ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Никитина Т. М. Статья в формате PDF 174 KB

Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и в Концепции профильного  обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и развитие его личности, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. При этом подчеркивается, что решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Более того, в данных стратегических документах подчеркивается роль профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии

Введение профильного обучения и предпрофильной  подготовки учащихся является важнейшей предпосылкой для разработки в педагогической теории и применения в пpaктике новых средств профориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы

Изменение социальной и жизненной роли знаний и познавательно-творческих возможностей человека в переходных период нашего общества от индустриального к  постиндустриальному, для которого хаpaктерна не ограниченная прострaнcтвом и временем, социальными и иными барьерами доступность знаний, потребовали перехода к личностно ориентированному образованию , предусматривающему самостоятельное освоение учащимся нового опыта с неочевидными результатами, развития своих познавательных и личностных возможностей новые взгляды на изменения функции образования не могли не повлиять на изменение подходов к теории и пpaктике профессионального самоопределения молодежи. Отсюда, подготовка молодежи к выбору профессии ориентирована на развивающиеся возможности и потребности учащихся в профессиональном самоопределении.

Опыт показал, что одной из интересных форм работы, способствующей воспитанию таких важнейших качеств личности, как патриотизм , гражданственность, глубокая любовь к своему краю и отечеству, к  народу, труду и природе, является краеведение, Оно формирует познавательный интерес. Развивает личность, способствует профессиональному определению в жизни.

Одной из форм краеведческой работы в нашей школе являются экскурсии.

Чтобы правильно построить экскурсию, наполнить её нужным содержанием необходимо узнать, чего именно ждет учащийся от экскурсии, что его интересует, что он хочет узнать. Поэтому мы постоянно занимаемся глубоким изучением запросов и интересов воспитанников. Неотъемлемой частью работы в этом направлении является изучение социологических проблем спроса молодежи на различные виды туристско-экскурсионных услуг и структуры использования свободного времени. Изучение запросов и интересов учащихся играет роль механизма обратной связи. Это позволяет правильно определить тематику, содержание и методику экскурсий, с учетом их общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Нами разработано более 30 экскурсионных маршрутов по г. Омску и области по различной тематике: "Омск в прошлом, настоящем и будущем", "По живописным местам "Прииртышья", "Город нашей славы трудовой", "Улица моего детства", "Воля и труд человека дивное диво творят", "Под сенью сибирских яблонь". Наиболее популярными являются производственные экскурсии: "Моды будущего года" в дом моделей и на швейную фабрику , в цех ателье мод. "Уход за автомобилем" - на станцию техобслуживания и техническую школу", "Кто стучится в дверь ко мне" - на Главпочту. "Где рождается красота" в парикмахерскую, ЗАО "Декоративные культуры" и оранжерею Аграрного университета, "Научная организация труда в цехе ПО "Омскшина", Организация и содержание рабочих мест в цехе", "Обеспечение техники безопасности на рабочем месте. "Лаборатория погоды" на метеостанцию, "Золушкин башмачок на обувную фабрику".

Особенно важным в воспитательном процессе является неразрывная связь краеведения и туризма, позволяющая активно исследовать и познавать окружающий мир, а через него и самого себя. Прогулки, походы, путешествия проводятся нами с целью активного отдыха и учебного процесса. В турпоходах по родному краю, поездки по стране, путешествия за рубеж (Италию, Венгрию, Словению и др.) позволили получить детям хорошие знания, познать окружающий мир, найти настоящих друзей среди сверстников и взрослых. Для них и с их участием создаются благоприятные возможности для раскрытия и самоутверждения их личности, как то: организаторы досуга и творческих дел, эрудиты, заботливые друзья и защитники природы.

Особое место в краеведческой работе занимает поисковая и научно-исследовательская работа. В позицию исследователей учащиеся становятся с 5 класса. Так, при изучении оболочек земли на уроках географии, они ведут календари погоды, в которых отражают свои наблюдения за тропосферой, следят за экологией. Подводятся итоги наблюдений: составляются графики, диаграммы. Многолетние данные позволяют анализировать и делать выводы об изменениях в тропосфере Омска во времени .Наиболее серьезная работа ведется в старших классах по изучению  природных ресурсов и хозяйства по экономической географии. Под эгидой Омского отдела Русского Географического общества проводится экспедиции "Омский пригород", направленные на изучение производственных процессов сельскохозяйственных предприятий, организации труда, пути повышения эффективности производства, использование достижений научно-технического прогресса . Изучение экономики Омского района производится с целью ориентации на подготовку хозяина земли, наследника таланта предков, т.е. на подготовку личности, готовой и способной к самоопределению, самореализации в социально-культурном прострaнcтве Омского региона России.

