ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Современный этап развития науки и техники предъявляет новые требования к подготовке высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов в области естественных и технических наук. Решение этой задачи не возможно без повышения уровня преподавания физики, усиления индивидуального подхода, выявления и развития творческих способностей будущих специалистов. Решение физических задач в учебном процессе занимает очень важное место, так как является одной из наиболее эффективных форм углубленного изучения и закрепления теоретического материала и развития мышления. Проблемное обучения при решении физических задач предполагает систематическое применение в процессе обучения творческих задач.
К творческой, проблемной задаче относится, согласно Разумовскому В.Г., «задача, в которой сформулировано определенное требование, выполнимое на основе знания физических законов, но в которой отсутствуют какие-либо прямые и косвенные указания на те физические явления, законами которых следует воспользоваться для решения этой задачи»[1]. Отсутствие в задаче таких данных, которые являются прямой или косвенной подсказкой идеи решения, делают задачу творческой, т.е. превращают ее в проблему. Творческий компонент еще более возрастает, если конкретные данные в задаче отсутствуют.
Инициатор проблемного обучения физике Малафеев Р.И. дает понятие учебной проблеме как «задачи, вызывающей у ученика познавательное затруднение, разрешение которого не может быть достигнуто по известному ученику образцу (схеме, алгоритму), требующую от него самостоятельного нестандартного мышления и разрешения, которое дает ему новое знание обобщающего хаpaктера (новую закономерность), новый способ действия, выявление общих условий, при которых действует какая-либо закономерность»[2].
Творческие задачи можно условно разделить на задачи исследовательского и конструкторского типа (в определенной степени это деление условно). В настоящее время необходимо обратить особое внимание на задачи-исследования. Таких задач пока осень мало в стабильных задачниках. Исключением является «Сборник качественных вопросов и задач по общей физике». Авторы: Бабаджан Е.М., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. [3]. Роль теоретических научных исследований в развитии науки и техники непрерывно и быстро возрастает, что должно учитываться методикой физики. В частности, это должно найти отражение в увеличении числа задач - исследований в учебном процессе по физике. Исследования могут быть качественными или требующими применения математического аппарата.
В условиях проблемного обучения значение имеет не только проблемная задача, но и искусная постановка преподавателем вопросов. Вопросы должны побуждать учащихся: 1) воспроизвести по памяти известную им информацию, 2) к действию репродуктивного хаpaктера, 3) стимулировать творческое, ассоциативное мышление, в результате которого учащиеся открывают, приобретают новое знание, умение.
На пpaктических занятиях не возможно в полной мере учитывать индивидуальные особенности учащихся, поэтому необходимо использовать домашние проблемные задания. При этом надлежащий развивающий эффект проблемные задания дают лишь в том случае, если они используются регулярно. Опыт показывает, что в данном случае важно соблюдать меру, правильно дозировать задания. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцированно работать с ними, поскольку различие творческих способностей необычайно велики.
В условиях проблемного обучения одной из приоритетных задач преподавателя является развитие методологической культуры учащегося в решении творческих задач. Только работа на высоком уровне трудности решения нестандартных задач обеспечивает ускоренное умственное развитие будущего специалиста, развивает интуицию, способность к прогнозированию, принятию оригинальных решений. Но при выполнении обязательных условий: любое творческое задание должно быть интересным и посильным для учащегося. В этом случае творческое задание воодушевляет, дает возможность наиболее полного самовыражения. В условиях проблемного обучения происходит активное овладение студентами теми приемами и способами, которые наиболее хаpaктерны для любой творческой личности, что приводит к активизации позиций учащихся в образовательном процессе и повышению эффективности образования в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. М.: Просвещение, 1975. - 203с.
- Малафеев Р.И. Проблемное обучение физике. М.: Просвещение, 1993. - 192с.
- Бабаджан Е.М., Гервидс В.И., Дубовик В.М., Нерсесов Э.А. Сборник качественных вопросов и задач по общей физике. М.: Наука, 1990. - 400с.
На поверхности инометацин-индуцированной язвы тонкого кишечника через 24 часа после его однократного введения формируется бактериальный биофильм. ...
30 11 2024 0:40:38
Статья в формате PDF 141 KB...
28 11 2024 9:58:38
Статья в формате PDF 120 KB...
26 11 2024 21:59:58
Статья в формате PDF 113 KB...
24 11 2024 10:40:35
Статья в формате PDF 111 KB...
