СТРУКТУРА КОНТИНГЕНТА ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обучение иностранных студентов начато в Кубанском государственном медицинском университете (ранее - медицинский институт, затем - академия) в 1963 году, с тех пор вузом подготовлено свыше 3500 специалистов-медиков для развивающихся стран Азии, Африки, Ближнего Востока и Европы. Первоначально, до 1990 года, обучение проводилось исключительно в порядке выполнения государственного заказа - по направлениям Министерства высшего образования СССР и некоторых общественных организаций [1].
Накопленный потенциал позволил учебному заведению адаптироваться на рынке образовательных услуг для зарубежных стран при переходе страны и образовательной отрасли на рыночные отношения. Поступления средств от обучения иностранцев в 90-х годов прошлого века явились серьезным фактором финансовой и социальной стабильности вуза.
Настоящее сообщение посвящено анализу особенностей контингента обучаемых иностранных граждан в период с 1991 по 2009 годы. Начиная с 1991 года Кубанский государственный медицинский университет лидировал среди учебных заведений города Краснодара (график 1) по числу иностранных учащихся.
Как видно из приведенного графика, доля иностранных учащихся, обучавшихся в вузе составляла в различные годы от 30 до 60 % от общего числа иностранных учащихся государственных высших учебных заведениях города. Число иностранных студентов-медиков среди учащихся государственных вузов города в этот период колeбaлось в диапазоне от 400 до 800 учащихся в год. Национальный состав иностранных учащихся университета за тот же период подвержен колебаниям (таблица).
График 1. Численность иностранных граждан, обучающихся в КГМУ
Национальный состав иностранных учащихся университета за период наблюдения (1991 - 2009 годы)
№ п.п. |
Группа стран |
1991 |
1995 |
1999 |
2003 |
2007 |
2009 |
1 |
Прочие страны |
0,21 |
0,52 |
0,17 |
0,26 |
0,20 |
0,26 |
2 |
Страны Южного Средиземноморья |
37,80 |
45,47 |
27,48 |
43,46 |
45,93 |
41,39 |
3 |
Страны Евросоюза |
0 |
2,85 |
13,91 |
16,49 |
6,30 |
5,91 |
4 |
Республики бывшего СССР |
0 |
0,00 |
3,31 |
10,99 |
16,46 |
19,28 |
5 |
Страны Юго-Восточной Азии |
4,48 |
3,50 |
3,64 |
1,83 |
0,20 |
0,26 |
6 |
Страны Центральной и Южной Америк |
6,46 |
2,20 |
1,32 |
1,05 |
0,41 |
0,51 |
7 |
Страны Африки |
40,63 |
10,23 |
4,64 |
7,07 |
16,26 |
16,20 |
8 |
Средний Восток (Индия, Пакистан) |
10,42 |
35,23 |
45,53 |
18,85 |
14,23 |
16,20 |
Итого |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
В таблице приведены данные по национальному составу контингента иностранных учащихся университета в % к общей численности иностранных учащихся за соответствующий год. Как видно из приведенных данных, в изучаемый промежуток времени в университете обучались иностранные граждане из 89 стран, при этом каждый год национальный состав учащихся изменялся. Так, в 1991 году в вузе обучались граждане из 56 стран, при этом 30 стран были представлены группами учащихся численностью от 1 до 4 человек, 14 стран - от 5 до 9 человек и 12 стран были представлены землячествами численность которых превышала 10 студентов. Ведущее место среди них занимали: Сирия - 76 человек, Ливан - 58 человек и Судан - 34 человека. В целом, на 12 стран-лидеров в 1991 году пришлось почти 68 % от общего числа иностранных учащихся.
Соответствующий столбец таблицы иллюстрирует долю каждого из регионов, в общем массиве иностранных учащихся университета в 1991 году. Целесообразно отметить, что контингент этого года был сформирован исключительно из ранее обучавшихся (срок обучения по специальностям медицинского университета составляет в основном 6 лет) и лиц, принятых в 1991 году на 1 курс. И те и другие были приняты по направлениям Министерства высшего и среднего специального образования СССР и ряда общественных организаций всесоюзного уровня.
В 2000 году количество стран, граждане которых обучались в университете, снизилось по сравнению с 1991 годом и составило 33 страны. При этом, группы в количестве до 4 человек состояли из представителей 20 стран, от 5 до 9 человек - 4 страны, землячества численностью 10 и более человек составили граждане 9 стран (всего 89,6 % от общего числа учащихся). Самым крупным оказалось при этом землячество студентов из Индии - 225 человек, затем - большая группа эмигрантов из бывшего СССР (лица принявшие гражданство Греции) - 84 человека, граждане Ливана - 57 человек. Хаpaктерным является появление в 2000 году, среди иностранных студентов граждан республик бывшего СССР (ныне - самостоятельных государств) это учащиеся из Абхазии, Грузии и Армении (всего 24 человека) и пpaктически полное исчезновение граждан африканских государств.
