ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ КАФЕДРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В российской высшей школе базовой единицей традиционно является кафедра как основная ячейка и учебной, и научной деятельности, и как «субстрат» научно-педагогической школы. Согласно Болонскому процессу абитуриент поступает в вуз на программу направления подготовки. При этом за каждой кафедрой закрепляется определенный содержательный фрагмент программы. И здесь важно не потерять сложившейся роли выпускающей (профилирующей) кафедры, которая отвечает за специализацию студентов, координирует междисциплинарные связи, обеспечивает связь с профессиональным сообществом.
Связь с профессиональной средой должна реализовываться, прежде всего, через прохождение производственной пpaктики в соответствующих подразделениях предприятий, в ходе которой студенты приобретают первый опыт решения профессиональных задач, взаимодействуют с члeнами профессионального сообщества. Приходится констатировать, что в последние годы снижаются возможности прохождения полноценной производственной пpaктики, являющейся необходимым условием профессиональной подготовки.
Профилирующая кафедра занимает особое место среди других кафедр, задействованных в образовательном процессе. Именно она организует (и координирует) процесс профессионального становления личности студента как будущего специалиста. Координирующая роль выпускающей кафедры не ограничиваются созданием учебного плана, обязательного для всех учебных подразделений вуза, участвующих в подготовке выпускника (как и бакалавра, так и магистра).
Выпускающая кафедра осуществляет реализацию заложенной в ГОС модели компетентности выпускника вуза, которая может быть представлена в совокупности его теоретической и пpaктической готовности к профессиональной деятельности. В психологии труда понятием «компетентность» определяется глубина и хаpaктер осведомленности субъекта относительно профессионального труда и профессионального поля, в котором он действует, а также способность к эффективной реализации своей квалификации. Профкомпетентность определяется с двух сторон: в узком смысле она включает в себя знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности и общении; в широком смысле она определяет уровень успешности взаимодействия с социальной и профессиональной средой [1].
Реализация направляющей роли профилирующей кафедры в процессе обучения в вузе позволяет обеспечить формирование следующих видов профессиональной компетентности, изначально соотносимых А.К. Марковой (1996 г.) с различными аспектами зрелости специалиста: а) специальная профкомпетентность - владение специальными знаниями, а также умение применить их для пpaктического решения профессиональных задач; б) социальная профкомпетентность - владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, а также профессиональной этикой и принятыми в профессиональном сообществе приемами делового общения; в) личностная профкомпетентность - владение приемлемыми для профессионального сообщества способами самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности; г) индивидуальная - хаpaктеризует владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности и т.п. Кроме того, в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности предстает сформированная в вузе способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в деятельности.
Компетентностный подход предполагает, что цели, стоящие перед образовательной системой, определяются не внутри системы, а диктуются извне - рынком труда в той форме, в какой он сложился. Лишь выпускающая кафедра, имеющая свои традиции, сложившиеся связи с производственными предприятиями, - и занимающими на них ключевые позиции выпускниками прежних лет, - на основе постоянного мониторинга в состоянии формулировать (и корректировать) требования не только к специальным, но и социальным компетенциям своих выпускников.
Внерыночная оценка компетентности студента затруднительна, поскольку он еще не успел столкнуться с профессиональной сферой и невозможно оценить его результативность. Лишь отдельные компоненты компетентности, связанные со знаниями и некоторыми умениями могут быть диагностированы. Однако в целом компетентность, в отличие от квалификации, плохо поддается диагностике в ходе традиционных «монодисциплинарных» экзаменов (будь то традиционная, либо тестовая форма). Значительно эффективней являются выпускные экзамены, ориентированные на решение экзаменуемым некоторой комплексной задачи, требующей понимания междисциплинарных связей и проявления умения принимать, обосновывать и воплощать решения в конкретных условиях. Для оценки профессиональной компетентности эффективной является итоговая аттестация выпускника в форме защиты дипломного проекта или работы, которую не следует сводить к совокупности курсовых работ объединенных под одной обложкой.
В традициях российской высшей школы - формирование Личности профессионала как результат взаимодействия опытного преподавателя, - Учителя, со студентом при выполнении НИРС, курсовых и, особенно, дипломных работ. На примерах высокого профессионализма, увлеченности, креативности и высокой нравственности профессоров и доцентов профильных кафедр всегда формировалась личностная и индивидуальная компетентность выпускников.
