ПРИОРИТЕТЫ МОЛОДЕЖИ ЕВРЕЙСКОЙ АВТОНОМНОЙ ОБЛАСТИ: ОБРАЗОВАНИЕ ИЛИ ТРУД
Развитие профессионального образования региона опирается в первую очередь на демографическую и социальную динамику молодежи.
Как ключевые для анализа, мы рассматриваем когорты студенческого возраста 16-19 и 20-24 лет в Еврейской автономной области. Весьма интересным является сопоставление демографической динамики молодежи и ее положения на рынке труда.
В численности когорты 16-19 лет наблюдается некоторая колебательная динамика (рис. 1). Наблюдающиеся колебания численности когорты 16-19 лет происходят в пределах 600-1000 человек и, скорее всего, связаны как с естественным демографическим движением, так и с влиянием других факторов. Данная когорта включает призывников и абитуриентов, т.е. контингент, легко мигрирующий в область или из области.
В когорте 20-24 лет наблюдается рост численности, который обусловлен высокой рождаемостью в начале 1980-х годов.
Рис. 1. Динамика численности когорт студенческого возраста в ЕАО
Динамика численности когорт описана демографической моделью Лесли. Общая демографическая тенденция для указанных когорт - медленное падение численности (рис. 2).
В краткосрочный период будет сохраняться тенденция к снижению численности молодых людей. Данная тенденция является нeблагоприятной как для образовательных учреждений, так и для всей области в целом. Роль указанных возрастных когорт на рынке труда так же будет меняться.
Рис. 2. Фактическая и модельная динамика когорт студенческого возраста
В распределении численности занятых по когортам 16-19 и 20-24 лет за 2000-2006 гг. наблюдается нелинейная динамика (рис. 3). Изменение тенденции в динамики численности занятой молодежи студенческого возраста связано, с тем, что в 2002-2003 году предпочтение работодателей было отдано работникам, имеющим высшее образование, что могло послужить стимулом в получении высшего образования.
Численность занятых указанных возрастов на протяжении последних лет неуклонно сокращается (рис. 3).
Рис. 3. Численность занятых по когортам студенческого возраста
При расчете отношения численности занятых в каждой когорте и численности самой когорты мы видим устойчивую тенденцию к снижению доли занятых от общей численности данной возрастной группы (рис. 4). То есть, наряду с прямым снижением занятых данного возраста, наблюдается параллельный процесс - снижение доли занятых внутри когорты. С одной стороны - это тенденция сокращения доли молодежи студенческого возраста на рынке труда, что значительно затруднит воспроизводство специалистов, преимущественно рабочих специальностей. С другой - ситуация свидетельствует, что в среде молодежи растет престижность образования.
Рис. 4. Динамика доли занятых в когортах студенческого возраста
Для анализа доли занятых использована модель Ферхюльста. Результаты указывают на то, что до 2010 г. при сохранении тенденций может произойти падение численности занятых в когорте 16-19 лет пpaктически до 0. В когорте 20-24 лет численность занятых достигнет примерно 4 тыс. чел., при 9,8 тыс. чел. в 2002 г. (рис. 5). Можно с большой долей уверенности утверждать, что молодежь студенческого возраста в краткосрочной перспективе будет весьма незначительно представлена на рынке труда.
Рис. 5. Фактическая и модельная динамика численности занятых когорт студенческого возраста
Настораживающим для образовательных учреждений является тот факт, что к 2010 г. будет исчерпан внутренний резерв молодежи 16-19 лет, после чего рост количества абитуриентов за счет данной возрастной группы станет пpaктически невозможным. Если не активизировать работу по привлечению абитуриентов из-за пределов области, в том числе и старших возрастов, образовательные учреждения могут столкнуться с проблемой нехватки студентов.
Корреляция показывает, что динамика численности занятых в когорте 16-19 лет и 20-24 лет тесно связаны между собой (коэффициент корреляции 0,93). Следовательно, тенденции для обеих когорт являются схожими.
