САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА И РОЛЬ КОЛЛЕКТИВА В ПРОЦЕССЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ

Участие России в Болонском процессе требует дальнейшей демократизации системы образования, что напрямую связано с совершенствованием воспитания, определением его стратегии. Интеграция в мировое образовательное прострaнcтво ставит перед нашим обществом немало проблем. В частности, отметим, что само понятие «воспитание» хаpaктерно, в основном, для отечественной педагогики и пpaктики. Если мы хотим сохранить свою самобытность, значит надо понять (и в соответствии с этим пониманием действовать), как важно и ценно сохранить российские традиции и накопленный опыт высшей школы, в частности, в формировании, развитии личности студента.[2, с. 44].
Деятельность педагога должна быть чётко спланирована, в центре его работы должна быть личность ребёнка и благоприятные условия для её формирования и саморазвития. В этом учителю поможет личностно - профессиональное саморазвитие. Это саморазвитие можно рассматривать как активное качественное преобразование им своего внутреннего мира, способствующего его творческой самореализации в профессии. Только ярко выраженная способность учителя к активному преобразованию внутренних и внешних мотивов своей деятельности даёт возможность рассматривать их как предпосылку к личностному и профессиональному саморазвитию, Действующей силой этого саморазвития может быть стремление к раскрытию своего творческого потенциала, к поиску новых возможностей самореализации, к осознанию своих возможных талантов[3, 66].
Развитие личности так же осуществляется в коллективе, поэтому педагогическая проблема развития коллектива детей младшего школьного возраста нуждается в постоянном внимании. Следует помнить, что без самоуправления коллектива невозможно подлинное развитие личности в нем. Поэтому в качестве примера мы рассматриваем роль коллектива в процессе самоуправления.
Ученическое самоуправление - форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей [4, 206].
Среди множества организационно- педагогических проблем, которые приходиться решать в современной школе, проблема организации классного коллектива занимает одно из ведущих мест. Педагог должен быть включен во взаимоотношения в детском коллективе, выстраивать профессиональное общение с воспитанниками, прививая гуманистически ориентированные ценности. Одобрение или осуждение, поддержка или отклонение коллективом каких- либо точек зрения формируют общественное мнение, которое является не только хаpaктеристикой коллектива, но и используется как один из методов педагогического взаимодействия. Метод общественного мнения заключается в привлечении воспитанников к разработке и предъявлению друг к другу социально и нравственно ценных требований, постановке и реализации общественно и лично значимых перспектив, оказывает решающее влияние на действенность поощрения и наказания. Назначение метода общественного мнения состоит в стимулировании всего положительного в жизни коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций. Однако в пpaктике еще приходиться видеть проявление эгоизма и индивидуализма, безответственности у школьников. Нередки случаи, когда учащиеся начальных классов неохотно делятся друг с другом учебными принадлежностями, недоброжелательно относятся к своим сверстникам, проявляют черствость, равнодушие к тем, кто пропускает уроки по болезни, не радуются успехам товарищей [6, 4].
Эффективными условиями создания психологического климата в ученическом коллективе являются благоприятные взаимоотношения между члeнами группы. Проблема формирования ученического коллектива актуальна в современное время и требует глубокого серьёзного изучения. Целенаправленная организация психологического климата в ученическом коллективе заключается в изменении хаpaктера взаимосвязи официальной и неофициальной структуры на различных стадиях развития коллектива. Очень важно взаимодействие официальной и неофициальной систем взаимоотношений школьников на различных этапах развития классного коллектива. Без знания неофициальной системы взаимоотношений в группе педагог не может управлять развитием коллектива. Анализируя психологический климат ученического коллектива, необходимо знать: каковы взаимоотношения между группировками; есть ли в классе группировки настроенные против педагогических требований; что представляют собой члeны официально действующего актива; является ли актив реальным активом, т.е. определяющим нормы; и каково положение каждого ребенка в коллективе.
Педагог должен учитывать все эти аспекты в своей работе с ученическими коллективами, т.к. каждый из них является довольно важным для развития положительного психологического климата. По мнению педагога Н.П. Аникеевой, все группы занимают свое, особое место в коллективе по двум иерархиям: 1. Иерархия групп по авторитетности. Авторитетные группы определяют коллективные; 2. Иерархия группировок по ценностям и интересам [1, 204].
Задача педагога - добиться совпадения этих видов иерархии, что бы группировки с наиболее высокими ценностями стали самые авторитетные в группе.
