ПОЛИТИКА ДИСКРЕДИТАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ > Полезные советы
Тысяча полезных мелочей    

ПОЛИТИКА ДИСКРЕДИТАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

ПОЛИТИКА ДИСКРЕДИТАЦИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СОВЕТСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

4273be2a
Новикова Т.М. Статья в формате PDF 141 KB

Публицистика периода Гражданской войны на тему «Религия и церковь» являет собой яркий пример идеологического противостояния новой власти в лице большевиков и ее противников - православных священников, церковных деятелей и религиозно настроенной интеллигенции. В статье автор проанализировал материалы советских газет Иркутской губернии за первую половину 1918 г.

Вскоре после проведения в жизнь большевистских декретов деятелям Советской власти стало ясно, что одни лишь политико-экономические меры против церкви и священнослужителей не приносят желаемых результатов. Напротив, они способствовали внутренней самоорганизации и сплочению Русской православной церкви. Поэтому большие усилия большевики предпринимали по дискредитации РПЦ в прессе, настойчиво устанавливая монопольный контроль над периодическими изданиями. Через газеты власти непрерывно формулировали и внедряли тенденциозную и ложную информацию.

В газетах Восточной Сибири постоянно выходили материалы с критикой деятельности духовенства не только в регионе, но и на общероссийских примерах. Например, среди статей «Сибирской рабоче-крестьянской газеты» (г. Иркутск) выходили материалы под красноречивыми заголовками: «Провокация с церковной кафедры», «Провокационные слухи», «Черносотенцы в Кузнецке», «Рясофорные семеновцы».

Особенно хаpaктерны статьи, рассказывающие об активном участии духовенства в Белом движении на Дальнем Востоке. Их публикация в Иркутске только усиливает сомнение в достоверности, ибо читатель не имел возможности проверить информацию. Например, «Из разговора с участником боя казаком, который сообщил в поезде о возмутительном случае и поступке со стороны духовенства, выясняется следующее: Один из священников Благовещенска с отставным полковником во главе, затащил на колокольню Никольской церкви пулемет и стал обстреливать красную гвардию. В это время мимо церкви проходил отряд красногвардейцев, который попал под огонь пулемета, установленного на колокольне. В этот момент пулеметчики убили в отряде 2 казаков и 5 человек ранили. Казаки бросились к церкви, двери которой были заперты изнутри. Взломав двери, они встретили в колокольне священника и полковника, обыскали их, у них было обнаружено по револьверу, которые и были отобраны. На вопрос, кто стрелял, они ответили незнанием. Казаки, обыскав всю церковь, из людей никого не нашли и пулемет на колокольне стоял один, людей же при нем не было, затем выяснилось, что обстрел из пулемета производили священник и полковник». В этом же номере газеты говорилось о задержании под Иманом в Приморье священника с 2 пулеметами, 250 винтовками, 50 револьверами, 40000 патронов и списком из 300 офицеров, собравшихся в Харбин в отряд Г.М. Семенова. Тут же сообщалось об аресте половины указанных офицеров.

Оба материала кратко пересказал видный большевик В.В. Рябиков в своих воспоминаниях.

Уже в марте 1918 г. привлекались к суду революционного трибунала редактор газеты «Иркутские дни» А. Сечкин и автор статьи «Предварительная цензура» А. Боровский за «злостное напечатание вычеркнутых из «Иркутских Епархиальных ведомостей» советской цензурой провокационных мест».

Разогнав в январе 1918 г. выборное Учредительное собрание, 22 марта большевики приветствовали наказ волостного собрания граждан Осинской волости Балаганского уезда Иркутской губернии: «Уничтожить всякое несменяемое чиновничество, где бы оно ни приютилось: в судах, палатах, банках, школах и церквях, и заменить этих чиновников выборными лицами». Из того же Балаганского уезда 5 днями спустя К. Песков прислал протокол собрания граждан д. Верхне-Рютиной. Собравшиеся протестовали против участия С.Н. Рютина в съезде священников уезда. Он «прежде защищал интересы поповские, а не наши. Мы его не избирали и не посылали». «Священнику Алякринскому делаем выговор, чтобы они на следующий раз не делали подпольно от нас созывать на собрание своих любимцев... И мы не даем свои голоса для попов, этих духовных отцов, которые прежде ярыми были защитниками Николая Кровавого, да пожалуй, что и теперь не прочь».

В статьях обличались священники за участие в «черносотенном» земстве, за «черносотенную агитацию в приленских волостях». Подробно освещались конфликты Советской власти и Красной гвардии с одной стороны, и монахов и верующих с другой в Перми и Солигаличе.