Общее число стран, граждане которых обучались в университете в 2009 году, незначительно отличалось от предыдущих показателей 2000 года. В этом году в вузе обучались граждане 36 стран. Малочисленные группы учащихся (от 1 до 4 человек) были представлены гражданами 24 стран, группы средней численности от 5 до 9 человек составлены из граждан 3 стран, крупные землячества с числом студентов от 10 и более человек составили 9 стран, среди них: Палестина[1] (79 человек), Индия (58 человек), республики бывшего СССР (50 человек), Сирия (45 человек), Нигерия (40 человек) и Ливан (36 человек). Как и в 2000 году среди студентов имеются эмигранты из бывшего СССР и Российской Федерации, принявшие новое гражданство (Греция), хотя их число и уменьшилось (22 человека). Доля крупных землячеств составляла в 2009 году 84,3 % от общего числа иностранных студентов университета. В этот период представительство регионов в составе учащихся университета расширилось, среди студентов появились граждане Евросоюза, и, как материализация политических реалий современности - граждане независимых государств, ранее входивших в число республик бывшего СССР.
Следует отметить, что прием на обучение иностранных студентов, финансируемых из федерального бюджета не производился до 2000 года, и все «госбюджетные» учащиеся в тот период, это лица принятые в академию в 1990 - 1993 годах в рамках выполнения Россией международных обязательств бывшего СССР. Начиная с 2000 года направление иностранных граждан для обучения за счет средств федерального бюджета Российской Федерации было восстановлено, и к 2009 году в числе иностранных учащихся вуза около 10% составляют «госбюджетные» учащиеся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кобелева Е.Е. Прием иностранных граждан на обучение в КГМА. // Труды Кубанского государственного технологического университета. - Краснодар. - Т. VI. - 1999. - С. 145-149.
[1] В тексте настоящего сообщения под палестинцами имеются в виду лица, имеющие документы ряда арабских стран, Государства Палестины и Государства Израиль, но которые идентифицируют себя как граждане Государства Палестина.
Статья в формате PDF 311 KB...
30 11 2024 2:38:45
Статья в формате PDF 142 KB...
28 11 2024 13:12:42
Статья в формате PDF 141 KB...
25 11 2024 7:33:29
Статья в формате PDF 263 KB...
23 11 2024 14:46:23
Статья в формате PDF 113 KB...
22 11 2024 11:57:15
Статья в формате PDF 527 KB...
21 11 2024 18:25:37
Статья в формате PDF 132 KB...
20 11 2024 6:42:23
Статья в формате PDF 122 KB...
19 11 2024 10:26:16
Статья в формате PDF 102 KB...
18 11 2024 3:40:57
Статья в формате PDF 123 KB...
17 11 2024 12:19:40
Статья в формате PDF 100 KB...
14 11 2024 3:14:26
Статья в формате PDF 120 KB...
13 11 2024 18:46:28
Статья в формате PDF 266 KB...
12 11 2024 22:25:35
Статья в формате PDF 106 KB...
11 11 2024 1:54:55
Статья в формате PDF 249 KB...
09 11 2024 11:13:58
Статья в формате PDF 102 KB...
08 11 2024 1:51:30
Статья в формате PDF 109 KB...
07 11 2024 22:33:22
Исследованы вопросы влияния давления, относительной влажности и температуры атмосферы на давление воздуха в шине 175/70R13 легкового автомобиля ВАЗ на основании данных ГУ «ВНИИГМИ-МЦД» по постам (станциям) о температуре воздуха, относительной влажности и атмосферном давлении на уровне станции по природно – климатическим поясам России. Вопросы влияния климатических хаpaктеристик на давление в автомобильных шинах рассмотрены для летнего периода, который является наиболее нагруженным в году периодом в плане эксплуатации автомобиля. Исследования выполнены методом случайной выборки с использованием данных срочных наблюдений по постам Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Изменения давления в шине в течение рабочей смены значительно влияют на управляемость, надежность и экономическую эффективность эксплуатации автотрaнcпорта. ...
06 11 2024 0:42:58
Статья в формате PDF 110 KB...
03 11 2024 5:10:33
Статья в формате PDF 121 KB...
02 11 2024 10:58:10
Статья в формате PDF 114 KB...
01 11 2024 2:35:52
Статья в формате PDF 131 KB...
31 10 2024 13:31:31
Статья в формате PDF 118 KB...
29 10 2024 9:41:21
Статья в формате PDF 111 KB...
28 10 2024 7:20:58
27 10 2024 5:32:20
Статья в формате PDF 255 KB...
26 10 2024 5:47:12
25 10 2024 7:25:42
Наиболее универсальное объяснение причин внешней торговли дано Э. Хекшером и Б. Олином: страна предлагает на международные рынки те блага, создание которых требует относительно изобильного для данной страны фактора производства. Развивая их идею, можно предположить, что это только начальный этап – этап формирования за счет экспортных доходов запасов фактора «капитал», стратегического в условиях НТП. В настоящее время участие в международной торговле уже используется отдельными странами как наиболее эффективный способ реализации собственных долгосрочных интересов. Мы остановились на примере Китая. ...
23 10 2024 0:16:26
В настоящее время важно пройти сложнейший этап перехода к новому типу социально-экономического развития быстро, компетентно, опираясь на собственные творческие возможности. Именно этим целям служит разработанная нами модель педагогических основ формирования целостного образовательного прострaнcтва, основу которого составляет внедрение непрерывного образования в интегрированном профессиональном учебном заведении. Моделирование целостного образовательного прострaнcтва осуществлялось нами через уточнение таких понятий, как «интеграция», «межпредметные связи», «взаимосвязь», интегративно-педагогические закономерности, интегративная деятельность, через изучение опыта зарубежных исследователей, решающих проблемы педагогической интеграции. ...
22 10 2024 12:13:19
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::