Программа наших экспедиций направлена на реализацию социальной политики государства, на профориентацию учащихся, на решение проблем социальной адаптации подростков и одновременно на организацию отдыха и оздоровления детей, на подготовку к жизнедеятельности в современных условиях социально-экономических отношений.

Обращаясь к истокам культуры своего народа, молодые люди являются своеобразными хранителями, посредниками в передаче её идущим на смену новым поколениям . Это позволяет им обрести уверенность в жизни, в своих силах, способствует умению определить свой жизненный путь и обрести смысл жизни.

Достичь поставленной цели - осуществить удачный выбор профессии по своим интересам и склонностям - способствует овладение современной технологией обучения, как то: методы работы с информационным материалом  умением их анализировать, рефлексом знаний, требований профессии к работнику.

Для этого мы используем педагогическую технологию нового образования - проектную методику. При подготовке выпускников к жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях мы разработали проект  "Искусство жизни", который позволяет им " выстроить" себя для жизни на многие годы. Главным ингредиентом на всех ступенях его " Лестницы жизни" является успех .

Потребовались годы для кропотливой исследовательской работы по изучению слагаемых успеха. Чтобы сделать выпускников успешными во всех сферах жизнедеятельности мы проводим исследовательскую работу: Что такое успех? В чем его секрет? Каковы принципы успеха? Мы начали говорить об успешных людях, читать о них публикации, слушать записи бесед, радио, лекции, совершали экскурсии, где знакомились с передовиками производства, выясняли причины, почему в равных условиях одни выполняют по 2-3 нормы, а другие и до одной  не дотягивают. Чем отличаются успешные люди? Как им удалось попасть в группу успешных? Мы старались определить их общие черты, изучить их привычки, отношение к жизни, труду, нравственным ценностям. Мы исследовали их принципы жизнедеятельности во всех сферах - от карьеры до семейной и духовной жизни. Мы учили учащихся применять их жизненные принципы в своей жизнедеятельности, делая их маяками, на которые равнялись. И сделали вывод, что великая  сила - это желание, за ним следует действие и труд. А их всегда сопровождает успех и радость достижений.

Надо сказать, что наши усилия в деле воспитания не оказались напрасными. Как правило, наши выпускники хорошо адаптируются в социальной среде, в основном это лидеры, обладающие доверием людей, ответственностью и заботой о других.

Таким образом, искусство жизни - это умение найти себя, свое место в жизни, свое любимое дело, которое принесет тебе радость, успех и пользу для людей твоей страны, а, возможно, и всего мира - это и есть смысл жизни человека, его предназначение на Земле!

В процессе самоопределения личности действует множество составляющих: от экономической, социальной, этнической, религиозной, мopaльной до осмысления и перевода в русло пpaктических действий связей частных и общих, в том числе и национальных интересов.

Самоопределение молодого поколения находится в значительной степени под влиянием профессиональной и гражданской среды. Все составляющие интересов, определяющих стратегию экономического  и иного поведения  учащихся, преломляются сквозь призму особенности её деятельности и личностных связей. В повседневной жизни происходит коррекция представлений, мотиваций, принятие и отторжение определенных явлений реальности, в целом-расширение личностного потенциала.



ЛИТВИНА ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА

ЛИТВИНА ЛИДИЯ АЛЕКСЕЕВНА Статья в формате PDF 283 KB...

20 01 2025 22:19:29

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА Работа посвящена особенностям вегетативной регуляции сердечного ритма военнослужащих срочной службы в процессе прохождения воинской службы в зависимости от прежнего местожительства. Исследования показали, что у городских военнослужащих уровень напряжения регуляторных механизмов выше, чем у сельских. У городских военнослужащих адаптация к воинской службе протекает с большим напряжением регуляторных механизмов, за счет увеличения активности симпатического звена и субкортикальных уровней регуляции (высших вегетативных центров) наблюдаемое уже на середине и в конце прохождения воинской службы. Усиление степени централизации у них отмечалось уже в середине прохождения воинской службы, в то время как у сельских военнослужащих усиления отмечалось в конце службы. ...