О прекращении выдачи государственных средств на содержание церквей, часовен и совершение религиозных обрядов, а с 14 марта 1918 г. жалования священнослужителям и законоучителям с выдачей 4-х недельного заработка (по постановлению Центрального комиссариата труда) было сообщено в газетах от 21 марта 1918 г.

Также рассказывалось, как лишенные жалования за преподавание Закона Божьего законоучителя на общем собрании решили преподавать бесплатно. Здесь же утверждалось, что «принцип бесплатности проводится весьма оригинально. Созывается общее собрание родителей, на котором постановляют: платить маленькую толику - в месяц по 3 руб. с ученика». Ни места, ни даты собрания не указано. Комиссар милиции 1-го участка г. Иркутска 21 мая 1918 г. сообщал о самовольном строительстве причтом Чудотворской церкви торговых помещений, «видимо для коммерческих целей».

Особенное внимание уделялось борьбе с «провокационными слухами». Например, в Кияйской волости Красноярского уезда «какие-то темные личности» говорили, что скоро в «образе дьявола» прейдет Красная гвардия, и будет отбирать не только хлеб, но и деньги и все имущество.

По данным иркутской газеты, в с. Мочише Ново-Николаевского уезда 17 февраля 1918 г. священник созвал сельское собрание. Он же рассказывал о декрете СНК об отделении церкви от государства, внушая «что комиссары вносят расстройство в православную веру, хотят уничтожить православие». Священник и гражданин Пантюшенко доказывали, что «большевистская власть есть деспотия кучки захватчиков, что они не продержаться долго», призывали прихожан не подчиняться. В защиту Советской власти выступил Пискунов, иначе тpaктуя декрет и доказывая, что «в лице священника и Пантюшенко подымает свою голову контрреволюция, которая недавно подавлена в городе, а теперь пробралась сюда». После речей толпа разошлась с правильными, по версии газеты, разговорами: «Известно, для чего попы стараются смутить народ. Деревня уже достаточно политически дозрела». Аналогичное сообщение было прислано солдатом Старостиным от селений Кударинской волости Верхнеудинского уезда. Священник с. Кудары Турнин высказывал недовольство по адресу Советской власти.

Схожий материал появился 28 марта 1918 г.: в Николаевской церкви г. Красноярска священником Н. Мешалкиным 10 марта было прочитано постановление Поместного Собора. Для газеты «это сплошная ругань по адресу Советского республиканского правительства». Священник же заявил, что комиссары из Смольного собираются отбирать у церквей кресты, чаши, ризы с икон и другие священные предметы, а в заключение призвал организовать дружины для «отражения большевистских захватчиков с сатанинскими замыслами». Автор статьи под псевдонимом «Рабочий» вопрошал: «Известно ли Мешалкину, что Советам дано распоряжение: «Щадя религиозные чувства, не должны быть реквизированы также предметы культа, которые хотя и подлежат реквизиции(!), но почитаются святынями». Если известно, то он, произнеся клевету публично, совершил акт преступления и подлежит суду за оскорбление власти. Во всяком случае, этот факт возмутителен. Иронией в свете последующих событий 1920 г. звучит заключение: «Знайте же граждане, Советская власть является защитницей свободы совести и никогда не станет вторгаться в пределы религии... Таким батюшкам, как отец Мешалкин с таким искаженным миропониманием, с таким полицейским хаpaктером(?), не место настоятеля в Николаевской церкви, среди рабочих».

По газетным данным, в с. Манзурка Верхоленского уезда 28 апреля 1918 г. состоялось общее собрание. Священник сделал сообщение, что местной церковью был сделан военный заем «свободы» на 12000 руб., который из-за декрета об аннулировании займов «улыбнулся» (то есть пропал). Часть крестьян заявило, что «это наш пот и наша кровь, отдать его нам обратно требуем». К счастью, по версии газеты, нашлись умные, заявившие: «Пусть берут наши 12000, пусть забирают для народных нужд монастырские миллиарды и помещичьи. Мы до сих пор страдали, пострадаем и еще немного - нашим детям будет лучше». Общая резолюция собрания такова: «Мы и наши предки воспитывались в духе православной веры, то мы от нее всецело не уклоняемся и будем поддерживать православную веру по учению Христа. А Христос, кажется, не признавал монастырских и церковных золотых залежей».