На каждом этапе развития коллектива учителю необходимо видеть не только, кем предъявляется требования, но и как изменяется отношение ребят к деятельности, какую роль играет самоуправление в коллективе; какие происходят изменения в мотивах деятельности и поведения каждого из члeнов детского коллектива; какие коррективы можно внести, в зависимости от профессиональных знаний и умений учителя начальных классов.
На первом этапе педагог имеет дело с формальным объединением детей. В своей классификации А.Н. Лутошкин сравнил такой коллектив с песчаной россыпью. Ведь, как и песчинки в горсти, детей еще ничто не объединяет. Педагог должен взять на себя организационную функцию, предъявить требования, задать правила и нормы взаимоотношений, и самое главное заинтересовать детей в современной деятельности [5, 73].
Второй этап хаpaктеризуется тем, что актив берет на себя часть организаторских функций. Он похож на «мерцающий маяк», а педагог, как смотритель маяка, должен позаботиться о нем, т.е. взять на себя организаторскую, коммуникативную и коррекционную функции.
На третьем этапе достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства, все члeны коллектива проявляют взаимную требовательность, заинтересованность в совместной деятельности, переживают за успехи и неудачи коллектива. И взрослые, и дети - сотрудники в общем, деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются, создаются условия для самореализации личности. Коллектив успешно осуществляет свою деятельность. Это - «алый парус», который символизирует сбывшуюся мечту и ощущение радости. В классификации - аналогии есть еще один образ: такой коллектив - «горящий факел», поскольку становится примером для других.
Процесс развития коллектива очень сложен, и в реальной жизни чаще всего нельзя увидеть резких границ между стадиями его развития.
Детский коллектив - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его члeнами и воспринимаются ими как свои личные.
Коллективизм-это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в школьном коллективе достигается различными путями и средствами; организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, общественной работе; совместным участием школьников в культурно-массовых и спортивных мероприятиях; постановкой перед учащимися перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении; активизацией работы детских и юношеских общественных организаций.
Зная, что важнейшим методом организации коллективной деятельности являются самоуправление, мы определили виды деятельности через поручения: участие детей в планировании, разработке, проведении и анализе ключевых дел коллектива; выполнение коллективных, групповых и индивидуальных поручений; творческие дежурства по классу, организация творческих перемен. Поэтому для реализации целей было сформировано 6 групп. Каждый ученик вошел в состав той или иной группы (по 3 - 4 человека в каждой).
Основу обучения классному самоуправлению, в нашем исследовании, составляла игра-путешествие «Веселый поезд», представляющая собой комплексную программу организации деятельности младших школьников и способствующую развитию личности каждого из них. В путешествие ученики отправлялись в вагончиках. Пассажиры выбирали и выполняли в течение месяца одно из шести чередующихся коллективных поручений.
Каждая группа детей получила свое название: разведчики, затейники, юнкоры, почтальоны, мудрейшие и спасатели. Активно, творчески и добросовестно выполнять поручения помогают путешественникам советы - подсказки, изложенные в специально разработанных памятках для младших школьников.
После этого мы начали наблюдать, как ведут себя ребята в разных ситуациях, собираются ли по группам после школы. План наблюдений включал фиксирование взаимодействий между детьми: как они договариваются между собой, часто ли ссорятся, как выполняют общие дела, в чем и почему, помогают ли друг другу, организованы или нет. Принималось во внимание то, как дети ведут себя, выполняя коллективно по группам традиционные поручения, как проявляют себя на часе общения, когда отчитывались в порученных делах.
Во время путешествия пассажиры «Веселого поезда» участвовали в различных состязаниях познавательно-творческого хаpaктера, коллективно выполняли одно из нескольких предлагаемых заданий, (оно указывалось в красочно оформленном билете для каждого вагончика). После мecячного пребывания в пути поезд делает остановку, предназначенную для анализа и проведения итогов работы всей комaнды вагончика и каждого пассажира. «Что получилось? Что не удалось? Что следует учесть и сделать в будущем?» - на эти вопросы шел индивидуальный и коллективный поиск ответов. Решалось всем классом, кто был лучшим. Во время остановки в пассажирском составе происходила смена коллективных поручений. Ход и результаты игры-путешествия отражались в классном уроке. Полезность и значимость усилий каждого ребенка и класса в целом становились очевидным при осмотре изготовленного макета поезда. На стенки вагончиков были прикреплены кармашки для заданий, а в окошках - кармашки для фотографий пассажиров. На «Экране настроения» рядом с фамилиями учеников помещают билеты выполненных заданий. Участники путешествия, набравшие семь билетов, получали возможность сложить картинку «Вид трaнcпорта». Самые активные ученики по итогам года награждались медалями: «Лучший разведчик», «Лучший спасатель», «Лучший мудрейший», «Лучший юнкор», «Лучший затейник», «Лучший почтальон».
