СТРОИТЕЛЬСТВО КОМПОЗИТНЫХ ПЛАВУЧИХ СООРУЖЕНИЙ В УКРАИНЕ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

СТРОИТЕЛЬСТВО КОМПОЗИТНЫХ ПЛАВУЧИХ СООРУЖЕНИЙ В УКРАИНЕ

СТРОИТЕЛЬСТВО КОМПОЗИТНЫХ ПЛАВУЧИХ СООРУЖЕНИЙ В УКРАИНЕ

Рашковский А.С. Статья в формате PDF 129 KB

В мировом судостроении идет ускоряющийся процесс строительства все более крупных трaнcпортных судов, в первую очередь, танкеров, контейнеровозов, судов для перевозки навалочных грузов (в том числе, дедвейтом 75...150 тыс. т). Для ремонта подводной части и  винто-рулевого комплекса таких судов, а также  в качестве трaнcпортных сооружений, спускового и передаточного средств при строительстве или ремонте судов на горизонтальных построечных местах,  используют плавучие -образные доки, состоящие из одного или нескольких понтонов и двух башен и имеющие подъемную силу от 300...400 т до нескольких десятков тысяч тонн.

На постсоветском прострaнcтве композитные железобетонные плавучие доки строят только два судостроительных завода - Херсонский государственный завод (ХГЗ) «Паллада» (Украина) и Городецкий судостроительный завод (Российская Федерация). В Советском Союзе строили доки подъемной силой, в основном, от 4000 до 8500 т. для ремонта и спуска судов и кораблей на воду. Городецкий судостроительный завод находится в среднем течении реки Волги и не имеет прямого выхода к морским путям, что не позволяет ему строить доки подъемной силой более 5000 т. Поэтому в настоящее время композитные железобетонные плавучие доки подъемной силой более 5000 т строит только один ХГЗ «Паллада». В период спада производства на Украине ХГЗ сохранил свои производственные мощности. Это уникальная  и единственная в Украине  железобетонная судостроительная верфь  со специфической организацией и технологией строительства плавучих сооружений [1].

Развитие железобетонного судостроения обусловлено следующими преимуществами композитных плавучих сооружений по сравнению с цельнометаллическими [2]:

  • на постройку железобетонного корпуса требуется в 1,5...3 раза меньше металла, чем для аналогичного стального за счет использования бетона и более рационального размещения стали в конструкциях. Для железобетонных корпусов требуется менее дорогая сталь по сравнению с листовым и профильным прокатом для металлического корпуса;
  • расходы на содержание корпуса уменьшаются в 6...10 раз. Судостроительный бетон с течением времени не разрушается под воздействием коррозии в морской воде как сталь и не снижает своих прочностных свойств;
  • железобетонные плавучие сооружения при нормальной эксплуатации могут служить до 70 лет, что в 1,5...2 раза больше, чем стальные, и что существенно уменьшает размеры амортизационных отчислений;
  • стоимость строительства композитных доков на 15...20% ниже, чем аналогичных цельнометаллических при меньших капитальных вложениях на организацию производства.

В последние годы особым вниманием на мировом рынке пользуются композитне плавучие доки большой подъемной силы, а также новые виды плавучих железобетонных сооружений: жилые дома на воде, гостиницы, рестораны, кaзинo, плавательные бассейны, автостоянки, причалы для судов и работы с генеральными грузами, склады и хранилища, плавучие электростанции, средства освоения континентального шельфа, основания погружных буровых платформ, базы для экспедиционных рабочих, затопляемые понтоны для оконтурования искусственных грунтовых островов, дебаркадеры, припортовые волнозащитные сооружения и др. [2]. Такие плавучие сооружения имеют ряд существенных преимущества перед стационарными:

  • уменьшение затрат на эксплуатацию, связанное с отсутствием налога на землю и земляных работ по прокладке подземных сетей;
  • возможность перемещения плавучего сооружения на новое место базирования по желанию Заказчика;
  • возможность применения состыкованных массивов из нескольких понтонов для устройства плавучих городков, состоящих из сооружений различного назначения, и др.

Работниками ХГЗ «Паллада» совместно со специалистами «ЦКБ «Изумруд» (г. Херсон),  учеными  Национального университета кораблестроения имени адмирала Макарова (г. Николаев) были проведены научные исследования и опытно-конструкторские разработки, в результате которых созданы конкурентоспособные на мировом судостроительном рынке композитные плавучие доки и другие железобетонные плавучие сооружения отечественной конструкции, освоено их производство и осуществлено широкое внедрение.

