ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Современный этап развития науки и техники предъявляет новые требования к подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области естественных и технических наук. Решение этой задачи не возможно без повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. Решение физических задач в учебном процессе занимает очень важное место, так как является одной из наиболее эффективных форм углубленного изучения и закрепления теоретического материала и развития мышления. Проблемное обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач.
К творческой, проблемной задаче относится, согласно Разумовскому В.Г., «задача, в которой сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые и косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи»[1]. Отсутствие в задаче таких данных, которые являются прямой или косвенной подсказкой идеи решения, делают задачу творческой, т.е. превращают ее в проблему. Творческий компонент еще более возрастает, если конкретные данные в задаче отсутствуют.
Инициатор проблемного обучения физике Малафеев Р.И. дает понятие учебной проблеме как «задачи, вызывающей у ученика познавательное затруднение, разрешение которого не может быть достигнуто по известному ученику образцу (схеме, алгоритму), требующую от него самостоятельного нестандартного мышления и разрешения, которое дает ему новое знание обобщающего хаpaктера (новую закономерность), новый способ действия, выявление общих условий, при которых действует какая-либо закономерность»[2].
Творческие задачи можно условно разделить на задачи исследовательского и конструкторского типа (в определенной степени это деление условно). В настоящее время необходимо обратить особое внимание на задачи-исследования. Таких задач пока осень мало в стабильных задачниках. Исключением является «Сборник качественных вопросов и задач по общей физике». Авторы: Бабаджан Е.М., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. [3]. Роль теоретических научных исследований в развитии науки и техники непрерывно и быстро возрастает, что должно учитываться методикой физики. В частности, это должно найти отражение в увеличении числа задач - исследований в учебном процессе по физике. Исследования могут быть качественными или требующими применения математического аппарата.
В условиях проблемного обучения значение имеет не только проблемная задача, но и искусная постановка преподавателем вопросов. Вопросы должны побуждать учащихся: 1) воспроизвести по памяти известную им информацию, 2) к действию репродуктивного хаpaктера, 3) стимулировать творческое, ассоциативное мышление, в результате которого учащиеся открывают, приобретают новое знание, умение.
На пpaктических занятиях не возможно в полной мере учитывать индивидуальные особенности учащихся, поэтому необходимо использовать домашние проблемные задания. При этом надлежащий развивающий эффект проблемные задания дают лишь в том случае, если они используются регулярно. Опыт показывает, что в данном случае важно соблюдать меру, правильно дозировать задания. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцированно работать с ними, поскольку различие творческих способностей необычайно велики.
В условиях проблемного обучения одной из приоритетных задач преподавателя является развитие методологической культуры учащегося в решении творческих задач. Только работа на высоком уровне трудности решения нестандартных задач обеспечивает ускоренное умственное развитие будущего специалиста, развивает интуицию, способность к прогнозированию, принятию оригинальных решений. Но при выполнении обязательных условий: любое творческое задание должно быть интересным и посильным для учащегося. В этом случае творческое задание воодушевляет, дает возможность наиболее полного самовыражения. В условиях проблемного обучения происходит активное овладение студентами теми приемами и способами, которые наиболее хаpaктерны для любой творческой личности, что приводит к активизации позиций учащихся в образовательном процессе и повышению эффективности образования в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. - 203с.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике. М.: Просвещение, 1993. - 192с.
- Бабаджан Е.М., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. Сборник качественных вопросов и задач по общей физике. М.: Наука, 1990. - 400с.
Статья в формате PDF 237 KB...
25 04 2024 8:22:13
Статья в формате PDF 182 KB...
22 04 2024 13:10:53
Статья в формате PDF 121 KB...
21 04 2024 2:36:55
Статья в формате PDF 108 KB...
20 04 2024 11:50:56
Статья в формате PDF 308 KB...
18 04 2024 22:55:34
17 04 2024 0:20:39
Статья в формате PDF 107 KB...
16 04 2024 12:23:10
Статья в формате PDF 124 KB...
15 04 2024 14:45:32
Статья в формате PDF 265 KB...
14 04 2024 9:29:39
Статья в формате PDF 129 KB...
09 04 2024 5:20:40
Статья в формате PDF 205 KB...
08 04 2024 18:34:50
07 04 2024 1:12:22
Статья в формате PDF 528 KB...
06 04 2024 3:49:33
Статья в формате PDF 114 KB...
05 04 2024 22:47:49
03 04 2024 21:38:11
В статье излагаются положения новой концепции на субстрат миндалевидного комплекса, предлагающей рассматривать эту структуру лимбической системы как ядерно-палеокортикальный компонент мозга. ...
02 04 2024 21:26:11
Статья в формате PDF 113 KB...
01 04 2024 12:33:26
Статья в формате PDF 113 KB...
31 03 2024 7:33:10
Статья в формате PDF 205 KB...
30 03 2024 5:27:35
Статья в формате PDF 129 KB...
28 03 2024 13:34:53
Статья в формате PDF 144 KB...
27 03 2024 23:11:16
Разработана методика выделения и очистки глюкоамилазы, включающая стадии ультрафильтрации на мембране УФМ-50, осаждения изопропиловым спиртом и гель-хроматографии на сефадексах G-25 и G-150, которая позволила получить гомогенный препарат глюкоамилазы из Saccharomyces cerevisiae ЛВ-7 с 70-кратной степенью чистоты; кажущаяся молекулярная масса фермента 99,8 кДа. ...
26 03 2024 13:24:57
Статья в формате PDF 121 KB...
25 03 2024 7:47:45
Статья в формате PDF 228 KB...
23 03 2024 9:42:35
Статья в формате PDF 110 KB...
22 03 2024 23:44:47
Статья в формате PDF 179 KB...
21 03 2024 2:36:52
Статья в формате PDF 166 KB...
20 03 2024 10:38:32
19 03 2024 17:15:16
Статья в формате PDF 130 KB...
18 03 2024 11:23:47
Статья в формате PDF 206 KB...
17 03 2024 10:54:21
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::