Была выявлена закономерность взаимоотношений возрастных групп 16-25 лет и 50-59 лет выразившихся в существовании тесной обратной связи между численностью занятых в указанных когортах. Скорее всего, работодатель воспринимает их как «равнонепривлекательные». Зависимость выражается в том, что снижение численности молодежи компенсируется увеличением численности работников предпенсионного возраста.
Проведенное исследование позволяет сделать несколько основных выводов, существенных для профессионального образования ЕАО: во-первых, демографическая хаpaктеристика молодежи выражается в стойкой краткосрочной тенденции к снижению их численности; во-вторых, у молодежи начинает преобладать направленность на получение образования, преимущественно высшего; в-третьих, на рынке труда области в ближайшей перспективе значительно сократится доля молодых работников; в-четвертых, мы предполагаем, что в ближайшей перспективе образовательные учреждения могут столкнуться с весьма серьезной проблемой недобора абитуриентов.
Исследование поддержано грантом РФФИ № 08-01-98505-р.
Статья в формате PDF 111 KB...
26 04 2024 1:11:47
Статья в формате PDF 111 KB...
25 04 2024 19:46:47
Статья в формате PDF 250 KB...
24 04 2024 11:17:55
Статья в формате PDF 204 KB...
23 04 2024 21:56:39
Статья в формате PDF 297 KB...
22 04 2024 9:14:26
Статья в формате PDF 299 KB...
21 04 2024 5:24:11
Рассматриваются особенности реализации методов развития критического мышления при изучении физики в средней школе. ...
20 04 2024 21:45:28
Статья в формате PDF 186 KB...
19 04 2024 22:53:33
Статья в формате PDF 329 KB...
18 04 2024 7:26:21
Статья в формате PDF 124 KB...
17 04 2024 21:30:12
Статья в формате PDF 158 KB...
16 04 2024 10:30:44
Развитие интеллекта учащихся происходит эффективно, если усвоение знаний, приобретение умений и навыков из цели образования превращается в средство развития способностей. Для этого надо переосмыслить содержание образования, сконструировать и внедрить эффективные педагогические технологии, позволяющие эффективно решить поставленные задачи. "Химия для математиков" – технология интеграции естественно-математических знаний на разных уровнях. Методика проведения интегрированных уроков "химия – информатика" разработана и успешно применяется в физико-техническом лицее № 1 г. Саратова. ...
15 04 2024 23:27:15
Статья в формате PDF 115 KB...
14 04 2024 12:31:49
Статья в формате PDF 104 KB...
13 04 2024 4:29:54
Статья в формате PDF 107 KB...
12 04 2024 8:53:16
По результатам измерений ширины годичных слоев на рабочей части керна и определения радиального роста дерева, и последующей идентификации по ним статистической закономерности, выполняют прогнозирование на ретроспективу на число лет с начала рабочей зоны керна до момента начала жизни измеряемого учетного дерева. ...
11 04 2024 11:17:30
Статья в формате PDF 284 KB...
10 04 2024 19:56:36
09 04 2024 0:36:23
Статья в формате PDF 131 KB...
08 04 2024 3:26:40
Статья в формате PDF 134 KB...
07 04 2024 19:56:52
Статья в формате PDF 112 KB...
05 04 2024 8:27:23
Статья в формате PDF 124 KB...
03 04 2024 18:39:53
Статья в формате PDF 161 KB...
02 04 2024 22:26:56
Статья в формате PDF 162 KB...
31 03 2024 1:54:44
29 03 2024 2:38:23
Статья в формате PDF 100 KB...
28 03 2024 8:39:15
Статья в формате PDF 100 KB...
27 03 2024 10:33:22
Статья в формате PDF 130 KB...
26 03 2024 13:46:41
Статья в формате PDF 117 KB...
24 03 2024 3:14:49
В статье отражен анализ работы котельного агрегата ТП-13/В, работающего на смеси природного и доменного газов, выявлены основные недостатки его работы. Также предложены мероприятия, позволяющие повысить эффективность котельного агрегата и решить некоторые проблемы, связанные с его работой. Рассмотрена целесообразность внесения предложенных изменений. ...
23 03 2024 23:45:31
Статья в формате PDF 120 KB...
22 03 2024 12:13:26
Статья в формате PDF 267 KB...
18 03 2024 12:49:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::