РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ КОМПЕТЕНТНОСНОГО ПОДХОДА В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ФИНАНСОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузнецов Н.Г. Статья в формате PDF 112 KB

Компетентностный подход реализован в большинстве европейских стран на уровне национальных образовательных стандартов. В рамках реализации Болонского процесса Россия взяла на себя обязательства по присоединению в том числе по компетентностному формату представления результатов профессионального образования. Переход на компетентностно ориентированное образование в нашей стране был нормативно закреплен в 2001 г. в правительственной Программе модернизации российского образования до 2010 года и подтвержден в решении Коллегии Минобрнауки РФ "О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации" в 2005 г. Необходимость использования компетентностного подхода обусловлена необходимостью повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков.

Существуют различные подходы к пониманию терминов "компетенция" и "компетентность". Компетенцию можно определить как стремление и готовность применять знания, умения и личные качества для успешной деятельности в определенной области. Под компетентностью чаще всего понимается владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения, а также способы выполнения профессиональной деятельности. В отличие от термина "квалификация", компетенции включают помимо сугубо профессиональных знаний и умений, хаpaктеризующих квалификацию, такие качества, как инициатива, сотрудничество, способность к работе в группе, коммуникативные способности, умение учиться, оценивать, логически мыслить, отбирать и использовать информацию. Анализируя различные подходы и суждения в отношении содержания данного понятия можно выделить следующие ее хаpaктеристики:

  • компетентность не сводится к образованности человека;
  • компетентность представляет сочетание личностных качеств, позволяющих действовать самостоятельно и ответственно;
  • основой суждений о компетентности человека является оценка и измерение конечного результата деятельности;
  • компетентность является хаpaктеристикой отдельного человека и проявляется в результатах его деятельности.

Компетентностный подход предполагает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • образование направлено на развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
  • организация образовательного процесса реализуется в создании условий формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных задач, составляющих содержание образования.

Обеспечение целостности процесса подготовки специалистов в области финансов и кредита обуславливает необходимость соблюдения единого подхода к разработке учебных программ. Они должны проектироваться на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей, наиболее востребованных со стороны будущей среды трудоустройства: коммерческие банки, инвестиционные компании и государственные учреждения, функционирующие в сфере финансов. Следовательно, при создании программ необходимо иначе, чем в настоящее время, расставить приоритеты: на первое место выносятся хаpaктеристики компетентностей как целей программы, затем предлагаются способы их формирования и становления далее производится отбор информации, которая способствует решению конкретных задач и развитию компетентностей. Если учебная программа следует данной логике, то ее необходимыми составляющими являются, во-первых, контекстное включение студентов в содержание профессиональной деятельности, во-вторых, создание коммуникативного поля обучения, которое возникает в результате обмена суждениями и развивает не только когнитивную компетентность студента, но и социальную и языковую компетентности, что в целом формирует профессиональную компетентность.

Каждая компетенция выпускника вуза финансово-экономической специализации должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и пpaктик, объединенных в соответствующие модули, а содержание модулей - полностью соответствовать уровню приобретаемых компетенций. Именно поэтому важно, чтобы к выявлению общих и специальных компетенций будущих финансистов наряду с академическим сообществом привлекались работодатели и выпускники последних лет. В результате система образования сможет более оперативно реагировать на запросы рынка труда и значительно повысит вероятность трудоустройства своих выпускников.

Учитывая современные тенденции реализации Болонского процесса, конвергенции национальных стандартов качества высшего образования и европейского образования, возникает необходимость в оценке качества тех знаний и умений, которые могут быть полезными выпускникам профессиональных образовательных учреждений в будущем, а также умение самостоятельно приобретать знания, необходимые для адаптации в современном мире. Компетентностный подход способен соединить требования современных стандартов и жизни. На первый план по значимости и востребованности при дальнейшем трудоустройстве выходит умение студента решать проблемы, которые ставит перед ним та образовательная среда, внутри которой они находятся. Компетенции магистра должны рассматриваться как расширение и углубление компетенций бакалавра. Для бакалавров навыки почти всегда сочетаются со знанием, а большинство компетенций магистров хаpaктеризуются готовностью.

Результат образования как подготовка компетентного специалиста через цели, содержание, методы педагогического процесса вряд ли поддается измерению. Необходимо определиться в критериях: либо оценивать то, чего не достает до некоторой общей нормы - например стандарта; либо оценивать приращение, которое обучающийся приобрел в своих потребностях, нормах, способностях, приближаясь к требованиям стандарта. Последнее и предусматривает компетентностный подход. Состояние сознания постоянно меняется и его структурное представление в естественном состоянии, образовательных процессах, в деятельности позволяет сделать выводы о количественных изменениях субъекта образования.

Таким образом, реализация компетентностного подхода в образовании на современном этапе обеспечит выполнение основной цели профессионального образования - подготовку квалифицированных работников соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.

Идеальным результатом современного образования должен стать компетентный специалист, а реальным - создание условий для достижения поставленной цели в образовательном учреждении.



Успехи и перспективы развития эмбриологии

Успехи и перспективы развития эмбриологии Статья в формате PDF 104 KB...

08 07 2025 17:40:31

К ВОПРОСУ О ПОВТОРЕ КАК ЯЗЫКОВОМ ЯВЛЕНИИ

Статья в формате PDF 247 KB...

28 06 2025 14:37:29

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ

ХОЛОДОВАЯ АДАПТАЦИЯ И АДРЕНОРЕЦЕПТОРЫ Получено, что на 30‒й день холодовой адаптации на низкие дозы норадреналина реактивность системного давления больше контроля, а на большие дозы меньше контроля. Реактивность артерий конечности была на все дозы норадреналина меньше контроля. Нами впервые показано, что прессорное действие норадреналина на периферические артерии уменьшается на все дозы после адаптации к холоду, что способствует большему кровотоку и усилению прогрева тканей. Из данной работы следует, что дозированное действие холодного климата может способствовать уменьшению спазма артерий на норадреналин и поэтому, дозированный холод может помогать в лечении гипертонической болезни. ...

22 06 2025 3:44:12

Алгоритм проведения дифференциальной диагностики

Алгоритм проведения дифференциальной диагностики Статья в формате PDF 104 KB...

19 06 2025 8:18:50

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕЙРОЛЕПТИКОВ – НЕУЛЕПТИЛ

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕЙРОЛЕПТИКОВ – НЕУЛЕПТИЛ Статья в формате PDF 250 KB...

14 06 2025 11:30:14

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ Статья в формате PDF 106 KB...

10 06 2025 6:14:40

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СПИННОМОЗГОВОЙ ЖИДКОСТИ Статья в формате PDF 164 KB...

09 06 2025 13:47:36

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::