19 01 2025 2:17:34

О РЕДКИХ ВИДАХ ЛИШАЙНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

О РЕДКИХ ВИДАХ ЛИШАЙНИКОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Проведена инвентаризация лихенофлоры Республики Татарстан (РТ). Показана роль особо охраняемых природных территорий в сохранении флористического разнообразия. Дан спектр семейств редких видов во флоре обследованной территории и анализ состава географических элементов. Рассмотрено распределение редких видов по основным типам местообитаний. Даются некоторые сведения о редких и исчезающих лишайниках для включения в Красную книгу РТ. ...

17 01 2025 16:31:10

РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ

РАЗМЕРНЫЕ ЭФФЕКТЫ И ПОВЕРХНОСТНОЕ НАТЯЖЕНИЕ ЧИСТЫХ МЕТАЛЛОВ В работе для 55 элементов периодической системы рассчитаны поверхностное натяжение, критический радиус и постоянная Толмена. Для металлов с низкой температурой плавления величина поверхностного натяжения составляет доли Дж/м2, а для тугоплавких – единицы Дж/м2. Критический радиус d хаpaктеризует внутренние размерные эффекты и не превышает 10 нм для исследованных металлов. ...

16 01 2025 0:27:10

БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

БИОИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ Статья в формате PDF 121 KB...

14 01 2025 14:48:51

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Статья посвящена авторской методологии прогнозирования экономического потенциала региона на примере Краснодарского края. В ходе научных исследований был разработан оригинальный математический аппарат, позволяющий оценить основные экономические показатели региона, который применяется для социально-экономического прогноза региона на текущий и перспективный периоды. Описательная часть содержит основные подходы и этапы эффективного экономического прогнозирования региона. ...

06 01 2025 3:29:13

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИНЕЙНЫХ И НЕЛИНЕЙНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИНЕЙНЫХ И НЕЛИНЕЙНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СЕРДЕЧНОГО РИТМА Механизмы «хаотической» составляющей в динамике сердечного ритма недостаточно еще ясны и была предпринята попытка выявить их на основе совместного анализа линейных и нелинейных показателей. Показано, что коэффициент корреляции между этими показателями не превышает 0,5. Высказано предположение, что нерегулярные изменения сердечного ритма являются проявлением избирательного усиления одних и подавления других периодических процессов в динамике кардиоритма, как результат различных регуляторных влияний. ...

04 01 2025 9:57:53

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА

ФОРМА ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ У ПЛОДОВ ЧЕЛОВЕКА Эмбриональная полукольцевидная форма является исходной в морфогенезе дефинитивной двенадцатиперстной кишки человека. Она преобразуется в кольцевидную у большинства плодов десятой недели, последняя в типичную подковообразную форму — к середине утробной жизни человека. ...

28 12 2024 0:40:12

ЛИДИЯ ПЕТРОВНА ИОНОВА

ЛИДИЯ ПЕТРОВНА ИОНОВА Статья в формате PDF 402 KB...

27 12 2024 2:21:40

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА

МИЛЕВИЧ ТАМАРА ПАВЛОВНА Статья в формате PDF 305 KB...

26 12 2024 14:21:33

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ Статья в формате PDF 290 KB...

25 12 2024 0:40:34

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ )

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА НА ГНИЛОМ ФУНДАМЕНТЕ (КАТАСТРОФА В МЕХАНИКЕ ) 1.Второй закон Ньютона в катастрофе это неоспоримый факт. 2.Нужно думать, что после такой катастрофы вся классическая физика полетит к чёрту, вместе с физиками, которые попытаются её защищать. 3.Учёные физики всех стран попали в капкан у них дилемма: или они признают теорию Ростовцева или им грозит скамья подсудимых за ложную науку и обман человечества. ...

22 12 2024 23:25:41

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ХРЯЧКОВ ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ Статья в формате PDF 372 KB...

20 12 2024 9:35:28

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::