ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ПРОФИЛИРУЮЩЕЙ КАФЕДРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В российской высшей школе базовой единицей традиционно является кафедра как основная ячейка и учебной, и научной деятельности, и как «субстрат» научно-педагогической школы. Согласно Болонскому процессу абитуриент поступает в вуз на программу направления подготовки. При этом за каждой кафедрой закрепляется определенный содержательный фрагмент программы. И здесь важно не потерять сложившейся роли выпускающей (профилирующей) кафедры, которая отвечает за специализацию студентов, координирует междисциплинарные связи, обеспечивает связь с профессиональным сообществом.
Связь с профессиональной средой должна реализовываться, прежде всего, через прохождение производственной пpaктики в соответствующих подразделениях предприятий, в ходе которой студенты приобретают первый опыт решения профессиональных задач, взаимодействуют с члeнами профессионального сообщества. Приходится констатировать, что в последние годы снижаются возможности прохождения полноценной производственной пpaктики, являющейся необходимым условием профессиональной подготовки.
Профилирующая кафедра занимает особое место среди других кафедр, задействованных в образовательном процессе. Именно она организует (и координирует) процесс профессионального становления личности студента как будущего специалиста. Координирующая роль выпускающей кафедры не ограничиваются созданием учебного плана, обязательного для всех учебных подразделений вуза, участвующих в подготовке выпускника (как и бакалавра, так и магистра).
Выпускающая кафедра осуществляет реализацию заложенной в ГОС модели компетентности выпускника вуза, которая может быть представлена в совокупности его теоретической и пpaктической готовности к профессиональной деятельности. В психологии труда понятием «компетентность» определяется глубина и хаpaктер осведомленности субъекта относительно профессионального труда и профессионального поля, в котором он действует, а также способность к эффективной реализации своей квалификации. Профкомпетентность определяется с двух сторон: в узком смысле она включает в себя знания, умения, навыки, а также способы их реализации в деятельности и общении; в широком смысле она определяет уровень успешности взаимодействия с социальной и профессиональной средой [1].
Реализация направляющей роли профилирующей кафедры в процессе обучения в вузе позволяет обеспечить формирование следующих видов профессиональной компетентности, изначально соотносимых А.К. Марковой (1996 г.) с различными аспектами зрелости специалиста: а) специальная профкомпетентность - владение специальными знаниями, а также умение применить их для пpaктического решения профессиональных задач; б) социальная профкомпетентность - владение способами совместной профессиональной деятельности и сотрудничества, а также профессиональной этикой и принятыми в профессиональном сообществе приемами делового общения; в) личностная профкомпетентность - владение приемлемыми для профессионального сообщества способами самовыражения и саморазвития, а также средствами противостояния профессиональной деформации личности; г) индивидуальная - хаpaктеризует владение приемами самореализации и саморазвития индивидуальности в рамках профессии, способность к творческому проявлению своей индивидуальности и т.п. Кроме того, в качестве важнейшей составляющей профессиональной компетентности предстает сформированная в вузе способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в деятельности.
Компетентностный подход предполагает, что цели, стоящие перед образовательной системой, определяются не внутри системы, а диктуются извне - рынком труда в той форме, в какой он сложился. Лишь выпускающая кафедра, имеющая свои традиции, сложившиеся связи с производственными предприятиями, - и занимающими на них ключевые позиции выпускниками прежних лет, - на основе постоянного мониторинга в состоянии формулировать (и корректировать) требования не только к специальным, но и социальным компетенциям своих выпускников.
Внерыночная оценка компетентности студента затруднительна, поскольку он еще не успел столкнуться с профессиональной сферой и невозможно оценить его результативность. Лишь отдельные компоненты компетентности, связанные со знаниями и некоторыми умениями могут быть диагностированы. Однако в целом компетентность, в отличие от квалификации, плохо поддается диагностике в ходе традиционных «монодисциплинарных» экзаменов (будь то традиционная, либо тестовая форма). Значительно эффективней являются выпускные экзамены, ориентированные на решение экзаменуемым некоторой комплексной задачи, требующей понимания междисциплинарных связей и проявления умения принимать, обосновывать и воплощать решения в конкретных условиях. Для оценки профессиональной компетентности эффективной является итоговая аттестация выпускника в форме защиты дипломного проекта или работы, которую не следует сводить к совокупности курсовых работ объединенных под одной обложкой.
В традициях российской высшей школы - формирование Личности профессионала как результат взаимодействия опытного преподавателя, - Учителя, со студентом при выполнении НИРС, курсовых и, особенно, дипломных работ. На примерах высокого профессионализма, увлеченности, креативности и высокой нравственности профессоров и доцентов профильных кафедр всегда формировалась личностная и индивидуальная компетентность выпускников.