И последний пример большевистской публицистики мая 1918 г. «В нашем селе (с. Ново-Перуновское, Тальменской волости, Барнаульского уезда) состоялось соглашение между священником С. Третьяковым и прихожанами на все церковные требы. Была выработана плата по таксе, за свадьбу было положено платить по 10 рублей. Но оказалось, что для мирян договоры обязательны, для отцов же духовных они только - бумажка. Так во время одной свадьбы о. Сергий, согласившись сначала венчать за 15 рублей, вдруг в половине службы снимает ризу и идет из церкви, шафер остановил попа и предложил продолжать венчание. Но батюшка, ссылаясь на дороговизну, потребовал 2 рублика надбавки и когда в том было отказано, то не постеснялся оставить молодых и поезжан с зажженными свечами и отправился домой, откуда уже через 2 часа был доставлен в церковь для окончания таинства... Тот же поп, только на другой свадьбе, осердясь на молодого за то, что последний отказался поцеловать его руку, также снял ризу и хотел бросить венчание. Но видно шафера тут были посмелее, они, недолго думая, очевидно, надеясь, что если волосы будут покороче, то ум будет подлиннее, потребовали у трапезника ножницы, чтоб обрезать попу волосы. Тогда поп, виновато улыбаясь и заискивая, торопливо надел ризу и кончил дело. Какое отношение должно создаться у прихожан к таким священникам и нужны ли они прихожанам со своими выкрутасами, пусть каждый подумает сам, прочтя это».

Завершая обзор большевистского мифотворчества, нельзя не упомянуть версию о причастности монахов к выступлению антибольшевистского подполья в Томске. Местные подпольщики составили костяк белых войск, занявших 11 июля 1918 г. г. Иркутск. По воспоминаниям большевиков, 23 мая «в Иоанно-Предтеченском монастыре Томска собрались, переодевшись (!) монахами, офицерская дружина А.Н. Пепеляева и дружина эсеров. Неожиданно прибывшие в монастырь уполномоченные Совдепа (с целью реквизиции продовольствия для детских домов) были расстреляны. В числе казненных оказался заведующий отделом по борьбе с контрреволюцией комиссар Томской ГубЧК Д.И. Кривоносенко». Как могло помочь белым переодевание в монахов в женской обители, не понятно. К слову, в конце мая красногвардейцы жестоко расправились с несколькими задержанными подпольщиками, а изувеченные трупы бросили в реку Томь.

Из общего негативного фона советской публицистики выпадает единственное сообщение. «Желая выстроить новый храм на площади по Гоголевской улице (г. Иркутска), приходской Совет Николо-Иннокентьевской церкви получил дар от советских организаций храм штаба 7-й дивизии, находившийся в с. Михалево».

Таким образом, большевики использовали различные методы дискредитации РПЦ и священнослужителей в периодической печати. Наиболее перспективными направлениями для «разоблачения» являлись: контрреволюционная деятельность, антисоветская пропаганда, участие в черносотенном и белогвардейском движениях, произвол в расценках за требоисправления, ложная тpaктовка декретов Советской власти. Трудно сказать, насколько успешным было идеологическое воздействие большевистской прессы на неискушенную в политике крестьянскую читательскую аудиторию, но, вероятно, определенный успех был достигнут. Исследование по данной теме продолжается.



РОЛЬ ЛИНГВИСТИКИ В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

РОЛЬ ЛИНГВИСТИКИ В РАЗВИТИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ Статья в формате PDF 135 KB...

27 09 2023 10:40:22

Мониторинг за состоянием речных систем г. Белгорода

Мониторинг за состоянием речных систем г. Белгорода Статья в формате PDF 107 KB...

19 09 2023 11:42:34

МОЛЕКУЛЫ СРЕДНЕЙ МАССЫ КАК СУБСТРАТ ЭНДОГЕННОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ ДЕРМАТОЗАХ

МОЛЕКУЛЫ СРЕДНЕЙ МАССЫ КАК СУБСТРАТ ЭНДОГЕННОЙ ИНТОКСИКАЦИИ ПРИ ТЯЖЕЛЫХ ДЕРМАТОЗАХ Изучен качественный и количественный состав молекул средней массы, выделенных из плазмы крови и патологического эпидермиса больных хроническими, тяжелыми дерматозами. В эксперименте in vitro на эритроцитах здоровых лиц установлено, что данные МСМ активируют перекисное окисление липидов, увеличивают сорбционную емкость эритроцитов и влияют на активность ферментов биотрaнcформации. Это позволяет считать, что при дерматозах развивается эндогенная интоксикация как общебиологическая реакция на патологически измененный метаболизм, обусловленная накоплением в крови молекул средней массы. ...

17 09 2023 5:52:17

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Статья в формате PDF 258 KB...

16 09 2023 3:28:25

ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ

ПОНКРАТОВ ПЕТР АНДРЕЕВИЧ Статья в формате PDF 89 KB...

