ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Исаева О.В. Статья в формате PDF 147 KB Наука и основанные на ней высокие технологии стали основным фактором в трaнcформации экономических и политических отношений. Ведущие страны мира превращаются в информационные общества, т.е. общества, основанные на знаниях. Задачей высшего профессионального образования на современном этапе является воспитание конкурентоспособной, саморазвивающейся и самореализующейся личности, обладающей инновационным стилем мышления и деятельности. Современного студента технического университета хаpaктеризует активное, положительное отношение к своей профессии, к технике. Конкурентоспособную личность отличает трудолюбие, самостоятельность, готовность преодолевать трудности на пути к достижению цели.

Современный этап развития науки и техники предъявляет новые требования к подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области естественных и технических наук. Решение этой задачи не возможно без повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. Решение физических задач в учебном процессе занимает очень важное место, так как является одной из наиболее эффективных форм углубленного изучения и закрепления теоретического материала и развития мышления. Проблемное обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач.

К творческой, проблемной задаче относится, согласно Разумовскому В.Г., «задача, в которой сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые и косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи»[1]. Отсутствие в задаче таких данных, которые являются прямой или косвенной подсказкой идеи решения, делают задачу творческой, т.е. превращают ее в проблему. Творческий компонент еще более возрастает, если конкретные данные в задаче отсутствуют.

Инициатор проблемного обучения физике Малафеев Р.И. дает понятие учебной проблеме как «задачи, вызывающей у ученика познавательное затруднение, разрешение которого не может быть достигнуто по известному ученику образцу (схеме, алгоритму), требующую от него самостоятельного нестандартного мышления и разрешения, которое дает ему новое знание обобщающего хаpaктера (новую закономерность), новый способ действия, выявление общих условий, при которых действует какая-либо закономерность»[2].

Творческие задачи можно условно разделить на задачи исследовательского и конструкторского типа (в определенной степени это деление условно). В настоящее время необходимо обратить особое внимание на задачи-исследования. Таких задач пока осень мало в стабильных задачниках. Исключением является «Сборник качественных вопросов и задач по общей физике». Авторы: Бабаджан Е.М., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. [3]. Роль теоретических научных исследований в развитии науки и техники непрерывно и быстро возрастает, что должно учитываться методикой физики. В частности, это должно найти отражение в увеличении числа задач - исследований в учебном процессе по физике. Исследования могут быть качественными или требующими применения математического аппарата.

В условиях проблемного обучения значение имеет не только проблемная задача, но и искусная постановка преподавателем вопросов. Вопросы должны побуждать учащихся: 1) воспроизвести по памяти известную им информацию, 2) к действию репродуктивного хаpaктера, 3) стимулировать творческое, ассоциативное мышление, в результате которого учащиеся открывают, приобретают новое знание, умение.

На пpaктических занятиях не возможно в полной мере учитывать индивидуальные особенности учащихся, поэтому необходимо использовать домашние проблемные задания. При этом надлежащий развивающий эффект проблемные задания дают лишь в том случае, если они используются регулярно. Опыт показывает, что в данном случае важно соблюдать меру, правильно дозировать задания. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцированно работать с ними, поскольку различие творческих способностей необычайно велики.

В условиях проблемного обучения одной из приоритетных задач преподавателя является развитие методологической культуры учащегося в решении творческих задач. Только работа на высоком уровне трудности решения нестандартных задач обеспечивает ускоренное умственное развитие будущего специалиста, развивает интуицию, способность к прогнозированию, принятию оригинальных решений. Но при выполнении обязательных условий: любое творческое задание должно быть интересным и посильным для учащегося. В этом случае творческое задание воодушевляет, дает возможность наиболее полного самовыражения. В условиях проблемного обучения происходит активное овладение студентами теми приемами и способами, которые наиболее хаpaктерны для любой творческой личности, что приводит к активизации позиций учащихся в образовательном процессе и повышению эффективности образования в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. - 203с.
  2. Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике. М.: Просвещение, 1993. - 192с.
  3. Бабаджан Е.М., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. Сборник качественных вопросов и задач по общей физике. М.: Наука, 1990. - 400с.


ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА У ДЕТЕЙ

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ ОСТРОГО ПАНКРЕАТИТА У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 129 KB...

24 04 2024 5:27:31

НАРКОМАНИЯ И ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ

НАРКОМАНИЯ И ВИЧ-ИНФЕКЦИЯ Статья в формате PDF 264 KB...

23 04 2024 9:33:54

ГОРЧИЦА КАК КОНСЕРВАНТ

ГОРЧИЦА КАК КОНСЕРВАНТ Статья в формате PDF 256 KB...

19 04 2024 10:28:25

Французская модель несостоятельности

Французская модель несостоятельности Статья в формате PDF 293 KB...

13 04 2024 16:25:53

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ ПРИ ЭХИНОКОККОЗЕ

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ КЛЕТОК И ТКАНЕЙ ПРИ ЭХИНОКОККОЗЕ Статья в формате PDF 227 KB...

12 04 2024 12:24:54

История развития банковского дела

История развития банковского дела Статья в формате PDF 257 KB...

11 04 2024 22:34:30

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 290 KB...

10 04 2024 11:58:27

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ

К ВОПРОСУ О ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛЕ Статья в формате PDF 205 KB...

08 04 2024 18:34:50

АМБАЛОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ

АМБАЛОВ ЮРИЙ МИХАЙЛОВИЧ Статья в формате PDF 113 KB...

04 04 2024 21:57:21

МИНДАЛЕВИДНЫЙ КОМПЛЕКСЯДЕРНО-ПАЛЕОКОРТИКАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОЗГА

МИНДАЛЕВИДНЫЙ КОМПЛЕКСЯДЕРНО-ПАЛЕОКОРТИКАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ МОЗГА В статье излагаются положения новой концепции на субстрат миндалевидного комплекса, предлагающей рассматривать эту структуру лимбической системы как ядерно-палеокортикальный компонент мозга. ...

02 04 2024 21:26:11

СВОЙСТВА КРУГА БРЕССЕ

СВОЙСТВА КРУГА БРЕССЕ Статья в формате PDF 655 KB...

29 03 2024 17:45:22

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ И ОЧИСТКИ ГЛЮКОАМИЛАЗЫ ИЗ SACCHAROMYCES CEREVISIAE ЛВ-7

ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ВЫДЕЛЕНИЯ И ОЧИСТКИ ГЛЮКОАМИЛАЗЫ ИЗ SACCHAROMYCES CEREVISIAE ЛВ-7 Разработана методика выделения и очистки глюкоамилазы, включающая стадии ультрафильтрации на мембране УФМ-50, осаждения изопропиловым спиртом и гель-хроматографии на сефадексах G-25 и G-150, которая позволила получить гомогенный препарат глюкоамилазы из Saccharomyces cerevisiae ЛВ-7 с 70-кратной степенью чистоты; кажущаяся молекулярная масса фермента 99,8 кДа. ...

26 03 2024 13:24:57

ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ (учебное пособие)

ОСТРЫЕ КИШЕЧНЫЕ ИНФЕКЦИИ (учебное пособие) Статья в формате PDF 137 KB...

24 03 2024 15:18:34

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::