САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА И РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА И РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ

САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА И РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Ларичева В.В. Статья в формате PDF 131 KB

Участие России в Болонском процессе требует дальнейшей демократизации системы образования, что напрямую связано с совершенствованием воспитания, определением его стратегии. Интеграция в мировое образовательное прострaнcтво ставит перед нашим обществом немало проблем. В частности, отметим, что само понятие «воспитание» хаpaктерно, в основном, для отечественной педагогики и пpaктики. Если мы хотим сохранить свою самобытность, значит надо понять (и в соответствии с этим  пониманием действовать), как важно и ценно сохранить российские традиции и накопленный опыт высшей школы, в частности, в формировании, развитии личности студента.[2, с. 44].

Деятельность педагога должна быть чётко спланирована, в центре его работы должна быть личность ребёнка и благоприятные условия для её формирования и саморазвития. В этом учителю поможет личностно - профессиональное саморазвитие. Это саморазвитие можно рассматривать как активное качественное преобразование им своего внутреннего мира, способствующего его творческой самореализации в профессии. Только ярко выраженная способность учителя  к активному преобразованию внутренних и внешних мотивов своей деятельности даёт возможность рассматривать их как предпосылку к личностному и профессиональному саморазвитию, Действующей силой этого саморазвития может быть стремление к раскрытию своего творческого потенциала, к поиску новых возможностей самореализации, к осознанию своих возможных талантов[3, 66].

Развитие личности  так же осуществляется в коллективе, поэтому педагогическая проблема развития коллектива детей младшего школьного возраста нуждается в постоянном внимании. Следует помнить, что без самоуправления коллектива невозможно подлинное развитие личности в нем. Поэтому в качестве примера мы рассматриваем роль коллектива  в процессе самоуправления.

Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей [4, 206].

Среди множества организационно- педагогических проблем, которые приходиться решать в современной школе, проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест. Педагог должен быть включен во взаимоотношения в детском коллективе, выстраивать профессиональное общение с воспитанниками, прививая гуманистически ориентированные ценности. Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких- либо точек зрения формируют общественное мнение, которое является не только хаpaктеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогического взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и лично значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания. Назначение метода общественного мнения состоит  в стимулировании всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций. Однако в пpaктике еще приходиться видеть проявление эгоизма и индивидуализма, безответственности у школьников. Нередки случаи, когда учащиеся начальных классов неохотно делятся друг с другом учебными принадлежностями, недоброжелательно относятся к своим сверстникам, проявляют черствость, равнодушие к тем, кто пропускает уроки по болезни, не радуются успехам товарищей [6, 4].

Эффективными условиями создания психологического климата в ученическом коллективе являются благоприятные взаимоотношения между члeнами группы. Проблема формирования ученического коллектива актуальна в современное время и требует глубокого серьёзного изучения. Целенаправленная организация психологического климата в ученическом коллективе заключается в изменении хаpaктера взаимосвязи официальной и неофициальной структуры на различных стадиях развития коллектива. Очень важно взаимодействие официальной и неофициальной систем взаимоотношений школьников на различных этапах развития классного коллектива. Без знания неофициальной системы взаимоотношений в группе педагог не может управлять развитием коллектива. Анализируя психологический климат ученического коллектива, необходимо знать: каковы взаимоотношения между группировками; есть ли в классе группировки настроенные против педагогических требований; что представляют собой члeны официально действующего актива; является ли актив реальным активом, т.е. определяющим нормы; и каково положение каждого ребенка в коллективе.

Педагог должен учитывать все эти аспекты в своей работе с ученическими коллективами, т.к. каждый из них является довольно важным для развития положительного психологического климата. По мнению педагога Н.П. Аникеевой, все группы занимают свое, особое место в коллективе по двум иерархиям: 1. Иерархия групп по авторитетности. Авторитетные группы определяют коллективные; 2.  Иерархия группировок по ценностям и интересам [1, 204].

Задача педагога - добиться совпадения этих видов иерархии, что бы группировки с наиболее высокими ценностями стали самые авторитетные в группе.

На каждом этапе развития коллектива учителю необходимо видеть не только, кем предъявляется требования, но и как изменяется отношение ребят к деятельности,  какую роль играет самоуправление в коллективе; какие происходят изменения в мотивах деятельности и поведения каждого из члeнов детского коллектива; какие коррективы можно внести, в  зависимости от профессиональных знаний и умений учителя начальных классов.

На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. В своей классификации А.Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное заинтересовать детей в современной деятельности [5, 73].

Второй этап хаpaктеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции.

На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члeны коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети - сотрудники в общем, деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность. Это - «алый парус», который символизирует сбывшуюся мечту и ощущение радости. В классификации - аналогии есть еще один образ: такой коллектив - «горящий факел», поскольку становится примером для других.

Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких границ между стадиями его развития.

Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его члeнами и воспринимаются ими как свои личные.

Коллективизм-это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами; организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.