В зарубежном судостроении расчет железобетонных конструкций основывается на строительных нормах, где каждый элемент работает самостоятельно и передает нагрузку на другой, что приводит к значительному объему применения арматурной стали на армирование толстостенных плиточных безребристых конструкций с редко установленным подкрепляющим набором или вообще без него. Украинскими учеными и специалистами разработан метод расчета судовых железобетонных конструкций, учитывающий совместную работу набора корпуса с присоединенным пояском обшивки, что позволило значительно уменьшить ее толщину и не подкреплять дополнительными армированными ребрами набора. Проведенные исследования в части обеспечения оптимальной работы железобетонных элементов корпуса, исходя из условий прочности на изгиб и кручение, водонепроницаемости и герметичности, позволили впервые в мировой пpaктике докостроения получить необходимые комбинации тонкостенных элементов с минимальным использованием стали, что позволило сократить количество арматуры почти в 3 раза. Это обеспечило создание экономичной и уникальной конструкции дока с минимальным весом корпуса, осадкой и высотой борта.

На основе анализа возможности обслуживания доком судов различных типов и размеров был разработан конструктивный ряд композитных плавучих доков различной подъемной силы из унифицированных конструкций. Для создания такого ряда был определен док с минимальной длиной, на котором можно рационально разместить все функциональные помещения и механизмы. При поступлении на завод заказа на  док большей подъемной силы размеры (длина и ширина) основного дока могут быть увеличены с помощью дополнительных понтонов-приставок, которые сращиваются на плаву. Разработана новая технология строительства композитных плавучих доков большой подъемной силы (от 13500 т до 30000 т) и пpaктически любых размеров (длиной более 200 м, шириной более 50 м, высотой понтона до 7 м) из отдельных крупногабаритных частей с последующим  безкессонным  сращиванием корпуса по длине и ширине на плаву без применения подводных работ [3].   При этом металлические башни основного понтона и понтонов-приставок соединяются между собой с помощью сварки. Разработанные новые материалы для железобетонных конструкций на основе модифицированного бетона обеспечивают их долговечность и значительно увеличивают продолжительность эксплуатации в морской воде. Применение таких решений выгодно отличает отечественную технологию строительства композитных плавучих доков от зарубежной. Разработанные новые технологии [4] и построенные по ним доки не имеют аналогов в мировой пpaктике докостроения.

На основе проведенных исследований и конструкторских разработок создано новое поколение современных композитних плавучих доков отечественной конструкции подъемной силы от 8500 т до 30000 т, построенные на новой научной основе и отвечающие всем современным требованиям мирового рынка. Доки имеют автоматизированную систему управления механизмами, электронные системы определения уровня воды в балластных цистернах крена и дифферента, прогиба дока при перегоне и эксплуатации, являются экологически более безопасными, чем их предшественники.

Разработаны новые принципы организации и управления производством, математические модели  строительства доков и других композитных плавучих сооружений, включающие: расчет параметров сетевой модели, управление комплексной подготовкой производства и ресурсами, расчет критериев оптимальности, управление процессом строительства, математические модели стратегического развития завода. Разработаны и внедрены средства механизации трудоемких производственных процессов, в результате чего снижена трудоемкость и продолжительность строительства [5, 6].   

Спроектированные и построенные композитные плавучие доки являются уникальными сооружениями. Они соответствуют классификационным Правилам Российского Морского Регистра судоходства, а их хаpaктеристики  обеспечивают возможность буксировки из порта г. Херсона на Дальний Восток, Камчатку, Кольский полуостров и в другие регионы Земного шара.

Выполненные разработки обеспечили строительство и поставку Заказчикам в 1992-2006 гг. 28 конкурентоспособных на мировом рынке композитных плавучих доков подъемной силы от 8500 т до 28000 т: в Российскую Федерацию, Японию, Южную Корею, Финляндию, Турцию, Болгарию, Вьетнам, Алжир, ОАЭ, а также других железобетонных плавучих сооружений отечественной конструкции украинским предприятиям и в ряд других стран. В том числе для ВМФ Российской Федерации поставлены уникальные доки для утилизации атомных подводных лодок. Спроектированные и построенные на ХГЗ «Паллада» композитные плавучие доки большой подъемной силы и железобетонные понтоны различного назначения пользуются большим спросом во многих странах мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Слуцкий Н Г., Маломан В.Ф., Рашковский А.С. Строительство железобетонных плавучих сооружений в Украине // Рыбное хозяйство Украины. Специальный выпуск «Морские технологии: проблемы и решения - 2004».  -  Керчь: КМТИ, 2004. -  № 7. -  С. 11-14.
  2. Рашковский А.С., Слуцкий Н.Г. Состояние и перспективы строительства композитных плавучих сооружений // Материалы междунар. научн.-техн. конф. «Безопасность мореплавания и ее обеспечение при проектировании и постройке судов» (БМС -  2004). -  Николаев: НУК, 2004. -  С. 85-87. 
  3. Декларац. патент 7809 Україна, В63 В9/00. Спосіб стикування підводних частин залізобетонної плавучої споруди / Слуцький М.Г., Маломан В.Ф.  Заявл. 17.11.04; Опубл. 15.07.05. -  К.: Промислова власність, 2005. -  № 7, кн. 1.  -  С. 5.85.  
  4. Рашковский А.С., Слуцкий Н.Г. Разработка технологии строительства композитных плавучих доков большой подъемной силы // Зб. наук. праць НУК. - Миколаїв: НУК, 2007. -  № 3 (414). - С. 46-55. 
  5. Рашковский А.С., Слуцкий Н.Г., Кошкин К.В. Методологические основы управления проектами строительства композитных плавучих сооружений: Монография. - Николаев: НУК, 2005. - 224 с.
  6. Слуцкий Н.Г., Рашковский А.С. Комплексная подготовка производства при строительстве композитных плавучих доков на ХГЗ «Паллада» // Международный сб. научн. трудов «Прогрессивные технологи и системы  машиностроения» - Донецк: ДонНТУ, 2007. - Вып. 33. - С. 276-282.


СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В БАНКОВСКОМ ДЕЛЕ Статья в формате PDF 256 KB...

20 04 2024 3:53:30

КОЛЛЕДЖ-БАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

КОЛЛЕДЖ-БАЗА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Статья в формате PDF 154 KB...

13 04 2024 23:35:41

ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ УРЕТЕРОГИДРОНЕФРОЗА У ДЕТЕЙ

ПРОБЛЕМЫ ЛЕЧЕНИЯ УРЕТЕРОГИДРОНЕФРОЗА У ДЕТЕЙ Статья в формате PDF 105 KB...

12 04 2024 3:43:27

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ФТОРИДА АММОНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАУЧУКОВ ИЗ ЛАТЕКСОВ

ПЕРСПЕКТИВА ПРИМЕНЕНИЯ ФТОРИДА АММОНИЯ ДЛЯ ВЫДЕЛЕНИЯ СИНТЕТИЧЕСКИХ КАУЧУКОВ ИЗ ЛАТЕКСОВ Изучена коагулирующая способность фторида аммония при выделении каучука из латекса СКС- 30АРК. Исследовано влияние температуры и концентрации раствора фторида аммония на полноту коагуляции. Проведена оценка свойств резиновых смесей и вулканизатов на основе каучука СКС-30 АРК, выделенного из латекса фторидом аммония. ...

06 04 2024 16:15:59

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ТЕСТОВ В РАЗВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОЛЕКУЛЯРНЫХ ТЕСТОВ В РАЗВЕДЕНИИ ЖИВОТНЫХ Изучена активность оксидоредуктаз в митохондриях различных органов свиней трех линий породы СМ-1 новосибирской селекции. Исследована активность цитохромоксидазы, сукцинатдегидрогеназы в митохондриях, супернатанте печении и сердца животных. Анализ всех экспериментальных групп показал, что по изменению ферментативной активности митохондрий лучшими являются свиньи линий Светлого и Совета. Энергию клетке поставляют митохондоии. В состав митохондрий входят цитохромы, в частности, цитохром аа3(цитохромоксидаза), сукцинатдегидрогеназа. Во внутренней митохондриальной мембране приблизительно четвертую часть от общего белка составляют ферменты, которые принимают участие в трaнcпорте электронов и тканевом дыхании: флавопротеиды, цитохромы и ферменты, участвующие в синтезе макроэргов. Остальная часть общего белка внутренней мембраны митохондрий выполняет структурные функции вместе с входящими в ее состав липидами [1]. ...

02 04 2024 9:23:54

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ  ИССЛЕДОВАНИЙ Статья в формате PDF 113 KB...

01 04 2024 5:12:13

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНЕРЦИОННОГО ОБМОЛОТА

Статья в формате PDF 94 KB...

27 03 2024 0:17:58

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА

ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ СРОЧНОЙ СЛУЖБЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕЖНЕГО МЕСТОЖИТЕЛЬСТВА Работа посвящена особенностям вегетативной регуляции сердечного ритма военнослужащих срочной службы в процессе прохождения воинской службы в зависимости от прежнего местожительства. Исследования показали, что у городских военнослужащих уровень напряжения регуляторных механизмов выше, чем у сельских. У городских военнослужащих адаптация к воинской службе протекает с большим напряжением регуляторных механизмов, за счет увеличения активности симпатического звена и субкортикальных уровней регуляции (высших вегетативных центров) наблюдаемое уже на середине и в конце прохождения воинской службы. Усиление степени централизации у них отмечалось уже в середине прохождения воинской службы, в то время как у сельских военнослужащих усиления отмечалось в конце службы. ...

23 03 2024 12:18:40

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕХНОСФЕРЫ И НООСФЕРЫ

ОЦЕНКА ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕХНОСФЕРЫ И НООСФЕРЫ Статья в формате PDF 122 KB...

20 03 2024 10:32:40

ШОЛОМОВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ

ШОЛОМОВ ИЛЬЯ ИВАНОВИЧ Статья в формате PDF 40 KB...

17 03 2024 15:30:19

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::