В конце месяца дети рассказывали о своих впечатлениях, о том, что у них получалось, а что нет. Таким образом, проведенные нами воспитательные мероприятия, позволили вызвать у детей желание действовать совместно, сообща. Каждого члeна коллектива отличала высокая личная ответственность за результат совместной деятельности.
К концу исследования нами было замечено, что дети в группах стали больше дружить и общаться друг с другом. Они научились быстро договариваться, стали реже ссориться, дружно стали выполнять общее поручение; видели, кому нужна помощь; помогали друг другу. Во время обсуждения у них стали реже происходить разногласия, быстро формировалось общее мнение по обсуждаемому вопросу. Следовательно, мы можем говорить о саморазвитии педагога в процессе применения воспитательных мероприятий, которые повышают развитие коллектива через ученическое самоуправление. Сравнение результатов показало, что в экспериментальном классе уровень развития коллектива младших школьников повысился в целом, а в контрольном классе это повышение было незначительным. Для большего повышения этого уровня требуется дальнейшая работа над развитием коллектива.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н.П. Аникеева - М.: Просвещение, 1989. - 254 с.
- Дармодехина В.Н. Совершенствование системы воспитательной работы в вузе //Вестник московского городского педагогического университета. - 2006. - №4. - С. 44-45
- Ларичева, В.В. Некоторые аспекты личностно-профессионального саморазвития учителя [Текст] / В.В. Ларичева // Педагогическая наука и образование. Под ред. д.п.н. профессора П.Н. Пасюкова. - Челябинск: издательский центр УралГУФК, 2007. - 155 с.
- Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 261 с.
- Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 115 с.
Работа представлена на международную научную конференцию «Проблемы и опыт реализации болонских соглашений», Черногория (Бечичи), 9-16 сентября 2008 г. Поступила в редакцию 24.08.2008 г.
Статья в формате PDF
143 KB...
15 11 2025 13:25:34
Статья в формате PDF
207 KB...
14 11 2025 12:44:31
Статья в формате PDF
113 KB...
13 11 2025 4:48:22
Статья в формате PDF
190 KB...
12 11 2025 19:56:29
Статья в формате PDF
108 KB...
11 11 2025 19:55:30
10 11 2025 13:45:39
Статья в формате PDF
114 KB...
09 11 2025 13:41:38
Статья в формате PDF
126 KB...
08 11 2025 20:59:56
Статья в формате PDF
251 KB...
07 11 2025 14:52:20
Статья в формате PDF
254 KB...
06 11 2025 2:20:49
Статья в формате PDF
298 KB...
05 11 2025 8:31:21
Статья в формате PDF
234 KB...
04 11 2025 0:26:17
Статья в формате PDF
110 KB...
02 11 2025 16:13:16
Статья в формате PDF
215 KB...
01 11 2025 20:45:35
Статья в формате PDF
144 KB...
31 10 2025 8:41:44
Статья в формате PDF
149 KB...
30 10 2025 10:59:18
Статья в формате PDF
136 KB...
29 10 2025 22:52:57
Статья в формате PDF
309 KB...
28 10 2025 13:11:16
Методом Н+ЯМР-релаксации изучены межмолекулярные взаимодействия в гелях крахмала в молочной среде. Установлены зависимости скоростей поперечной и продольной релаксаций протонов от концентрации крахмала для водных и молочных систем. Казеин синергетически влияет на гелеобразующую способность крахмала, который иммобилизует воду в молочной среде более активно, чем в водной. На основании исследований температурной зависимости поперечной релаксации доказано образование комплексного геля, представляющего собой сетку из спиральных молекул крахмала, в ячейки которой включены мицеллы и субмицеллы казеина.
...
26 10 2025 9:48:18
25 10 2025 13:59:51
Статья в формате PDF
123 KB...
24 10 2025 4:46:18
Статья в формате PDF
102 KB...
23 10 2025 9:24:43
Статья в формате PDF
110 KB...
21 10 2025 6:42:25
Статья в формате PDF
122 KB...
19 10 2025 8:27:55
Статья в формате PDF
116 KB...
18 10 2025 20:51:29
Статья в формате PDF
125 KB...
16 10 2025 18:24:47
Статья в формате PDF
153 KB...
15 10 2025 6:25:19
Статья в формате PDF
120 KB...
14 10 2025 0:47:33
Статья в формате PDF
182 KB...
13 10 2025 21:31:43
Статья в формате PDF
206 KB...
12 10 2025 19:11:25
Статья в формате PDF
132 KB...
11 10 2025 0:24:39
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::