Зная, что важнейшим методом организации коллективной деятельности являются самоуправление, мы определили виды деятельности через поручения: участие детей в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; творческие дежурства по классу, организация творческих перемен. Поэтому для реализации целей было сформировано 6 групп. Каждый ученик вошел в состав той или иной группы (по 3 - 4 человека в каждой).

Основу обучения классному самоуправлению, в нашем исследовании, составляла игра-путешествие «Веселый поезд», представляющая собой комплексную программу организации деятельности младших школьников и способствующую развитию личности каждого из них. В путешествие ученики отправлялись в вагончиках.  Пассажиры выбирали и выполняли в течение месяца одно из шести чередующихся коллективных поручений.

Каждая группа детей получила свое название: разведчики, затейники, юнкоры, почтальоны, мудрейшие и спасатели. Активно, творчески и добросовестно выполнять поручения помогают путешественникам советы - подсказки, изложенные в специально разработанных памятках для младших школьников.

После этого мы начали наблюдать, как ведут себя ребята в разных ситуациях, собираются ли по группам после школы. План наблюдений включал  фиксирование взаимодействий между детьми: как они договариваются между собой, часто ли ссорятся, как выполняют общие дела, в чем и почему, помогают ли друг другу, организованы или нет. Принималось во внимание  то, как дети ведут себя, выполняя коллективно по группам традиционные поручения, как проявляют себя на часе общения, когда отчитывались в порученных делах.

Во время путешествия  пассажиры «Веселого поезда» участвовали в различных состязаниях познавательно-творческого хаpaктера, коллективно выполняли одно из нескольких предлагаемых заданий,  (оно указывалось в красочно оформленном билете для каждого вагончика). После мecячного пребывания в пути поезд делает остановку, предназначенную для анализа и проведения итогов работы всей комaнды вагончика и каждого пассажира. «Что получилось? Что не удалось? Что следует учесть и сделать в будущем?» - на эти вопросы шел индивидуальный и коллективный поиск ответов. Решалось всем классом, кто был лучшим. Во время остановки в пассажирском составе происходила смена коллективных поручений. Ход и результаты игры-путешествия отражались в классном уроке. Полезность и значимость усилий каждого ребенка  и класса в целом становились очевидным при осмотре изготовленного макета поезда. На стенки вагончиков были прикреплены кармашки для заданий, а в окошках - кармашки для фотографий пассажиров. На «Экране настроения» рядом с фамилиями учеников помещают билеты выполненных заданий. Участники путешествия, набравшие семь билетов, получали возможность сложить картинку «Вид трaнcпорта». Самые активные ученики по итогам года награждались медалями: «Лучший разведчик», «Лучший спасатель», «Лучший мудрейший», «Лучший юнкор», «Лучший затейник», «Лучший почтальон».

В конце месяца дети рассказывали о своих впечатлениях, о том, что у них получалось, а что нет. Таким образом, проведенные нами воспитательные мероприятия, позволили вызвать у детей желание действовать совместно, сообща. Каждого члeна коллектива отличала высокая личная ответственность за результат совместной деятельности.

К концу исследования нами было замечено, что дети в группах стали больше дружить и общаться друг с другом. Они научились быстро договариваться, стали реже ссориться,  дружно стали выполнять общее поручение; видели, кому нужна помощь; помогали друг другу. Во время обсуждения у них стали  реже происходить разногласия, быстро формировалось общее мнение по обсуждаемому вопросу. Следовательно, мы можем говорить о саморазвитии педагога в процессе  применения воспитательных мероприятий, которые повышают развитие  коллектива через ученическое самоуправление. Сравнение результатов   показало, что в экспериментальном классе уровень  развития коллектива  младших школьников повысился в целом, а в контрольном классе это повышение было незначительным. Для большего повышения этого уровня требуется  дальнейшая работа над развитием коллектива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
  2. Дармодехина В.Н. Совершенствование системы воспитательной работы в вузе //Вестник московского городского педагогического университета.  - 2006. - №4. - С. 44-45
  3. Ларичева, В.В. Некоторые аспекты личностно-профессионального саморазвития учителя [Текст] / В.В. Ларичева // Педагогическая наука и образование. Под ред. д.п.н. профессора П.Н. Пасюкова. - Челябинск: издательский центр УралГУФК, 2007. - 155 с.
  4. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 261 с.
  5. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 115 с.

Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», Черногория (Бечичи), 9-16 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 24.08.2008 г.



ПРОКОПЬЕВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ

ПРОКОПЬЕВ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ Статья в формате PDF 312 KB...

08 10 2024 17:42:54

Дискриминация, как средство моделирования трудоохранных метроприятий

Дискриминация, как средство моделирования трудоохранных метроприятий В работе рассматриваются приемы дискриминации признаков производственных травм с использованием модуля «Дискриминантный анализ» статистического софта «Statistica» v.6. Отражена простота анализа и получения выводов. Рекомендации могут быть реализованы специалистами, чей математический багаж не превышает базиса средней общеобразовательной школы. ...

07 10 2024 10:30:19

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ

РОБАСТНАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ ДИСКРЕТНОИМПУЛЬСНЫХ СИСТЕМ Статья в формате PDF 126 KB...