06 09 2023 9:13:57

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМАЛИЗОВАННОМ ВИДЕ

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМАЛИЗОВАННОМ ВИДЕ Представлена система управления в формализованном виде, что облегчает анализ свойств системы, позволяет намечать пути ее совершенствования. ...

05 09 2023 13:22:37

РОЛЬ SE В ТЕЧЕНИИ ЭНДОТОКСИКОЗА ПРИ ГНОЙНО-ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ В ГИНЕКОЛОГИИ

Важнейшим фактором поддержания селенового статуса организма является феномен эндогенного регулирования, который проявляется как в здоровом организме, так и при различных заболеваниях. Клинические исследования гинекологических больных с гнойно-воспалительными заболеваниями позволили установить, что снижение иммунной защиты организма часто сопровождается снижением уровня селена в сыворотке крови. Обследовано 46 больных (18-37 лет). Бактериологическое типирование подтвердило присутствие: Chlamidia trachomonatis; Ureaplasma urealiticum; St. epidermidis; грам (-) флоры; грам (+) флоры; смешанной флоры; E. Colli; дрожжевых клеток; трихомонад. Интервал концентрации селена в сыворотке крови составил 32,0-89,5мкг/л. Средний показатель 64,8 ± 6,3 мкг/л (при норме 115-120 мкг/л). Показатель уровня селена в сыворотке крови доноров г.Пензы составил 81,0 ± 11,7 мкг/л. Была проведена оценка влияния селенодефицита на течение и прогноз эндотоксикоза. Таким образом, авторегулирование антиоксидантного гомеостаза в организме можно рассматривать как функцию иммунитета, а воздействие фармакологических препаратов как один из методов регулирования селенового статуса населения. ...

31 08 2023 19:57:15

«НОВАЯ ЭКОНОМИКА» НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ: МИРОВОЙ КРИЗИС ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ?

«НОВАЯ ЭКОНОМИКА» НА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ: МИРОВОЙ КРИЗИС ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ВЫСШАЯ СТУПЕНЬ РАЗВИТИЯ ЦИВИЛИЗАЦИИ? Приводятся основные показатели развития «информационного общества» в конце 20 века. Охаpaктеризованы взаимосвязи наукоемких производственных технологий и информатики, экономики и математики, экономико-математического моделирования управленческих решений. ...

21 08 2023 18:57:39

Семейные традиции в представлениях подростков

Семейные традиции в представлениях подростков Статья в формате PDF 275 KB...

20 08 2023 19:42:47

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ В РОССИИ Статья в формате PDF 269 KB...

19 08 2023 22:54:43

Еще:
Поддержать себя -1 :: Поддержать себя -2 :: Поддержать себя -3 :: Поддержать себя -4 :: Поддержать себя -5 :: Поддержать себя -6 :: Поддержать себя -7 :: Поддержать себя -8 :: Поддержать себя -9 :: Поддержать себя -10 :: Поддержать себя -11 :: Поддержать себя -12 :: Поддержать себя -13 :: Поддержать себя -14 :: Поддержать себя -15 :: Поддержать себя -16 :: Поддержать себя -17 :: Поддержать себя -18 :: Поддержать себя -19 :: Поддержать себя -20 :: Поддержать себя -21 :: Поддержать себя -22 :: Поддержать себя -23 :: Поддержать себя -24 :: Поддержать себя -25 :: Поддержать себя -26 :: Поддержать себя -27 :: Поддержать себя -28 :: Поддержать себя -29 :: Поддержать себя -30 :: Поддержать себя -31 :: Поддержать себя -32 :: Поддержать себя -33 :: Поддержать себя -34 :: Поддержать себя -35 :: Поддержать себя -36 :: Поддержать себя -37 :: Поддержать себя -38 ::

ТИПЫ БЕРИЛЛИЕВОГО ОРУДЕНЕНИЯ АЛТАЯ

Бериллиевое оруденение в Алтайском регионе образует 4 промышленных типа: комплексные (Be, W, Mo) кварцево-жильные, комплексные кварцево-грейзеновые (Be, W, Mo, Cu), комплексные скарновые (Be, W, Mo) и редкометалльные пегматиты. Месторождения бериллия связаны с постколлизионными гранитоидами, сформировавшимися в результате мантийно-корового взаимодействия. Для рудогенерирующих гранитоидов и пегматитов хаpaктерны аномальные параметры флюидного режима и особенно высокие концентрации HF в магматогенных флюидах. В регионе оруденение бериллия локализуется в пределах Тигирекско-Белокурихинской позднепалеозойско-раннемезозойской металлогенической области. Оруденение представлено преимущественно бериллом, редко – гельвином. Оценены запасы оксида бериллия по категориям В, С1, С2 и прогнозные ресурсы категории Р1.