23 11 2024 17:41:19
Анализ данных литературы свидетельствует о том, что инициирующими патогенетическими факторами развития гестоза являются недостаточность инвазии трофобласта в стенку матки и неполноценность плацентации, то есть ограничение ее поверхностной плацентарной площадкой. Последнее обусловлено генетически детерминированными факторами, в частности, аномалиями структуры интегринов, приводящими к нарушению инвазии трофобласта в децидуальную оболочку матки, в том числе в маточно-плацентарные артерии. При этом в сосудах плаценты и субплацентарной зоны сохраняются мышечные элементы, реагирующие развитием спазма и ишемии на действие вазопрессорных нервных и гумopaльных влияний. ...
22 11 2024 6:36:53
Статья в формате PDF 121 KB...
21 11 2024 19:28:55
Статья в формате PDF 179 KB...
20 11 2024 10:41:25
Статья в формате PDF 101 KB...
19 11 2024 12:36:29
Статья в формате PDF 459 KB...
18 11 2024 6:54:15
Статья в формате PDF 793 KB...
17 11 2024 0:18:21
В западных предгорьях Алтая скважинами вскрыты погребенные долины, выполненные верхнеолигоцен-нижнемиоценовым аллювием. Литологические, минералогические, геохимические особенности этих отложений и спорово-пыльцевые спектры свидетельствуют об их накоплении, и формировании долин в условиях влажного умеренно теплого климата со среднегодовыми положительными температурами не ниже +3 °С и годовым количеством осадков не менее 800 мм. В это время здесь, в ныне самом засушливом районе Алтая со среднегодовым количеством осадков 200 мм, были развиты ландшафты хвойно-широколиственных и листопадных лесов тургайского типа с участием отдельных теплолюбивых субтропических элементов. ...
16 11 2024 15:52:48
Статья в формате PDF 127 KB...
15 11 2024 18:16:53
Статья в формате PDF 251 KB...
13 11 2024 17:37:54
Статья в формате PDF 323 KB...
11 11 2024 22:20:40
Статья в формате PDF 111 KB...
10 11 2024 21:23:36
Статья в формате PDF 179 KB...
09 11 2024 8:32:51
Статья в формате PDF 338 KB...
08 11 2024 4:58:57
Статья в формате PDF 106 KB...
07 11 2024 17:48:30
Статья в формате PDF 262 KB...
06 11 2024 12:29:32
Рассматриваются психические, социальные и личностные компоненты здоровья. Анализируются различия между медицинской (психиатрической) и психологической моделью психического здоровья. Показано, что концепция «позитивного психического здоровья» подходит для оценки личностного здоровья. Важнейшие критерии личностного здоровья – способность выполнять социальные роли и зрелось личности. Исследование психического здоровья личности осуществляется с помощью психологических методик. ...
05 11 2024 10:20:27
Разработана методика выделения и очистки глюкоамилазы, включающая стадии ультрафильтрации на мембране УФМ-50, осаждения изопропиловым спиртом и гель-хроматографии на сефадексах G-25 и G-150, которая позволила получить гомогенный препарат глюкоамилазы из Saccharomyces cerevisiae ЛВ-7 с 70-кратной степенью чистоты; кажущаяся молекулярная масса фермента 99,8 кДа. ...
04 11 2024 12:28:52
02 11 2024 17:17:25
Статья в формате PDF 244 KB...
01 11 2024 0:42:25
Краниальные брыжеечные лимфатические узлы морской свинки размещаются вдоль ствола одноименной артерии и около конца подвздошно-ободочной артерии (центральные и периферические узлы). ...
30 10 2024 20:23:57
Статья в формате PDF 301 KB...
29 10 2024 9:17:14
Статья в формате PDF 143 KB...
28 10 2024 15:40:48
Статья в формате PDF 316 KB...
27 10 2024 18:44:35
В работе впервые приведены данные по соотношению отдельных составных частей яиц японских перепелок, выращенных в новых суточных ритмах. В начале яйцекладки средний масса желтка у опытных птиц больше на 1,0 %, масса белка у контрольных больше на 1,04 % от общего веса яйца. Масса скорлупы у обеих групп в начале яйцекладки одинакова .У опытных птиц между весом яйца и весовыми долями желтка и белка установлена прямая коррелятивная связь. Между массами яйца и желтка –слабая (r = +0,335), между массами яйца и белка – тесная(r = +0,999), между массами желтка и белка(r = +0,549) – средняя корреляция.). Отношение белка к желтку у контрольных яиц больше на 0,08 %. ...
26 10 2024 18:13:27
Статья в формате PDF 243 KB...
25 10 2024 3:42:33
Статья в формате PDF 202 KB...
24 10 2024 19:26:22
Статья в формате PDF 125 KB...
23 10 2024 2:29:39
Статья в формате PDF 125 KB...
22 10 2024 12:35:56
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::