05 10 2024 14:36:35

ОСНОВЫ ГРАВИТАЦИИ (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ)

ОСНОВЫ ГРАВИТАЦИИ (КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ) Статья в формате PDF 98 KB...

04 10 2024 1:52:29

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЛАГЕНА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ

МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ КОЛЛАГЕНА В НОРМЕ И ПРИ ПАТОЛОГИИ В обзоре представлены результаты научных исследований по изучению морфо-функциональной динамики коллагена при течении как физиохогических, так и патологических процессов в организме. Показано активное участие коллагена в течении заболеваний весьма отличных по патогенетическим механизмам формирования. Следует отметить, что в последние годы наблюдается повышенный интерес к изучению биохимических параметров обмена коллагена при различных заболеваниях и, как свидетельствуют результаты исследований, их динамика в большинстве своем является отражением тяжести патологического процесса в различных физиологических системах. ...

23 09 2024 2:32:18

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ

ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РИТМА СЕРДЦА У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ В ПОКОЕ И ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ НАГРУЗКАХ Цели исследования: определить нормальную динамику показателей вариабельности ритма сердца в ответ на физиологическую нагрузку у мужчин и женщин. Дать клинико-физиологическую оценку показателей. Материалы и методы. Нами было обследованы 48 здоровых пациентов, из них 32 – мужчины, 16 – женщины. Средний возраст 46 (± 3,6) года. Исследование проводилось на комплексе суточного мониторирования ЭКГ «ДНК» с программой вариабельности сердечного ритма при проведении лестничных проб. Определяли: ЧСС ночью и на нагрузке, депрессию ST, параметры ОНЧ, НЧ, ВЧ, НЧ/ВЧ – как в покое, так и на нагрузке, SDNN и pNN50 за сутки. Результаты. Обнаружено, что на нагрузках значительно повышается мощность ОНЧ (на 80,4%, t – 2,6) и синнергично снижается мощность НЧ (на 72%, t – 1,7) и ВЧ (на 65%, t – 1,6). Пoлoвых различий не выявлено (t – 0,8). Заключение: показатель «ОНЧ» отражает реализацию синусовым узлом симпатических влияний. «ВЧ» отражают активность парасимпатической нервной системы (что соответствует литературным данным). Показатель «Низкие Частоты» не может служить маркером активности симпатической системы (как предлагается в литературе), а скорее отвечает за реализацию вагуса или иной тормозящей структуры. НЧ/ВЧ не может служить показателем вегетативного баланса. ...

22 09 2024 19:36:36

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ)

ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕРРИТОРИИ ПРИРОДНОГО ПАРКА «НУМТО» (ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ) В статье дана комплексная хаpaктеристика природных условий территории природного парка «Нумто»: приводятся сведения по геоморфологии, климату, гидрографии, растительному покрову, фауне уникального участка водно-болотных угодий на стыке подзон северной и средней тайги Западной Сибири. ...

20 09 2024 21:39:39

СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ

СЛЕНГ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ Статья в формате PDF 293 KB...

15 09 2024 16:35:33

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ CAD/САМ СИСТЕМЫ

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ CAD/САМ СИСТЕМЫ Статья в формате PDF 378 KB...

10 09 2024 20:10:55

ВЛИЯНИЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА

ВЛИЯНИЕ ГЕЛИОГЕОФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА БИОРИТМЫ ЧЕЛОВЕКА В настоящее время, только глухой не услышит рассуждений о влияние магнитных бурь на здоровье человека, но и он найдет массу публикаций на эту тему. И все они, за исключением чисто научных сообщений, негативно оценивают воздействие магнитной бури на организм человека. Так ли это? Земля, как планета и человек, проживающий, на ней являются, участниками вселенской карусели с парадными построениями планет, определяющими процессы на небезразличной для нас звезде под названием Солнце. Миллионы лет до нашей планеты и тысячи лет до нас доходит информация из Вселенной, которую мы не можем понять силой своего разума. Астрологи древних цивилизаций смогли определить строгую последовательность движения планет и зависимых от этого изменений на Земле. Так видимо родилось наше представление о времени, цикличность которого не могла быть не замечена. Цикличность Космических событий можно выделить как первооснову Земной жизни. И в этой жизни циклы активности Солнца занимают особое место. Хорошо известно, что в основе многих восточных религий лежит двенадцатилетний событийный цикл. Не трудно предположить, что такая периодичность могла быть определена одиннадцатилетним циклом Солнечной активности (одиннадцать лет – это усредненное значение за сотни лет измерений, при разбросе от 7 до 17 лет). С такой периодичностью связано множество процессов на Земле: извержение вулканов, наводнения, техногенные катастрофы, изменения социально-политических формаций, уровня cмepтности и рождаемости, динамики инфекционных заболеваний, урожайности и многие другие. Не трудно предположить, что одиннадцатилетние циклы Солнечной активности наиболее значимы для жизни человека, длительность которой ограничена 6-9 циклами. ...

09 09 2024 8:13:50

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПАРАЛЛЕЛЬНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ Статья в формате PDF 253 KB...

04 09 2024 4:14:53

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::