Важнейшим условием качественной подготовки в вузе является наличие необходимой квалификации у преподавателей. Труд преподавателя вуза относится к сложной профессиональной деятельности, которой присущи все хаpaктеризующие ее признаки [2]. К таковым относятся: общественная необходимость профессии; исторические традиции ее «воспроизводства»; специализация в определенной отрасли знаний; необходимость длительной подготовки; соответствующий социальный статус и др. Для становления профессионализма преподавателя недостаточно его прошлого производственного опыта либо защищенной диссертации; нужны годы работы на кафедре, вызывающие необходимость саморазвития в условиях взаимодействия с представителями своего профессионального сообщества (научно-педагогической школы), выполнения научно-методических разработок, приобретение психолого-педагогических знаний и опыта. Но в связи со старением преподавательских кадров и сменой поколений назревают острые проблемы, касающиеся и профилирующих кафедр, и вузов в целом, о которых мы писали ранее [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Дружилов С.А. Формирование профессиональной компетентности и профессионализма инженеров-электриков в вузе // Электрика. 2006. № 4. С. 29-33.
- Дружилов С.А. Проблемы и тенденции подготовки профессионалов в техническом университете // Современное профессиональное образование: философский анализ теории и пpaктики: сб. статей / Под ред. Н. В. Наливайко (гл. ред.), Е. А. Пушкарева [и др.]. - Новосибирск: ГЦРО, Ин-т философии и права СО РАН, 2008. - Том XXVIII. - Сер. трудов, прил. к журн. «Философия образования». - С. 94-102.
- Дружилов С.А. Аспиранты и соискатели ученой степени в России: социально-психологическая хаpaктеристика // Научное обозрение: 2009. № 2. С. 129-138.
Статья в формате PDF 261 KB...
12 01 2025 9:22:55
Статья в формате PDF 103 KB...
10 01 2025 1:51:32
Статья в формате PDF 264 KB...
08 01 2025 16:13:40
07 01 2025 16:34:43
Статья в формате PDF 118 KB...
06 01 2025 19:48:47
Статья в формате PDF 162 KB...
05 01 2025 15:35:15
Статья в формате PDF 115 KB...
04 01 2025 6:48:15
Статья в формате PDF 249 KB...
03 01 2025 13:18:44
Статья в формате PDF 134 KB...
02 01 2025 0:16:29
Новая реальность предъявляет к человеку повышенные требования. Выживание человека в сложных условиях – это сохранение его целостности (как биологического индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности). Защищенность личности – условие психологического выживания человека в мире. Неосознаваемые психологические защиты снижают свободу действий человека. В статье рассматриваются психологические аспекты адаптации человека. Для сохранения устойчивости личности необходимы психологические константы – мировоззрение, жизненная позиция, смысл жизни, профессионализм. ...
01 01 2025 1:58:18
Статья в формате PDF 257 KB...
31 12 2024 3:24:16
Статья в формате PDF 112 KB...
29 12 2024 18:22:13
Статья в формате PDF 112 KB...
26 12 2024 12:37:57
Статья в формате PDF 114 KB...
25 12 2024 11:58:25
Статья в формате PDF 117 KB...
22 12 2024 15:55:10
Статья в формате PDF 138 KB...
21 12 2024 9:47:22
Статья в формате PDF 270 KB...
20 12 2024 11:38:38
Статья в формате PDF 198 KB...
17 12 2024 20:55:13
Приведены результаты опыта искусственного разведения лиственницы, проведенного впервые в Центральной Якутии с целью ускорения лесообразовательного процесса в зеленой зоне с. Матта Мегино-Кангаласского района. Выявлен высокий процент приживаемости саженцев (98,3-83,5 %). Установлено, что в первые годы после посадки идет адаптация саженцев к новым условиям среды, начиная с 3-4 года после посадки дают хороший прирост в высоту. ...
16 12 2024 4:38:56
Предпосылками для использования лигандов соматостатиновых рецепторов в гастроэнтерологии являются существующие представления о биологических и фармакологических эффектах соматостатина и его аналогов. Нейропептид и его аналоги индуцируют ряд физиологических реакций и в их числе эффект угнетения панкреатической секреции. Соматостатин и октреотид могут модулировать продукцию цитокинов, снижать влияние токсинов на клетки печени, желудка и панкреатические ациноциты, влиять на панкреатический кровоток. Неодинаковый хаpaктер лиганд-рецепторного взаимодействия соматостатина и октреотида с разными подтипами SST-рецепторов обуславливают различия их биологических эффектов. ...
15 12 2024 7:12:30
Статья в формате PDF 279 KB...
14 12 2024 9:58:50
Статья в формате PDF 130 KB...
13 12 2024 6:35:15
Статья в формате PDF 129 KB...
12 12 2024 3:49:34
Статья в формате PDF 155 KB...
11 12 2024 17:43:10
Статья в формате PDF 276 KB...
09 12 2024 1:18:49
Разработана математическая модель прогнозирования инфекционной заболеваемости на модели природно-очаговой инфекции, возбудителем которой является вирус клещевого энцефалита. Математическая модель представлена в виде аддитивного временного ряда, включающая тренд, случайные компоненты и сезонные составляющие, имеющие разную периодичность: менее года, 3 года и многолетнюю. ...
07 12 2024 8:29:24
06 12 2024 10:50:27
Статья в формате PDF 314 KB...
05 12 2024 0:11:30
Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::