым предшественником. Для совершенствования севооборотов рекомендуется сидерация, уплотненные посевы, размещение многолетних и однолетних трав, применения органических удобрений и др. ...
10 10 2024 12:38:44
Статья в формате PDF 253 KB...
09 10 2024 2:42:52
Статья в формате PDF 114 KB...
08 10 2024 2:44:41
Статья в формате PDF 120 KB...
07 10 2024 6:27:59
Статья в формате PDF 251 KB...
06 10 2024 3:27:48
Статья в формате PDF 255 KB...
05 10 2024 12:24:39
Статья в формате PDF 252 KB...
04 10 2024 17:25:54
Статья в формате PDF 130 KB...
03 10 2024 23:15:37
Статья в формате PDF 109 KB...
02 10 2024 22:45:35
Статья в формате PDF 103 KB...
01 10 2024 10:19:45
Статья в формате PDF 148 KB...
30 09 2024 19:40:58
Статья в формате PDF 100 KB...
29 09 2024 22:28:57
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::