Важнейшим условием качественной подготовки в вузе является наличие необходимой квалификации у преподавателей. Труд преподавателя вуза относится к сложной профессиональной деятельности, которой присущи все хаpaктеризующие ее признаки [2]. К таковым относятся: общественная необходимость профессии; исторические традиции ее «воспроизводства»; специализация в определенной отрасли знаний; необходимость длительной подготовки; соответствующий социальный статус и др. Для становления профессионализма преподавателя недостаточно его прошлого производственного опыта либо защищенной диссертации; нужны годы работы на кафедре, вызывающие необходимость саморазвития в условиях взаимодействия с представителями своего профессионального сообщества (научно-педагогической школы), выполнения научно-методических разработок, приобретение психолого-педагогических знаний и опыта. Но в связи со старением преподавательских кадров и сменой поколений назревают острые проблемы, касающиеся и профилирующих кафедр, и вузов в целом, о которых мы писали ранее [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дружилов С.А. Формирование профессиональной компетентности и профессионализма инженеров-электриков в вузе // Электрика. 2006. № 4. С. 29-33.
- Дружилов С.А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и пpaктики: сб. статей / Под ред. Н. В. Наливайко (гл. ред.), Е. А. Пушкарева [и др.]. - Новосибирск: ГЦРО, Ин-т философии и права СО РАН, 2008. - Том XXVIII. - Сер. трудов, прил. к журн. «Философия образования». - С. 94-102.
- Дружилов С.А. Аспиранты и соискатели ученой степени в России: социально-психологическая хаpaктеристика // Научное обозрение: 2009. № 2. С. 129-138.
Статья в формате PDF 114 KB...
17 04 2024 12:52:30
Статья в формате PDF 125 KB...
16 04 2024 8:47:30
Статья в формате PDF 114 KB...
15 04 2024 15:10:58
Статья в формате PDF 110 KB...
13 04 2024 22:25:20
Статья в формате PDF 267 KB...
12 04 2024 15:27:57
Статья в формате PDF 114 KB...
11 04 2024 2:33:12
В статье освещаются спopные вопросы платности медицинской помощи в отечественном здравоохранении. Проанализировано мнение пациентов крупного в Южном Федеральном округе лечебно-профилактического учреждения, ОКБ № 1. Определены пути распределения денежных потоков, которые порождают диссонанс в отношениях населения к организации медицинской помощи в России: в то время, как медицина по закону является бесплатной, на деле почти половину расходов пациентам приходится брать на себя, при низком сервисе обслуживания и качестве оказываемых медицинских услуг. ...
10 04 2024 16:10:56
Статья в формате PDF 144 KB...
09 04 2024 18:33:21
Статья в формате PDF 111 KB...
08 04 2024 10:53:39
Статья в формате PDF 127 KB...
07 04 2024 4:52:41
Приводятся основные показатели развития «информационного общества» в конце 20 века. Охаpaктеризованы взаимосвязи наукоемких производственных технологий и информатики, экономики и математики, экономико-математического моделирования управленческих решений. ...
06 04 2024 0:41:14
Статья в формате PDF 119 KB...
05 04 2024 6:41:40
Статья в формате PDF 100 KB...
04 04 2024 2:22:14
Статья в формате PDF 171 KB...
03 04 2024 12:41:46
Статья в формате PDF 113 KB...
01 04 2024 9:37:25
Статья в формате PDF 136 KB...
31 03 2024 10:38:41
Статья в формате PDF 150 KB...
30 03 2024 22:24:36
Статья в формате PDF 361 KB...
27 03 2024 20:36:48
Статья в формате PDF 276 KB...
25 03 2024 2:51:17
Статья в формате PDF 101 KB...
24 03 2024 19:25:52
Статья в формате PDF 302 KB...
23 03 2024 3:35:29
Статья в формате PDF 106 KB...
22 03 2024 3:43:51
Статья в формате PDF 365 KB...
21 03 2024 21:42:24
В исследовании изучались и оценивались адаптивные реакции периферического звена кровообращения у дeвyшек 18-22 лет при локальных изометрических нагрузках нарастающей величины. Хаpaктерно, что с ростом прессорных воздействий на сосуды работающих мышц объемная скорость кровотока оставалась более высокой, чем в покое. В целом качество приспособительных реакций кровообращения было ниже у дeвyшек 18 лет при низких объемах выполняемой работы. ...
19 03 2024 8:42:53
Статья в формате PDF 120 KB...
17 03 2024 13:18:11
Статья в формате PDF 130 KB...
16 03 2024 5:52:48
Статья в формате PDF 104 KB...
15 03 2024 8:51:11
14 03 2024 17:57:56
13 03 2024 14:58:53
Статья в формате PDF 363 KB...
11 03 2024 22:56:11
Статья в формате PDF 119 KB...
10 03 2024 13:42:24
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::